Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании
следующих документов:
· Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта2004 г. №1089).
· Примерной программы по изобразительному искусству (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).
· Учебной программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2010 год издания).
Для реализации Рабочей программы используется учебник:
«Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». 7класс:
учебник для общеобразовательных учреждений /А. С. Питерских, Г. Е. Гуров ; под ред. Б. М. Неменского. -4-е изд. –М. : Просвещение, 2011.
Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному стандарту по изобразительному искусству. Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2011-2012 учебный год. (Приказом МО и НРФ № 2080 от 24.12.2010)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_7kl.doc | 300 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБООУ «Санаторная школа – интернат г.Петровска»
«Принято» Руководитель МО ________/ Н.С.Зуева / Протокол №___ от «_»________ 2015г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР ________/Н.М.Губанова/ «_»_________ 2015г. | «Утверждено» Директор ГБООУ «Санаторная школа-интернат» ______ /Л.А.Горбунова/ Пр.№____от «_»___________2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 7 КЛАСС
СОСТАВИТЕЛЬ: ИНОЗЕМЦЕВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
УЧИТЕЛЬ 1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
(Программа составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского,
«Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.)
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
протокол №___ от «__» 09.2015г.
г.Петровск
- учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по изобразительному искусству
7 класс
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании
следующих документов:
- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта2004 г. №1089).
- Примерной программы по изобразительному искусству (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).
- Учебной программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2010 год издания).
Для реализации Рабочей программы используется учебник:
«Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». 7класс:
учебник для общеобразовательных учреждений /А. С. Питерских, Г. Е. Гуров ; под ред. Б. М. Неменского. -4-е изд. –М. : Просвещение, 2011.
Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному стандарту по изобразительному искусству. Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2011-2012 учебный год. (Приказом МО и НРФ № 2080 от 24.12.2010)
Статус документа.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса составлена на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по изобразительному искусству. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.
Структура документа.
Рабочая программа включает: пояснительную записку; учебно–тематический план; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки обучающихся.
Технология обучения
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Общая цель программы: Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечивания, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей и задач: развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно утвержденному в школе учебному плану на 2013-2014 учебный год Рабочая программа предусматривает организацию учебного процесса обучения изобразительного искусства в объеме 35 часов (1 час в неделю).
Основные принципы программы:
- Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру
- Принцип «от жизни через искусство к жизни»
- Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.
- Принцип единства восприятия и созидания.
- Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта, условие постижения искусства.
Темы, изучаемые в VII классе, являются прямым продолжением учебного материала VI класса и посвящены основам изобразительного искусства.
Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.
Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя.
Определенное место отведено знакомству с проблемами художественной жизни 20 века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы.
В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.
В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип.
Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства это предусмотрено и Федеральным компонентом государственного стандарта и авторской программой.
В Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования по ИЗО добавлен раздел «Опыт творческой деятельности», который через практические занятия дает возможность использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета через светотень и цвет. Построение пространства, через линейную и воздушную перспективу. Создание композиций на плоскости и в пространстве.
Национально – региональные особенности содержания представлены в программе соответствующими темами в темах уроков «Великие скульпторы», «Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов», «Жизнь в моем городе в прошлых веках», «Место и роль картины в искусстве 20 века», «Монументальная скульптура и образ истории народа».
Сопоставление Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по ИЗО, Примерной программы по ИЗО и авторской программы выявило, что программа разработанная Б.М. Неменским реализует обязательный минимум содержания образования.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по ИЗО
предлагает основные разделы в 5-7 классах:
№ | Разделы | Всего часов |
1. | Изобразительное искусство его виды и жанры | 40 |
2. | Язык изобразительного искусства и художественный образ | 35 |
3. | Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве | 20 |
4. | Опыт творческой деятельности | 10 |
Итого | 105 |
Авторская программа Б.М. Неменского предлагает изучить указанные разделы Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по ИЗО по ниже указанному основному содержанию:
- Основы декоративной грамоты - 5 класс
- Основы изобразительной грамоты – 6 класс
- Основы визуально-зрелищной культуры – 7 класс
Раздел Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по ИЗО «Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве» изучается в 7-ом классе в основном содержании авторской программы Б.М. Неменского – «Основы визуально-зрелищной культуры» по теме «Изобразительное искусство в жизни человека» и имеет четыре раздела:
- Изображение фигуры человека и образ человека – 9 часов
- Поэзия повседневности – 7 часов
- Великие темы жизни – 10 часов
- Реальность жизни и художественный образ – 9 часов
Через вышеназванные темы программы происходит знакомство с произведениями искусств, с художественным образом и художественно-выразительными средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства: рисунком, линией, пятном, композицией, цветом и основами цветоведения, цветом в произведении живописи, объемными изображениями, основами языка изображения, с искусством изображения, как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества, что соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений. Логика изложения и содержания программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять через практическую и творческую деятельность, срезы и тестовые работы, анализа произведений искусств.
