Технология коллективных способов обучения и их реализация на уроках изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Пименова Елена Валентиновна

Важность и необходимость своих предметов в школе знает каждый учитель, но часто открытым остаётся вопрос, «где пригодятся знания, умения, полученные на уроках?»  Разговоры же о том, что «каждый образованный человек должен быть гармонично развит, обязан знать не только искусство своей страны, но и культурное мировое наследие; уметь со вкусом украсить интерьер своего дома; изготовить своими руками сувенир, открытку для своих друзей», - иногда для учеников не являются убедительными. Поэтому передо мной встал вопрос: как заинтересовать ребёнка, как сделать обучение в школе увлекательным?

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАОУДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра философии и методологии науки

Технология коллективных способов обучения и их реализация на уроках изобразительного искусства

Выполнила: учитель ИЗО и МХК

МОУ «СОШ с. Березовая Лука Духовницкого

 района Саратовской области»

Пименова Елена Валентиновна

Саратов 2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Аннотация_______________________________________ стр.

  1. Введение________________________________________ стр.

  1. Основная часть___________________________________ стр.

  1. Заключение______________________________________ стр.

  1. Список литературы_______________________________ стр.

  1. Аннотация к работе

Давно замечено, что если учащиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. На мой взгляд, самая главная задача учителя -  создание условий для успешного учения школьников, так как они вполне осознают и государственную важность решения этой задачи, и зависимость будущего самих школьников от успехов в овладении знаниями. Учение - ведущий вид  деятельности учащихся, так что успех в овладении знаниями они ощущают как важное жизненное достижение, это поднимает их в собственных глазах, повышает престиж в семье и среди окружающих людей.

В том же направлении действует и природная любознательность человека: познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако, она явно уменьшается по мере перехода из класса в класс. По моему мнению, одной из причин послужило  малое количество часов (1 час в неделю), содержание программ по изобразительному искусству, а  также общая система традиционного обучения последних десятилетий.

Школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками. Уроки ИЗО должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка.

Важность и необходимость своих предметов в школе знает каждый учитель, но часто открытым остаётся вопрос, «где пригодятся знания, умения, полученные на уроках?»  Разговоры же о том, что «каждый образованный человек должен быть гармонично развит, обязан знать не только искусство своей страны, но и культурное мировое наследие; уметь со вкусом украсить интерьер своего дома; изготовить своими руками сувенир, открытку для своих друзей», - иногда для учеников не являются убедительными. Поэтому передо мной встал вопрос: как заинтересовать ребёнка, как сделать обучение в школе увлекательным?

Для того чтобы поднять престиж предмета я стараюсь  как можно  шире применить различные художественные техники и материалы прикладной деятельности, так как моя задача, как  учителя, заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника положительного  мотива к учебно-познавательной деятельности по предмету «Изобразительное искусство».

  1. Введение

Одна из актуальных задач эстетического воспитания — развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Художественная деятельность как неотъемлемая часть процесса эстетического воспитания представляет собой совокупность трех видов деятельности: восприятие (потребление искусства), эстетические знания (искусствознание) и непосредственная художественная деятельность, направленная на созидание прекрасного в себе и вокруг себя. Если учесть, что человек живет среди людей и является носителем национальной и социальной культуры общества, то его эстетические взгляды и суждения во многом созвучны с общественными представлениями о прекрасном. Для понимания и приятия чуждого эстетического опыта, для апробации личных эстетических суждений и результатов художественного творчества надо обладать коммуникативными способностями, т.е. способностью к общению, в том числе и в эстетической деятельности.

Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения?

В настоящее время формирование культуры общения — одна из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. Рассматривая коллективную деятельность как продуктивное общение, педагоги высоко оценивают ее роль в развитии социальной активности. В коллективной деятельности социальная активность проявляется в двух формах: общение и общественно значимый результат. Общение в процессе коллективной деятельности — это средство передачи полезной информации и практического опыта, средство формирования культуры самого общения.

  1. Технология коллективных способов обучения и их реализация на уроках изобразительного искусства

Коллективная художественная деятельность сегодня — комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Её результат — общий успех, оказывающий положительное влияние как на коллектив в целом, так и на каждого ученика в отдельности.

Цель такой деятельности — учиться видеть себя и других в процессе совместного творчества.

Совместная творческая деятельность является возможностью проявления истинной человечности в отношениях между детьми, их сплочению.

В процессе коллективной работы учитель может наблюдать за постепенно меняющимися отношениями между учащимися. Личные симпатии и антипатии влияют на процесс художественной деятельности в первых коллективных работа, и при дальнейшем ведении коллективной деятельности деловые отношения начинают оказывать влияние на личностные связи. Совместная деятельность положительно влияет на внутренний климат в коллективе, сдруживает детей.

