Рабочая программа по ИЗО 5-7кл. по программе Б.М.Неменского
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс) на тему

Черноусова Ольга Владимировна

Рабочая программа по курсу ИЗО 5-7кл. по программе Б.М.Неменского 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programa_po_izo_5-7kl.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Ельцовская средняя общеобразовательная школа»

Шипуновского района Алтайского края

Рассмотрена и рекомендована

 к утверждению на заседании

методического совета школы,  

протокол № ____,  

от «____»____________2015г.

               «Утверждаю»      

Директор ___________/

Чернышева Л.В./ Приказ №_______,

от «____»____________2015г.

Рабочая учебная программа

по ИЗО

5-7 классы

(основная ступень обучения)

 2015-2016 учебный год

                           

                            Учитель  технологии, ИЗО, ОБЖ,  МХК

                                                                                                                                                                            (предмет)    

                                                      I квалификационной категории

                                                     

                                                        Черноусова Ольга Владимировна

                                                                                                                                     

Ельцовка 2015

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями

  1. Закона РФ «Об образовании»
  2. Обязательного минимума содержания среднего  (полного) общего образования (Приказ МО РФ от  30.06.99 №56)
  3. Примерной образовательной программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ, рекомендованной (допущенной) МО РФ, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 2010г. (под редакцией Б.М.Неменского)
  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и науки РФ к использованию  в образовательном процессе в образовательных  учреждениях

Цели и задачи изучения предмета.

Цели художественного образования:

  1. Формирование духовной культуры личности.
  2. Овладение национальным культурным наследием.
  3. Приобщение к общечеловеческим ценностям.

При изучении изобразительного искусства на ступени основного общего образования должны быть необходимо решать следующие задачи:

1.развивать художественно-творческие способности учащихся, образное и ассоциативное мышление, фантазию, зрительно-образную память эмоционально-эстетическое восприятие действительности.

2.воспитывать культуру восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

3.осваивать знания об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

4.овладевать умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

5.формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности.

Срок реализации программы.

Программа рассчитана на 2015-2016учебный год.

Срок реализации программы 1 год.

Место предмета в учебном плане.

Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 105 учебных часов, из расчёта по 35 учебных часов в 5-м, 6-м и 7-м классах по 1часу в неделю. Кроме того, согласно Приказа директора школы №46-09 от 31.08.2015г. добавлены 0,25часа для организации надомного обучения в 7-м классе по программе VIII вида.

Форма промежуточной аттестации:

Аттестация (оценка) за четверть и год.

Используемые формы и методы обучения.

Для успешной реализации данной рабочей программы основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Основными видами занятий являются:

- рисование с натуры (рисунок, живопись),

- рисование на темы и иллюстрирование (композиция),

- декоративная работа,

- аппликация с элементами дизайна,

- беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценивания результатов обучения.

Для успешной реализации данной рабочей программы для проверки и оценивания знаний я использую:

- контроль выполнения упражнений,

- ответы на вопросы,

- контроль выполнения практических работ.

Структура программы

Рабочая  программа включает следующие разделы:

  • пояснительная записка;
  • учебно-тематический план;
  • учебно-методическое обеспечение;
  • календарно-тематическое планирование;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • критерии оценок по предмету;
  • лист внесения изменений.

Общая характеристика предмета.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В примерных программах выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации и которые могут стать основой тематизма рабочих, авторских программ. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Содержание обучения в примерной программе дано крупными блоками. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, варьировать содержание учебников, различными средствами распределять учебный материал и время для его изучения как внутри одного класса, так и между классами.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются:

познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности;

информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации;

рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

Результаты обучения.

В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях России и мира; овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения; объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывании суждений о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы); пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
V-VII классы (105 часов)

Изобразительное искусство, его виды и жанры (39 часов). Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.

Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.

Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин и др.).

Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.

Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.

Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта. 

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников.

Язык изобразительного искусства и художественный образ (35 часа). Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат. 

Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).

Опыт творческой деятельности. Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры. 

Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (21 час). Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры.

Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII-XX вв., стили и направления (В.В. Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, АА. Иванов, П. А.Федотов, передвижники, «Мир искусств», С.Т. Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский и др.).

Вечные темы и великие исторические события в русском (В.И.Суриков, П. Д.Корин, М.В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О.Роден) искусстве.

