РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство» ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6-7классы ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство»  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО   6-7классы ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Рабочая программа  по искусству ИЗО составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству применительно к авторской программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (Издательство «Просвещение» 2012 год ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_5-7_klass.doc288.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование. 5 класс

№ п/п

Дата

проведения

урока

Тема урока

Кол

час

Тип урока

Содержание

образования по учебному предмету

Знания, умения, навыки

Формируемые компетентности

Вид  контроля

План

Факт

«Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека»

1 четверть

«Древние корни народного искусства»

1

     09

Древние образы в народном искусстве.

1

Комби-й

Традиционные образы, память народа, представления о мироздании.

Рисунок чаши для воды. Орнамент. Символы. Акварель, фломастер

Древние образы (солнечные диски, конь, птица, баба, древо жизни)

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Опрос

Н.А.Горяева

под ред.

Б.М.Неменского

стр12

2

   09

Декор русской избы

1

Комби-й

Органичное единство функционального и эстетического значения вещи в интерьере крестьянского жилища. Удобство конструкции мебели, подчёркивание формы и конструкции узором.

Перспектива сельского деревянного дома, карандаш, акварель.

Линейная перспектива.

Значение древних корней народного искусства.

Единство формы и декора деревянной избы.

Информационная: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных

Опрос

Практика

Н.А.Горяева

под ред.

Б.М.Неменского

стр20

3

    09

Внутренний мир русской избы

1

Комби-й

Подчёркивание формы и конструкции узором.

Изготовление модели «Избушка»

Особенности народного искусства Удмуртии. Интерьер, перспектива.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Опрос

Практика

Н.А.Горяева

под ред.

Б.М.Неменского

стр30

4

     09

Конструкция,  декор предметов народного быта

1

Комби-й

Культура быта, культура труда народа, культура человеческих отношений.

Подробное рассмотрение различных предметов народного быта.

Рисунок прялки с образами-оберегами

Роспись русских прялок. Основные элементы прялки.  Прялка и её значение в жизни крестьянской семьи.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Опрос

Практика

Н.А.Горяева

под ред.

Б.М.Неменского

стр36

5

     09

Конструкция,  декор предметов народного быта

1

Комби-й

Импровизации на тему древних образов. Поэтическое восприятие мира в его связях с жизнью людей, с ритмическими чередованиями времени суток, времён года и т.д.

Полотенце, аппликация, вырезка

Символика орнамента.

 «В русской избе».

Композиция, функциональность, декоративность

Познавательные:  основам реализации проектно-исследовательской деятельности.

Опрос

Практика

Н.А.Горяева

под ред.

Б.М.Неменского

стр36

6

    10

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

1

Комби-й

Особенности национальной вышивки и ткачества

Ковёр.

Особенности ткачества. Символы, обереги. Знаки.

Социальная: адекватно воспринимать предложения
товарищей по исправлению

Опрос

Практика

Н.А.Горяева

под ред.

Б.М.Неменского

стр44

7

     10

Народный праздничный костюм.

1

Комби-й

Знакомство с её жизненно важными центрами, кругом предметов быта и труда, включённых в это пространство.

Народный праздничный костюм.

Место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена.

Символика орнамента, обереги.

Познавательные:  основам реализации проектно-исследовательской деятельности.

Опрос

Н.А.Горяева

под ред.

Б.М.Неменского

стр50

8

     10

Народный праздничный костюм.

1

Комби-й

Композиция «В крестьянской избе».

Народный праздничный костюм.

Красный угол. Сундук. Лавка. Полотенце. Посуда. Народный праздничный костюм.

Социальная: адекватно воспринимать предложения
товарищей по исправлению

Опрос

Практика

Н.А.Горяева

под ред.

Б.М.Неменского

стр50

9

     10

Народные праздничные обряды.

1

Комби-й

Беседа о повседневном декоративном искусстве и его место в жизни человека

Народные праздничные обряды.

Дизайн, как новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности. Народные праздничные обряды.

Регулятивные: адекватно использовать речь

Опрос

Практика

Н.А.Горяева

под ред.

Б.М.Неменского

стр60

2 четверть

Связь времён в народном искусстве

7 часов

10, 11

      11

     11

Древние образы в современных народных игрушках.

2

Комби-й

Личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей. Содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства. Беседа о старинном и современном народном декоративном искусстве.

Дымковская игрушка. Лепка. Роспись

Промыслы России.

Дымковская игрушка.

Эльмир Котляр «Две гармошки – два Тимошки»

Регулятивные: адекватно использовать речь

Опрос

Практика

Н.А.Горяева

под ред.

Б.М.Неменского

стр66

12

13

     11

     12

Искусство Гжели.

Истоки и современное развитие промысла.

