Главные вкладки

    Конспект интегрированного урока ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ИНФОРМАТИКИ и ИКТ, тема «Изображение предметного мира – натюрморт».
    методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

    Голяева Людмила Анатольевна

    Интегрированный урок изобразительного искусства и   информатики и ИКТ

    Тема урока: «Изображение предметного мира - натюрморт»

    Класс /возраст: 6 класс.

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

    Технологии: проектная,  информационно-коммуникационная.

    Зрительный ряд: презентация; иллюстрации, репродукции натюрмортов.

    Цели:

    ·         научить учащихся самостоятельно выполнять натюрморт

    ·         закрепить навыки работы с инструментами редактора Paint.

    Задачи:

    Обучающие:

    ·         познакомить детей с историей натюрморта, основами композиции и правилами постановки натюрморта;

    ·         показать значение и место натюрморта в искусстве, роль и значение вещей в жизни человека;

    ·         расширять технические навыки рисования натюрмортов, составления композиций в графическом редакторе Paint

    ·         формировать знания и умения применить теоретические знания на практике.

    Развивающие:

    ·         способствовать развитию творческого потенциала, расширению кругозора учащихся

    ·         активизировать наблюдательность детей, развивать у них глазомер, образное мышление;

    ·         способствовать развитию фантазии, позитивного эмоционального отношения к самому себе и окружающему миру;

    ·         совершенствовать развитие восприятия (чувство цвета, линии, пропорции, связь цвета и т. п.)

    Воспитательные:

    ·         воспитывать любознательное отношение к окружающему миру; чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при работе в парах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 6_klass_turyshevadokument_microsoft_word_4.doc69 КБ
    Office presentation icon natyurmort_6_kl.ppt2.17 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

    «Средняя общеобразовательная школа №34»

           Конспект интегрированного урока

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

    И

    ИНФОРМАТИКИ и ИКТ,

    в 6 классе,  тема

    «Изображение предметного мира –

    натюрморт». 

                                                                                                                                       Разработали:

    Голяева Людмила Анатольевна,

    учитель  изобразительного искусства и черчения;

    Турышева Валентина Леонидовна,

    учитель физики и  информатики.

    г.Архангельск

    2013 год

      Урок изобразительного искусства,   программа  Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», учебник «Искусство в жизни человека» автор  Л.А. Неменская, 6 класс,  раздел  «Мир наших вещей. Натюрморт»

    Интегрированный урок изобразительного искусства и   информатики и ИКТ

    Тема урока: «Изображение предметного мира - натюрморт»

    Класс /возраст: 6 класс.

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

    Технологии: проектная,  информационно-коммуникационная.

    Зрительный ряд: презентация; иллюстрации, репродукции натюрмортов.

    Цели:

    • научить учащихся самостоятельно выполнять натюрморт
    • закрепить навыки работы с инструментами редактора Paint.

    Задачи:

    Обучающие:

    • познакомить детей с историей натюрморта, основами композиции и правилами постановки натюрморта;
    • показать значение и место натюрморта в искусстве, роль и значение вещей в жизни человека;
    • расширять технические навыки рисования натюрмортов, составления композиций в графическом редакторе Paint
    • формировать знания и умения применить теоретические знания на практике.

    Развивающие:

    • способствовать развитию творческого потенциала, расширению кругозора учащихся
    • активизировать наблюдательность детей, развивать у них глазомер, образное мышление;
    • способствовать развитию фантазии, позитивного эмоционального отношения к самому себе и окружающему миру;
    • совершенствовать развитие восприятия (чувство цвета, линии, пропорции, связь цвета и т. п.)

    Воспитательные:

    • воспитывать любознательное отношение к окружающему миру; чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при работе в парах.

    План урока:

    1 Организационный момент - 1 мин.

    2 Вводная часть - 3 мин.

    3 Объяснение новой темы - 15 мин.

    4 Физкультминутка - 3 мин.

    5 Практическая работа - 15 мин.

    6 Домашнее задание - 1 мин.

    7 Итог урока - 2 мин.

                                                             Ход урока.

    1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

    Приветствие. Проверить готовность к уроку.

    2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

    На прошлом уроке мы повторили виды и жанры изобразительного искусства. А давайте вспомним с вами что такое “Жанр”.

    Жанр – исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.

    А какие жанры изобразительного искусства вы знаете? (Анималистический, бытовой, батальный, сказочно – былинный, исторический, натюрморт, портрет, пейзаж).

    Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, послушайте стихотворение – загадку.

    Слайд №1

    Если видишь на картине

    Чашку кофе на столе,

    Или морс в большом графине,

    Или розу в хрустале,

    Или бронзовую вазу,

    Или грушу, или торт,

    Или все предметы сразу

    Знай, что это …(натюрморт).

