Технологическая карта урока в 5 классе на тему "Древние образы в народном искусстве"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Родников Владимир Вячеславович

Технологическая карта с паспортом  урока в 5 классе на тему "Древние образы в народном искусстве"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт урока _____№1 _____________ в _5___ классе

Родников В.В. ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово

Целевой компонент

Тема урока:

Древние образы в народном искусстве

Образовательная цель

Познакомить учащихся с понятием «декоративно-прикладное искусство», со славянской орнаментальной символикой и её историей и смысловой составляющей Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР:   Уважительно относиться к культуре народного искусства;

  понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

  уметь наблюдать и фантазировать при создании     образных форм;

МР: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

  овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

   уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

  уметь организовать место занятий.

ПР: Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства.

 Читать орнамент, понимать его смысл.

Программные требования к образовательным результатам раздела «Древние корни народного искусства»

Ученик научиться: 

  понимать специфику образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства.

  понимать значение традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки).

 понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

  осознавать главные темы  народного искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Ученик получит возможность научиться:

  различать произведения разных народных промыслов, художественных стилей.

   воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени.

 осознанию мира через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность.

Содержательный компонент

Программное содержание

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства- солярные знаки, конь, птица, мать-земля. Древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Мировоззренческая идея

Освоение древних корней искусства своего народа ведет к  воспитанию бережного отношения к рукотворным памятникам старины.

Ценностно-смысловые ориентиры

Уважительное и доброжелательное отношения к традициями  культуре своего народа.

План изучения учебного материала

1.Знакомство с понятием ДПИ

2.Основные образы народного искусства( конь, птица ,мать, дерево)

3.Изучение знаков солнца, земли, воды и т.д.

4.Творческая деятельность с использованием изученных образов.

Основные понятия

Традиционные образы народного прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни.

Основные законы, закономерности

Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Организационно-деятельностный компонент

Тип урока

Урок изучения новых знаний.

Форма урока

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Образовательная технология

Личностно-ориентированная

Оснащение урока

Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013

Презентация по теме урока,  компьютер, проектор,  материалы для изо деятельности.

Мизансцена урока

Традиционная

Предварительная подготовка к уроку учащихся

Краски ,кисти , альбом для рисования ,палитра.

Домашнее задание

Прочитать раздел учебника по изучаемой теме. Подобрать иллюстрации изображений орнаментов со знаками-символами.


Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР урока

I. ЭТАП УРОКА (Орг. момент, ориентация) 3 мин

Мотивация учащихся, разъяснение целей и задач урока, проверка готовности уч-ся к уроку, вводное слово.

Ориентирует  учащихся относительно места в учебном курсе.

Беседа о роли и месте  декоративно-прикладного искусства  у древних славян:

ДПИ – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.).

Погружение в учебную ситуацию.

Слушают учителя. Задают вопросы.

Ориентируются в теме урока основываясь на личном опыте.

Осознают свои интересы  (что значит понимать народное искусство и почему этому надо учиться?)

Осознание необходимости получения новых знаний.

II. ЭТАП УРОКА(целеполагание) 5 мин

Формирует вместе  с учащимися цели урока

Формирование  умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения древа жизни? Птицы счастья, матери –земли?

Беседа о значении образов в жизни крестьянина.

Формируют вместе  с учителем  цели урока.

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы с позиции личного опыта.

Слушают учителя. Задают вопросы.

Способность к сотрудничеству с учителем,  одноклассниками

Умение  сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах современных предметов быта.

III. ЭТАП УРОКА(проектирование) 5 мин

Составление плана работы,

Беседа о крестьянском быте, о древних образах и символах (женская фигура, разветвлённое дерево, конь, птица).

Беседа  о солярных знаках (солнце-кружок, земля – линия или ромб и т. д. (Презентация), о значении знаков и древних образов.

Обсуждение плана работы.

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы с позиции личного опыта.

Подбирают ассоциации солярных знаков.

Формирование  уважительного отношения к народной культуре, готовности беречь и продолжать традиции народного искусства.

IV. ЭТАП УРОКА(организация выполнения плана деятельности) 3 мин

Представляет варианты изготовления творческой работы.

Изображение дерева ,

образа птицы , образа коня , и матери земли(женский образ)

 Помните, при создании рисунка необходимо сохранять обобщённую форму изображения, фантазируйте, украшайте свою работу.

Выбирают вариант исполнения творческой работы

Выбирают способ выполнения практической части работы .

Осознание роли символов, как основы мироздания крестьян.

Умение строить  речевые

высказывания в устной  форме, представлять место и роль искусства в жизни человека и общества

                        V. ЭТАП УРОКА (самостоятельна творческая работа) 20 мин.

Организация самостоятельной творческой работы учащихся.

Помощь в определении сюжетов, композиционных и цветовых  решений.

Создают продукт самостоятельной творческой деятельности, приобретая навык творческого самовыражения

Освоение способов художественного самовыражения личности.  

Приобретение собственного опыта творческой деятельности

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

VI. ЭТАП УРОКА (контроль и оценивание) 5 мин.

Предлагает оценить работу у соседа по парте и самостоятельно поставить аргументированную оценку.

Соглашается или не соглашается с самооценкой.

-Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием)

Самостоятельно оценивают свою работу с образцами Народного ДПИ. Сравнивают полученный результат с изображением на слайдах.

Выставляют оценку соседу по парте.

Высказывают  свое  мнение, показывают конечный результат  своей работы

Умение творческого видения с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, Умение  обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы

                                          VII. ЭТАП УРОКА (подведение итогов,) 2 мин.

Беседа по вопросам:

-Что такое ДПИ?

Какие предметы относятся к ДПИ?

- Что относится к материалам ДПИ?

- Как в образах народного искусства отражаются представления древнего человека о жизни и быте?

Отвечают на вопросы ,высказывают своё мнение.

Закрепляют ,повторяют пройденный материал.

Излагают свое мнение  и представление  по теме урока.

Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства. Умение читать орнамент, понимать его смысл.

Умение излагать свое мнение в диалоге.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока по теме «Конструкция и декор предметов народного быта».

Технологическаякарта урока ИЗО в 5 классе по теме "Конструкция и декор предметов народного быта"  разработтана в соотвествии с ФГОС ООО...

Русские народные праздники, обычаи. Ярмарка. Технологическая карта урока. 5 класс ИЗО (Неменский)

Комбинированный урок. "Русские народные праздники, обычаи. Ярмарка". Технологическая карта урока. 5 класс ИЗО (Неменский) ФГОС....

Технологическая карта урока литературы по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях» ФГОС с применением технологии встречных усилий...

Технологическая карта урока И.А.Бунин «Косцы». Образ Родины в рассказе

Задачи:Образовательные1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;2)обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;3) формировать спо...

Конспект урока ИЗО по теме: "Древние образы в народном искусстве"

Конспект урока Изобразительное искусство, 5 класс. Урок 1. Древние образы в народном искусстве...