Монументальная скульптура
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Конспект урока в 7 классе по теме "Монументальная скульптура" + тест

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monum.skulptura.docx23.95 КБ
Файл ponyatiya_i_test.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Монументальная скульптура

Цель урока:  Познакомить учащихся с монументальной скульптурой, понятием мемориального ансамбля, с его образным языком, показать его связь с реальными историческими событиями. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность. Воспитывать любовь к мировому искусству; воспитывать чувство патриотизма, межнационального уважения.

Задачи урока:

  • Формировать знания о монументальной скульптуре;
  • Познакомить с  мемориальными ансамблями, их образным языком;
  • Научить использовать средства выразительности монументального скульптурного ансамбля в соответствии с поставленной задачей;
  • Совершенствовать навыки работы различными графическими материалами.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Зрительный ряд: компьютерная презентация, включающая следующие изображения:

  1. Документальные фотографии периода Великой Отечественной войны;
  2. Е.В. Вучетич,  мемориал в Трептов-парке, г. Берлин (общий вид);
  3. Е.В. Вучетич, монумент «Воину-Освободителю», мемориал в Трептов-парке, г. Берлин;
  4. Е.В. Вучетич, скульптуры скорбящих солдат, мемориал в Трептов-парке, г. Берлин;
  5. Е.В. Вучетич,  мемориал Героям Сталинградской битвы, г. Волгоград;
  6. Е.В. Вучетич, памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы «Стены-руины», мемориал «Мамаев курган», г. Волгоград;
  7. Е.В. Вучетич, скульптура «Стоять насмерть», мемориал «Мамаев курган», г. Волгоград;
  8. Е.В. Вучетич, скульптура «Скорбящая мать, мемориал «Мамаев курган», г. Волгоград»;
  9. Зал воинской славы, мемориал «Мамаев курган», г. Волгоград;
  10. Е.В. Вучетич, монумент «Мать-Родина», мемориал «Мамаев курган», г. Волгоград;
  11. Вечный огонь.

Музыкальный ряд: Б. Александров «Священная война».

Литературный ряд: Р. Рождественский «Реквием», В.С. Высоцкий «Братские могилы»

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Сообщение темы урока.
  4. Практическое выполнение задания.
  5. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала.

Учитель:

Помните!
Через века,
       через года, – 
помните!
О тех,
кто уже не придет
                     никогда, – 
помните!

Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
       павших
              будьте
                     достойны!
Вечно
       достойны!

Хлебом и песней,
Мечтой и стихами
                     жизнью
                            просторной,
каждой секундой, 
каждым дыханьем
будьте
достойны!

Люди!
Покуда сердца 
              стучаться, – 
помните!
Какой
ценой
завоевано счастье, – 
пожалуйста
              помните!

Ученик 1:

Песню свою
отправляя в полет, – 
                            помните!
О тех,
Кто уже никогда 
                     не споет, –
помните!

Детям своим 
       расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
       детей  
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
              бессмертной
                            Земли
помните!
К мерцающим звездам
                     ведя корабли, – 
о погибших 
помните!

Ученик 2:

Встречайте
       трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
       войну, 
прокляните
войну,
люди Земли!

Мечту пронесите
              через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
Кто уже не придет
                     никогда, –  
заклинаю, – 
помните!
Р. Рождественский

Учитель: Как вы думаете, что такое память?

Ученики: Возможность запоминать, способность «записывать» информацию, то, где мы храним разные события, даты…

Учитель: Память… <слайд №2> Человек не может жить только сиюминутным ускользающим мгновением. Стремясь в завтра, в будущее, он бережно хранит воспоминания о минувшем. Помнит родных, друзей, отчий дом, школу, в которой учился, светлые и горестные дни. Помнит, потому что иначе не смог бы идти вперед.

Но каждый человек еще и частица своего народа. Поэтому есть у нас и общая память – незабывающая и справедливая Память Народная.

Память Народная – это миллионы жизней, соединенных одним стремлением, мужество и отвага воинов, стойкость и вера матерей, радость побед и печаль поражений.

Память Народная – это Куликово поле и поле Бородинское, и Сталинград, и блокадный Ленинград, и Брест. Мы чтим их как святыню.

Мы еще не раз сегодня с вами будем возвращаться к понятию «Память Народная».

Ученик 1: <слайды №3, №4, №5, №6>, «Священная война»

Утро 22 июня 1941 г., словно мечом, прорубило глубокую межу в жизни советских людей. По одну сторону остались мирный труд, веселье, праздники, радость созидания, по другую – зловещая воронка войны: развалины, пепелища, разруха, голод, слезы, горе, смерть.