2. Учебно-тематический план по изобразительному искусству
7 класс (35 часов)
№ п/п | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Коли чество часов | Кален дарные сроки | Факти ческие сроки | Планируемые результаты | Контрольно-измерительные материалы | |||
Знания | Умения | ОУД | |||||||
Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве Раздел 1. ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА ( 9ч.) | |||||||||
Изображение фигуры человека в истории искусства. Изобразительное искусство и его виды. Выполнение фризовой композиции с изображением древних шествий, характерных культур. | 1 | Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества Изобразительное искусство и его виды. Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии, Древней Греции. Виды изобразительного искусства. О роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах. | Иметь представление об историческом характере художественного процесса, особенности изображения человека в истории искусства. Соблюдать пропорции при изображении фигуры человека; изображать человека в движении. Уметь ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. | Изображение человека в древних культурах. Красота и совершенство тела человека. О жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения. Восприятие и оценка произведения искусств. | Рисунок. Устный опрос. Оценивание работы. Ответить на вопрос: «Как можно объяснить различия в способах изображения человека в художественной культуре Древнего Египта и Древней Греции?» Тест 1. | ||||
Пропорции и строение фигуры человека Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека. Материалы: фА4, цветная бумага, клей, ножницы. | 1 | Пропорции фигуры человека и их индивидуальная изменчивость. | Рисовать схемы движений человека. Уметь работать с графическими материалами, используя выразительные средства графики. | Конструкция фигуры человека и основные пропорции. | Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ. Ответить на вопрос: «Что определяет красоту фигуры человека?» (соразмерность). Практическая работа. | ||||
3 | Лепка фигуры человека. Виды скульптуры. Лепка фигуры человека в движении. Выразительность пропорций и движений. Материал: проволока, пластилин. | 1 | Виды скульптуры. (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая). Пластика и выразительность фигуры человека. Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры: пропорции и пропорциональные отношения, объем, фактура Скульптурное изображение человека Древнего Египта, в античном искусстве и скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения. Имена великих скульпторов и их произведения: Донателло, Микеланджело. | Использовать выразительные свойства материала для передачи движения и пропорций в скульптуре. Материалы и выразительные средства; представители зарубежного искусства и их основные произведения (Микеланджело). | Изображение человека в истории скульптуры. | Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому – создание художественного образа. Практическая работа. | |||
4 | Лепка фигуры человека: красота фигуры человека в движении. (темы балета, цирка, спорта) | 1 | Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца 19 – начала 20 века. Понимание смысла деятельности художника в современном мире. | Материалы и выразительные средства; представители зарубежного искусства и их основные произведения (Микеланджело). | Анализ, оценка процесса и результата собственного художественного творчества. | Анализ, оценка процесса и результата собственного художественного творчества. Практическая работа. | |||
5 | Изображение фигуры человека в истории скульптуры. | 1 | Изображение фигуры человека в истории скульптуры (Микеланджело Буонарроти «Давид». Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца 19- начала 20 вв. | Уметь анализировать образный язык произведений скульптуры. Применять художественные материалы и выразительные средства изобразительных искусств в творческой деятельности. | Значение особенностей материала для создания выразительного образа в скульптуре. | Устный опрос. Практическая работа. | |||
6 | Человек его профессия. Великие скульпторы. | 1 | Творчество: В.И.Мухиной, С.Т. Коненкова. О.Родена. | Изображение человека в истории скульптуры. Восприятие и оценка произведения искусств. | |||||
7 | Наброски фигуры человека с натуры Набросок с натуры одетой фигуры человека в разных движениях Материалы : графические мат. по выбору. | 1 | Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Образная выразительность фигуры. набросок как вид рисунка. Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры: Ф.Гойя, А.Дюрер, П.Пикассо, Ш.Э. ле Корбюзье. | Пользоваться графическими материалами, видеть и передавать характер движения, используя выразительные средства графики. Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: тон и тональные отношения, пропорции и пропорциональные отношения, линейная и воздушная перспектива. | Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Понимать значение соблюдения пропорций при изображении человека. | Анализ, оценка процесса и результата собственного художественного творчества. Практическая работа. | |||
8 | Понимание красоты человека в европейском искусстве Синтез изобразительных искусств и архитектуры. Участие в дискуссии . | 1 | Человек- главная тема в искусстве. Искусство в художественных образах отражает представления о красоте человека в различные исторические эпохи. Знакомство основными этапами развития русского и зарубежного искусства (виды, жанры, стили) и с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, выявление своеобразия их творчества (Леонардо да Винчи «Джоконда», Рафаэль «Сикстинская мадонна», Микеланджело «Давид», Донателло «Давид» , Мирон «Дискобол», Поликлет «Дорифор») . Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея). | Воспринимать произведения искусства. Уметь ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения. | Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Сострадание к человеку и воспевание его духовных сил. Восприятие и оценка произведения искусств. | Беседа. Рисунок. Устный опрос. Оценивание работы. | |||
9 | Понимание красоты человека в русском искусстве (урок обобщения и систематизации знаний) | 1 | Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Русский музей). | Воспринимать произведения искусства. Уметь ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения. | Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Сострадание к человеку и воспевание его духовных сил. Восприятие и оценка произведения искусств. | Тест 2. | |||
