ЦВЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Лазарева Елена Александровна

Данный урок разработан для учащихся 6 класса с целью:

- формировать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве; учить активно воспринимать произведения искусства, понимать изобразительные метафоры, создавать творческие композиционные работы по воображению;

- познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konpekt_uroka_izo_6kl.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

ТЕМА:ЦВЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ

КЛАСС 6.

Цели деятельности учителя

Формировать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве; учить активно воспринимать произведения искусства, понимать изобразительные метафоры, создавать творческие композиционные работы по воображению;

Познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией.

Тип урока

Изучение новых знаний

Планируемые 
образовательные

результаты

Предметные: научатся самостоятельно классифицировать группы цветов, сравнивать цветовые отношения по заданным критериям; понимать суть цветовых отношений.

Метапредметные: научатся определять цель, ставить проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге, адекватно принимать и сохранять учебную задачу, работать в группе, обмениваться мнениями, понимать позицию партнера; получать эстетическое наслаждение от произведений искусства.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, будут готовы к сотрудничеству в разных учебных ситуациях

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный; фронтальная, групповая и индивидуальная

Образовательные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.artsait.ru

Оборудование Наглядно-демонстрационный материал

репродукции картин художников К. А. Коровина «Зимой»; А. И. Куинджи «Ночь на Днепре»; В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»; И. Е. Репина «Государственный совет»; репродукции с картин Васнецова; образец педагогического рисунка; таблица «Цветовой круг». Краски. Альбомы. Бумага цветная. Кисти.

Основные понятия и термины

Цветовые отношения, локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета

Содержание урока.

Этапы 
урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы

Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом:

Не можешь – узнай,

Не знаешь – узнай,

Не бойся тропы отвесной,

Пробуй,

Ищи,

Свершай,

Достигай,

Чтоб жизнь твоя стала песней.

Л. Татьяничева

Скажи, скажи, художник, 
Какого цвета дождик, 
Какого цвета ветер, 
Какого цвета вечер?

М. Бромлей

В живописи же цвет определяет все, здесь он главенствует и расцветает во всю мощь. Надо много знать о цвете, чтобы уметь не просто раскрашивать рисунок, а добиваться того, чтобы предметы выглядели правдиво.

Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать. Цвет – живописное средство, которое делает этот мир неповторимым.

Существует такая легенда: однажды в Древней Греции художник

по имени Апеллес нарисовал гроздь винограда и оставил картину

на террасе. Через некоторое время он заметил, что птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.

О чем говорит эта легенда? С помощью разноцветных красок можно очень живо и точно нарисовать мир!

Живопись – это вид искусства, в котором цвет играет главную роль.

История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека и заканчивается новейшими течениями живописи нашего времени. На протяжении веков техника живописи постоянно совершенствовалась, запечатлевая сложный мир человеческих чувств, тончайшие изменения в природе, философские идеи и фантастические образы. Все это художники передавали с помощью многообразия цвета, живым смешением красок добиваясь богатства оттенков, цветовых контрастов, цветовых соотношений. Все это лежит в основе живописи и называется цветовыми отношениями. О них мы и поговорим сегодня поподробнее. (Слайды № 1-2.)

Проблемная ситуация 1: Причины изменения техники живописи .

Проблемный вопрос 1 (для всего класса) :  

Сравните изображения животных в наскальной живописи первобытных    людей с рисунком Е.М. Рачева Олени. Какие сходства и различия вы видите?  В движении животных? В их окраске?

В передаче линий? Как фон помогает воспринимать изображение?

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.

Личностные: осознают свои интересы (цветовые отношения, живое смешение красок)

II. Изучение нового материала

1.. Дети выполняют два задания. Первое подобрать цвета для создания композиции на тему "Огонь", другое – на тему "Ливень".

– Почему вы выбрали для первого задания данные цвета? (Синий, голубой…)

– Назовите эти цвета одним словом! (Холодные.) (Слайд № 3.)

– Почему вы выбрали для второго задания данные цвета? (Красный, желтый, оранжевый…)

– Назовите эти цвета одним словом! (Теплые.) (Слайд № 4.)

Во взаимовлияниях тонов большую роль играет принцип цветового равновесия между теплыми и холодными цветами.

Соседство теплого и холодного создает интенсивность звучания живописи. Задача живописца и состоит в том, чтобы улавливать различные цвета в ближних и в отдаленных точках картины.

Обычно цветовой тон тесно связан и с светотенью. Поэтому для верного восприятия цветовых контрастов важно правильно распределять цветовые переходы по пространству картины.

Проблемный вопрос 2 (для одаренных детей):

 Как в наскальной живописи изображения связаны с фоном на котором они нарисованы? С помощью каких средств это достигается? Почему изменяется техника рисунка у художников 20 века?

Понятие о локальном цвете.

Вначале посмотрим на происхождение названия цветов.

Багровый и багряный - красную краску иногда оттенки (до коричневого) называли общеславянским словом багр. Багровым называют густой красный цвет, а багряным-чистым.

Бордовый - произносится от бордо в значении «темно-красный». Заимствовано в ХVIII веке из французского языка, «цвет вина бордо».

Голубой - цвет назван по цвету шейки голубя.

Желтый - «желто- блестящий».

Зеленый - в древнерусском языке было слово зель - «побеги озими». Ему же близки слова злак, зелень.

Коричневый – коричневый значит цвета корицы.

Красный – алый цвет, по-видимому, так нравился нашим предкам, что они заменили старославянское наименование чермный на новое- красный, то есть «самый хороший», «прелестный», «красивый». Корень крас - входит в слова, обозначавшие все, радовавшее глаз: красна девица, красный молодец, красно солнышко.

Понятие локального цвета в цветоведении было введено Леонардо да Винчи в его «Книге живописи».

Локальный цвет – основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, отражений от окружающих предметов.

Использование этого приема видно на примере пейзажей, включаемых Леонардо да Винчи в свои картины на заднем плане. Локальный цвет отличается статичностью и точным согласованием по цвету с колоритом картины.

Локальный цвет предмета – это те чистые, несмешанные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами как их объективные, неизменные свойства.

Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний.(Слайды № 5.)

Делят цвета

на две группы и сравнивают их по заданным критериям. Определяют оттенки локального цвета. Знакомятся с художественными произведениями, анализируют по заданному алгоритму

Групповая и индивидуальная работа

Проблемная ситуация 2:  Причины по которым невозможно использовать  локальный цвет в живописи.

Проблемный вопрос 3 (для всего класса):

 Посмотрите внимательно на локальные цвета. Вспомните в каких рисунках, картинах и любых других произведениях искусства вы их видели?

Познавательные: самостоятельно классифицируют группы цветов; сравнивают цветовые отношения по заданным критериям.

Коммуникативные: излагают свое мнение; работают в группе, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера; получают эстетическое наслаждение от произведений искусства

2. Художественный анализ произведений: О. Ренуар «Скалы в Эстаке», О. Ренуар «Пейзаж в Эстаке». (Слайд № 6.)

Алгоритм анализа:

– Какие соотношения цветов выбрал художник, чтобы передать образ осени, вечера, выразить таинственность, нежность, величие?

– Какие настроения вызывают теплые и холодные цвета?

– Зачем художники определяют качество цвета через отношение теплого и холодного?

Проблемный вопрос 4 (для одаренных детей):

Почему невозможно использовать локальный цвет в живописных произведениях?

III. Творческая практическая деятельность

Репродуктивный

– Рассмотрим репродукцию картины З. К. Церетели «Цветы». Какие эмоции вызвало у вас это произведение?

Задание. Выполнить рисунок осеннего букета с разным настроением (работа красками).

Предположим, мы задумали нарисовать рисунок осеннего букета. Прежде всего нужно решить: о чем этот рисунок расскажет, какие навеет настроения, то есть ответить на вопрос, зачем он создается.

Здесь придется поразмышлять о многом: будет ли картина радостной или грустной, создаст ли в душе зрителя образ яркой или хмурой осени, поведает ли о роскошных цветах или об осенних листьях и т. д. Как скомпоновать букет? Определить, сколько в нем будет растений и какого цвета? Какова форма каждого в отдельности цветка и форма всего букета? Это сложно. Можно подобрать букет небрежно или же сделать его изысканным. А может быть, увядшие растения окутать мерцанием пасмурного дня, добавить к ним два – три цветка бодрых, свежих, сияющих чистыми, веселыми красками.

Итак, вы составили букет. А теперь нужно решить много других вопросов, связанных с размером и форматом листа бумаги, выбора палитры красок, техники и манеры рисования и т. д.

Воспользуйся алгоритмом построения натюрморта:

1. Подготовительный этап – наметим контуры всех предметов светлыми линиями.

2. Первый этап – приготовление малонасыщенной смеси и нанесение на все части рисунков.

3. Второй этап – передаем освещенность и объем, прокладываем прозрачными, но темными красками.

4. Третий этап – моделируем объем и пространство более тонкими оттенками цвета.

5. Последний этап – обобщаем цвета, смягчаем контуры.

Творческий поиск на основе алгоритма. Выбор колорита в соответствии с настроением

Индивидуальная работа

Познавательные: различают цветовые отношения и их возможности.

Регулятивные:

принимают

и сохраняют учебную задачу.

Личностные: осознают свои возможности

в учении

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Беседа

в форме «вопрос – ответ».

Выставка работ учащихся

Выставка работ. (Обсуждает с классом значение эмоционального настроя для творчества.)

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что показалось самым трудным?

– Дайте эмоциональное название созданным букетам!

Формулируют ответ, участвуют в диалоге 
с учителем.

Проявляют интерес к работам своих товарищей.

Дают название букетам  товарищей и сравнивают их с первоначальными названиями

Фронтальная работа

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге.

Личностные:

способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха при решении практической задачи

Тесты первого уровня

1. Тесты на узнавание

  1. Согласны ли Вы с утверждением, что  цвета делятся на основные и составные?

                   Да                    Нет

  1. Согласны ли Вы с утверждением, что в живописных произведениях используются составные цвета?

                   Да                     Нет

  1. Согласны ли Вы с утверждением, что локальным цветом невозможно написать картину?

                   Да                     Нет

  1. Тесты на различение
  1. Картину  «Золотая осень» написал…
  1. Левитан;
  2. Серов;
  3. Айвазовский;
  4. Репин.

  1. В наскальной живописи использовались цвета...
  1. черный;
  2. охра;
  3. синий;
  4. красная охра.

  1. Рисунки первобытных людей и  художников 20 века отличаются…
  1. цветом;
  2. материалом на котором они изображались;
  3. темой;

  1. Тесты на классификацию

Какие пары цветов являются дополнительными?

  1. красный;                                а) оранжевый
  2. розовый;                               б) зеленый;                
  3. синий;                                    в) салатовый;              
  4. коричневый;                         г) фиолетовый;
  5. желтый                                   д) малиновый.

  1. Какими цветами можно выразить эмоциональные состояния?
  1. Синий, серый;                                    а)тихую  радость;            
  2. Голубой, красный;                            б) грусть, таинственность;                        
  3. Оранжевый, синий;                           в) бурное веселье ;                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цвет в произведениях живописи

конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе по программе Б.М. Неменского...

"Цвет в произведениях живописи"

презентация к уроку изо в 6 классе "Цвет в произведениях живописи". Учитель рассказывает учащимся как смешивать цвета для создания оттенков одного цвета и демонстрирует как пример замки...

КОЗ - Цвет в произведениях живописи.

Проверочный КОЗ для 6 класса....

"Цвет в произведениях живописи"

В помощь учителям изобразительного искусства. работающим в 6 классе по программе под редакцией Б.М. Неменского....

ИЗО 7 класс тема урока "Цвет в произведениях живописи"

Тема урока "Цвет в произвелениях живописи" ИЗО 7 класс...

Открытый урок ИЗО "Цвет в произведениях живописи" 6 класс ФГОС

Материал представляет собой разработку открытого урока по ИЗО в 6 классе по теме "Цвет в произведениях живописи"Включает презентацию и технологическую карту с сценарием урока....

Тема урока «ЦВЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ»

конспект урока по ИЗО, 6 класс...