2

Комби-й

Особенности промысла. Форма и роспись посуды.

Своеобразие художественного языка.

Цветовая гамма.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

Опрос

Практика

Н.А.Горяева

под ред.

Б.М.Неменского

стр76

14

15

     12

     12

Искусство Городца

Истоки и современное развитие промысла.  

2

Комби-й

Элементы промысла, история, разнообразие форм, язык кисти.

Проект-импровизация по мотивам Жостовского промысла.

Исторические особенности промысла. Элементы росписи (цветы, вязь, листики, ёлочки, травки, дождичек, рожочки и др.)

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

Опрос

Практика

Н.А.Горяева

под ред.

Б.М.Неменского

стр82

16

     12

Хохлома

Искусство Жостова

Истоки и современное развитие промысла.  

1

Комби-й

Хохломская роспись.

Жизненный колорит, который вносят изделия народных промыслов в нашу жизнь.

Гармонизация композиции.

Жизнерадостный колорит, цветовой ритм, цветовая доминанта.

Особенности вырисовки травки, маковки, ягодки, яблочка, винограда и т.д.

Регулятивные: адекватно использовать речь

Опрос

Практика

Н.А.Горяева

под ред.

Б.М.Неменского

стр86

17

     12

Жостово. Роспись по металлу.

1

Комби-й

Искусство Городца. Роспись разделочных досок

Работа с пятна, с постепенного моделирования формы цветом. Композиционное расположение предметов. Пропорции, цветовое сочетание.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

 Опрос

Практика

Н.А.Горяева

под ред.

Б.М.Неменского

стр92

18

      01

Щепа.  Роспись по лубу и дереву.

Тиснение и резьба по бересте.

1

Комби-й

Урок-игра.

Загадки, поговорки, потешки, куплеты, стихи «Балалаечник на рыбе»

Каргопольская игрушка.

Промыслы России. Знание народных поговорок, загадок, потешек, выставка детских рисунков ДПИ, национальные традиции.

Регулятивные: адекватно использовать речь

Опрос

Практика

Н.А.Горяева

под ред.

Б.М.Неменского

стр96

3 четверть

Декор – человек, общество, время.

19

      01

 Зачем людям украшения.

1

Комби-й

Беседа о народном костюме. Связь композиции костюма с народной архитектурой и орнаментом в народном искусстве . Импровизация по мотивам старинной праздничной одежды. Условные обозначения растений, цветов, веток и т.п.

Колорит и основной характер костюма. Выделение нарядности, красочности, орнаментальности окружающего мира, соблюдение определённой меры условности изображения.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Опрос

Н.А.Горяева

под ред.

Б.М.Неменского

Стр 106

20

     02

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

1

Комби-й

Композиция узоров основана на обращении к солнцу, звёздам, птицам.

Ленты, затканные бисером, символизируют дождь. Проект-импровизация в русле образного языка народного искусства.

Формы и правила ношения головных уборов.

Информационная: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных

Опрос

Практика

Н.А.Горяева

под ред.

Б.М.Неменского

стр108

21

      02

Одежда говорит о человеке.

1

Комби-й

Беседа о народном костюме. Композиция узоров основана на обращении к солнцу, звёздам, птицам.

Ленты, затканные бисером, символизируют дождь.

Колодийный обряд.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Опрос

Практика

Н.А.Горяева

под ред.

Б.М.Неменского

стр118

22

      02

Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма

1

Комби-й

Беседа о вышивке как виде народного творчества. Культовое значение элементов орнамента. Украшение костюма – не простая забава.

Орнамент в полосе. Изображение птиц. Птица – вестница неба, женское начало.

Понятие об орнаменте. Формы и мотивы русских вышивок.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Опрос

Практика

23

      02

Русский костюм и современная мода.

1

Комби-й

Беседа о месте традиционного русского национального костюма в современной моде.

Исполнение эскиза образца модной одежды, в котором определяется колорит и основной характер костюма.

Конструкция, декор, цветовое сочетание.

Познавательные:  основам реализации проектно-исследовательской деятельности.

Опрос

Практика

24

     03

Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш весёлый хоровод»

1

Комби-й

Беседа о русских народных праздниках и обрядах, их истории и символическом значении.  Масленица. Иллюстрации к русской народной сказке «Снегурочка»

Сырная неделя.

Социальная: адекватно воспринимать предложения
товарищей по исправлению

Опрос

Практика

25

     03

Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш весёлый хоровод»

1

Комби-й

Иван-купала. Веночек. Аппликация.

Языческий праздник поклонения человека природным стихиям. Огонь. Вода.

Познавательные:  основам реализации проектно-исследовательской деятельности.

Опрос

Практика

26

      03

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

1

Комби-й

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

Перечень. Характер  и приёмы изготовления.