Раздел 2. ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ ( 7 ч.) | |||||||||
10 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Изображение мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства. Материалы по выбору.. | 1 | Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Знать жанровую систему и ее значение для анализа развития искусств. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Японии и Китая. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества | Владеть материалом для графического рисунка. О поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусств в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира. | Ориентироваться в основных явлениях искусства Японии и Китая. Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов. | Анализ, оценка процесса и результата собственного художественного творчества. Практическая работа. | |||
11 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Родоначальники жанровой живописи в России: А.Венецианов, П.Федотов. | 1 | Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Подвижность границ между жанрами. Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности бытового, исторического жанров. История развития бытового жанра (П.Брейгель , Ж.-Б. Шарден «Молитва перед обедом», В.Ван Гог, А.Ватто «Общество в парке», А.Венецианов «На жатве», П.Федотов «Сватовство майора», О.Ренуар «Качели», Э.Дега «Балетный класс», В.Перов «Тройка», Н.Ярошенко «Всюду жизнь», Б.Кустодиев «В трактире»). | Анализировать произведения искусств. О роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейских темах в искусстве). Художественные направления 19 века (Реализм). История развития бытового жанра в России. Творчество художников: А. Г. Венецианова и П. А. Федотова | .Жанры в живописи, графике, скульптуре . Систематизировать по жанрам репродукции произведений искусства. Восприятие и оценка произведения искусств. | Рисунок. Творческое обсуждение работ. Оценивание работы. Практическая работа. | |||
12 | Сюжет и содержание в картине. Третьяковская галерея. Выполнение композиционных набросков различных по сюжету, но на одну тему. Материалы по выбору. | 1 | Разницу между сюжетом и содержанием. О процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин и др.). Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская галерея). | Строить тематическую композицию. Воспринимать и анализировать содержание и образный язык произведений изобразительного искусства. | Понятие сюжета и темы. Работа над композицией с сюжетом из своей жизни. | Рисунок. Творческое обсуждение работ. Оценивание работы. Практическая работа. | |||
13 | Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве .(историческая картина в бытовом жанре). Выполнение композиционных рисунков на темы: «Жизнь моей семьи», «Жизнь людей на улицах моего города». | 1 | Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Умение художника видеть важность каждого момента жизни. Изученное о роли и истории тематической картины и ее жанровых видах. Творчество: Ю. Пименова, Пластова, Дайнеки. Имена выдающихся художников и их произведения: В.Васнецов, М.Врубель, Б.Кустодиев, В.Серов, К.Петров-Водкин. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи:: тон и тональные отношения, пропорции и пропорциональные отношения, линейная и воздушная перспектива., цвет и цветовой контраст, колорит. | Построить тематическую композицию. Уметь воспринимать и анализировать содержание и образный язык произведения станковой живописи; работать в выбранном материале, применяя знания языка изобразительного искусства. | Понятие сюжета и темы. Работа над композицией с сюжетом из своей жизни. | Рисунок. (выполнение набросков к сюжетной композиции) Устный опрос. Оценивание работы. Практическая работа. | |||
14 | Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Творчество «малых голландцев». | 1 | Имена выдающихся художников и их произведения: В.Васнецов, М.Врубель, Б.Кустодиев, В.Серов, К.Петров-Водкин; Герард Терборх, Д.Веласкес, Ван Гог «Красные виноградники в Арле». | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные средства художественного материала и языка изобразительного искусства. | Знать основы изобразительной грамоты. | Практическая работа. | |||
15 | Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Выполнение композиции на темы жизни людей своего города в прошлом. | 1 | Бытовые сюжеты н темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Разницу между сюжетом и содержанием. Творчество А. Рябушкина, Ап. Васнецова. Стили и направления: (В.В. Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, АА. Иванов, П. А.Федотов, передвижники, «Мир искусств», С.Т. Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский и др.). | Видеть глазами художника повседневную жизнь своей семьи. Уметь творчески работать над предложенной темой. | Произведения искусства на тему «Будни». Использовать выразительные средства художественного материала и языка изобразительного искусства. | Беседа. Оценивание работы. Практическая работа. | |||
16 | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. Художественное объединение «Мир искусства». (тема праздника в бытовом жанре) Коллаж «Праздник в городе»(групповая работа) | 1 | Сюжет праздника в изобразительном искусстве. Имена художников и их произведения. | Передавать цветом настроение, национальный характер. Творчески работать в технике коллажа. Применять художественные материалы и выразительные средства изобразительных искусств в творческой деятельности. | Праздник как яркое проявление народного духа, воспитание национального характера. Восприятие и оценка произведения искусств. | Творческое обсуждение работ. Оценивание работы. Практическая работа. | |||
Раздел 3. ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (10 ч.) | |||||||||
17 | Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Творчество В.Сурикова. Великие исторические события в русском искусстве. | 1 | Великие исторические события в русском искусстве. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры. К.Брюллов «Последний день Помпеи», В.Суриков «Переход Суворова через Альпы», «Боярыня Мороова», «Утро стрелецкой казни».. Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности исторического и мифологического жанров. | Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. | Понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины 19-20 столетий. Восприятие и оценка произведения искусств. | Анализ, оценка процесса и результата собственного художественного творчества. Практическая работа. | |||