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец – гражданин.

Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).

Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).

Опыт творческой деятельности. Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).

Учебно-методическое обеспечение:

Программа

Учебники

Методические пособия

Дополнительная литература

Программы общеобразовательных учреждений.  Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. /под ред.Б.М.Неменского. - 6-е изд. – М.:Просвещение, 2010 - 141с.

1. Горяева Н. А. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. А. Горяева, о. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – 7-е изд.- М.: Просвещение, 2008.

2.Неменская Л. А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобраоват. учреждений/ Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.

3.Питерских А. С. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы.  учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.

-Рабочие программы по изобразительному искусству. 5-7 классы (по программе Б.М.Неменского) /Авт.-сост. И.В.Буланова. – М.: Планета, 2010, - 48с. –(Образовательный стандарт)

-Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского / авт.-сост. О.В.Свиридова. Волгоград: Учитель, 2007. -223с.:ил.

-Изобразительное искусство. 6 класс. Поурочные планы по программе Л.А.Неменской. в 2ч. (издание второе)/ Сост. М.А.Порохневская. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. -96с.

-Изобразительное искусство. 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского / Сост. М.А.Порохневская – Волгоград: Учитель-АСТ, 2005.-112с.

-Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8классы: метод.пособие /Г.Е.Гуров, А.С.Питерских; под ред. Б.М.Неменского.-М.: Просвещение, 2009. -111с.

-Изобразительное искусство. 6 класс. Нестандартные уроки/Сост.В.В.Асеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». -112с.

– Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 1999,

– Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991,

-Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов. В 4-х ч. – Обнинск: Титул, 1996

-Горяева Н.А. Твоя мастерская: рабочая тетрадь для 5 класса. –М.: Просвещение, 2008

-Справочник школьника. История мировой культуры /Сост. Ф.С.Капица, Т.М.Колядич. – М.: Филолог. общ-во «Слово», Центр гуманитар. наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, ТКО «АСТ», 1996.-610с.

-Семёнова М. Быт и верования древних славян.-СПб.: Азбука-классика, 2001.- 560с.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В авторской программе

В рабочей программе

5класс

1

Древние корни народного искусства

9ч.

9ч.

2

Связь времён в народном искусстве

8ч.

8ч.

3

Декор - человек, общество, время

9ч.

9ч.

4

Декоративное искусство в современном мире

9ч.

8ч.

Всего в 5-м классе:

35ч.

34ч.

6класс

5

Язык изобразительного искусства

10ч.

10ч.

6

Мир наших вещей. Натюрморт.

8ч.

8ч.

7

Вглядываясь в человека. Портрет.

10ч.

10ч.

8

Человек и пространство в изобразительном искусстве

7ч.

6ч.

Всего в 6-м классе:

35ч.

34ч.

7класс

9

Изображение фигуры человека и образ человека

8ч.

8ч.

10

Поэзия повседневности

8ч.

11

Великие темы жизни

13ч.

11ч.

12

Реальность жизни и художественный образ

6ч.

6ч.

Всего в 7-м классе:

35ч.

33ч.

Итого:

105часов

101ч.


5 класс (1ч. в неделю)

Раздел

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Древние корни народного искусства

9часов

1

Древние образы в народном искусстве

1ч.

1.09

2

Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. Декор русской избы

1ч.

8.09

3

Интерьер крестьянского дома

1ч.

15.09

4

Конструкция и декор предметов народного быта и труда

1ч.

22.09

5

Русский народный орнамент

1ч.

29.09

6

Внутренне убранство крестьянского дома. Посиделки.

1ч.

6.10

7

Народная праздничная одежда. Эскиз.

1ч.

13.10

8

Народная праздничная одежда. Цвет. Символы.

1ч.

20.10

9

Народные праздничные гулянья

1ч.

27.10

Связь времён в народном искусстве

8часов

10

Древние образы в современных народных игрушках

1ч.

10.11

11

Дымковская игрушка

1ч.

17.11

12

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

1ч.

24.11

13

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

1ч.

1.12

14

Украшение предметов быта городецкой росписью.

8.12

15

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

1ч.

15.12

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

1ч.

22.12

17

Промыслы нашего края.

1ч.

