Клуб профессионального общения "Создание ситуации успеха в объединении"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Шамшитова Олеся Рафаилевна

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на занятии клуба профессионального общения

Создание ситуации успеха в объединении

(обмен педагогическим опытом)

Прежде всего определим что такое успех?

Успех – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. Успех необходимо создавать, этому способствует ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. 

Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Недостаточно создавать ситуацию успеха только в учебной деятельности. Для создания в классе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания нужно проводить различные праздники, турпоходы, экскурсии, дни именинников. Для этого же использовать развивающие игры, праздники , конкурсы, состязания

Только   успех поддерживает интерес. А интерес  появляется  только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха .

 Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию

  а) Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».

 б) Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно педагог должен с первых дней ребёнка в объединении поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями. Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют  у детей  ответственность, инициативность, самостоятельность.  

 За годы работы в дополнительном образовательном учреждении, преподавая изобразительное искусство,  поняла, что необходимо  менять подходы к преподаванию этого предмета для того, чтобы  занятия ИЗО для детей стали уроками вдохновения, прилива сил и энергии, минутами счастья и успеха, проявления души, развития таланта и выражения самого себя.

Каждому ребёнку всегда интересно, чем он будет заниматься на занятии, чему научится. Поэтому использую различные педагогические средства  для проявления интереса у обучающихся, а интерес в душе ребёнка обязательно даст толчок к творческой активности обучающихся.

 «Мы волшебниками станем, если только захотим. Пофантазируем и сами, чудеса изобразим». Вот такие строчки  стали звучат на занятии  перед началом творческого процесса обучающихся, а использование таких форм урока как интрига, поиск, путешествие, волшебная мастерская, бюро находок помогли  мне «зажечь» искорку в глазах ребёнка, творчески развивать, учить их фантазировать, мыслить и делать открытия. Темы занятий  «мозаика», «Превращения спиралевидных линий», «Монотипия», «Цветная палитра», «Раздуй пятно», «Гравюра по воску» и др. натолкнули  детей к созданию необычных рисунков, которые порой поражали самих ребят.  

Каждого ребёнка можно научить смело, держать  карандаш в руке для творчества, придать ему уверенности, что всё получится и обучить его различным технологиям изображения. Для этого я стала использовать в работе следующие  способы обучения изобразительной деятельности: наблюдать за индивидуальными особенностями обучающихся, создавать атмосферу доверия и раскрепощения. Далее предложила такой вариант исполнения рисунка, где ученики  почувствовали себя, свои силы и увидели свои возможности (любимые средства рисования). Для преодоления страха или неуверенности ребёнка в себе  я использовала следующий способ  - это рисование «рука в руке» (спасательный круг ), где детская рука находиться в моей ладони.  На каждых занятиях звучит обязательная  похвала   ребёнку за любую «творческую изюминку», за необычный завиток, красивую линию, сияющий мазок.  Для дополнительного  познания изобразительного искусства, поиска неизвестного создали с ребятами  словарик по изобразительному искусству.  Это был первый шаг к  развитию уверенности, интереса и успеха ребёнка на уроках ИЗО.

Предлагаю в своей работе использовать  следующую подсказку: «Семь способов  ситуаций успеха на занятиях»

1)Похвала

Самый мощный инструмент педагога..

То есть важно научиться вербально создавать правильный настрой. С помощью похвалы можно, к примеру, помочь преодолеть неуверенность

Как часто хвалить? — это вопрос вопросов. Бывает, что один педагог не скупится на дифирамбы, другой, наоборот, скуп на лестные слова, считая, что похвалу нужно заслужить. И оба по-своему правы. Наверное, этот вопрос должен решаться индивидуально педагогом и конкретно для каждого обучающегося. Бывает, что доброе слово толкает ребенка на совершение "новых подвигов". А вот другие обучающиеся начинают "светиться от радости", когда слышат только заслуженную оценку. Третьим (особенно из числа тех, кого постоянно хвалят) нередко бывает полезен и "холодный душ".

2)Коллективная похвала

Каждый ребенок желает утвердиться не только в глазах педагога, но и среди обучающихся. В этой связи неплохо будет, если за определенные достижения хвалить ребенка всем коллективом.

3)Прием "Эврика"

Суть его в том, что педагог создает такую ситуацию, в ходе которой обучающийся сам приходит к интересному выводу, который раскрывает доселе неизвестные ему собственные личностные качества. Например, можно предложить обучающемуся создать образ главного героя произведения любыми методами: с помощью рисунка, музыки, сняв фильм, сложив песню или стихотворение. Подобные творческие задания раскрывают потенциал детей, а педагог в результате получает целый "букет" талантливо выполненных работ.

4)Задания разной сложности

Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. 5)Самостоятельный выбор задания

Обучающимся предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания должно быть одинаковым, обучающиеся же могут выбрать объем, сложность выполнения, выбрать индивидуальное задание или работу в парах/группе, самостоятельную подготовку или с помощью педагога.

6)Портфолио

Один из методов, который позволяет обучающемуся наглядно видеть свои достижения: есть повод для гордости и переживания успеха. Портфолио можно разделить на несколько разделов: "Мои достижения", "Мои награды", "Мое творчество", "Отзывы". Хорошо, если к наполнению портфолио привлекаются не только педагога, но и родители, и обучающиеся.   

7)Обучение самовнушению

Элементы самовнушения можно включать в физминутки, с такого приема можно начать весь занятие или его практическую часть.

Другими словами: успех в учебе сегодня — успех в дальнейшей жизни. 