18 | Вечные темы в русском и европейском искусстве. Монументальная живопись. Выполнение витражей (смешанная техника)или мозаичной композиции. Работа в малых группах. | 1 | Зарубежное изобразительное искусство. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная). Монументальная живопись эпохи Средневековья и Возрождения. Имена выдающихся художников и их произведения: (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, А.Дюрер, Рембрандт ванн Рейн,). Фрески Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти. | Воспринимать произведения искусства великих мастеров. Всепрощающая любовь. | Живопись монументальная и станковая. Фрески в эпоху возрождения. Мозаика. Исторический и мифологический жанры в искусстве 17 века. | Выступление.. Устный опрос. Оценивание работы. Практическая работа. | |||
19 | Искусство Древней Руси. Художественная культура Древней Руси, её символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Выполнение коллективной фризовой композиции «Храмы Древней Руси» (Рельеф из бумаги) Материалы: Белая и тонированная бумага, клей , ножницы. | 1 | Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние памятники: Новгорода, Владимира, Москвы. Фрески Дионисия. Иконопись А. Рублева «Троица». | Уметь ориентироваться в основных явлениях русского искусства, Воспринимать произведения архитектуры и изобразительного искусства. Уметь использовать выразительные возможности бумаги. | Анализ результата коллективной деятельности | Творческое обсуждение работ. Оценивание работы. Практическая работа. | |||
20 | Изобразительное искусство и архитектура России 18 – 20 веков. | 1 | Живопись, графика, скульптура, архитектура Росси 18-20 веков. Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени (барокко, классицизм, реализм, символизм, модерн). (В.В. Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, АА. Иванов, П. А.Федотов, передвижники, «Мир искусств», С.Т. Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский и др.). | Воспринимать произведения искусства. Применять художественные материалы и выразительные средства изобразительных искусств в творческой деятельности. | Понимать значение изобразительного искусства в художественной культуре. | Практическая работа. Анализ, оценка процесса и результата собственного художественного творчества. | |||
21 | Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Художественное объединение «Товарищество передвижников». | 1 | Картина как философское размышление. Понимание роли живописной картины как события общественной жизни (на примере произведений В.Сурикова). Имена выдающихся художников и их произведения. Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII-XX вв. Стили и направления (В.В. Растрелли направления (В.В. Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, АА. Иванов, П. А.Федотов, передвижники, «Мир искусств», С.Т. Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский и др.). | Воспринимать произведения искусства великих мастеров. Понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины 19-20 столетий. История создания Товарищества передвижников. Художник – выразитель мыслей, чувств людей своего времени. Творчество Крамского, И. Репина, В. Перова, И Шишкина, В.Суриков, И.Левитан. | Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Беседа о великих русских живописцах 19 столетия. Восприятие и оценка произведения искусств. Уметь ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения. | Тест 3. Выступление.. Устный опрос. Оценивание работы. | |||
22 | Процесс работы над тематической картиной Работа над созданием композиции на самостоятельную выбранную тему из истории нашей Родины.(групповая работа в свободной технике). | 1 | Этапы создания картины. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация. Знать основы изобразительной грамоты. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский). | Творчески работать над предложенной темой используя выразительные средства художественного материалы языка изобразительного искусства. О процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа работы, о роли эскизов и этюдов. | Понятия темы, сюжета и содержания. Анализ поисковых эскизов. Самоанализ процесса и результатов художественного творчества. Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов. | Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому – создание художественного образа. Практическая работа. | |||
23 | Библейские темы в изобразительном искусстве. | 1 | История создания и анализ произведений станковой живописи. Наиболее известные произведения искусства на библейские темы. Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», Рембрандт «Возвращение блудного сына», А.Иванов «Явление Христа народу». Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Библейские сюжеты в творчестве Леонардо да Винчи, Рембрандта, Микеланджело, А. Иванова, Н. Ге, И. Крамского. | Уметь анализировать произведения станковой живописи. Строить тематическую композицию. Понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины 19-20 столетий. | Вечные темы в искусстве. Создание композиции на библейскую тему. О роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми. Восприятие и оценка произведения искусств. | Анализ, оценка процесса и результата собственного художественного творчества. Практическая работа. | |||
24 | Монументальная скульптура и образ истории народа. Создание проекта памятника, посвященному выбранному историческому событию или герою. .(групповая работа в свободной технике). | 1 | Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная. Садово-парковая). Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и исторического самосознания. Мемориалы, посвященные памяти героев Великой Отечественной войны. Э.-М. Фальконе «Медный всадник», И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому». Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия), фактура. | Уметь ориентироваться в произведениях выдающихся деятелей искусства. Анализировать произведения монументальной скульптуры, Работать с пластическими материалами. О роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории. | Творчески подходить к решению поставленной задачи. | Творческое обсуждение. Оценивание работы. Практическая работа. | |||
