Опытно – экспериментальная авторская работа «Выполнение гобеленов на уроках декоративно-прикладного искусства»
опыты и эксперименты по изобразительному искусству (изо) по теме

Казакова Инна Викторовна

Учащиеся на уроках декоративно-прикладного искусства изучают несколько видов гобеленов: 

1. Навивной гобелен

2. Гобелен,выполненный крючком

3. Гобелен-вышивка (гобеленный шов).

Дети с интересом выполняют работу в технологической последовательности.

Экспериментальная работа по изучению данной темы показала положительную динамику роста творческой самостоятельности учащихся, воспитание аккуратности, концентрации продолжительного  внимания, интереса к материалу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема опытно – экспериментальной авторской работы

«Выполнение гобеленов на уроках декоративно-прикладного искусства»

   На уроках ДПИ в течение  всего срока обучения на художественном отделении учащиеся выполняют три вида гобеленов: навивной; гобелен, выполненный крючком и гобелен, выполненный в технике вышивки гобеленным швом.

Цель: достижение качества выполнения разных видов гобеленов учащимися художественного отделения на уроках декоративно – прикладного искусства.

Задачи:

1.Изучение проблем обучающихся при выполнении работ изготовления гобеленов с 1 по 4 класс

2.Разработка авторской технологии  по обучению детей работе  с гобеленами

3.Разработка календарно – тематического плана, алгоритма работы на уроке, критериев оценки качества выполненных работ

4. Исследовать динамику  уровня качества выполненных работ с 1 по 4 класс

Объект изучения – процесс изготовления гобелена – как декоративного панно

Предмет исследования: технология по обучению изготовления разных видов гобеленов

Методы:  анализ продуктов деятельности, наблюдение

Технология по обучению изготовления разных видов гобеленов

1. Мною разработан календарно-тематический план по декоративно-прикладному искусству, где наряду с другими видами декоративного творчества, отражена работа с гобеленом.

Задания, которые предлагаются учащимся для выполнения в материале, учитывают постепенное нарастание сложностей в создании композиции. Практической части задания обязательно предшествует теоретическая часть. Зарисовки народных образцов, сделанные учениками, служат отправными моментами при разработке самостоятельных эскизов. Все технические приёмы  вышивки учащиеся осваивают в процессе выполнения изделий.  

Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, экскурсий, выставок, которые могут сопровождаться объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнения, а так же при помощи бесед и диспутов. Практическая часть представлена в виде практического закрепления, выполнения домашнего задания, изготовления изделий. В процессе занятий осуществляются межпредметные связи с общеобразовательными предметами (математика, ИЗО, черчение, музыка, литература, история и т.д.).  Важным является развитие таких межпредметных умений, как умение анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать необходимые материалы и инструменты.  

2. Алгоритм работы на уроках

1 класс  (8 ч)

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат уроков

Экскурсия. Теоретическая часть. Показ навивных гобеленов. Видеоряд.

Выбор мотива, эскиз, стилизация, работа в цвете, перенос на картон. Работа с материалом, навивка нитей на полоски картона, их закрепление. Оформление работы в рамку.

Выполнение небольшого по размеру навивного гобелена.

22х17см

2 класс (10ч)

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат уроков

Теоретическая часть. Показ гобеленов, выполненных в технике «Гобелен крючком». Видеоряд. Видеофильм

Выбор мотива, работа над эскизом в цвете, перенос изображения на ткань. Вязание цепочек и закрепление их на ткани. Оформление гобелена в рамку.

Выполнение гобелена в технике «Гобелен крючком». 20х30 см

3 класс (12 ч)

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат уроков

Экскурсия. Теоретическая часть. Показ гобеленов в технике «Вышивка гобеленным швом». Видеоряд. Видеофильм

Работа над эскизом на основе зарисовок, набросков. Работа в цвете. Перенос изображения на канву, вышивка гобеленным швом.

Выполнение гобелена .   Вышивка гобеленным швом.

25х35см.

4 класс (12 ч)

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат уроков

Теоретическая часть. Показ гобеленов. Просмотр иллюстраций .Видеофильм.