12.01

Декор - человек, общество, время

9часов

18

Зачем людям украшения?

1ч.

19.01

19

Декор и положение человека в обществе

1ч.

26.01

20

Одежда говорит о человеке

1ч.

2.02

21

«На балу у Золушки»

1ч.

9.02

22

О чём рассказывают гербы

1ч.

16.02

23

О чём рассказывают эмблемы

1ч.

1.03

24

Герб моей семьи

1ч.

15.03

25

Декоративное искусство Алтая

1ч.

22.03

26

Роль декоративного искусства в жизни  человека и общества

1ч.

5.04

Декоративное искусство в современном мире

8 часов

27

Современное выставочное искусство

1ч.

12.04

28

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства

1ч.

19.04

29

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.

1ч.

26.04

30

«Картон» коллективного панно

1ч.

3.05

31

Изготовление фрагментов панно

1ч.

10.05

32

Монтаж панно

1ч.

17.05

33

Создание декоративной работы в материале

1ч.

24.05

34

Итоговый урок года

1ч.

31.05

                                     Итого:

34ч.

В связи с тем, что уроки ИЗО в 5-м классе выпадают на праздничный день (23февраля), в рабочей программе изменено количество часов в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2015-2016 учебный год, приказ директора школы №45-06 от 28.08.2015г.

В авторской программе -35 часов, в рабочей программе -34 часа. Количество часов, предусмотренных на изучение темы 4, уменьшено на 1час.

6 класс (1ч. в неделю)

Раздел

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Язык изобразительного искусства

10часов

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1ч.

1.09

2-3

Рисунок - основа изобразительного творчества

2ч.

8.09

15.09

4-5

Линия и её выразительные возможности

2ч.

22.09

29.09

6

Пятно как средство самовыражения. Композиция как ритм пятен.

1ч.

6.10

7

Цвет. Основы цветоведения.

1ч.

13.10

8

Цвет в произведениях живописи

1ч.

20.10

9

Анималистика. Объёмные изображения в скульптуре.

1ч.

27.10

10

Основы языка изображения

1ч.

10.11

Мир наших вещей. Натюрморт.

8часов

11

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1ч.

17.11

12

Изображение предметного мира – натюрморт.

1ч.

24.11

13

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1ч.

1.12

14

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

1ч.

8.12

15

Освещение. Свет и тень.

1ч.

15.12

16

Натюрморт в графике.

1ч.

22.12

17

Цвет в натюрморте.

1ч.

12.01

18

 Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

1ч.

19.01

Вглядываясь в человека. Портрет.

10часов

19

Образ человека – главная тема искусства.

1ч.

26.01

20

Конструкция головы человека и её пропорции.

1ч.

2.02

21

Изображение головы человека в пространстве.

1ч.

9.02

22

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1ч.

16.02

23

Портрет в скульптуре.

1ч.

1.03

24

Сатирические образы человека.

1ч.

15.03

25

Образные возможности освещения в портрете.

1ч.

22.03

26

Портрет в живописи

1ч.

5.04

27

Роль цвета в портрете

1ч.

12.04

28

Великие портретисты (обобщение темы)

1ч.

19.04

Человек и пространство в изобразительном искусстве

6часов

29

Жанры в изобразительном искусстве.

1ч.

26.04

30

Изображение пространства.

1ч.

3.05

31

Правила линейной и воздушной перспективы.

1ч.

10.05

32

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

1ч.

17.05

33

Пейзаж-настроение. Природа и художник. Городской пейзаж

1ч.

24.05

34

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1ч.

31.05

                                                         Итого:

34ч.

В связи с тем, что уроки ИЗО в 6-м классе выпадают на праздничный день (23февраля), в рабочей программе изменено количество часов в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2015-2016 учебный год, приказ директора школы №45-06 от 28.08.2015г.

В авторской программе -35 часов, в рабочей программе -34 часа. Количество часов, предусмотренных на изучение темы 4, уменьшено на 1час.

7 класс (1ч. в неделю)

Раздел

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Изображение фигуры человека и образ человека

8часов

1

Изображение фигуры человека в истории искусства

1ч.

5.09

2,

3

Пропорции и строение фигуры человека.

2ч.

12.09

19.09

4

 Лепка фигуры человека

1ч.

26.09

5

Лепка фигуры человека

1ч.