25 | Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве. Мемориальные ансамбли. | 1 | Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном икусстве России. Мемориалы, посвященные памяти героев Великой Отечественной войны. Имена выдающихся художников 20 века и их произведения; А.Дейнека, А.Пластов, Б. Неменский. Художник- творец- гражданин. Мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане. Жанры живописи: батальный. | Анализировать образный язык произведений художников и выражать свои собственные мнения. Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности: оформление школы к празднику. | Презентация мультимедийного проекта на тему: Великой Отечественной войны. Восприятие и оценка произведения искусств. | Защита рефератов. Творческое обсуждение. Оценивание работы. Практическая работа. | |||
26 | Место и роль картины в искусстве XX века . Традиции и новаторство. (урок обобщения материала)
| 1 | Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма). Основные этапы развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили). Виды архитектуры и дизайна. Синтез изобразительных искусств и архитектуры. О сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в 20 веке. | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные средства художественного материала и языка изобразительного искусства; Знать основы изобразительной грамоты. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные средства художественного материала и языка изобразительного искусства; Знать основы изобразительной грамоты. Восприятие и оценка произведения искусств. | Анализ, оценка процесса и результата собственного художественного творчества. Тест 4. | |||
Раздел 4. РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ( 9ч.) | |||||||||
27 | Искусство иллюстрации. Работа над оформлением проекта книги Материалы по выбору | 1 | О роли художественной иллюстрации. Виды графики: станковая, книжная, плакатная, промышленная). Книжная графика. Слово и изображение. Способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его художником. Известные иллюстраторы книги В. Фаворский и , Ф.Гойя. | Уметь анализировать образный язык произведений книжной графики; применять выразительные средства изобразительного искусства в творческой работе. | Разные уровни понимания произведений изобразительного искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства. Творческий характер зрительского восприятия. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений. | Творческое обсуждение работ. Оценивание работы Практическая работа. | |||
28 | Слово и изображение. Сказочно-былинный жанр. Волшебство сказки.
| 1 | Разницу между сюжетом и содержанием. Творчество А. Рябушкина, Ап. Васнецова «Московский Кремль». В.Васнецов «Богатыри», «Иван-царевич на Сером Волке». | Строить тематическую композицию. Применять художественные материалы и выразительные средства изобразительных искусств в творческой деятельности. | Бытовые сюжеты и темы жизни в прошлом Проектирование обложки книги. Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов. | Анализ, оценка процесса и результата собственного художественного творчества. Практическая работа. | |||
29 | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. | 1 | Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия), формат.
| Уметь анализировать содержание, образный язык, средства выразительности (линия, объем, композиция и др.) Аргументировано анализировать произведения искусства разных жанров. | Понятие художественный образ. Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности: оформление школы к празднику. | Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому – создание художественного образа. Практическая работа. | |||
30 | Зрительские умения и их значение для современного человека. Традиции и новаторство в искусстве. Вкус и мода. Самостоятельный анализ произведения изобразительного искусства (письменная работа) | 1 | Современное искусство. Язык искусства и средства выразительности. Понимание «художественный образ». Разные уровни понимания произведений изобразительного искусства. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). | Уметь анализировать содержание, образный язык, средства выразительности (линия, объем, композиция и др.) Аргументировано анализировать произведения искусства разных жанров. Представления о художественных направлениях в искусстве 20 века (реализм, модерн, авангард, сюрреализм, проявление постмодернизма). | Понятие художественный образ. Зрительские умения. Работа над выбранным проектом. «Художники 20 века» (К.С. Петров-Водкин, П.Пикассо). Понимание смысла деятельности художника в современном мире. Восприятие и оценка произведения искусств. | Беседа. Творческое обсуждение работ. Оценивание работы. Практическая работа. | |||
31 | История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Живопись, графика, скульптура и архитектура России 18-20 веков. (барокко, классицизм, реализм, символизм, импрессионизм и модерн) | 1 | Стили и направления в искусстве Нового времени ((барокко, классицизм, реализм, символизм, импрессионизм и модерн), роль индивидуальности автора. Творчество М. Врубеля, К.Моне, П.Сезанна, Ван Гога. Художественное объединения: «Мир искусства» и др. Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII-XX вв., стили и направления. | Уметь анализировать картины художников и выражать свои собственные мнения. Знать выдающиеся представителей русского изобразительного искусства и их произведения. | Продолжение работы над выбранным проектом. Восприятие и оценка произведения искусств. | Анализ содержания, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, тон, цвет, объем, светотень, перспектива, композиция). Тест.5. | |||
32 | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства Мини- сочинение на тему: «Мое любимое произведение изобразительного искусства» | 1 | Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Художественные направления в искусстве 20 века. Имена великих художников и их произведения (П. Пикассо). Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин и др.). | Уметь ориентироваться в основных явлениях русского и зарубежного искусства. Аргументировано анализировать произведения великих художников. Об историческом художественном процессе, о содержательности изменений картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника. | Беседа. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника. Презентация проекта. | Беседа. Творческое обсуждение работ. Оценивание работы. Мини-сочинение. | |||