Социальная: адекватно воспринимать предложения
товарищей по исправлению

Опрос

Практика

Н.А.Горяева

под ред.

Б.М.Неменского

стр134

27

     04

Красота земли родной. Обобщающий урок

2

Комби-й

Выставка рисунков и изделий.

Регулятивные: адекватно использовать речь

Опрос

Практика

4 четверть

Декоративное искусство в современном мире.

7 часов

28

     .04

Современное выставочное искусство

Роль декоративного искусства в эпоху древнего Египта.

1

Комби-й

Декоративная работа по мотивам древнеегипетских шейных украшений

Воротник-ожерелье.

Регулятивные: адекватно использовать речь

Опрос

Практика

Н.А.Горяева

под ред.

Б.М.Неменского

Стр142

29

      04

Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи древней Греции.

1

Комби-й

Беседа об истории культуры Древней Греции, костюме и орнаментах этого периода. Самый известный геометрический греческий орнамент – меандр.

Костюм эпохи Древней Греции.

Костюм, символика. Цвет. Хитон, гиматий, хламида.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

Опрос

Практика

30

      04

Декоративное искусство Древней Греции. Греческая керамика

1

Комби-й

Предметы декоративно - прикладного искусства Древней Греции.

Чернофигурные или краснофигурные греческие вазы.

Греческие вазы: краснофигурные и чёрнофигурные. Форма, орнамент.

Вазопись. Амфоры, кратеры, кулики, гидрии, лекифы.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

Опрос

Практика

31

      05

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества.

1

Комби-й

Беседа о значении одежды и основных элементах костюма в эпоху Средневековья.

Костюм эпохи Средневековья.

Различные социальные группы в определённые периоды развития общества. Влияние мировоззрения и условий жизни людей разных стран и разных эпох на образный строй произведений декоративного искусства.

Регулятивные: адекватно использовать речь

Опрос

Практика

32

      05

Ты сам мастер

Символика цвета.

1

Комби-й

Смена художественных стилей. Стилевое единство декоративного искусства.

Витраж. Фломастеры. Живая линия. Заливка цветом, гуашь.

Улица средневекового города. Архитектура средневековья. Особенности художественного языка классического декоративного искусства – тонкие переходы одного цвета в другой, цветовые нюансы, усложнённый характер линейных очертаний, утончённое переплетение растительных элементов.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

 Опрос

Практика

Н.А.Горяева

под ред.

Б.М.Неменского

Стр 168-174

33

     .05

Ты сам мастер

1

Комби-й

Символический характер языка декоративного искусства особенно проявляется в гербах, флагах, эмблемах.

Герб ремесленного цеха на материале средневековья

Символика цвета в классической геральдике (золото – знатность, богатство; серебро – невинность и доброта; красный цвет – храбрость; зелёный – надежда; чёрный – мудрость и печаль.

Регулятивные: адекватно использовать речь

Опрос

Практика

Н.А.Горяева

под ред.

Б.М.Неменского

Стр 175

34

      05

Ты сам мастер.

Значение эмблематики в определении места человека или группы людей в обществе.

1

Комби-й

Символика в наши дни. Символы и эмблемы в нашем обществе. Сферы их использования, значение их элементов.

Эмблема своей семьи.

Как читать эмблемы.

Из истории геральдики.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

 Опрос

Практика

Н.А.Горяева

под ред.

Б.М.Неменского

Стр 180

Роль декоративного искусства в жизни

человека и общества.

Обобщающий урок-викторина.

стр182-189

Тематическое планирование. 6 класс

№ п\п

Дата

проведения урока

Тема урока

Кол

час

Тип

урока

Содержание

 образования по учебному предмету

Знания,умения, навыки

Формирование компетентности

Вид контроля.

План

Факт

«Искусство в жизни  человека»  

1 четверть

«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»

1

     09

Изобразительное искусство в семье пространственных  искусств.

1

Лекция

Комби-й

Урок-лекция с показом репродукций.

Виды ИЗО.

Язык художественной выразительности изобразительных видов искусства

Живопись, графика, скульптура.

Композиция, линия, ритм, пятно, цвет, форма, объём, пространство, фактура.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Опрос

Л.А.Неменская,стр8

2

     09

Рисунок – основа изобразительного творчества.

1

Комби-й

-рисунок – основа мастерства художника

-значение рисунка в работе художника (графика, живописца, скульптора, архитектора, художника декоративно-прикладного искусства)

-рисунок – способ познания окружающего мира

Упражнения  стр.30-39 И.Б. Шешко

Рисунок железной дороги.

Линия, штрих, тон – основные средства выразительности в рисунке

Информационная: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных

Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр24

3

     09

Линия и её выразительные возможности

Ритм линий.

1

Комби-й

Перспектива, тон

Наблюдательная перспектива.

Картинная плоскость.

Предметная плоскость.

Главная точка схода.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр30

4

     09

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

Комби-й

Нюансы тона  в передаче пространства (плановость) и эмоциональность состояний.

Перспектива, тон

Наблюдательная перспектива.

Картинная плоскость.

Предметная плоскость.

Главная точка схода.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр34

5

     09

Цвет. Основы цветоведения.

1

Комби-й

Определение пропорций фигуры человека.

Нюансы тона  в передаче пространства (плановость) и эмоциональность состояний.

Пейзаж в суровом, грозном, напряжённом настроении.

Передача тоновой растяжки.

Линия и светотень резкие, напряжённые.

Познавательные:  основам реализации проектно-исследовательской деятельности.

Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр38

6

     10

Цвет  в произведениях живописи.

1

Комби-й

Пейзаж настроения, 3-4 плана, светотень.

Основы языка графики – тон, пятно, линия, точка.

Линия плавная, округлая; светотень равномерная, спокойная

Социальная: адекватно воспринимать предложения
товарищей по исправлению

Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр43

7

     10

Объёмные изображения в скульптуре.

1

Лекция

Комби-й

 Объём, трёхмерность – основа языка скульптуры.

Отличие скульптуры от других видов ИЗО.

Способы выполнения скульптуры (высекание, лепка, отливка, вырезание).

Материал (глина, пластилин)

Познавательные:  основам реализации проектно-исследовательской деятельности.

Опрос

Л.А.Неменскаястр48

8

     10

Основы языка изображения

1

Комби-й

Роль фактуры в решении творческих и учебных задач. Соотношение тона и цвета. Мазки – пастозный, лёгкий, прозрачный, мазок по форме.

Фактурный ствол дерева и осенняя листва пастозным мазком.

Гармония тёплого цвета с различными его смесями.

Гармония холодного цвета.

Социальная: адекватно воспринимать предложения
товарищей по исправлению

Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр52

9

     10

Основы языка изображения

1

Комби-й

Локальный цвет и цвет богатый нюансами. Насыщенность цвета и его образное звучание.

Передать впечатление водной ряби, впечатление от цветущей сирени, вишни, яблони.

Сближенная гамма, мазок типа «точка - кирпичик», «наклонная штриховка»

Регулятивные: адекватно использовать речь

Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр52

2 четверть

Мир наших вещей. Натюрморт.

10

     11

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

Комби-й

История возникновения жанра натюрморта как самостоятельного жанра. Виды ИЗО, в которых существует этот жанр. Роль композиции, одного из важнейших средств выражения в натюрморте.

Заполнение листа, равновесие и движение.

Пропорции предметов, характер формы.

Регулятивные: адекватно использовать речь

Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр56

11

    11

Изображение предметного мира – натюрморт.

1

Комби-й

Натюрморт как часть картины. Предметы, характеризующие человека и время, отражённое  в произведении изобразительного искусства.

Натюрморт из плоских изображений знакомых предметов, например кухонной утвари. Краски.

Свет: освещённость как средство выражения настроения, состояния.

Выделение смыслового центра при помощи освещённости.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр58

12

     11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

Комби-й

Схема натюрморта.

Заполненность листа.

Фломастеры. «Фрукты»

Локальный цвет.

Декоративность.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр62

13

     12

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

1

Комби-й

Натюрморт в тиражной графике. Различные графические техники, в которых может быть выполнен натюрморт.

Правила объёмного изображения геометрических тел.

Особенность языка. Значение линии, пятна, тона. Выразительность скупого языка чёрного и белого.

Схемы выделения акцентов композиции.

Регулятивные: адекватно использовать речь

Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр64

14

     12

Освещение. Свет и тень.

1

Комби-й

Симметрия и асимметрия в композиции натюрморта.

Карандашный рисунок асимметричной композиции «Нарцисс», «Тюльпаны»

Штриховка.

Симметрия и асимметрия.

Выразительность линии.

Фактура. Свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс. Падающая тень.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

 Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр68

15

     12

Натюрморт

 в  графике.

1

Комби-й

Графическое изображение натюрмортов. Материалы и инструменты; их влияние на выразительность художественных техник.

Композиция с натуры «Школьные принадлежности»

Компоновка предметов, выбор освещённости, подбор цветового решения.

Регулятивные: адекватно использовать речь

Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр76

16

     12

Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта

1

Комби-й

Цвет в живописи и собственный цвет предмета Ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Фламандский и голландский натюрморт.

«Цветы и бабочки», гелиевая паста, работа по сырому листу.

Композиция и образный строй в натюрморте, ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр78

Стр86

3 четверть

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.

17

     01

Образ человека – главная тема искусства

1

Лекция

Комби-й

Выявление общего между жанрами – чтобы художник ни изображал, он это делает ради выражения своего отношения к изображаемому.

История возникновения жанра портрета как самостоятельного жанра.

Урок-лекция. Просмотр  СД-диска «Музеи мира»

Жанра портрета во всех видах ИЗО (скульптуре, живописи, графике)

Фаюмский портрет, древнеримский портрет.

Разновидности портретного жанра: характерный, парадный, психологический, автопортрет.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр90

18

     01

Конструкция головы человека и её основные пропорции

1

Комби-й

Портрет – документ эпохи, воссоздающий облик и характер людей, но это не всегда отношение к нему автора. Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части.

Подвижные части лица, мимика.

Портрет писателя. Карандаш.

Рисование головы человека.

Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр102

19

     01

Изображение головы человека в пространстве

1

Комби-й

Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа.

Поворот и ракурс головы. Объёмное конструктивное изображение головы.

Регулятивные: адекватно использовать речь

. Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр106

20

     02

Портрет в скульптуре

1

Лекция

Комби-й

Просмотр и анализ репродукций, слайдов скульптурных произведений.

Выразительные возможности скульптуры.

Скульптуры «Литературный герой».

Герои одного произведения 

Литературный герой – не конкретный человек, а собирательный образ.

Подчёркивание и утрирование некоторых черт. Пластилин, стеки, приспособления для лепки, каркас, плинт.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Л.А.Неменскаястр108

21

     02

Графический портретный рисунок .

1

Комби-й

Композиция и цвет – средства выразительности портретной живописи. Индивидуальные особенности, характер, настроение.

Портрет защитника родины. Эпос, история Родины.

. Линия горизонта.

Точка зрения. Расположение на листе. Линия и пятно. Колорит.

Регулятивные: адекватно использовать речь

. Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр112

22

     02

Сатирические образы человека.

1

Комби-й

Портрет – изображение конкретного человека с неповторимым обликом и характером. Портрет-характер. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж

Портрет соседа по парте. Работа с натурой. Акварель.

Изображение сатирических образов литературных героев. Отбор деталей и обострение образа. Завершение работы – обобщение формы.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр116

23

     02

Образные возможности освещения в портрете

1

Комби-й

Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия.

Портрет девочки в фас, профиль, три четверти. Карандаш.

Рисунок карандашом.

Уточнение пропорций лица.

Светотеневая моделировка формы – создание образа. Свет: направленный сбоку, снизу, рассеянный, изображение против света, контрастность освещения.

«Чародеи света»

 Рембрандт Харменс Ван Рейн.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр120

24

     03

Роль цвета в портрете

1

Комби-й

Портрет в мажорной гамме, тёплые тона. Выражение настроения.

Портрет девочки. Гуашь. Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения  и характера героя портрета. Цвет и живописная

Прокладка основного цвета.

Прорисовка деталей.

Образная характеристика девочки.

Соблюдение верных тональных и цветовых отношений.

Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи) Галерея образов.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр122

25

     03

Великие портретисты прошлого

1

Лекция

Комби-й

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.

 Портретисты. Приложения к журналу «Крестьянка». Рефераты школьников.

Регулятивные: адекватно использовать речь

. Опрос

Л.А.Неменскаястр126

26

     03

Портрет в изобразительном искусстве 20 века (Обобщение темы)

1

Лекция

Комби-й

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщённый образ человека в живописи Возрождения в 16-19 и 20 веках.

Прокладка основного цвета.

Прорисовка деталей.

Образная характеристика девочки.

Соблюдение верных тональных и цветовых отношений.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Л.А.Неменскаястр130

4 четверть

«Человек и пространство в изобразительном искусстве»

27

     03

Жанры в изобразительном искусстве.

1

Комби-й

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи.

Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр.

Регулятивные: адекватно использовать речь

. Опрос

Л.А.Неменскаястр138

28

      04

Изображение пространства.

1

Комби-й

Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определёнными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве. Ракурс в искусстве Древней Греции.

Пространство иконы, его смысл. Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр142

29

     04

Правила построения  перспективы. Воздушная перспектива.

1

Комби-й

Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Уменьшение и удалённых предметов – перспективные сокращения.

«Архитектурный пейзаж»

Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода.

Законы линейной перспективы.

Регулятивные: адекватно использовать речь

. Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр146

30

      04

Пейзаж – большой мир.

1

Комби-й

Виды ИЗО, в которых прослеживается пейзаж. Правила воздушной перспективы и изменения контрастности.

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил воздушной  перспективы.

Композиция

Воздушная перспектива,

Колорит. Гуашь с ограниченной палитрой.

Регулятивные: адекватно использовать речь

. Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр148

31

      04

Пейзаж  настроения. Природа и художник.