Работа над эскизом. Разработка тематического рисунка для гобелена. Работа в цвете. Перенос изображения на канву. Работа с материалом.

Выполнение гобелена .Вышивка гобеленным швом.

35х45см.

3. Технологии изготовления разных видов гобелена:

А) Технология изготовления навивного гобелена:

а). Изучение теоретического материала

б). Выполнение эскиза. Стилизация.

в). Работа на картоне (разделение на полоски с последующей нумерацией, перенос эскиза на картон, изменение структуры рисунка согласно технологии навивки, наматывание нитей по цветовому эскизу).

г). Закрепление нитей по краям.

д).Оформление гобелена в рамку.

Б) Технология изготовления гобелена, выполненного в технике

«Гобелен крючком»:

а). Изучение теоретического материала.

б). Выполнение эскиза. Стилизация рисунка.

в). Работа на ткани (перенос рисунка на ткань, вязание цепочек крючком, согласно цветовому эскизу, закрепление цепочек на ткани).

г). Закрепление гобелена на твёрдой основе и его оформление в рамку.

В) Технология изготовления гобелена, выполненного в технике

«Вышивка гобеленным швом»:

а). Изучение теоретического материала.

б). Выполнение эскиза. Тематическая композиция.

в). Работа на канве (перенос рисунка на канву, вышивка гобеленным швом)

г). Закрепление гобелена на твёрдой основе, оформление в рамку.

    4. Изучение темы «Выполнение гобеленов на уроках декоративно-прикладного искусства позволяет выявить:

 1.Интересы, склонности, способности обучающихся.

2.Особенности навыков, умений, объём знаний.

3. Отношение к деятельности.

4.Особенности различных сторон психики: восприятия, мышления, воображения и др.

4.Примерный анализ:

1.Последовательность выполнения гобеленов.

2.Наличие ошибок и их исправление, самоконтроль.

3.Обращение за помощью.

4.Самостоятельность и увлечённость.

5.Устойчивость внимания.

6. Преодоление трудностей и достижение результата.

7. Речевые и эмоциональные реакции.

                                   

  5. Критерии оценки:

-  творческая   активность и  художественные   способности учащихся, понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства;                                                                                                                   -умение использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи;

- владение процессом стилизации природных форм в декоративные;

- присутствие  навыков работы учащихся с различными материалами и в различных техниках;

- создание  предметов  декоративно-прикладного искусства;                                                                                                                                       -знание основ художественной грамоты;                                                                              - сформированный стойкий интерес к художественной деятельности;                                                                                                                                              - присутствие  практических навыков создания объектов в разных видах декоративно – прикладного творчества;                                                                                                              - владение приёмами  составления и использования композиции в различных материалах и техниках;                                                                                                                                      -  творческое  использование полученных умений и практических навыков;                    - умение планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на различных этапах выполнения работы.    

Характер работы – творческий.    

                                                                                                                               

6. Предполагаемые результаты выполнения работы:

В результате выполнения гобеленов учащиеся должны знать, уметь:

- виды декоративно-прикладного искусства;

- уметь стилизовать природные формы;

- работать с различными материалами и в разных техниках;

- уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи;

- различать и узнавать виды художественных промыслов;

- уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера;

- уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства;

- уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства;

- уметь применять полученные знания на практике;

- соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм;

- грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;

- завершать работу, добиваться богатства и цельности формы.

Учащийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие художественного вкуса;

- улучшить моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;

- смотреть и видеть (художественное восприятие) на материале графических рисунков человеческого лица;

- развить фантазию и воображение (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).

Обучающийся  способен проявлять следующие отношения:

- формирование уважения к труду;

- воспитание интереса к искусству, понимания прекрасного;

- показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.

7. Анализ качества выполненных работ

Критерии оценки

Низкий уровень:

Теоретический материал освоен слабо;

Эскиз выполнен без стилизации, цветовое решение не решает поставленной задачи;

Перенос рисунка  выполнен не качественно, работа с нитками выглядит небрежно.