33 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства страны и мира и их роль в культуре (обобщение и систематизация изученного материала) Эссе на тему «В чем, на ваш взгляд, сила искусства?» | 1 | Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей ИЗО им.А.С.Пушкина), Ведущие художественные музеи (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея и др.). Ценности крупнейших собраний и потребность людей в общении с искусством. Крупнейшие художественные музеи России и мира. | Понимать значение изобразительного искусства в художественной культуре. Аргументировано анализировать произведения великих художников. Уметь ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения. | Беседа. Роль художественного музея в национальной и мировой культуре. Восприятие и оценка произведения искусств. | Беседа. Эстетическая оценка результатов работы. Эссе. | |||
34 | Художественно- творческие проекты. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
| 1 | Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Коллективная реализация в конкретном материале наиболее удачного из замыслов. | Применять художественные материалы и выразительные средства изобразительных искусств в творческой деятельности. | Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов. | Анализ, оценка процесса и результата собственного художественного творчества. Работа над проектом. Практическая работа. | |||
35 | Художественно- творческие проекты. | 1 | Представить творческий проект «Жизнь в родном селе столетие назад и в современное время». | Выразить идею, замысел, эскизы, собрать материал и исполнить проектную работу. | Выполнение проекта на определенную тему. | Анализ, оценка процесса и результата собственного художественного творчества. Защита проекта.
| |||
35 ч. |
3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
V-VII классы (105 час)
Изобразительное искусство, его виды и жанры (40 часов). Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.
Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.
Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин и др.).
Опыт творческой деятельности.Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.
Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушьи др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников.
Язык изобразительного искусства и художественный образ (35 час). Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.
Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).
Опыт творческой деятельности. Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.
Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.
Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (20 час). Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры.
Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII-XX вв., стили и направления (В.В. Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, АА. Иванов, П. А.Федотов, передвижники, «Мир искусств», С.Т. Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский и др.).
Вечные темы и великие исторические события в русском (В.И.Суриков, П. Д.Корин, М.В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О.Роден) искусстве.
Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец – гражданин.
Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).
Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).
Опыт творческой деятельности.Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).
Содержание программы учебного курса.
Общая тема: «Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов.
- Изображение фигуры человека и образ человека (9 ч.)
- Поэзия повседневности (7 часов)
- Великие темы жизни (10 часов)
- Реальность жизни и художественный образ (9 ч.)
Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представление о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства. Определенное место в программе отведено знакомству с проблемами художественной жизни 20 века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.
Изображение фигуры человека и образ человека (9 ч.)
Образ человека стоит в центре искусства. Представление о красоте человека менялись в истории искусства. Овладение первичными навыками изображения фигуры и передача движений человека. Художественно-практическая работа учащихся связана содержательно с изучением истории искусства и развитием навыков восприятия.
- Изображение фигуры человека в истории искусства. Изображение человека в древних культурах. Красота и совершенство конструкции идеального тела человека (Древняя Греция)
- Пропорции и строение фигуры человека. Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека и их индивидуальная изменчивость.
- Лепка фигуры человека. Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Шедевры мирового искусства.
- Наброски фигуры человека с натуры. Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали.
- Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве (урок обобщения и систематизации знаний). Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.
Поэзия повседневности (7 ч.)
Учащиеся должны осознать, что в произведениях бытового жанра, при изображении самых простых, обычных действий людей художник способен раскрыть глубину и поэзию понимания мира и себя в этом мире.
- Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Картины мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов.
- Творчество великих художников, художников передвижников. Государственная Третьяковская галерея.
- Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Понятие жанр в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, мифологический, исторический жанры и тематическое богатство внутри них.
- Сюжет и содержание в картине. Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.
- Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Произведения искусства на тему будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни.
- Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Бытовые сюжеты на тему жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе.
- Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник - это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т.е. превращение обычного в необычное.
Великие темы жизни (10 ч.)
- Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи – фрески. Фрески в эпоху возрождения. Мозаика.
- Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Картина – философское размышление. Беседа о великих русских живописцах 19 столетия.
- Процесс работы над тематической картиной. Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурного материала.
