РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию изобразительного кружка «Юные художники Дона» педагога I квалификационной категории
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Фомченко Елена Сабировна

                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительные занятия искусством способствуют развитию у учащихся  ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михайловская  средняя общеобразовательная школа

                                                                                         «Утверждаю»  

                                                                                                               

                                                                               Директор МБОУ Михайловской СОШ

                                                                            Приказ от _______________№_____

                                                                                    Подпись руководителя __________ФИО

                                   

РАБОЧАЯ  УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

по дополнительному образованию                                                    изобразительного кружка «Юные художники Дона»                             педагога I квалификационной категории                                         дополнительного образования Фомченко Е.С.

Количество часов:  2 ч в неделю

Составлена на основе примерной учебной программы среднего (полного) общего образования по изобразительному искусству В.С.Кузина. – М., Дрофа, 2013

.

                                                                                                                                               

                                                                                                          Составитель: учитель ИЗО                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                      Фомченко Е.С.                                                                                                                                         

                                                                     

                                                        2015 – 2016 учебный год

                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительные занятия искусством способствуют развитию у учащихся  ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

Вклад изобразительной деятельности в развитие личности ребёнка в дополнительном образовании заключается:

- в развитии эстетического восприятия мира,

- в воспитании художественного вкуса,

- потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве,

- в обеспечении определённого уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства,

- в сознательном выборе видов художественно – творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Направленность дополнительной образовательной программы:

-  создание условий для развития личности ребёнка;

-  развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

-  приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

-  профилактику асоциального поведения;

- создание условий для социального, культурного и профессионального           самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в систему мировой и отечественной культур;

-  интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка;

- на укрепление психического и физического здоровья;

           Цели художественного образования:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного,          декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Задачи художественного образования

  • обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на передачу в рисунках формы, пропорций, объёма, перспективы, светотени, композиции;
  • обучать основам графической грамоты, формировать навыки передачи тоном ;
  • обучать основам теории и практики живописи акварельными и гуашевыми красками;
  • обучать основам живописной грамоты, формировать навыки передачи цветом предметов с натуры, по памяти, по представлению и умений пользоваться  художественно-выразительными средствами живописи; углублять знания по перспективе, передаче формы и объёма.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного ИЗО кружка «Юные художники Дона»  являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Результаты обучения.

В результате дополнительного обучения изобразительному искусству  учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях России и мира; овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения; объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывании суждений о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы); пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Изобразительное искусство, его виды и жанры. Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.

Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная).                                                   Графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная).                                                  Скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая).

Декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры. Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров.                      Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти: отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений.  Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.

Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.                                                                                                                                     Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.                                                     Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

                                                              Список литературы.

Для педагога:

  • В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина – Изобразительное искусство (Москва Дрофа 1995)
  • – В.С. Кузин. Программа по Изобразительному искусству (Москва Дрофа 2006) Министерство образования Российской Федерации
  • А. М. Михайлов – «Любителям рисования» (Москва «просвещение» 2004)
  • А. Д. Алехин – «Когда начинается художник» (С.Петербург «просвещение» 1994)
  • Н. И. Платонова – «Этюды об изобразительном искусстве»

                                                              Для детей        

  • Журнал «Юный художник»
  • О. Шматова – Рисование акварелью (Москва Эксмо 2008)
  • О. Шматова – Рисование фломастерами и цветными карандашами (Москва Эксмо 2008)
  • Л.Дж. Эймис – журналы поэтапного рисования животных, зданий и сооружений, человека, средств передвижений и т. д.

Учебно – тематический план

п/п

Тема занятий

Вид деятельности

Всего часов

Дата по плану

Дата фактически

1

Волшебные краски

Введение новых знаний

2

2

Рисование с натуры осенних листьев сложной формы

Рисование с натуры

2

3

Узоры в круге из растительного орнамента

Декоративное рисование

2

4

Набросок жука

Рисование с натуры

2

5

Осенний натюрморт

Рисование с натуры

2

6

Ваза с фруктами, корзина с грибами и овощами

лепка

2

7

Узор в полосе, орнамент из цветов, листьев

Декоративное рисование

2

8

Красота гжельских узоров

Декоративное рисование

2

9

Осенний дождь

Рисование на тему

2

10

Жостовская роспись

Декоративное рисование

2

11

Орнамент из геометрических фигур

Декоративное рисование

2

12

Иллюстрирование сказок А.С.Пушкина

Рисование на тему

2

13

Русские матрёшки

Декоративное рисование

2

14

Грузовые машины

Рисование с натуры

2

15

Рисование с натуры коробки

Рисование с натуры

2

16

Ёлочные игрушки

Рисование с натуры

2

17

Ветки ели и сосны с шишками

Рисование с натуры

2

18

Дымковская игрушка

Лепка

2

19

Буратино

Рисование на тему

2

20

Тематическое рисование «В сказочном подводном царстве»

Рисование на тему

2

21

Рисование инструментов

Рисование с натуры

2

22

Зимние развлечения с друзьями

Рисование            на тему

2

23

Здравствуй весна

Декоративное рисование

2

24

Городские и сельские пейзажи

Рисование

 на тему

2

25

Филимоновские игрушки

Лепка

2

26

Силуэты животных

лепка

2

27

Праздничный салют

Рисование

На тему

2

28

Декоративное рисование        «Весёлые игрушки»

Декоративная работа

2

29

Красота вокруг нас

Рисование

 с натуры

2

30

Поле маков

Декоративное рисование

2

31

Путешествие в страну                «Волшебный мир красок»

Рисование на тему

2

32

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства

Рисование

По памяти

2

33

Натюрморт

Рисование с натуры

2

34

Деревянная посуда

Декоративное рисование

2

35

Выставка рисунков.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ТЕМА № 1 «Волшебные краски»

  2 часа.

Введение. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель.

ТЕМА № 2 «Рисование с натуры осенних листьев сложной формы»

  2 часа.

Развитие наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев и веток деревьев

ТЕМА № 3 «Узоры в круге из растительного орнамента»

  2 часа.

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Использование различных художественных техник и материалов: гуашь.

ТЕМА № 4  «Набросок жука»

  2 часа.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции

ТЕМА № 5«Осенний натюрморт»

  2 часа.

Развитие умения сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком.

ТЕМА № 6 «ВАЗА С ФРУКТАМИ, КОРЗИНА С ГРИБАМИ И ОВОЩАМИ»

  2 часа.

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция.

ТЕМА № 7 «УЗОР В ПОЛОСЕ. ОРНАМЕНТ ИЗ ЦВЕТОВ, ЛИСТЬЕВ ДЛЯ УКРАШЕНИЯ КОВРИКА»

  2 часа.

Освоение основ декоративно-прикладного искусства.

ТЕМА № 8 «КРАСОТА ГЖЕЛЬСКИХ УЗОРОВ»

  2 часа.

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

 

ТЕМА № 9 «ОСЕННИЙ ДОЖДЬ»

 2 часа.

Рисование на тему. Рисование на основе наблюдений или по представлению. Передача в рисунке смысловой связи между предметами.

ТЕМА № 10 «ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ »

  2 часа.

Рисование на основе наблюдений или по представлению. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция.

ТЕМА № 11 «Орнамент из геометрических фигур»

  2 часа.

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция.

ТЕМА № 12 «Иллюстрирование сказок А.С.Пушкина»

  2 часа.

Обучение умению простейшими средствами передавать основные события сказки. Развитие интереса и любви детей к творчеству художников детской книги.

ТЕМА № 13 «Русские  матрёшки»

  2 часа.

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Самостоятельное выполнение растительных узоров. Формирование представлений о ритме в узоре, о красоте народной росписи.

ТЕМА № 14 «Грузовые машины»

  2 часа.

Изображение с натуры. Создание моделей, предметов бытового окружения человека. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

ТЕМА № 15 «Рисование с натуры коробки»

  2 часа.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. Изображение с натуры.

ТЕМА № 16  «Ёлочные игрушки»

  2 часа.

Рисование с натуры. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

ТЕМА № 17 «Ветки ели и сосны с шишками»

2 часа.

Рисование на основе наблюдений или по представлению. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция.

ТЕМА № 18 «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА»

  2 часа.

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Самостоятельное выполнение растительных узоров. Формирование представлений о ритме в узоре, о красоте народной росписи.

ТЕМА № 19 «Буратино»

  2 часа.

Обучение умению простейшими средствами передавать основные события сказки. Развитие интереса и любви детей к творчеству художников детской книги.

ТЕМА № 20 « Тематическое рисование «В сказочном подводном царстве»

  2 часа.

Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитания любви и интереса к сказочным персонажам, сказочному подводному миру.

ТЕМА № 21 «Рисование инструментов»

  2 часа.

Изображение с натуры. Создание моделей, бытового окружения человека. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

ТЕМА № 22 « Зимние развлечения с друзьями»

  2 часа.

Рисование на тему. Выбор и применение выразительных средств, для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна.

ТЕМА № 23 «Здравствуй весна»

  2 часа.

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни

ТЕМА № 24 «ГОРОДСКИЕ И СЕЛЬСКИЕ ПЕЙЗАЖИ»

  2 часа.

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни.

ТЕМА № 25 « ФИЛИМОНОВСКИЕ ИГРУШКИ»

  2 часа.

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Самостоятельное выполнение растительных узоров. Формирование представлений о ритме в узоре, о красоте народной росписи.

ТЕМА № 26 «СИЛУЭТЫ ЖИВОТНЫХ»

  2 часа.

Изображение с натуры. Особенности изображения животных. Выбор и применение выразительных средств, для реализации собственного замысла в рисунке. Выполнение набросков животных.

ТЕМА № 27 «Праздничный салют»

  2 часа.

Передача настроения и творческой работе. Особенности художественного творчества.

ТЕМА № 28 « Декоративное рисование «Весёлые игрушки»

  2 часа.

 Развитие творческого воображения: систематизация знаний и некоторых художественных традициях народного творчества в области художественной резьбы по дереву. Воспитание бережного отношения к народным традициям на примере  творчества мастеров русской игрушки, любви к труду.

ТЕМА № 29 «КРАСОТА ВОКРУГ НАС»

  2 часа.

Рисование с натуры. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция.

ТЕМА № 30 «Поле маков»

  2 часа.

Выбор и применение выразительных средств, для для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна.

ТЕМА № 31 «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР КРАСОК»

  2 часа.

Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитания любви и интереса к сказочным персонажам, сказочному подводному миру.

ТЕМА № 32 «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

  2 часа.

Рисование по памяти. Развитие творческого воображения; систематизация знаний о некоторых художественных традициях народного творчества в области художественной росписи. Воспитание бережного отношения к народным традициям на примере творчества русских мастеров.

ТЕМА № 33 «Натюрморт»

  2 часа.

Развитие умения сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком.

Рисование с натуры.

ТЕМА № 34 «ДЕРЕВЯННАЯ ПОСУДА»

  2 часа.

Развитие творческого воображения; систематизация знаний о некоторых художественных традициях народного творчества в области художественной росписи. Воспитание бережного отношения к народным традициям на примере творчества русских мастеров .

Согласовано                                                                     Согласовано

Протокол заседания                                                                 Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ Михайловской СОШ                                                   _____________________Ф.И.О.

от________ 20__ года №_____

___________          __________                                                _____________ 20 ____ года

Подпись руководителя МС

             Ф.И.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа туристско-краеведческого кружка "Юный турист Дона"

Наш век – век технического прогресса, развития высочайших технологий и как следствие этому идет резкое ухудшение экологической среды, остро встает вопрос оздоровления населения страны.  Большинст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МУСОРКИНОЙ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС) ДЛЯ 5 КЛАССА

Составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ». 5-7 класс, авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова Учебники: Л.Босова. Информатика и ИКТ. 5 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012Количество часов ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МУСОРКИНОЙ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС) ДЛЯ 6 КЛАССА

Составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ». 5-7 класс, авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова Учебники: Л.Босова. Информатика и ИКТ. 6 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012Количество часов ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МУСОРКИНОЙ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС) ДЛЯ 7 КЛАССА

Составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ». 5-7 класс, авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова Учебники: Л.Босова. Информатика и ИКТ. 7 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012Количество часов ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МУСОРКИНОЙ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ 8 КЛАССА

Составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса средней общеобразовательной школы, авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова Учебники: Л.Л.Босова. А.Ю.Босова Информатика и ИКТ. 8 класс. М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МУСОРКИНОЙ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ 9 КЛАССА

Составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов средней общеобразовательной школы, авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова Учебники: Л.Л.Босова. А.Ю.Босова Информатика и ИКТ. 8 класс. ...

Презентация Соломиной Юлии Николаевны педагога первой квалификационной категории

Презентация содержит информацию об образовании, о программе, о достижениях воспитанников....