1

Комби-й

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Огромный и легендарный мир. Колорит как средство решения образа пейзажа, как одно из ведущих средств выразительности.

Значение колорита  в разные исторические периоды развития жанра пейзажа.

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Путь реки».

Эпический и романтический пейзаж Европы. Роль выбора формата. Высота горизонта. Пейзажный жанр  (героический, романтический, реалистический).

Гамма минорная, мажорная.

Классицизм, романтизм, импрессионизм.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр152

32

      05

Пейзаж  в русской живописи.

1

Комби-й

Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток.

Монотипия. Граттаж –«Летний луг»

Значение линии, пятна.

Роль колорита в пейзаже. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Л.А.Неменскаястр156

33

      05

 Пейзаж  в графике.

1

Комби-й

Понимание красоты природы художниками разных исторических периодов.

Ритмическая организация листа,

- воздушная перспектива,

- линия горизонта,
- пространство.

Регулятивные: адекватно использовать речь

. Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр164

34

      05

Городской пейзаж.

1

Комби-й

Разные образы города в истории искусства и в Российском искусстве 20 века.

Работа над графической композицией «Городской пейзаж»

Ритмическая организация листа,

- воздушная перспектива,

- колорит.

- линия горизонта,
- пространство.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр168

35

      05

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1

Комби-й

Построение пространства как средство решения образа пейзажа. При изменении понимания прекрасного в природе изменяется построение пространства

Выразительность высокого и низкого горизонта.

Роль тона и цвета в изображении.

Регулятивные: адекватно использовать речь

. Опрос

Практика

Л.А.Неменскаястр172

Тематическое планирование. 7 класс

№ п/п

Дата

проведения урока

Кол.

часов

Тема урока

Кол

час

Тип урока

Содержание

Образования по учебному предмету.

Знания, умения, навыки

Формируемые компетентности.

Вид

контроля

«Изобразительное искусство в жизни человека»

1 четверть

«Изображение фигуры человека и образ человека»

1

     09

Изображение фигуры человека в

истории искусства

1

Лекция

Комби-й

Человек как высшая ценность нашего общества. Человек – главная тема в искусстве. Искусство в художественных образах отражает представления людей о красоте человека в различные исторические эпохи.

Урок-лекция.

В мастерской художника.

Художественное мышление.

 Пластика, рельефы, динамика, живопись.

Регулятивные: адекватно использовать речь

. Опрос

Практика

2

     09

Пропорции и строение фигуры человека.

1

Комби-й

Пропорции фигуры человека.

Постановка фигуры. «Рисовать – значит видеть пропорции, и потому никогда не позволяйте себе видеть одну часть без всего общего…» Н.Н.Ге.

Канон пропорций С. Боттичелли.

Аппликация

Пропорциональный канон.

Модуль – высота головы человека.

Золотое сечение.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

3

     09

Пропорции и строение фигуры человека.

1

Комби-й

Скульптура малых форм.

Мелкая пластика.

Статуэтки из глины.

Особенности подвижной натуры.

Регулятивные: адекватно использовать речь

. Опрос

Практика

Н.П. Костерин «Учебное рисование» стр.189

4

     09

Лепка фигуры человека.

1

Комби-й

Значение различных точек зрения на скульптуру при её восприятии.

Особенности работы от общего к частному.

Рисование простым карандашом.

Рисование головы.

Линия, тоновое пятно, характер штриха.

Избирательность нашего зрения.

Основные линии построения.

Регулятивные: адекватно использовать речь

. Опрос

Практика

Н.П. Костерин,

стр. 201

5

     09

Набросок фигуры человека с натуры.

1

Комби-й

Личность художника, целостность его представлений о красоте человека.

Скульптура: идеал и чувство реальности.

Декоративное и монументальное искусство.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

6

     10

Набросок фигуры человека с натуры.

1

Комби-й

Схематический рисунок. Геометризованная фигура. Сравнение частей фигуры друг с другом. Величинные отношения между ними.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

7

     10

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

1

Лекция

Комби-й

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Набросок и техники его выполнения. Пластическая  анатомия человека.

Регулятивные: адекватно использовать речь

. Опрос

Практика

8

    .10

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

1

Комби-й

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Чувство, состояние, место, персонаж.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

9

     10

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

1

Комби-й

Процесс создания картины. История возникновения голландской живописи. Жанры изобразительного искусства

Рисунки предыдущих уроков, коллаж.

Композиция из разнообразных материалов и природных форм.

Регулятивные: адекватно использовать речь

. Опрос

Практика

2 четверть

«Поэзия  повседневности»

Комби-й

Комби-й

10

     11

Тематическая  картина.

Бытовой и исторический жанры.

1

Лекция

Комби-й

Процесс создания картины. История возникновения голландской живописи. Жанры изобразительного искусства

Урок-лекция.