Закрепление работы на твёрдой основе выявляет дефекты, оформление в рамку подчёркивает неаккуратность выполнения гобелена.

Средний уровень:

Теоретический материал освоен хорошо;

Эскиз стилизован, цветовое решение выполнено правильно;

Работа с нитками проведена аккуратно, наблюдаются небольшие погрешности ;

Закреплён гобелен на твёрдой основе прочно, оформлен в рамку.

Высокий уровень:

Теоретический материал освоен хорошо;

Эскиз выполнен грамотно, рисунок стилизован, цветовое решение соответствует содержанию работы;

Работа с нитками проведена аккуратно, края гобелена проработаны без погрешностей;

Гобелен прочно закреплён на твёрдой основе, оформлен в рамку, никаких дефектов нет.

После внедрения технологии  и последующего  анализа  продуктов деятельности были выявлены следующие особенности.

Показатели динамики уровня качества выполненных работ

(по итогам 2012 – 2013 учебного года)

Классы и количество учащихся

Показатели динамики уровня

качества выполненных работ

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1 класс

(13 учащихся)

23%

38,4%

38,4%

5учащихся

2 класс

(12 учащихся)

33,3%

50%

16,6%

2учащихся

3 класс

(12 учащихся)

50%

41,6%

16,6%

2учащихся

4 класс

(8 учащихся)

62,5%

37,5%

-

Диаграмма 2. Динамика уровня качества выполненных работ

Результаты исследования показали, что есть группа детей с низким уровнем качества выполненных работ в первом классе, затем во втором, третьем  классе идёт снижение количества таких детей, это связано с овладением детьми необходимыми умениями и навыками. В четвёртом классе таких детей не выявлено.

Наблюдалось также с ростом количества детей с высоким уровнем качества выполненных работ снижение группы детей  со средним уровнем и низким уровнем. К четвёртому классу  в процессе работы по данному виду деятельности у обучающихся проявляется умственная активность, прослеживается устойчивость интересов, формируются личностные качества (выдержка, усидчивость, терпение, работоспособность, трудолюбие). С каждым годом прослеживается рост качества работы.

Выводы. Разработанная технология изготовления разных видов гобеленов

как декоративного панно способствует повышению качества выполняемых работ учащимися художественного отделения. Анализ продуктов деятельности обучающихся  осуществлялся с учётом разработанных критериев оценки: низкого, среднего и высокого качества выполняемых работ. Во втором и третьем классе следует обратить внимание на детей из группы с низким уровнем сформированности навыков работы в технике гобелена, интенсифицировать выявление причин и отработку необходимых умений и навыков.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РУССКИЙ  РИСОВАННЫЙРусский лубок. Ах матки мои вор пришел ко мне во двор (XVIII в.)

ЛУБОК

(методика проведения уроков станковой композиции)

Преподаватель художественного отделения

МБОУ ДОД «ДМШ  п.Стодолище»

Казакова Инна Викторовна

Рисованный лубок – это разновидность народного изобразительного искусства. Его возникновение и широкое бытование приходится на сравнительно поздний период истории народного творчества – середину 18 и 19 век, когда многие другие виды изобразительного народного искусства – роспись по дереву, книжная миниатюра, печатный графический лубок – уже прошли определённый путь развития. В рисованном лубке аккумулировались идеальные начала фольклорного эстетического сознания, высокая культура древнерусской миниатюры, лубочная изобразительность, базирующаяся на принципах наивно – примитивного творчества. В отличие от массового печатного лубка рисованный лубок исполнялся мастерами от начала и до конца от руки.

Рисованные картинки поражают яркостью, красотой рисунка, гармонией цветовых сочетаний, высокой орнаментальной культурой. Часто на рисованных лубках изображали пословицы, поговорки, загадки. Родоначальниками искусства рисованного лубка являются старообрядцы Выговского монастыря.

