Главные вкладки

    План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, класс) на тему:
    Украшения и фантазия. Кружевные узоры

    Татьяна Алексеевна Гандзюк

    Учимся рисовать салфетку

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx129.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок ИЗО  2 класс

    Тема "Украшения и фантазия. Кружевные узоры"

    Тип урока - комбинированный.

    Дидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления темы "Украшения и фантазия. Кружевные узоры" с помощью организации на уроке частично- поисковой работы.

    Цели по содержанию:

    Образовательные:

    • дать представление об отражении элементов природы в произведениях мастеров украшения, о свободном фантазировании на тему узоров с использованием природных мотивов;
    • познакомить с народными художественно-декоративными промыслами - вышивкой, кружевом.

    Развивающие:

    • создать условия для развития умения творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные;
    • совершенствовать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции, в любой форме изделия.

    Воспитательные:

    • создать условия для формирования интереса к изобразительному творчеству, декоративной деятельности;
    • воспитывать бережное отношение к родной природе, национальным традициям.

    Методы обучения: частично-поисковый, метод решения учебных задач.

    Формы организации учебной деятельности:

    1. Групповая
    2. Индивидуальная
    3. Фронтальная

    Оборудование урока:  гуашь, кисти, салфетки, клей.

    Зрительный ряд: слайды кружев, украшений, вышивок и сами вещи бытового назначения, декоративно украшенные, работы учащихся по данной теме, презентация.

    Литературный ряд: загадки по данной теме, учебник для 2 класса по программе Б.М. Неменского "Искусство и ты".

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Приветствие.

    Проверка готовности рабочего места.

    Кто шагает с сумкой книг
    Утром в школу…(ученик)
    Долгожданный дан звонок?..(да)
    Начинаем наш …(урок)

    II. Введение в тему.

    - Прочтите отрывок из книги "Волшебные узоры"

    "Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает. Петелька - узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет бабушка Веретена воздух, по углам узелками закрепит, глядишь - лежит перед ней шаль легкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое мастерство, кружевное умение".

    - Ответьте на вопросы:

    1. Каким мастерством прославилась бабушка Веретена?
    2. Из чего создавала она свои кружевные изделия?

    - Это сказка. Издавна ее рассказывали на Рязанской, Новгородской, Вологодской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы.

    - Посмотрите, как красивы творения мастериц! (Рассматривают и вещи, принесенные на урок).

    - А что помогает им создавать такую красоту?

    Поэтому тема нашего урока "Украшения и фантазия". 

    III. Новый материал.

    - Сегодня нам нужно придумать свои кружевные узоры. Но      сначала, чтобы создать красивый узор, подумайте и скажите:

    - А в природе есть узоры? (Приведите свои примеры)

    - Где мы их можем наблюдать?

    - Человек учится у природы, а чтобы создать красивые вещи надо быть не только наблюдательным, но уметь фантазировать.

    - Посмотри на украшения с драгоценными камнями - ведь эти листики и цветы с капельками росы преображены фантазией художника!

    - Из листьев и цветов художник может придумать многое, например украшения для кокошника - старинного головного женского убора.

    - С чего начнет свою работу мастер? Что ему необходимо сделать, чтобы создать такую красоту?

    ( = Сначала художник как Мастер Изображения сделал много рисунков цветов и листьев. Потом как Мастер Украшения придумал из них узор для вышивки. А затем художник сконструировал форму кокошника и расположил на нем вышивку).

    - Посмотри на эту рыбку. Ее рисунок и сочетание цветов вдохновили художника на создание рисунка для платья.

    - Рассмотри это кружево.

    - Какие природные формы можно увидеть в нем?

    - Кто подсказал человеку идею создания кружевных, плетеных салфеток, скатертей, шалей и других подобных изделий? Кто научил человека плести кружева? Угадайте.

    С ветки на ветку,
    Зацепив за сук,
    Тоненькую сетку
    Натянул … (паук)

    - Рассмотрите хрупкое, нежное творение древнего мастера природы - паука - его жилище - паутинку.

    - А видели ли вы в лесу, поле паутинки? В их нежных нитях можно увидеть листочки, капли дождя, росу, запутавшихся насекомых. Паутинки - украшение леса. Мастерицы, создающие красивые кружевные изделия, подсматривают узоры в природе.

    Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны: "рыбка", "ручеек", "протекай-речка", "мороз", "звездочки", "гуличики", "цветочек", "елочка" и другие.

    - Попробуй повторить узоры кружевниц. Нарисуй их на тетрадном листке черной гелевой ручкой или фломастером. Придумай и изобрази свои узоры.

    (Дети работают самостоятельно, придумывая и свои узоры)

    - Давайте проверим что у вас получилось. Что вы нафантазировали?

    (Мини-выставка, обсуждение и оценивание результатов работы)

    - Послушайте стихотворение и назовите те природные формы, которые могли бы использовать мастерицы для создания кружевных узоров на различных изделиях.

    Окружают меня кружева -
    Одуванчик, дрожащий едва,
    Пенный гребень на гладкой волне
    И узор на морозном окне.
    Кружева - в стрекозиных крылах
    И в летящих сквозных облаках,
    В паутине воздушной лесной,
    В невесомой тени вырезной.
    Кружит лист кружевной надо мной,

    Заплелась кружевами трава -
    Кружева, кружева, кружева…

    Физкультминутка

    IV. Практическая самостоятельная работа.

    Придумай кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки.

    Укрась воротничок, салфетку, скатерть (на выбор) кружевным узором. Работа может быть выполнена разными способами.

    1 вариант - на альбомном листе, работая тонкой кистью изобразить кружевную салфетку, воротничок. Краски на выбор (гуашь или акварель).
    2 вариант - из салфетки вырезать необходимую форму салфетки или воротничка, белой гуашью нарисовать узоры.
    ! Обратите внимание на то, чтобы элементы узора не выпадали, то есть они должны соединяться между собой ниточками-линиями.

    Примеры работ

    C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Сканирование\Изображение 005.jpg C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Сканирование\Изображение 004.jpg

    V. Итоги урока

    C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\SDC12026.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\SDC12025.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\SDC12022.JPG 

    C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\SDC12029.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\SDC12027.JPG 

    - Молодцы! Спасибо за урок!

    Выставка работ. Анализ общих ошибок, оценивание работ. Уборка рабочих мест.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок изобразительного искусства и психологии «Реальность и фантазии в творчестве художника».

    Новизна представленного урока -в интеграции двух направлений: изобразительного искусства и психологии в рассматривании природы творческой деятельности ...

    В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру

    Урок проводится во 2 классе по программе Б.М. Неменского. Данный урок приурочен ко Дню космонавтики....

    Презентация "Украшение и реальность" 2класс

    Презентация к уроку изо во 2 кл по теме "Украшение и реальность"...

    Урок творчества и фантазии" Сказки и физика"

    1.Коспект урока творчестваи фантазии на тему"Сказки и физика", который провожу в 7 классе в конце учебного года или 3 четверти....

    Украшение и реальность

    Рисование снежинки с использование презентации...

    Изучение различных техник в работе с художественными материалами. Раппорт. Шаблоны и трафареты. Набивка узора

    Цель данных техник – раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.Задачи:Сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности.Познакомить детей с различны...