Наряду с этой подсказкой предлагаю использовать еще десять золотых правил учительской похвалы.

Похвала – очень действенный и тонкий педагогический инструмент. Молодые учителя не всегда знают, как правильно и эффективно похвалить ученика.

Ценность учительской похвалы

Начнем с того, что хвалить ученика нужно обязательно! Одобрение учителя способно творить чудеса! Вода, попавшая на увядающий цветок, действует так же, как и доброе учительское слово на ребенка, который нуждается в его поддержке и внимании.
Главная функция похвалы – передать искреннюю веру педагога в возможности своего ученика.

Золотые правила учительской похвалы.
1.    Хвалите за старательность! 
Хвалить ученика нужно за те усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения, а не за хорошие способности и интеллект, данные ему природой.

2.    Хвалите действия, а не личность! 
В похвале очень важно высказать одобрение действиям и достижениям ученика, а не оценить его личность.

3.    Четко обозначайте, за что хвалите! 
Важно, чтобы школьник понимал, за что конкретно его похвалили, что именно ему удалось сделать хорошо. Например, при желании похвалить ученика на уроке рисования можно обратить внимание на детали рисунка: «Какую красивую вазу с фруктами тебя удалось изобразить!». При этом рекомендуется избегать общих фраз: «Ты умница! Настоящий художник!» Если это уместно, старайтесь подчеркнуть сложность задачи, успешно выполненной учеником. 

4.    Хвалите в меру и по делу!

Учительская похвала должна быть искренней, заслуженной, умеренной и обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других учеников. К тому же похвала без меры – прямой путь к зазнайству, причина возникновения лени и безразличия к другим предметам.  
5.    Хвалите не только «любимчиков»!
Как же хвалить своих воспитанников, которые не пользуются популярностью у одноклассников? Настойчивая похвала в их адрес может только ухудшить к ним отношение класса. Важно таких учеников обоснованно поддерживать, обращать внимание на их  успехи в учебной и внеурочной деятельности. Для похвалы своих «любимчиков» педагогу желательно выбирать наиболее подходящий для этого момент.

6.    Останавливайтесь на хорошем!
 
Учительская похвала не должна содержать упреков, условий и уточнений, ее нужно закончить на хорошей ноте. Похвалив ученика, не стоит через некоторое время разубеждать его в значимости этого личного достижения. 

7.    Не противопоставляйте одного ученика всему классу!
Нельзя хвалить одного ученика, если его не поддерживает группа.  Даже если он поступил правильно. К примеру, как похвалить ученика на уроке изобразительного искуссства, если он один выполнил домашнее задание? Лучше всего сделать это наедине с ребенком. Ведь похвала перед всем классом (хоть и вполне заслуженная) в этом случае способна породить у одноклассников  не столько зависть, сколько агрессию. А ведь этот ученик ни в чем не виноват!    
8.    Хвалите без сравнений! 
Важно, чтобы учительская похвала была безусловной, не содержала сравнений. Не сравнивайте успехи, результаты и личностные качества ученика с достижениями сверстников. Не говорите, что Федор молодец, потому что он справился с заданием лучше, чем его одноклассник Иван или Николай.
9.    Подкрепляйте похвалу!
Похвала, подкрепленная одобряющими невербальными компонентами (улыбкой, мимикой, открытыми жестами) обладает большей силой и эффективностью.
10.    Запаситесь «Я-посланиями»!
Более действенной является та похвала, при выражении  которой учитель использует «Я-послание». Например, похвалить ученика на уроке литературы можно так: «Я очень рада, что тебе удалось выучить и выразительно рассказать это непростое стихотворение». Такая похвала способствует сближению учителя и его воспитанников.
Похвала – очень действенный, важный и тонкий инструмент в правильном воспитании детей. Разумная учительская и родительская похвала связана с разумными ожиданиями, и большинству учеников удастся их оправдать. Педагогу важно помнить, что самая ценная и эффективная похвала для обучающегося – заслуженная и умеренная. Ищите повод похвалить своих воспитанников, и вы обязательно его найдете!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика", 2010

Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика ...

Создание ситуации успеха при выполнении домашнего задания учащимися

Учебно-методическое пособие по созданию карточек, помогающих ученику при выполнении домашнего задания....

Доклад «Клуб профессионального общения» «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНЫХ НАЧАЛ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА в детском объединении «Конструирование из бумаги «Оригами»

Основной принцип обучения вытекает из определения способности каждого ребенка к творчеству. Организация педагогическо­го процесса строится на основе сочетания принципов комплексного обучения...

« Создание ситуации успеха на занятиях в объединении «Художественное конструирование»

Создание ситуации успеха - одно из условий гуманизации процесса обучения. Важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха»....

Деловая игра для педагогов дополнительного образования "Педагогические приемы создания ситуации успеха на занятиях объединений как реализация принципа опоры на положительное в человеке"

Цель - содействие формированию у педагогов потребности использования в своей работе приемов и методов создания ситуации успеха на занятиях, как одного из условий реализации принципа опоры на положител...

Доклад на тему : «Самооценка и ее влияние на успех. Этапы построения ситуации успеха на занятии».

Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать педагог....

Деловая игра«Педагогические приёмы создания ситуации успеха на занятиях объединений как один из факторов успешного освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы»

Деловая игра состоит  из серии индивидуальных  и групповых заданий, в ходе которых участники практически отрабатывают навыки создания ситуаций успеха на занятиях творческого объединения....