    Слайд №2,3

    Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из красивейших жанров изобразительного искусства – натюрмортом, узнаете об особенностях его композиционного решения. Вам предстоит составить натюрморт на заданную тему в графическом редакторе Paint.

    3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

    Каждый из вас уже слышал это слово «натюрморт».

    Что вы знаете о натюрморте? (Это жанр изобразительного искусства, изображение предметов, овощей, фруктов, цветов).

    Слайд №4

    Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить. И эти предметы называются предметами быта. У каждой вещи своя история и судьба, так же как и у людей. Одни вещи – аристократы. Это дорогие, любимые, красивые вещи и занимают они почетное место в вашем доме. А другие – труженики - это каждодневные наши помощники. Есть и особые вещи в доме, которые дороги по каким то причинам. И у каждого из вас есть такие вещи.

    А в вашей семье есть такие вещи? Приведите примеры (высказывания ребят).

    Много красивых и нужных вещей можно увидеть на картинах художников разных стран и эпох. Именно изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников и все они по – своему рассказывали о нем.

    Слайд № 5,6

    А сейчас немного истории…

    «Натюрморт» - от французского «мертвая натура» - жанр изобразительного искусства, изображение различных предметов обихода, вещей, снеди (овощи, фрукты, хлеб и т. д.), цветов и прочего.

    Слайд № 7

    Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века.   Это было время расцвета голландского искусства и особенно натюрморта.  Очень часто натюрморты называли завтраками, так как на них изображали овощи, фрукты, рыбу  - т.е. еду.

    Большой популярностью в XVIII столетии пользовался пришедший из Европы жанр натюрморта -“обманки”. Подобные произведения в русской живописи показывали полки с книгами и различные предметы, развешанные на деревянной стенке. Натюрморты - “обманки” делались для того, чтобы ввести в заблуждение зрителя, заставить его принять изображаемое за реальность. Подобные натюрморты не вставлялись в раму — они должны были выглядеть как можно более естественными, чтобы у зрителя появилось желание дотронуться до предметов, представленных на “обманке». Мастера умело использовали светотень, тщательно выписывали фактуру предметов на таких натюрмортах, стараясь сделать их осязаемо реальными.

    Слайд №8

    Изображение мира вещей увлекало очень многих  русских художников: Пётра Кончаловского, Илью Машкова, Кузьму Петрова – Водкина .

    Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру.

    Слайд № 9

    В истории искусства выделяют два вида натюрмортов. В одном – вещи, прежде всего, говорят  не о себе, а о своем хозяине, его вкусах, увлечениях, положении в обществе. В другом виде натюрморта – вещи изображаются так, словно предлагают зрителю полюбоваться красотой их формы, цвета.

    Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру.

    Слайд № 10

    Так ли просто составить натюрморт?

    Что для этого необходимо знать? (Ответы учащихся)

    Слайд №11-17

    Составление натюрморта – процесс творческий, в нем проявляются вкусы  и склонности художника. В искусстве жестких законов нет, но определенные правила в постановке натюрморта все же есть.

    Основы композиции и правила постановки натюрморта:

    • композиция натюрморта должна состоять из предметов тематически связанных между собой, предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, составляя единое целое;
    • в состав натюрморта должны входить предметы разные по форме, величине, фактуре и цвету;
    • предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, составляя единое целое;
    • в композиции должен быть композиционный центр, его лучше поместить на втором плане и обязательно выделить расположением, цветом и контрастом.

    Работа в творческих тетрадях по ИЗО.

    (Запись темы урока: «Изображение предметного мира - натюрморт» и

    правил постановки натюрморта).

    Слайд №18

    Натюрморт с ошибками.

    Задание: рассмотри композицию натюрморта, что лишнее по теме, форме и объему предметов.

    Учитель  вместе с учениками делает выводы:

    1 Размещение предметов  должно быть подчинено единому замыслу.

    2 Интересно смотрятся натюрморты, в которых предметы тематически подобраны и родственные по своему практическому значению.

    3 Каждый элемент натюрморта имеет свое значение. Они объединены темой.

    4 Композиция натюрморта может быть вписана в любую геометрическую форму: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал.

    5 Композицию можно развернуть по горизонтали и по вертикали.

    6  Необходимо учитывать правила цветотени (теплые и холодные; контрастные и родственные, глухие и звонкие; светлые и темные цвета).

    4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (см. электронное приложение).

    5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

    Слайд № 19-22

    Работа над проектом «Натюрморт. Дары сада и огорода».

    ЗАДАНИЕ: составить натюрморт и выполнить его в графическом редакторе Paint.

    – Сейчас вы выполните небольшую практическую работу. На компьютере есть

    графический черно-белый файл натюрморт. Используя инструменты графического редактора Paint вам нужно создать натюрморт по алгоритму. (На столах)

    Алгоритм практической работы.

    • Подумайте, из каких предметов он будет состоять.
    • Выберите изображения и расположить их так, чтобы они смотрелись с интересом.
    • Составьте   натюрморт, соблюдая  требования к нему.

