Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе
    учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

    Тимченко Татьяна Геннадьевна

    Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе

    По программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство»

    № урока

    Дата урока

    Тема урока

    Кол-во часов

    Основное

    содержание урока

    Основные виды деятельности учеников

    Виды контроля

    Домашнее задание

    1

    Урок- беседа «Изобразительное искусство в семье пластических искусств»

    1

    Виды изобразительного искусства Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные

    и декоративные. Художественные материалы

    и их выразительность в изобразительном искусстве.

    Сообщение новых знаний. Коллективный коллаж по видам искусства.

    Постановка проблемных ситуаций

    Подобрать иллюстрации к разным видам искусства.

    С.8-24 учебника

    Л.А.Неменской «Искусство в жизни человека»

    2

    Рисунок – основа изобразительного творчества.

    Линия и её выразительные возможности

    1

    Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства.

     Виды рисунка. Подготовительный рисунок

    как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок

    Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

    Изображение на плоскости с натуры.  Зарисовка с натуры отдельных растений.

    Изображение на плоскости по представлению. Выполнение по представлению линейного рисунка.

    Фронтальный опрос. Проверка поисковой работы.                          

    Фронтальный опрос.              

    Карандаши разной твёрдости, бумага

    Чёрная бумага

    Клей

    Ножницы

    Салфетка

    С.24-34 уч.

    3

    Пятно
    как средство выражения. Композиция
    как ритм пятен

    1

    «Формула» хорошей работы – «линия» плюс «пятно». Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: тёмное – светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно .

    Конструктивная работа. Выполнение силуэта в технике аппликации.

    Проверка домашних работ учащихся.

    Подумать над созданием осеннего пейзажа.

    С.34-38 уч.

    4

    Цвет. Основы цветоведения.

    1

    Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

    Изображение на плоскости по представлению. Фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой цвета.

    Фронтальный опрос.              

    Подобрать живописные материалы

    5

    Цвет
    в произведениях живописи.

    1

    Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Растяжка цвета. Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Пуантилизм. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д

    Изображение на плоскости по представлению. Изображение осеннего букета с разным настроением.

    Фронтальный опрос.              

    Подумать над созданием букета с разным настроением

    С. 38-43

    6

    Объёмные изображения
    в скульптуре.

    Выразительные возможности объёмного изображения.  Связь объёма с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы

    в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др. – и их выразительные свойства.

    Изображение в объёме по представлению. Изготовление объёмного изображения животных в разных материалах.

    Проверка домашних работ учащихся.

    Оформить лучшую работу по темам 1четверти

    7

    Основы языка изображения (обобщение темы).

    1

    Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.

    Урок-викторина

    Найти дома памятные вещи для семьи, узнать их историю у родителей.

    8

    Урок-беседа «Реальность и фантазия
    в творчестве художника»

    1

    Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность

    и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.

    Сообщение новых знаний. Коллективный коллаж по видам искусства.

    Устный опрос.        

    Гуашь, кисти, Цветная бумага

    Клей

    Ножницы

    Салфетка

    Циркуль

    С.54-58 уч.

    9

    Изображение предметного мира - натюрморт.

    1

    Многообразие форм изображения мира вещей

    в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

    Плоскостное изображение.

    Индивидуальная практическая работа. Выполнение натюрморта из плоских изображений знакомых предметов.

    Устный опрос.        

    Клей

    Ножницы

    Салфетка

    Плотная бумага

    С. 58-62 уч.

    10

    Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

    1

    Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы

    Конструктивная работа. Конструирование
    из бумаги простых геометрических тел.

    Фронтальный опрос.              

    Карандаш, мелки, уголь, бумага

    С. 62-64 уч.

    11

    Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

    1

    Плоскость и объём. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объёмного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объёмного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

    Изображение на плоскости с натуры.                    Изображения конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовки).

    Фронтальный опрос.    Проверка домашних работ учащихся.          

    Чёрная и белая гуашь, кисти, бумага.

    С. 64-68 уч.

    12

    Освещение. Свет и тень.

    1

    Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.

    Изображение на плоскости с натуры.                    Изображение геометрических тел с боковым освещением.

    Проверка домашних работ учащихся.

    Бумага, картон, ножницы, клей, гуашь, валик.

    С. 68-76

    13

    Натюрморт в графике.

    1

    Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Гравюра, её виды и выразительные возможности. Печатная форма (матрица) и оттиски.

    Декоративная и конструктивная работа. Выполнение оттиска с аппликации на картоне.

    Проверка домашних работ учащихся.

    Принести предметы для составления натюрморта.

    Живописные материалы

    14

    Цвет
    в натюрморте.

    Выразительные возможности натюрморта

    1

    Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

    Изображение на плоскости по представлению. Самостоятельное составление натюрморта, выполнение натюрморта в цвете.

    Урок-обобщение. Выставка работ учащихся

    Фронтальный опрос.              

    Оформить лучшую работу по темам 2четверти

    Подготовить сообщения о художниках-портретистах разных эпох

    15

    Урок-беседа «Образ человека – главная тема в искусстве»

    1

    Виды портрета (парадный и лирический, социальный, психологический, автопортрет, костюмированный и др.). История возникновения и развития жанра портрета.  Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

    Изучение художественного наследия. Выступления учащихся о художниках-портретистах.

    Проверка поисковой работы.            

    Выучить записи в тетради.