3.10

6

Набросок фигуры человека с натуры

1ч.

10.10

7

Набросок фигуры человека с натуры

1ч.

17.10

8

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

1ч.

24.10

Поэзия повседневности

8часов

9

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

1ч.

14.11

10

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр.

1ч.

21.11

11

Сюжет и содержание в картине.

1ч.

28.11

12-13

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

2ч.

5.12

12.12

14

Жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

1ч.

19.12

15

Жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

1ч.

26.12

16

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)

1ч.

16.01

Великие темы жизни

11часов

17

Исторические темы  и мифологические темы в искусстве разных эпох.

1ч.

23.01

18

Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

1ч.

30.01

19

Процесс работы над тематической картиной

1ч.

6.02

20

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков

1ч.

13.02

21

Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве.

1ч.

20.02

22

Создание композиции на библейские темы

1ч.

27.02

23-24

Монументальная скульптура и образ истории народа.

2ч.

5.03

12.03

25

Место и роль картины в искусстве XX века

1ч.

19.03

26

27

Художественно-творческие проекты

Художественно-творческие проекты

2ч.

9.04

16.04

Реальность жизни и художественный образ

6часов

28

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

1ч.

23.04

29

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

1ч.

30.04

30

Зрительские умения и их значение для современного человека.

1ч.

7.05

31

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.

1ч.

14.05

32

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

1ч.

21.05

33

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

1ч.

28.05

                                      Итого:

33ч.

В связи с тем, что уроки ИЗО в 7-м классе выпадают на праздничные дни, в рабочей программе изменено количество часов в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2015-2016 учебный год, приказ директора школы №45-06 от 28.08.2015г.

В авторской программе -35 часов, в рабочей программе -34 часа. Количество часов, предусмотренных на изучение темы 3, уменьшено на 2часа.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Контроль за выполнением Рабочей программы осуществляется по следующим параметрам качества:

  1. степень самостоятельности учащихся при выполнении  заданий;
  2. характер деятельности (репродуктивная, творческая);
  3. качество выполняемых работ и итогового рисунка.

           При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется следующими критериями:

Устный ответ:

 «5» - учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«4» - учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

«3» - учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«2» -  учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные  примеры, не может ответить  на дополнительные вопросы учителя.

Практические работы оцениваются по следующим критериям:

  • качество выполнения изучаемых на уроке приемов рисования и работы в целом;
  • степень самостоятельности;
  • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный).

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам.

Нормы оценки практической работы учащихся:

 «5» - обучающийся может интегрировать знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяет приемы и  изученные техники  рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

«4» - обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.

«3» - владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности.

«2» -  ученик не знает основных элементов процесса рисования; не умеет пользоваться дополнительным материалом; не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определёнными в образовательном стандарте.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;
  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

 повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;
  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

7 класс, надомное обучение (0,5ч. в неделю)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства.  Живопись»

1ч.

7.09

Рисование с натуры предмета комбинированной формы

1ч.

14.09

Тематическое рисование.  Выполнение на основе наблюдений зарисовок осеннего леса.

1ч.

21.09

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства.  Скульптура»

1ч.

28.09

Народная скульптура (игрушки), её образность и выразительность

1ч.

5.10

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства.  Архитектура»

1ч.

12.10

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (башня)

1ч.

19.10

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства.  Декоративно-прикладное творчество». Городецкая роспись.

1ч.

26.10

Всего:

8ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ИЗО 5 класс, по программе Б.М. Неменского

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс, программа Б.М. Неменский...

Рабочая программа по ИЗО 5 классы по программе Б.М.Неменского ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования и требованиями Примерной програ...

Рабочая программа по ИЗО 5 класс по УМК Б.М. Неменского

Рабочая программа составлена на основе примерной программы Изобразительное искусство в 5–9 классах под ред. Б. М. Неменского в соответствии с основными положениями федерального государственного образо...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс (Б.Н.Неменский), ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена по разделам и содержанию, соответствующим  ФГОС (5 - 7 класс). УМК: Б.Н.Неменский....

Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс ФГОС УМК Б.М. Неменский

Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе .ФГОС.  УМК Б.М. НеменскийВ программе отражены предметные, метапредметные и личнстные результаты обучения и тематичское планирование....