- Библейские темы в изобразительном искусстве. Вечные темы в искусстве. Особый язык изображения в искусстве средних веков. Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и ее особое значение. Великие русские иконописцы.
- Монументальная скульптура и образ истории народа. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа. Героические образы в скульптуре. Мемориалы.
- Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве.
- Место и роль картины в искусстве XX века (урок обобщения материала). Множественность направлений и языков изображения в искусстве 20 века. Трагические темы в искусстве середины века. Возрастание личностной позиции художника во второй половине 20 века. Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека.
Реальность жизни и художественный образ. (9 ч.)
Материал четверти посвящен итоговым теоретическим знаниям об искусстве. Главная задача изучения искусства – обучение ребенка живому восприятию ради нового понимания и богатого переживания жизни. Художественно-творческие проекты: выражение идеи; замысел, эскизы.
- Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения. Известные иллюстраторы книги.
- Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Конструктивное начало – организующее начало в изобразительном произведении. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины. Декоративное значение произведений изобразительного искусства.
- Зрительские умения и их значение для современного человека. Язык искусства и средство выразительности. Понятие «художественный образ». Творческий характер зрительского восприятия..
- История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрессионизм и реализм). Стиль как художественное выражение восприятия мира. Направление в искусстве как идейное объединение художников.
- Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника. Великие художники в истории искусства и их произведения.
- Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре (обобщение и систематизация изученного материала). Музеи мира. История становления. Представление о роли художественного музея в национальной и мировой культуре, высочайшие ценности музейных собраний и естественной потребности людей в общении с искусством.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
(базовый уровень)
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах: бытовом, историческом, о мифологической и библейской темах в искусстве;
- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой творчеством художников, о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- о роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- о роли художественной иллюстрации;
- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; ороли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий;
- об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о роли существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
В процессе практической работы учащиеся должны:
- иметь первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способности образно видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- иметь творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;
- иметь навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
Требованиях к уровню подготовки учащихся
знать /понимать:
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
—значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Проверка знаний учащихся
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование, срезы знаний.
4. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Контроль за выполнением Рабочей программы осуществляется по следующим параметрам качества:
- степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий;
- характер деятельности (репродуктивная, творческая);
- качество выполняемых работ и итогового рисунка.
При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется следующими критериями:
Устный ответ:
«5» - учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4» - учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его ожении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
«3» - учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«2» - учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Практические работы
оцениваются по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на уроке приемов рисования и работы в целом;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный).
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим
находкам.
Нормы оценки практической работы учащихся:
«5» - обучающийся может интегрировать знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяет приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
«4» - обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
«3» - владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности.
«2» - ученик не знает основных элементов процесса рисования; не умеет пользоваться дополнительным материалом; не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определёнными в образовательном стандарте.
Критерии оценки творческих работ.
- Законченность:
«2» - отсутствие законченности рисунка.
«3» - линии отрывистые, не точные, не выраженный объем.
«4» - есть ошибки, в перспективе выражен передний план.
«5» - в работе чувствуется законченность.
- Передача формы:
«2» - форма полностью искажена.
«3» - форма искажена значительно.
«4» - форма искажена незначительно.
«5» - форма передана точно.
- Передача пропорций:
«2» - нет понятия о пропорциях.
«3» - пропорции переданы неверно.
«4» - пропорции переданы верно, есть небольшие инеточности.
«5» - пропорции переданы верно.
- Композиционное решение:
«2» - нет понятия о композиции.
«3» - композиция носит случайный характер.
«4» - композиция не продумана.
«5» - равновесие на всем рисунке.
- Отношение пот величине разнообразных предметов.
- Цветовое решение как средство передачи настроения и состояния.
- Анализ техники работы:
рассматривается характер линий, пятна и тона.
- Оценивается творческий подход к избранной теме.
Критерии оценки овладения учащимися
изобразительной деятельностью.
- Содержание изображения (полнота изображения образа).
Анализ детских работ представлял собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения.
- Передача формы:
- форма передана точно;
- есть незначительные искажения;
- искажения значительные, форма не удалась.
- Строение предмета:
- части расположены верно;
- есть незначительные искажения;
- части предмета расположены неверно.
- Передача пропорции предмета в изображении:
- пропорции предмета соблюдаются;
- есть незначительные искажения;
- пропорции предмета переданы неверно.
- Композиция:
А) расположение изображения на листе:
- по всему листу;
- на полосе листа;
- не продумана, носит случайный характер.
Б) отношение по величине разных изображений, составляющих картину:
- соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
- есть незначительные искажения;
- пропорциональность разных предметов передана неверно.
- Передача движения:
- движение передано достаточно четко;
- движение передано неопределенно, неумело;
- изображение статичное.
Эта задача оценивается тогда, когда задача передать движение выделялась на уроке или вытекает из темы урока.
- Цвет:
А) цветовое решение изображения:
- передан реальный цвет предметов;
- есть отступления от реальной окраски;
- цвет предметов передан неверно.
Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
- многоцветная или ограниченная гамма, цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
- преобладание нескольких цветов или оттенков в большой степени случайно;
- безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Список литературы:
- Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994. 2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004. 3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997. 4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000; 5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961. 6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988. 7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.; 8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984. 9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992. 10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988. 11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003. 12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2010. 13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010. 14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998. 15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998. 16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995. 17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998. 18. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998. 19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998. 20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998. 21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998. 22. Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008
27. Программы общеобразовательных учреждений 1 – 9 классов. Изобразительное искусство и
художественный труд / Сост. Б.М. Неменский, Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С.
Питерская, при участии В.Г. Горяева, Г.Е., Гурова, А.А. Кобозева, М.Т. Ломоносовой,
О.В. Островской– М.: Просвещение, 2007, 145 стр. 87-100
28. Свиридова О. В. Изобразительное искусство, 7 класс. Поурочные планы по программе Б. М.
Неменского.
Сайты для работы:
1.http://school.univertv.ru/ - видеоуроки
9.http://www.artandphoto.ru/themes.php?id=4&page=30 – репродукции
10.http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=832959 – видео по изо
11.http://www.koob.ru/books/draw/ по ИЗО – репродукции.
12.http://www.shatiskusstvo.ucoz.ru/ - школьникам о живописи
6.Приложение
Контроль уровня обученности
(7 класс)
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
1 | Изображение фигуры человека в истории искусства. Изобразительное искусство и его виды. | Текущий - письменный | тест |
9 | Понимание красоты человека в русском искусстве. | Текущий - письменный | тест |
21 | Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Художественное объединение «Товарищество передвижников». | Текущий - письменный | тест |
26 | Место и роль картины в искусстве 20 века. | Текущий - письменный | тест |
31 | История искусства и история человечества. Стили и направления в изобразительном искусстве и архитектуре нового времени. Живопись, графика, скульптура и архитектура России 18-20 веков. | Итоговый | тест |
34-35 | Художественно-творческие проекты | Итоговый | Защита проекта. |
.
Прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью ______стр. Директор ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска» __________ /Л.А.Горбунова/ | Прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью ______стр. Директор ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска» __________ /Л.А.Горбунова/ |
Прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью ______стр. Директор ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска» __________ /Л.А.Горбунова/ | Прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью ______стр. Директор ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска» __________ /Л.А.Горбунова/ |
Прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью ______стр. Директор ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска» __________ /Л.А.Горбунова/ | Прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью ______стр. Директор ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска» __________ /Л.А.Горбунова/ |
Прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью ______стр. Директор ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска» __________ /Л.А.Горбунова/ | Прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью ______стр. Директор ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска» __________ /Л.А.Горбунова/ |
Прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью ______стр. Директор ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска» __________ /Л.А.Горбунова/ | Прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью ______стр. Директор ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска» __________ /Л.А.Горбунова/ |
Прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью ______стр. Директор ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска» __________ /Л.А.Горбунова/ | Прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью ______стр. Директор ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска» __________ /Л.А.Горбунова/ |
Прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью ______стр. Директор ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска» __________ /Л.А.Горбунова/ | Прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью ______стр. Директор ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска» __________ /Л.А.Горбунова/ |
Прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью ______стр. Директор ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска» __________ /Л.А.Горбунова/ | Прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью ______стр. Директор ГБООУ «Санаторная школа-интернат г.Петровска» __________ /Л.А.Горбунова/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе. 11 класс. По программе В.Я.Коровиной
Рабочая программа рассчитана на работу в общеобразовательных классах....
Викторина по МХК "Литература романтизма" к уроку в 11 классе по программе Л.А. Рапацкой. Раздел учебника "Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре"
Викторина для учащихся 11 класса по мировой художественной культуре (программа Л.А. Рапацкая) по теме "Литература романтизма" поможет проверить и закрепить свои знания. Викторина сод...
Рабочая программа по ИЗО 5 класс, по программе Б.М. Неменского
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс, программа Б.М. Неменский...
Рабочая программа по ИЗО 5 классы по программе Б.М.Неменского ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и требованиями Примерной програ...
Рабочая программа по ИЗО 5 класс по УМК Б.М. Неменского
Рабочая программа составлена на основе примерной программы Изобразительное искусство в 5–9 классах под ред. Б. М. Неменского в соответствии с основными положениями федерального государственного образо...
Рабочая программа по ИЗО 5 класс с применением региональных компонентов (Неменский) ФГОС
Рабочая программа по ИЗО 5 класс (Неменский) ФГОС...
Рабочая программа для обучающихся 7 класса с УО по учебному предмету "Изобразительная деятельность".
Рабочая программа для обучающихся 7 класса с УО по учебному предмету "Изобразительная деятельность"....