    Чёрная и белая гуашь, кисти, бумага

    С. 90-102 уч.

    16

    Конструкция головы человека и её пропорции.

    1

    Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

    Изображение головы
    с  соотнесёнными
    по-разному деталями лица

    Фронтальный опрос.              

    Карандаши разной твёрдости, уголь

    С. 102-106 уч.

    17

    Изображение головы человека в пространстве.

    1

    Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции  и бесконечность индивидуальных особенностей  и физиономических типов.

    Объёмное конструктивное изображение головы человека

    Проверка домашних работ учащихся.

    Графическая практика (дорисовывание черт  лица по готовой половине)

    С. 106-108 уч.

    18

    Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

    1

    Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Образ (индивидуальные особенности, характер, настроение) человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

    Изображение на плоскости с натуры                    Рисунок с натуры  головы одноклассника  в разных ракурсах.

    Проверка домашних работ учащихся.

    Принести пластилин, круглые сосуды

    для каркаса головы. Выбрать литературного героя

    для лепки.

    19

    Портрет в скульптуре.

    1

    Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет

    в истории искусства. Выразительные возможности, материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи

    в скульптурном портрете.

    Изображение в объёме с натуры. Лепка головы выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.

    Фронтальный опрос.   Проверка поисковой работы.                        

    Уголь или тушь, карандаш, бумага.

    С. 108-112 уч.

    20

    Сатирические образы человека.

    1

    Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

    Изображение на плоскости по представлению. Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей.

    Проверка домашних работ учащихся. Проверка поисковой работы.            

    Чёрная бумага

    Клей

    Ножницы

    Салфетка

    С. 116-120 уч.

    21

    Образные возможности освещения
    в портрете

    1

    Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение  против света, контрастность освещения.

    Изображение на плоскости с натуры                    Изображение профиля головы человека в технике аппликации

    Устный опрос.        

    Альбом, карандаш

    С. 120-122 уч.

    22

    Портрет
    в живописи.

    1

    Роль и место живописного портрета в истории искусства.  Обобщённый образ человека

    в живописи Возрождения, в XVII – XIX веках, в XX веке

    Изображение на плоскости с натуры                    Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.

    Фронтальный опрос.              

    Гуашь или акварель, кисти, бумага

    23

    Портрет
    в живописи.

    1

    Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

    Изучение художественного наследия. Выполнение в цвете композиций портретов известных художников.

    Устный опрос.        

    Принести семейные фотографии.

    24

    Роль цвета в портрете.

    1

    Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

    Индивидуальная практическая работа Создание автопортрета или портрета близкого человека

    Проверка домашних работ учащихся.

    Гуашь или акварель, кисти, бумага

    С. 122-126 уч

    25

    Жанры в изобразительном искусстве.

    1

    Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры

    в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.

    Сообщение новых знаний. Выступления учащихся о русских художниках-пейзажистах.

    Устный опрос.        

    Альбом, карандаш

    С. 138-142 уч.

    26

    Изображение пространства.

    1

    Виды перспективы. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Пространство иконы и его смысл. Открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.

    Индивидуальная практическая работа Зарисовка человека в городе по правилам линейной перспективы

    Фронтальный опрос.      Проверка домашних работ учащихся.        

    Альбом, карандаш

    С. 142-146 уч.

    27

    Правила линейной
    и воздушной перспективы.

    1

    Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Перспективные сокращения – уменьшение удалённых предметов. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.

    Изображение по памяти уходящей вдаль аллеи с  соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.

    Фронтальный опрос.   Проверка домашних работ учащихся.          

    Гуашь, кисти, Цветная бумага

    Клей

    Ножницы

    Салфетка

    С. 146-148 уч.

    28

    Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

    1

    Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

    Коллективное изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир»

    Проверка домашних работ учащихся.

    Гуашь или акварель, кисти, бумага

    С. 148-152 уч.

    29

    Пейзаж-настроение. Природа и художник.

    1

    Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Создание с помощью цвета художественного образа природы, передача настроения в рисунке.

    Создание пейзажа-настроения – работа по представлению и памяти.

    Устный опрос.       Проверка поисковой работы.              

    Гуашь или акварель, кисти, бумага

    С. 152-156 уч.

    30

    Городской пейзаж.

    1

    Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XXвека. Рационально организованная руками человека пространственная среда городского пейзажа, включающая в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.

    Создание графической композиции «Мой  любимый город»

    Проверка домашних работ учащихся.

    Оформить лучшую работу по темам 4четверти

    31

    Урок-обобщение «Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл»

    1

    Значение изобразительного искусства в жизни людей и его виды. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Понимание искусства – труд души. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

    Обобщение материала учебного года. Пейзаж, портрет, натюрморт в музеях искусств. Занимательная викторина. Выставка работ учащихся.

    Викторина.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    тематическое планирование по изобразительному искусству для 6 класса

    Тематическое планирование составлено по программе Б.М. Неменского....

    Тематическое планирование по изобразительному искусству (курс 6 класса), Тема урока: "Пейзаж в живописи".

    Урок по теме "Пейзаж в живописи" является пятым уроком в теме "Изобразительное искусство и мир природы" курса 6 класса. На предыдущих уроках дети изучали историю возникн...

    Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 6 классе (ФГОС)

    Данный материал содержит календарно-тематическое планирование уроков ИЗО в 6 классах (ФГОС).Предметная линия учебников под редакцией Т.Я. Шпикаловой....