    6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

    • Учебник стр.58-61
    • Из журналов, раскрасок вырезать изображения предметов и составить натюрморт на любую тему (например: “Дары огорода”, “Завтрак”, “Музыкальные инструменты”, “Натюрморт плотника”, “Мои любимые игрушки”, “Дары леса” и т. д.)

    7. ИТОГ УРОКА.

    Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Понравилось вам работать в графическом редакторе Paint?

    Вы все отлично поработали. Работы получились яркие и жизнерадостные.

    Всем спасибо за работу на уроке.

    Технические средства:

    • проектор;
    • компьютеры.

    Дидактические материалы.

    • раздаточный (дидактический) материал: рисунки – примеры композиционного расположения предметов в натюрморте;
    • краткое описание инструментов графического редактора Paint;
    • файл с изображением предметов, фруктов и овощей;
    • презентация;
    • иллюстрации, репродукции натюрмортов.

    Методическая литература:

    • «Рисуем натюрморт» В.П.Пенова
    • «Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками» А.П.Ершова, Е.А.Захарова, Т.Г.Пеня и др. – М.: Просвещение, 1991г
    • «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» Л. Неменская
    • "Изобразительное искусство. 1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков"

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу Знай, что это…

    Слайд 2

    НАТЮРМОРТ

    Слайд 3

    повторить основные сведения о жанре изобразительного искусства – «натюрморт»; познакомиться с основами композиции и правилами постановки натюрморта; создание натюрморта в графическом редакторе Paint .

    Слайд 4

    Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить. И эти предметы называются предметами быта. У каждой вещи своя история и судьба, так же как и у людей. Много красивых и нужных вещей можно увидеть на картинах художников разных стран и эпох. Именно изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников и все они по – своему рассказывали о нем. А сейчас немного истории…

    Слайд 5

    «Натюрморт» - от французского «мертвая натура» - жанр изобразительного искусства, изображение различных предметов обихода, вещей, цветов, снеди (овощи, фрукты, хлеб и т. д.).

    Слайд 6

    Натюрморт – это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь. Хруцкий Иван Трофимович «Плоды»

    Слайд 7

    Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. Это было время расцвета голландского искусства и особенно натюрморта. Очень часто натюрморты называли завтраками. Виллем Клас Хеда. «Завтрак с черничным пирогом» Питер Клас «Завтрак с ветчиной»

    Слайд 8

    И. Машков «Снедь московская. Хлебы» К.Петров-Водкин "Утренний натюрморт" П. П. Кончаловский «Сирень»

    Слайд 9

    В истории искусства выделяют два вида натюрмортов. В одном – вещи, прежде всего, говорят не о себе, а о своем хозяине, его вкусах, увлечениях, положении в обществе. В другом виде натюрморта – вещи изображаются так, словно предлагают зрителю полюбоваться красотой их формы, цвета .

    Слайд 10

    В. Хеда «Ветчина и серебряная посуда» П. Сезанн «Персики и груши»

    Слайд 11

    Так ли просто составить натюрморт? Что для это необходимо знать?

    Слайд 12

    Основы композиции и правила постановки натюрморта: композиция натюрморта должна состоять из предметов тематически связанных между собой, предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, составляя единое целое; в состав натюрморта должны входить предметы разные по форме, величине, фактуре и цвету; предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, составляя единое целое; в композиции должен быть композиционный центр, его лучше поместить на втором плане и обязательно выделить расположением, цветом и контрастом.

    Слайд 19

    Работа над проектом «Натюрморт. Дары сада и огорода». Алгоритм выполнения работы (составление композиции натюрморта): определи тему натюрморта подумай, из каких предметов он будет состоять? начинай с компоновки, продумай расположение предметов, выбирая лучшее положение. повтори правила цветотени и светотени, выполни работу в графическом редакторе Paint

    Слайд 23

    Выставка и оценивание работ

    Слайд 24

    Работы учащихся

    Слайд 25

    Работы учащихся.

    Слайд 26

    Работы учащихся

    Слайд 27

    Работы учащихся


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Изображение предметного мира-натюрморт.Разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Неменского.

    Разработка урока по изобразительному искусству "Изображение предметного мира-натюрморт" 6 класс. К разработке урока прилагается дидактический материал и презентация....

    Урок изобразительного искусства в 6 классе "Изображение предметного мира – натюрморт. ( с применением интерактивной доски INTERWRITE)

    Этот урок познакомит школьников с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, расширит знания о жанре натюрморта. Дети будут учиться  понимать, чувствовать и воспринимать...

    урок презентация изо 6 кл Изображение предметного мира- натюрморт

    Презентация к уроку изо 6 кл. на тему : Натюрморт...

    Открытый урок «Изображение предметного мира – натюрморт»

    Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нём первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающ...