Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Тимченко Татьяна Геннадьевна

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе

По программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство»

№ урока

Дата урока

Тема урока

Кол-во часов

Основное

содержание урока

Основные виды деятельности учеников

Виды контроля

Домашнее задание

1

Урок- беседа «Изобразительное искусство в семье пластических искусств»

1

Виды изобразительного искусства Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные

и декоративные. Художественные материалы

и их выразительность в изобразительном искусстве.

Сообщение новых знаний. Коллективный коллаж по видам искусства.

Постановка проблемных ситуаций

Подобрать иллюстрации к разным видам искусства.

С.8-24 учебника

Л.А.Неменской «Искусство в жизни человека»

2

Рисунок – основа изобразительного творчества.

Линия и её выразительные возможности

1

Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства.

 Виды рисунка. Подготовительный рисунок

как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Изображение на плоскости с натуры.  Зарисовка с натуры отдельных растений.

Изображение на плоскости по представлению. Выполнение по представлению линейного рисунка.

Фронтальный опрос. Проверка поисковой работы.                          

Фронтальный опрос.              

Карандаши разной твёрдости, бумага

Чёрная бумага

Клей

Ножницы

Салфетка

С.24-34 уч.

3

Пятно
как средство выражения. Композиция
как ритм пятен

1

«Формула» хорошей работы – «линия» плюс «пятно». Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: тёмное – светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно .

Конструктивная работа. Выполнение силуэта в технике аппликации.

Проверка домашних работ учащихся.

Подумать над созданием осеннего пейзажа.

С.34-38 уч.

4

Цвет. Основы цветоведения.

1

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

Изображение на плоскости по представлению. Фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой цвета.

Фронтальный опрос.              

Подобрать живописные материалы

5

Цвет
в произведениях живописи.

1

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Растяжка цвета. Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Пуантилизм. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д

Изображение на плоскости по представлению. Изображение осеннего букета с разным настроением.

Фронтальный опрос.              

Подумать над созданием букета с разным настроением

С. 38-43

6

Объёмные изображения
в скульптуре.

Выразительные возможности объёмного изображения.  Связь объёма с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы

в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др. – и их выразительные свойства.

Изображение в объёме по представлению. Изготовление объёмного изображения животных в разных материалах.

Проверка домашних работ учащихся.

Оформить лучшую работу по темам 1четверти

7

Основы языка изображения (обобщение темы).

1

Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.

Урок-викторина

Найти дома памятные вещи для семьи, узнать их историю у родителей.

8

Урок-беседа «Реальность и фантазия
в творчестве художника»

1

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность

и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.

Сообщение новых знаний. Коллективный коллаж по видам искусства.

Устный опрос.        

Гуашь, кисти, Цветная бумага

Клей

Ножницы

Салфетка

Циркуль

С.54-58 уч.

9

Изображение предметного мира - натюрморт.

1

Многообразие форм изображения мира вещей

в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Плоскостное изображение.

Индивидуальная практическая работа. Выполнение натюрморта из плоских изображений знакомых предметов.

Устный опрос.        

Клей

Ножницы

Салфетка

Плотная бумага

С. 58-62 уч.

10

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы

Конструктивная работа. Конструирование
из бумаги простых геометрических тел.

Фронтальный опрос.              

Карандаш, мелки, уголь, бумага

С. 62-64 уч.

11

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

1

Плоскость и объём. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объёмного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объёмного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Изображение на плоскости с натуры.                    Изображения конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовки).

Фронтальный опрос.    Проверка домашних работ учащихся.          

Чёрная и белая гуашь, кисти, бумага.

С. 64-68 уч.

12

Освещение. Свет и тень.

1

Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.

Изображение на плоскости с натуры.                    Изображение геометрических тел с боковым освещением.

Проверка домашних работ учащихся.

Бумага, картон, ножницы, клей, гуашь, валик.

С. 68-76

13

Натюрморт в графике.

1

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Гравюра, её виды и выразительные возможности. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Декоративная и конструктивная работа. Выполнение оттиска с аппликации на картоне.

Проверка домашних работ учащихся.

Принести предметы для составления натюрморта.

Живописные материалы

14

Цвет
в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта

1

Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Изображение на плоскости по представлению. Самостоятельное составление натюрморта, выполнение натюрморта в цвете.

Урок-обобщение. Выставка работ учащихся

Фронтальный опрос.              

Оформить лучшую работу по темам 2четверти

Подготовить сообщения о художниках-портретистах разных эпох

15

Урок-беседа «Образ человека – главная тема в искусстве»

1

Виды портрета (парадный и лирический, социальный, психологический, автопортрет, костюмированный и др.). История возникновения и развития жанра портрета.  Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

Изучение художественного наследия. Выступления учащихся о художниках-портретистах.

Проверка поисковой работы.            

Выучить записи в тетради.

Чёрная и белая гуашь, кисти, бумага

С. 90-102 уч.

16

Конструкция головы человека и её пропорции.

1

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Изображение головы
с  соотнесёнными
по-разному деталями лица

Фронтальный опрос.              

Карандаши разной твёрдости, уголь

С. 102-106 уч.

17

Изображение головы человека в пространстве.

1

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции  и бесконечность индивидуальных особенностей  и физиономических типов.

Объёмное конструктивное изображение головы человека

Проверка домашних работ учащихся.

Графическая практика (дорисовывание черт  лица по готовой половине)

С. 106-108 уч.

18

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1

Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Образ (индивидуальные особенности, характер, настроение) человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

Изображение на плоскости с натуры                    Рисунок с натуры  головы одноклассника  в разных ракурсах.

Проверка домашних работ учащихся.

Принести пластилин, круглые сосуды

для каркаса головы. Выбрать литературного героя

для лепки.

19

Портрет в скульптуре.

1

Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет

в истории искусства. Выразительные возможности, материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи

в скульптурном портрете.

Изображение в объёме с натуры. Лепка головы выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.

Фронтальный опрос.   Проверка поисковой работы.                        

Уголь или тушь, карандаш, бумага.

С. 108-112 уч.

20

Сатирические образы человека.

1

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Изображение на плоскости по представлению. Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей.

Проверка домашних работ учащихся. Проверка поисковой работы.            

Чёрная бумага

Клей

Ножницы

Салфетка

С. 116-120 уч.

21

Образные возможности освещения
в портрете

1

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение  против света, контрастность освещения.

Изображение на плоскости с натуры                    Изображение профиля головы человека в технике аппликации

Устный опрос.        

Альбом, карандаш

С. 120-122 уч.

22

Портрет
в живописи.

1

Роль и место живописного портрета в истории искусства.  Обобщённый образ человека

в живописи Возрождения, в XVII – XIX веках, в XX веке

Изображение на плоскости с натуры                    Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.

Фронтальный опрос.              

Гуашь или акварель, кисти, бумага

23

Портрет
в живописи.

1

Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

Изучение художественного наследия. Выполнение в цвете композиций портретов известных художников.

Устный опрос.        

Принести семейные фотографии.

24

Роль цвета в портрете.

1

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

Индивидуальная практическая работа Создание автопортрета или портрета близкого человека

Проверка домашних работ учащихся.

Гуашь или акварель, кисти, бумага

С. 122-126 уч

25

Жанры в изобразительном искусстве.

1

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры

в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.

Сообщение новых знаний. Выступления учащихся о русских художниках-пейзажистах.

Устный опрос.        

Альбом, карандаш

С. 138-142 уч.

26

Изображение пространства.

1

Виды перспективы. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Пространство иконы и его смысл. Открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.

Индивидуальная практическая работа Зарисовка человека в городе по правилам линейной перспективы

Фронтальный опрос.      Проверка домашних работ учащихся.        

Альбом, карандаш

С. 142-146 уч.

27

Правила линейной
и воздушной перспективы.

1

Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Перспективные сокращения – уменьшение удалённых предметов. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.

Изображение по памяти уходящей вдаль аллеи с  соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.

Фронтальный опрос.   Проверка домашних работ учащихся.          

Гуашь, кисти, Цветная бумага

Клей

Ножницы

Салфетка

С. 146-148 уч.

28

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

1

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

Коллективное изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир»

Проверка домашних работ учащихся.

Гуашь или акварель, кисти, бумага

С. 148-152 уч.

29

Пейзаж-настроение. Природа и художник.

1

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Создание с помощью цвета художественного образа природы, передача настроения в рисунке.

Создание пейзажа-настроения – работа по представлению и памяти.

Устный опрос.       Проверка поисковой работы.              

Гуашь или акварель, кисти, бумага

С. 152-156 уч.

30

Городской пейзаж.

1

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XXвека. Рационально организованная руками человека пространственная среда городского пейзажа, включающая в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.

Создание графической композиции «Мой  любимый город»

Проверка домашних работ учащихся.

Оформить лучшую работу по темам 4четверти

31

Урок-обобщение «Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл»

1

Значение изобразительного искусства в жизни людей и его виды. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Понимание искусства – труд души. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

Обобщение материала учебного года. Пейзаж, портрет, натюрморт в музеях искусств. Занимательная викторина. Выставка работ учащихся.

Викторина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству. 1 класс

Календарно - тематическое планирование создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования второго поколения (ФГОС), на о...

Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству. 2 класс

Календарно -  тематическое планирование создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования второго поколения (ФГОС)...

Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству. 3 класс

Календарно -  тематическое планирование создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования второго поколения (ФГОС)...

Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству. 4 класс

Календарно -  тематическое планирование создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования второго поколения (ФГОС)...

Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству. 5 класс

Календарно -  тематическое планирование создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования второго поколения (ФГОС),...

Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству. 6 класс

Календарно -  тематическое планирование создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования второго поколения (ФГОС),...