Коллективная изобразительная деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:

- информационная — обмен чувственной и познавательной информацией;

—контактная — готовность к приему и передаче информации;

—координационная — согласование действий и организация взаимодействия;

—перцептивная — восприятие и понимание друг друга;

—развивающая — изменение личностных качеств участников деятельности.

Подлинная коллективность предполагает не только наличие четких организационных связей, эффективно-продуктивную организацию дел, но и нравственную потребность в другом человеке, которая основывается на общем коллективном сознании. В качестве критериев подлинной коллективности, способствующей развитию коллективного творчества, выступают следующие показатели:

—общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности;

—неограниченность индивидуально-творческого проявления, наличие условий самовыражения и самореализации каждого;

—гуманистический характер общения, составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий, защищенность личности от произвола;

—доверие и взаимопомощь (между членами коллектива);

—сочетание ролевого и личностного взаимодействия с периодической сменой лидеров.

Таким образом, коллективная деятельность определяется педагогами как равноправное личностное взаимодействие учащихся, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потенциала и комфортности.

Коллективная работа, как правило, делится на несколько этапов.

1)Подготовительный этап. В него входят экскурсии, беседы, обсуждение прочитанных книг и просмотренных фильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций и др., что позволяет детям углубить свои познания в теме будущей работы, помогает сформировать им яркие образы, которые вызывают желание попробовать их воплотить в собственном творчестве.

2)Основной этап - этап выполнения работы. Он включает планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель не только дать детям возможность воплотить образы окружающего мира, но и создать в ходе работы условия для взаимодействия детей, содействовать формированию у них умений работать в коллективе, художественно-эстетическому развитию. Планирование - немаловажная составляющая этого этапа, так как от того, как вы подготовитесь к проведению коллективной работы, зависит слаженность ваших действий, своевременное выполнение заданий. Оценка коллективной работы - осмысление проделанной работы, подведение итогов.

3)Заключительный этап - это период взаимодействия учеников с уже завершенной работой, велико воспитательное значение этого этапа. Учащиеся радуются законченной работе, она вдохновляет их на новые свершения.

 Выделяем три основные формы коллективной деятельности на занятиях изобразительного искусства:

-  фронтальная - соединение индивидуальных рисунков, сделанных с учетом поставленной перед ребятами задачи;

-комплексная (групповая) - каждый учащийся делает свою часть задания, заранее предвидя общий результат и согласовывая свою деятельность с работой других учащихся;

-коллективно-производственная- каждый ученик делает только одну определенную операцию.

Педагог  при всей простоте данной работы должен выполнить ряд условий, от которых зависит успех и качество результата коллективной работы:

1.Педагог должен подробно продумать композицию коллективной работы, подобрать цвета, определить размер и положение общей плоскости.

2.Педагогу необходимо выбрать художественный материал для работы и технику её исполнения.

3.Педагог должен определить размеры деталей, их соразмерность в общей композиции относительно общего размера листа или пространства.

4.Он может выбрать помощников для составления общей композиции. Каждый раз можно выбирать новых помощников, давая возможность каждому ребенку попробовать себя в этой роли.

Место коллективной деятельности в учебно-воспитательном процессе

Коллективная изобразительная деятельность предполагает единый информационный уровень подготовленности ее участников и относительно одинаковый уровень их изобразительных умений и навыков, так как только это гарантирует равную ответственность учащихся за качество результата совместной деятельности. Поэтому необходимо, чтобы каждая коллективная работа была по возможности более органично связана с системой выполняемых ранее учащимися заданий, являясь как бы их итогом. Например, выполнению учащимися 4 класса коллективной композиции «Страна теремная» предшествуют следующие уроки:

—«Путешествие в теремную страну» (информация по теме), знакомство с особенностями теремного зодчества Древней Руси, выполнение линейных зарисовок русской теремной архитектуры;

—знакомство с резным декором русского деревянного зодчества, развитие умений составлять геометрический орнамент в полосе и совершенствование навыков силуэтного вырезывания на примере элементов декора русского терема;

—выполнение изображения по мотивам русского теремного зодчества, работа в малых группах над совместным изображением терема в технике аппликации и составление коллективного панно «Страна теремная».

В методике преподавания изобразительного искусства коллективная деятельность определяется как прием обобщения знаний учащихся, полученных в течение цикла уроков, объединенных единой тематикой. Коллективная деятельность часто используется в качестве методики ведения итогового урока четверти.

Например, в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» 2 класс, IV четверть «Как говорит искусство» завершается конструированием макета нового микрорайона; 4 класс, I четверть «Искусство твоего народа» — созданием коллективного панно на тему народного праздника; 7 класс, III четверть «Декор, человек, общество, время» — выполнением коллективных панно для игр-викторин, отражающих проявление стиля разных эпох в интерьере, одежде, утвари, а IV четверть «Современное декоративное искусство» завершается большой коллективной композицией (работа в течение пяти уроков), предназначенной для оформления интерьера школы.

В программе «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» также рекомендуется использовать коллективные работы в качестве метода обобщения знаний и умений учащихся, полученных в течение нескольких уроков. Например, тему «Орнамент — образ эпохи», посвященная искусству Древнего Египта, можно организовать следующим образом:

1-й урок. Изображение главных элементов растительного древнеегипетского орнамента.

2-й урок. Выполнение эскиза колонн с мотивами лотоса, папируса для украшения капителей.

3-й урок. Составление композиции орнамента с растительными и зооморфными мотивами древнеегипетского орнаментального искусства.

4-й урок. Выполнение эскиза ювелирных украшений с изображением священного жука — скарабея.

5-й урок. Составление композиции «Утро египетской царицы» с использованием предметов: клафт — головной убор, футлярообразное платье, украшения, коробочки с косметикой, мебель, туалетный столик.

6-й урок. Коллективная работа. Декоративное панно «Прогулка фараона с царицей на лодке по реке», «Птицы и рыбы в зарослях тростника».

В календарно-тематическом планировании я завершаю тематический цикл занятий по изобразительному искусству уроком коллективной художественной деятельности. Чаще всего такими уроками завершаются четверть, год.

Совместная деятельность на уроках обобщения знаний учащихся предполагает систематизацию и закрепление большого объема знаний и умений учащихся, поэтому я использую на итоговых уроках совместно-взаимодействующую форму коллективной деятельности. Такая форма позволяет организовать работу детей в разнотематических группах, задания которых отражают темы уроков всего цикла, всей четверти. Например: «Город моей мечты», «Бал в замке Спящей красавицы», «В русской избе», «Зимняя сказка», «Аквариум»  и т.д.

  1. Заключение

Коллективная художественно-творческая деятельность позволяет повысить интерес детей к изобразительной деятельности, улучшить отношения в коллективе, достигнуть эффективности обучения. Полученные результаты могут быть разными, но при этом качество художественной деятельности детей повысится несомненно, так как коллективно-творческая деятельность эффективна в процессе обучения и позволяет педагогу выйти на новый уровень исследования или эксперимента.

  1. Список литературы
  1. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. Я.И. Ковальчук – М., «Просвещение», 1981
  2. Изобразительное искусство в школе, 2001 , № 3. Стр. 59 . Развитие творческого воображения учащихся художественного класса школы искусств. Н.И.Пронина.

И.Красильников.

  1. // Искусство в школе. 2001, № 1. Как пройти в город Художников. Ю.Полуянов.
  2. // Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.
  3. Педагогические теории, системы и технологии обучения. Т.В.Машарова – Киров , 1997
  4. Современные образовательные технологии. Г.К.Селевко. – М. «Народное  образование», 1998
  5.   Формирование  личности: проблем комплексного подхода в процессе воспитания школьника. ( под.ред. Г.Н.Филонова – М., «Педагогика», 1983 . стр.50


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная педагогическая технология "ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ Пары сменного состава "

Normal style=\'text-align:justify\'>Целевые установки рассматриваемой технологии: Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности в ЧС)Развитие коммуникативн...

Модель современного урока. Применение технологии "Коллективный способ обучения" на уроках русского языка

Вашему вниманию предлагается описание технологии "Коллективный способ обучения" и её практического применения на уроках русского языка в 7 и 8 классах по темам: "Правописание гласных в корне слова" , ...

Использование технологии «Коллективный способ обучения по Ривину – Дьяченко» на уроках русского языка

1. Введение.2. Теоретическая часть:1) концептуальные основы технологии;2) особенности содержания и сущностные характеристики КСО;3) методики технологии КСО;3. Практическая часть:1) конспект урока русс...

Открытый урок математики для 6 класса по технологии коллективного способа обучения.

Данная разработка  была создана для участия в 4 межшкольной научной сессии " Развитие образовательноq среды" в марте 2014 года.Математика 6 класс, тема урока " Длина окружности и площадь кру...

Использование технологии коллективного способа обучения на уроках английского языка Зайцева С.Г.

Использование технологии  коллективного способа обучения на уроках английского языка  (методические рекомендации)  Выполнила:Зайцева С.Г.учитель английского языкаМОУ «СОШ № 7...

Технология коллективного взаимодействия и совместной творческой деятельности на уроках изобразительного искусства.

Текст доклада на IV Международной научно-практической конференции "Совре менный ребенок в мире искусства."Санкт-Петербург, (1-2 ноября, 2011)....

«РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Технология коллективного способа обучения позволяет развивать у обучающихся самостоятельность и коммуникативные умения.  Сочетание различных организационных форм, коллективные способы обучения об...