   В художественной школе на уроках станковой композиции с обучающимися 2–х классов используется тема «Русский рисованный лубок». Дети с увлечением просматривают лубочные картинки, изучают содержание, композицию, цвет, орнамент, выполняют эскизы, а затем свою лубочную картинку. Внимание учащихся направляется на манеру исполнения рисованного лубка. Изображения на картинках характеризуются яркостью, праздничностью, наивной лубочной открытостью. На рисунках, всегда выполненных на белом незакрашенном фоне яркими мажорными красками, пышно расцветает мир фантастической, сказочной красоты. На уроках станковой композиции тему « Русский рисованный лубок» можно приобщить к иллюстрированию сказок.

Знакомство с рисованными лубками призвано заполнить тот пробел, который существует в изучении народного изобразительного искусства 18 – 19 веков. Столь актуальный в наши дни вопрос о путях дальнейшего развития народных промыслов требует новых углублённых исследований, поисков подлинно народных традиций, внедрения их в художественную практику, особенно в творчество детей. Народное искусство формирует у обучающихся патриотические чувства, любовь и гордость за отечественные сложившиеся веками традиции в искусстве. Формируя ценностные ориентации, мы развиваем также творческое мышление и воображение детей.

На уроках станковой композиции, изучая тему « Русский рисованный лубок», дети приобщаются к русской народной культуре.

                                          Алгоритм  работы  на  уроках  (6 часов)

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результаты урока

1. Показ иллюстраций русского рисованного лубка, видеоряд

1 Формирование представления о русском рисованном лубке и его исполнении

1. Определение замысла эскизов

2.  Педагогический рисунок, постановка композиционной задачи, видеоряд

2. Выполнение эскиза. Компоновка изображения .Выбор центра композиции

2. Выполнение эскизов

3. Видеоряд – изображения птиц и животных

3. Работа на листе формата А3. Линейный рисунок. Изображение главного предмета,орнаментирование.

Работа простым карандашом ТМ

3. Рисунок на заданном формате карандашом

4. Видеоряд – цветовая гамма русского лубка

4. Работа акварелью. Создание праздничного настроя в работе при помощи ярких насыщенных цветов

4. Работа в цвете

5. Видеоряд – рисованный лубок

5. Создание декоративности работы при помощи графических материалов

5. Деталирование

6. Подведение итога урока

6. Обсуждение и анализ работ учащихся совместно с преподавателем.

6. Анализ работ, выставление оценок

                             

C:\Users\евросеть\Downloads\ЛУБОК РУССКИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ   Энциклопедия Кругосвет_files\1012630_2630_403.jpg

Литература:

  1.  Иткина Е. И. Русский рисованный лубок // Е. И. Иткина. – М.: Издательство «Русская книга» 1992.   …с.
  2. ru.wikipedia.orq\wiki\
  3. kruqosvet.ru\enc\kultura.iobrazovanie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного твочества "Мастерская чудес"

Настоящая программа  предполагает трехгодичное обучение учащихся с I-VIII классы. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластик...

Урок. Декоративно-прикладное искусство (бисероплетение)

Урок продолжает знакомить учащихся с огромными возможностями бисера и стекляруса....

Урок декоративно-прикладного искусства на тему "Изготовление фоторамки в технике скрапбукинг .Подарок первостроителям города"

Тема учебного занятия выбрана из учебной программы для педагогов дополнительного образованияпо декоративно – прикладному творчеству .  Урок выбран из учебного плана первого года обучения. Урок пр...

УРОК «Декоративно-прикладное искусство. Вязание крючком»

Обучающиеся получат знания о вязании крючком, основных приемах и понятиях. Научатся проводить исследования и делать выводы....

Методическая работа "Древо Жизни" по предметам:декоративно-прикладное искусство, скульптура, композиция.

В этой работе я начинаю с подробного объяснения различных символов, характерных для славянского декоративно-прикладного творчества, но возникших гораздо раньше -- в эпоху индоевропейского единства, и ...

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

Каталог работ участников городской выставки-конкурса декоративно-прикладного искусства «Навстречу друг другу»

Каталог работ  участников и призеров  городской выставки-конкурса декоративно-прикладного искусства «Навстречу друг другу» 2018г., 2020г....