Обобщение.

Целостность изображения. Композиционный центр.

Жанр. Сюжет. Бытовой жанр.

Регулятивные: адекватно использовать речь

. Опрос

Практика

11

     11

 Тематическая  картина.

Бытовой и исторический жанры.

1

Комби-й

Малые голландцы обобщённое название голландских художников, мастеров бытового, пейзажного жанра и натюрморта.

Ян Вермер и делфтская школа живописи. Бытовой и исторический жанры.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

12

     11

. Сюжет и содержание в картине.

1

Комби-й

Картина – взгляд художника на мир, отражает связь человека с миром, отношение автора к действительности. Родоначальники жанровой живописи в России: А.Венецианов и П. Федотов

Жанр, сюжет, бытовой жанр. Сюжетная композиция. Организация картинной плоскости.

Регулятивные: адекватно использовать речь

. Опрос

Практика

Н.П. Костерин. Учебное рисование. Стр. 31.

13

     12

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

1

Комби-й

Роль колорита в раскрытии художественного образа. Значение цвета в выделении смыслового центра. И.П. Репин, И.Н. Крамской, В.Г.Перов. Значение деятельности П.М. Третьякова

Последовательность рисования дерева в тёплом колорите.

Передача цветом пространства.

Цветовые отношения. Выступление детей о художниках-передвижниках.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

14

     12

Жизнь в моём городе в прошлых веках.

( историческая тема в бытовом жанре)

1

Комби-й

Роль сюжета в решении образа. Картина – итог длительных размышлений и наблюдений художника.

Юрий Гагарин, говоря о красоте вселенной, сказал: «Необычно, как на полотнах Рериха!»

Творчество Н.К.  Рериха

Горный пейзаж.

Роль живописно-пластических средств в решении образа (композиция, ритм, свет, форма, цвет, пространство, фактура)

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

15

     12

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.

(тема праздника в бытовом жанре).

1

Комби-й

Эскиз как переходный этап при создании композиции.

Нет предела знаниям.

Композиция. Замысел работы, эскиз

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

16

     12

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.

1

Лекция

Комби-й

Глубок смысл природы.

Новые техники рисунка. По-сырому.

Пейзаж «Весеннее утро».

Композиционное размещение на листе.

Прокладка основного цвета.

Использование приёма «вливание цвета в цвет».

Дорисовка по сухому слою краски.

Регулятивные: адекватно использовать речь

. Опрос

Практика

3 четверть

«Великие темы жизни»

1

Комби-й

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

17

     12

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.

1

Комби-й

Станковое искусство. Отношение художника к разным явлениям жизни.

Урок-лекция

Замысел обретает форму. Исторический жанр, сюжет, форма.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

18

    .01

Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Сложный мир исторической картины.  Творчество В.И. Сурикова

1

Комби-й

Личность художника, его отношение к жизни, круг его интересов, основные проблемы его творчества.

Урок-лекция.

Ценность для человечества личностного видения исторических событий.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

СД-диск «Шедевры русской живописи».

19

     01

Сложный мир исторической картины

1

Комби-й

Выбор волнующей темы для графической серии. Обсуждение.

Эскизы по выбранной теме для всего класса.

Композиция.

Базовые принципы композиции.

Замкнутая и открытая композиция.

Несколько планов.

Регулятивные: адекватно использовать речь

. Опрос

Практика

Н.М. Сокольникова ИЗО «Основы композиции» стр. 7

20

     02

Графические серии.

1

Комби-й

Серия «Это не должно повториться», просмотр СД-диска «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

История возникновения графических серий.

Графические серии – форма активного вхождения художника в жизнь, его протест против несправедливости, насилия, угнетения.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

21

     02

Зрительские умения, и их значение для современного человека.

1

Комби-й

Эссе «О чём мне рассказал художник»

Композиция. Композиционные средства и приёмы: многоплановая композиция, формат, размер, колорит, живописная фактура, центр композиции, выделение главного, свет и цветовой контраст, жест, мимика, тень, ритм.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

Н.П. Костерин «Учебное рисование». Стр.201.

22

     02

Великие темы жизни в творчестве русских художников.

1

Комби-й

Сложный мир исторической картины.

Карл Брюллов «Последний день Помпеи». История одной картины.

Просмотр СД-диска «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

Отличие исторической картины от произведения бытового жанра, натюрморта, портрета, пейзажа.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

СД-диска «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

23

    .02

Сказочно-былинный жанр. «Волшебный мир сказок»

1

Комби-й

И.Я. Билибина. Иллюстрации к сказкам.

В. Васнецов. Фольклорно-исторические картины.

«Что за прелесть эти сказки!»

Ясно читаемая композиция.

Распределение масс.

