Методическая разработка урока ИЗО на тему "Конструкция головы человека" (6 класс)
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Генова Татьяна Николаевна

Методическая работа «Теория и методика преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения ФГОС общего образования»

Фамилия Имя Отчество: Генова Татьяна Николаевна

Тема занятия:  «Конструкция головы человека. Мимика лица»

Название и авторы программы

Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия Учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская Н.А. Горяева, А.С. Питерских]. – М.: Просвещение, 2015 – 129с.

Класс (возраст): 6 класс

Цель занятия (урока):

Сформировать у учащихся целостное представление о конкретных изменениях в мимике лица  человека относительно его настроения и закрепить первичные знания темы - конструкции головы человека, обеспечить восприятие, осмысление и запоминание нового материала.

Задачи:

Развитие наблюдательности, умение видеть характер, настроение человека в портретном изображении;

Развитие умения передачи изображения головы человека в пропорциях;

Развитие эмоционально – эстетического восприятия репродукций художников и воспитание культуры их восприятия;

Воспитание художественно – эстетического вкуса;

Формирование художественно - творческой компетенции юного художника

Познакомить учащихся с закономерностями мимики лица;

Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека;

Активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения;

Методы:

 Репродуктивный; проблемное обучение; развивающее обучение; анализ; структурно – логические методы обучения; диалог -  обучение в сотрудничестве; метод эмоционального стимулирования; самостоятельная работа.

Материалы и оборудование для учителя:

Мультимедийное оборудование;

презентация к уроку, включающая слайды с текстом и таблицей для самостоятельной работы;

Аудио оборудование с дисками.

Материалы и оборудование для учащихся:

Неменская Л.А

Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб.для общеобразоват. организаций/Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014

Неменская Л.А

Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций/Под ред. Б.М. Неменского. – М.:  Просвещение, 2014.

План-конспект занятия (урока)

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный этап

Проверка готовности. Приветствие.

Организация рабочего места. Приветствие.

Введение в тему урока

Слайд №1

Прежде, чем перейти к содержанию урока, я хочу что бы вы обратили внимание на такие понятия как – «рисунок - схема». И в конце урока ответили мне на вопросы: какое изображение мы можем назвать -  рисунком, а какое  - схемой? В чем, по вашему мнению состоит различие, а в чем состоит взаимосвязь данных понятий? К какой деятельности вы еще используете рисунок и схему, на каких учебных предметах и для какой цели? Для напоминания поставленной задачи, на доске расположены два этих понятия.

Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства по теме, которую частично вы сами определите в ходе урока.

А поговорим мы  об окружающем нас мире, но не мире в целом во всем его многообразии, а лишь о не большой его части, которая касается и тебя, и меня, и соседа по парте. А именно…?

«Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая» (учитель мелом рисует данное изображение)

Иначе,  мы можем назвать на художественном языке данное изображение как?

Так что такое портрет?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые ответы учащихся:

 лицо, рожица.

Предполагаемый ответ учащихся:

 

Портрет

Предполагаемые ответы учащихся:

Изображение головы человека.

 

Обозначение темы урока

Я знаю, что вы уже знакомы с изображением портрета и его пропорциями, тема «конструкция головы человека» вам знакома. Слайд №2.  Но это лишь часть определения нашей темы.

Пропорции головы человека мы повторим чуть позже, а сейчас мы попробуем взглянуть на портрет с другой стороны, подключив свои эмоции и чувства.

Обратимся снова к нашей рожице на доске и изменим лишь одну черту, что изменилось?

(учитель мелом меняет на рисунке мимику)

Слайд №3 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые ответы учащихся:

Изменилось настроение.

 

Объяснение нового материала

Ответьте на вопрос, как или при помощи чего можно изменить настроение человека в портрете?

Обратимся к произведениям художников. Посмотрите внимательно на представленные портреты, разные по технике, манере исполнения и времени создания, но в чем на ваш взгляд состоит основное отличие персонажей?

 

Рассмотрим перечисленные вами изменения, на примере схемы.

Учитель ведет объяснение, у доски работая с методической таблицей: «Мимика лица».

1.Спокойное выражение лица;

2. Веселое настроение

3. Грустное выражение лица

4. Мимика выражающая удивление

Исходя из изученного, кто- то может назвать одним словом, что меняется на лице человека при изменении настроения?

Слайд № 4 (окончательный вариант)

Учитель: Закончим нашу тему словами – «Мимика лица».

Если научимся подмечать мимику лица, то на рисунке можно передать внутреннее состояние человека

Предполагаемые ответы учащихся:

Изменив форму рта, глаз и т д.

 

 

 

 

 

Предполагаемые ответы учащихся:

 В передаче настроения, характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые ответы учащихся:

Мимика лица

Закрепление пройденного материала

Закрепим наши знания на более простой схеме.

Слайд №5

Определите настроение человека под номерами и сравните с правильным ответом. Приведите примеры из жизни, когда именно так проявлялась мимика на вашем лице, отражая настроение.

(Работа со схемой на слайде).

 

 

 

 

Дети отвечают и приводят примеры из жизненных ситуаций на определенное состояние.

 

 

 

 

Повторение пройденного материала.

Слайд № 6

Учитель: Перед получением практического задания, вспомним построение головы человека и ее пропорции.

 (Повторение пройденного материала по схеме на слайде, ученик - учитель).

1.      Физкультминутка.

1)      Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторить 8-10 раз;

2)      Исходное положение – стоя. Руки поднять вверх над головой и потянуться за кончиками пальцев как можно выше.

3)      Исходное положение – руки на пояс. Наклоны туловища вправо и влево.

 

 

 

Практическая работа учащихся

Слайд № 7

Задание: Нарисуйте портрет человека, сохраняя пропорции, используя наглядность. Передайте ему свое настроение, впечатление от урока, через мимику. Применяя только простой карандаш. Закончив, поместите свой рисунок на доске. А для положительного настроя на работу, фоном будет звучать приятная мелодия.

(Музыкальный ряд)

 

Во время практической работы учащихся делаю целевые обходы с целью:

1.      Контроля за правильностью выполнения приемов работы;

2.      Оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе;

3.      Контроль объема и качества выполненной работы.

 

Учащиеся выполняют практическую работу

Итог урока

 

Наконец вернемся к понятиям «Рисунок-схема» и ответьте на поставленные вопросы в начале урока.

 

Рисунок передает объем, используется цвет, детальная прорисовка. Схема – это графический плоскостной рисунок.

Подвожу детей к ответу, что в основе каждого рисунка находится схема.

Выставка детских работ «Настроение в портрете».

Полученные навыки, вы можете применить на других образовательных предметах.

Слайд №8

Я надеюсь, вы сегодня получили не только новые знания, но и заряд хорошего настроения.

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые ответы учащихся:

Рисунок передает объем, используется цвет, детальная прорисовка. Схема – это графический плоскостной рисунок.

 

 Название этапов занятия (урока) соответствует выбранной технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruktsiya_golovy_cheloveka.pptx824.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по изобразительному искусству

Слайд 2

Тема урока: Конструкция головы человека

Слайд 3

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4 Франц Халс « Циганка » Анатомические работы Леонардо да Винчи Репин И.Е. «Не ждали» (фрагмент) А. Веницианов « Захарка »

Слайд 4

Тема урока: Мимика лица Конструкция головы человека

Слайд 5

1 - спокойствие 2 - печаль 3 - радость 4 - боль 5 - смех 6 - плач 7 - презрение 8 - внимание 9 - размышление Схематическая таблица сокращения мускулов лица при различных психологических состояниях (по М.Дювалю )

Слайд 6

схема пропорций головы человека

Слайд 8

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока 9класс на тему:Права человека и реалии ХХ века

Интегрированный урок (право и история) позволяет обобщить и конкретизировать полученные знания учащихся по истории России ХХ века. Расширить знания о правах и свободах   человека....

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Методическая разработка урока по биологии "Наследственая изменчивость человека"

На данном уроке  поставлена цель проанализировать, материал, посвященный исследованию наследственных заболеваний человека. Учитывая, что данная проблема  широко исследуется в современной н...

Методическая разработка урока по теме "Конструкция головы человека и её пропорции"

Разработка конспекта урока по ИЗО в 6 классе на тему "Конструкция головы человека и её пропорции"...

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...