Ученик 2: Героизм и самоотверженность стали повседневной жизненной нормой и для тех, кто бился с врагом на полях сражений, и для тех, кто в тылу, порой отказывая себе в самом необходимом, снабжал фронт боеприпасами, продовольствием, оружием.

Ученик 3: < слайды №7, №8> На вечные времена озарены сиянием воинской славы 13 городов-героев. Они не похожи друг на друга. У них разное географическое положение, историческое прошлое, свои характерные черты жизненного уклада. Но в грозную годину испытаний все они – большие и малые, шумные и тихие – стали городами-солдатами. У их стен гремели особенно ожесточенные бои, здесь в сватках с врагом были проявлены удивительная стойкость и небывалое мужество.

Учитель: Проходят годы. Эту войну видели только наши деды и прадеды, как же рассказать о Великой Отечественной войне вам, вашим детям, как сохранить эти события в «Памяти Народной»?

Ученики: Записываются воспоминания ветеранов, пишутся литературные произведения, стихи, сочиняются песни и бережно хранятся песни и стихи военных лет, хранятся фронтовые фотографии, медали, ордена, художники пишут картины, скульпторы создают монументы.

Учитель:  Память Народная живет в камне и бронзе, в словах и нотах, бережно хранится в музейных экспонатах.

Сегодня вы узнаете о «Памяти Народной» в граните и мраморе, о мемориальных ансамблях, которые по праву считаются художественно-монументальной летописью Великой Отечественной войны.

Мемориальный – служащий для увековечивания памяти кого/чего-нибудь.

Ансамбль – произведения, объединенные вместе и связанные друг с другом общим замыслом.
Непросто создать и одну скульптуру – пластичную, выразительную, занимающую свое место в пространстве. А в ансамбле их может быть пять, десять, соединенных одной темой, одним замыслом. Их надо распределить так, чтобы они не только не мешали, но наоборот, помогали – подчеркивали и оттеняли друг друга.

Ученик 1: <слайд №10> Первый мемориал Евгения Викторовича Вучетича был открыт 8 мая 1949 г. в Трептов-парке в Берлине, куда был перенесен прах погибших в районе Большого Берлина советских воинов. Советский воин-освободитель с немецкой девочкой на руках и скорбные фигуры сидящих солдат.

«…Реквиемальный характер будущего памятника, в свою очередь, натолкнул на возможность использования кургана как исконно русской национальной формы братских захоронений».

«Все пространство нами было расчленено на три комплекса. …основной комплекс состоит из партера братских могил, саркофагов и главного монумента «Воину-Освободителю».

Автор подчеркивает разные оттенки состояния своих героев. Стоящий солдат только что вышел из схватки с врагом – он был беспощаден. Но рука, сжимающая карающий меч, опущена, ожесточившиеся в бою черты лица смягчены. Потому что другая рука крепко держит, прикрывает плащом от последних вспышек военной грозы ребенка, девочку – маленький комочек Жизни.

А другие солдаты скорбят по погибшим, полны гнева к врагу и как бы советуются: прав ли воин, опустивший меч? Прав, ибо назначение человека –  продолжать и охранять Жизнь.

Ученик 2: <слайды №21 – №24> В этом памятнике соединились беспощадность и милосердие, скорбь по погибшим. И еще удивительное состояние передал скульптор: <Презентация: слайд №25> солдаты, отлитые из бронзы, тоскуют по далекой родной земле. Когда в Берлине неожиданный мороз, когда Трептов-парк занесен снегом, фигуры их выступают из снежной белизны черно и печально. Одиночество их потрясает…

Учитель: <слайд №26> Память Народная – это древний курган над Волгой, где сооружен мемориал героям Сталинградской битвы. В дождь ли, в снег ли, июльским раскаленным полднем, осенним сумрачным вечером идут сюда люди из всех стран мира.

Учитель: <слайды №27, №28> Памятник героям Сталинградской битвы – очень сложное единство многофигурных композиций, декоративных стен, здания Зала воинской славы, каскадов лестниц, зеркальной глади водоема, пирамидальных тополей, выстроившихся как в почетном карауле, плакучих ив и трех больших фигур – «Стоящего насмерть», «Скорбящей матери» и «Матери-Родины».

Три основных композиционных узла связывают ансамбль в единое творение и очень точно ведут зрителя от состояния горечи потери, сопереживания скорби матери к победному порыву женщины с мечом.