Чередование тёмных и светлых пятен.

Сюжетно-композиционный центр.

Регулятивные: адекватно использовать речь

. Опрос

Практика

Костерин «Учебное рисование». Таб.11

24

     03

Библейская тема в изобразительном искусстве.

1

Комби-й

Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына».

Чародей света.

Контраст.

Цельность композиции.

Ритм, движение, покой.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

25

     03

Историческая тема в живописи.

1

Комби-й

Передача симметрии и асимметрии в композиции.

Передача равновесия.

Уравновешенная композиция.

Симметрия – покой, величественность, особая торжественность, значимость событий.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

26

     03

Художественные музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

1

Комби-й

Знакомство с коллекциями картин. Отличия галереи от музея.

Викторина «Знакомые картины и художники»

Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея,  Дрезденская картинная галерея, музей Прадо, Лувр, кунсткамера.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

4 четверть

«Реальность  жизни и художественный образ»

Комби-й

Регулятивные: адекватно использовать речь

27

     04

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

1

Лекция

Комби-й

Особый вид графики. Виды оформительской работы. Роль текста в плакате.

Выполнение эскизов. Композиционное решение плаката. По теме «Экология жизни»

Учебный иллюстративный плакат.

Плакат - схема.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

Н.П. Костерин. Стр. 228.

28

     04

Искусство иллюстрации. Слово и изображение..

1

Комби-й

Оформление плаката надписью.

Шрифты (гротеск, египетский, ленточная антиква, итальянский, новая антиква, стандартный, трафаретный).

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

Костерин, стр. 220.

29

     04

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

1

Комби-й

Просмотр компьютерной  программы Word, шрифты, работа с текстом.

Компьютерный рисунок с текстом.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

30

     04

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

1

Комби-й

Отличие книжной графики от других видов графики. Обдумывание характера оформления книги в соответствии с выбранной темой.

Просмотр книг. Выбор темы. (Подарок для детского сада)

Книжная графика.

Миниатюра.

Часть издательского дела.

Регулятивные: адекватно использовать речь

. Опрос

Практика

Н.М. Сокольникова ИЗО «Краткий словарь художественных терминов» стр. 19,36

31

     05

Зрительские умения и их значение для современного человека.

1

Комби-й

Зрительские умения и их значение для современного человека.

Особая смысловая нагрузка обложки. Суперобложка. Средства выразительности обложки, лаконичность, декоративность.

Обложка для своей книги.

Переплёт.

Иллюстративная обложка, декоративная обложка, шрифтовая обложка.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

Н.П. Костерин,

стр. 235.

32

     05

Стиль и направление в изобразительном искусстве.

1

Комби-й

Стиль и направление в изобразительном искусстве.

Рисунок для своей книги.

Форзац, авантитул, контртитул.

Titulus – надпись, название.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

Н.М. Сокольникова ИЗО «Краткий словарь художественных терминов» стр. 75

33

     05

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

1

Комби-й

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

Буквица, орнаментика шрифта и его читаемость.

Выполнение буквицы для своей книги.

Место шрифта и буквицы в оформлении книги. Рисунок букв-иероглифов. Буквица и её роль, расположение на листе, связь с общим замыслом оформления.

Коммуникативные: уметь организовать взаимный контроль

. Опрос

Практика

34

     05

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

1

Лекция

Комби-й

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Оформление работ.

Выставка работ

Оформление работ.

Выставка работ

Регулятивные: адекватно использовать речь

.

Практика

Обобщающий урок.

Выставка работ

Выставка работ

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку для начальной школы и тематическое планирование для 2 класса в рамках образовательной системы "Школа 2100" с учётом ФГОС

Рабочая программа разработана на весь курс обучения английскому языку в начальной школе в рамках образовательной системы "Школа 2100" по учебнику М.З.Биболетовой "Enjoy English" , содержит все необход...

Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 5 класс.

Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство)  5 класс, включает:- Пояснительную записку;- Календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 6 класс.

Рабочая программа по предмету "Искусство" ( изобразительное искусство) 5 класс, включает:- Пояснительную записку;- Календарно - тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство» ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство» ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО  5 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство» ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6-7классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область: «Искусство»  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО   6-7классы p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widow...

Рабочей программы по изобразительному искусству«Изобразительное искусство. 1-4 кл.» Б.М. Неменский «Просвещение»

Рабочей программы по изобразительному искусству«Изобразительное искусство. 1-4 кл.» Б.М. Неменский «Просвещение»...

Организация пленэрной урока по образовательному предмету «Искусство (Изобразительное искусство)»

АннотацияВ статье рассматриваются специфика проведения урока «Живопись на открытом воздухе (пленэра)», значение данного вида занятия в освоении образовательной программы по предмету «...