Создание мемориала было непростым делом.

Чтобы только подготовить поверхность кургана к началу строительства, потребовалось десять лет. Десять лет перебирали землю, освобождая ее от осколков, пуль, снарядов, и на каждом метре находили до двух тысяч металлических частиц. Немало было затаившихся мин и бомб.

Семь тысяч бойцов сражались на Мамаевом кургане и остались здесь навечно. Семь тысяч – их имена мы знаем – …и не счесть безымянных. <слайды №40 –  №43> Непростые чувства переживает человек, поднявшись на вершину кургана: вместе с печалью приходит в сердце отвага, прикосновение к истории заставляет ощутить глубинную связь со своим народом, с Родиной.

Ученик 4: <слайды №44 –  №46>

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают, –  
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче – гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы – 
Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне – видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов – 
Сюда ходят люди покрепче,
На братских могилах не ставят крестов…
Но разве от этого легче?!     
В. Высоцкий

Учитель: Ребята, какие чувства, эмоции вы испытываете, глядя на эти мемориальные ансамбли?

Ученики: Скорбь, печаль, гордость, радость…

Учитель: Даже сегодня, через столько лет после тех страшных событий, мы испытываем такие же эмоции, рассматривая эти скульптуры. Значит, автору удалось своим творчество сохранить, поддержать «Память Народную».

3.  Сообщение темы урока:

Учитель: Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?                 

Ученики: Что через монументальную скульптуру можно рассказать об исторических событиях, важных для народа, страны, передать переживаемые в те непростые времена чувства.

Учитель: Такой и была тема нашего урока.

4. Практическое выполнение задания.  

На формате А3 создать графический проект мемориального ансамбля, посвященного Победе в Великой Отечественной войне.

5. Подведение итогов и обсуждение работ.   

Все эскизы размещаются на мольбертах в одну линию. Ребята обсуждают, насколько интересно и нестандартно придуман проект.

На следующем уроке ученики завершают работу над проектом мемориального ансамбля.




Предварительный просмотр:

Задачи урока для ученика:


  • Познакомиться с информацией об известных мемориальных ансамблях страны и их образным языком. 

  • Приобрести практический опыт идентичный профессиональной деятельности художника при работе над творческим проектом памятника воинской славы и навыки изображения пропорций человека по представлению;


Запись в тетради понятий. 

Монумент (от лат. monumentum — памятник) - сооружение значительных размеров в честь каких-либо выдающихся событий или лиц в виде однофигурных или многофигурных скульптурных композиций в архитектурном оформлении. 

Мемориальный ансамбль – несколько монументальных произведений, объединенные вместе и связанные друг с другом общим замыслом. увековечивания памяти кого/чего-нибудь. 

Монументальная скульптура - это монументы, памятники, скульптурные комплексы, которые или дополняют и обогащают архитектуру или самостоятельно выражают и пропагандируют монументальный образ, но не без помощи архитектуры (постамент, организация площадки вокруг памятника) 

Рельеф (фр. relief) - это вид скульптуры, в котором изображаемые фигуры и предметы, размещённые на плоскости, выступают из нее, не воспроизводя полного объема изображаемого тела. 

Барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – низкий рельеф, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объема. 

Горельеф (фр. haut-relief – высокий рельеф) – высокий рельеф, в котором изображение возвышаются над плоскостью фона более чем на половину своего объема и могут восприниматься почти круглой скульптурой, немного соприкасающейся с плоскостью. 

Сообщения учащихся об известных мемориалах 

Ученик: Известный мемориал в Трептов-парке в Берлине был открыт 8 мая 1949 г., куда был перенесен прах погибших в районе Большого Берлина советских воинов. Скульптор Евгений Викторович Вучетич изобразил советского воина - освободителя с немецкой девочкой на руках и скорбные фигуры сидящих солдат. Все пространство было расчленено на три комплекса. Основной комплекс состоит из партера братских могил, саркофагов и главного монумента «Воину-Освободителю». Автор подчеркивает разные оттенки состояния своих героев. Стоящий солдат только что вышел из беспощадной схватки с врагом. Рука, сжимающая карающий меч, опущена. Другая рука крепко держит девочку, прикрытая плащом от последних вспышек военной грозы. Другие солдаты скорбят по погибшим, полны гнева к врагу.

Учитель: Народная память заключена и в известном мемориальном ансамбле скульптора Евгения Викторовича Вучетича на древнем кургане над Волгой, сооруженном в честь героям Сталинградской битвы. 

Ученик. Это сложная многофигурных композиций состоит из декоративных стен, здания Зала воинской славы, каскадов лестниц, зеркальной глади водоема, пирамидальных тополей, выстроившихся как в почетном карауле, плакучих ив и трех больших фигур – «Стоящего насмерть», «Скорбящей матери» и «Матери-Родины». Семь тысяч бойцов сражались на Мамаевом кургане и остались здесь навечно. Непростые чувства переживает человек, поднявшись на вершину кургана. Прикосновение к истории заставляет ощутить глубину связи со своим народом и Родиной. 

«На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают, – 

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.» 

написал в своем стихотворении поэт В. Высоцкий

Учитель. У каждого народа есть в родном отечестве свои особые священные места, которые связаны с ценностями национальной культуры, имеет историческое значение для судеб страны и самого народа. На Белгородчине священным местом является Прохоровское поле, где состоялось одно из самых грандиозных за всю историю Второй Мировой войны сражении. 

Ученик. На месте сражения был сооружен Государственный военно-исторический музей-заповедник федерального значения «Прохоровское поле». В его состав вошли: Мемориальный архитектурный ансамбль на Прохоровском поле - памятник Победы – Звонница, храм Апостолов Петра и Павла, а также музей истории Прохоровского танкового сражения, образцы военной техники на поле Прохоровского танкового сражения. Завершающим монументом государственного военно-исторического музея-заповедника является скульптурная композиция "Воинам, павшим на Прохоровском поле" Монумент состоит из двух пятиметровых фигур - танкиста, который поддерживает тяжело раненного солдата-пехотинца. Памятник создан авторским коллективом под руководством заслуженного деятеля искусств Украины, заслуженного художника Армении, лауреата Ленинской премии СССР Фридриха Согояна. 

5.Первичная проверка понимания.

Тест по теме «Монументальная скульптура»


  1. Монументальная скульптура – 


А) памятник; 

Б) горельеф;

В) постамент. 


  1. Высокий рельеф – 


А) горельеф;

Б) барельеф;

В) контррельеф.


  1. Изображение человека по плечи или по грудь – 


А) торс;

Б) бюст;

В) статуя.


  1. Барельеф – это 


А) высокий рельеф;

Б) низкий рельеф;

В) статуя.


  1. Как называется вид скульптуры, украшающий здания, мосты и фонтаны?


А) мемориал;

Б) станковая скульптура;

В) декоративная скульптура.


  1. Скульптура, не связанная с архитектурой, самостоятельная – 


А) монументальная;

Б) садово-парковая;

В) станковая.


  1. Мемориальный ансамбль – это


А) несколько монументальных произведений;

Б) декоративная скульптура из бронзы;

В) садово-парковая скульптура.


  1. Горельеф – 


А) высокий рельеф;

Б) торс;

В) скульптура.
Ответы: 1-А); 2-А); 3-Б); 4-Б); 5-В); 6-В); 7-А); 8-А).

6.Практическое выполнение задания. 

На формате А4 создать графический проект мемориального ансамбля или памятника, посвященного Победе в Великой Отечественной войне.

7. Подведение итогов и обсуждение работ. 

Ребята обсуждают, насколько интересно и нестандартно придуманы были проекты.

8.Домашнее задание. 

Завершают работу над проектом мемориального ансамбля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с монументальной скульптурой. Триптих.

Великому подвигу советских воинов посвящено огромное количество стихов, песен, памятников, монументов. Этот подвиг нельзя переоценить. А сегодня хотелось бы рассказать о памятниках, включающий в себя ...

Презентация к уроку Великая Отечественная война в монументальной скульптуре и музыке

Презентация предназначена для метапредметного урока по ИЗО и музыке в 6 классе...

Монументальная скульптура и образ истории народа.

урок экскурсия по историческим местам и памятникам города Кызыла...

Застывшая музыка монументальной скульптуры

Тема урока: Застывшая музыка монументальной скульптурыЦель: беседа с учениками о Великой Отечественной войне, знакомство с жизнедеятельностью поэта, и с его популярной песней "Хот...

Конспект урока ИЗО на тему: «Монументальная скульптура и образ истории народа».

ИЗО 7 класс :тема «Монументальная скульптура и образ истории народа»....

Урок ИЗО 7 класс с презентацией "Монументальная скульптура и образ истории народа"

Знакомство  учащихся с  монументальной   скульптурой, понятием мемориального ансамбля, с его образным языком, демонстрация его связи с реальными историческими событиями. htt...