Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шли матрешки по дорожке"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Зимина Екатерина Михайловна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shli_matreshki_po_dorozhke.docx42.58 КБ

Предварительный просмотр:


1) Пояснительная записка к программе курса « Шли матрешки по дорожке»

Рабочая программа «Шли матрешки по дорожке» разработана на основании книги «Азбука народных промыслов», которая является дополнительным материалом к урокам изобразительного искусства и технологии, с учѐтом требований ФГОС.

 Нормативно-правовая основа рабочей программы по внеурочной деятельности «Шли матрешки по дорожке»

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании в РФ» (в редакции Федерального закона от 17.07.2011 №148-ФЗ)
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2012;
  4. Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год»

В программе реализован принцип практико-ориентированного подхода к отбору учебного материала. Общая ее часть содержит краткие сведения по истории народных художественных ремесел, использование в современном декоративно-прикладном искусстве национальных традиций. Декоративно – прикладное творчество - есть выражение потребностей человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов нашей жизни, которое

создает для человека “вторую реальность” – мир жизненных переживаний, выраженных

специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.  

2) Общая характеристика программы

Программа «Шли матрешки по дорожке» разработана для учащихся 1-2 класса и составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС.

Декоративно – прикладное творчество - есть выражение потребностей человека в образно-

символическом выражении и переживании значимых моментов нашей жизни , которое

создает для человека “вторую реальность” – мир жизненных переживаний, выраженных

специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру,

самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей

человеческой души.

Актуальность программы.

Ребенка не учат с детства, как занимать свободное время интересной для себя деятельностью, которая позволит ему восстановить свои физические и духовные силы. Между тем, по тому, как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его интеллектуальный уровень, кроме того, можно сказать и о том, какое у него воспитание. Отсюда мы видим необходимость уже с младшего школьного возраста учить детей заполнять свой досуг разнообразной, интересной деятельностью. Назрела необходимость найти такое содержание для организации детского досуга, которое было бы интересно и посильно ребёнку, значимо для него, где он мог бы почувствовать себя активной, самостоятельной, творческой личностью. Наблюдая за вхождением ребёнка в жизнь взрослых и опираясь на свой практический опыт, мы пришли к выводу, что нужно организовать кружок « Мастерская Самоделкина». Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками и т.д.имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться. Проблема развития детского творчества, в настоящее время, является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Целесообразность

Поэтому была разработана программа по приобщению детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, воспитывают художественный вкус, передают детям представление народа о красоте и добре. Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с деревянным народным промыслом. Значением этого ремесла в нашей жизни. Программа знакомит ученика с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественно- практичном развитии учащихся , доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Описание места учебного курса в учебном плане.

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в отдельно взятой параллели 3- 4 классы.

Направления:

- Расширенное знакомство обучающихся с народными игрушками России.

- Знакомство с технологией работы с бумагой, соленым тестом. Самостоятельное создание детьми различных изделий.

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно - прикладным искусством: 

-Беседы;

-Занятия на основе метода интеграции;

-Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

-Выставки детских работ по декоративно-прикладному творчеству ;

-Просмотр видеофильмов;

-Дидактические игры;

-Использование силуэтного моделирования

-Экспериментирование с различными художественными материалами;

-Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.

-Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;

-Сочинение сказок. рассказов, историй о своих работах;

-Использование физминуток.

Формы занятий:

Групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные. Форма одведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

Методы оценки результативности программы:

Качественный анализ;

Посещаемость;

Статистические данные;

Фиксация занятий в рабочем журнале;

Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);

Практические материалы.

Качественный анализ:

Формирование новых навыков и умений;

Анализ успешности деятельности и достижение целей;

Анализ диагностического материала;

Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-

прикладным искусством проводиться, для того чтобы:

Выявить примерный уровень развития прикладной деятельности детей, отношение

ребенка к декоративной деятельности. Учитывая индивидуальные способности детей.

Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы,

методы).

Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания,

качество детской работы, отношение к деятельности.

Работа с родителями строиться на основе анкет по изучению художественных интересов

детей.

Используются разнообразные формы работы:

Индивидуальные консультации;

Беседы.

Итогом детской деятельности могут служить

- выставки детского творчества;

- участие в конкурсах по народным промыслам;

- развлечения, досуг, праздники.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных

результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования,

отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и

включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность

заключается в том, что многие приобретённые знания и способы деятельности (включая

использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и

формируются при их изучении.

Личностные результаты:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и

познанию окружающего мира.

- формирование целостного мировоззрения к окружающим предметам

- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной,

учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное

внимание уделяется:

- практическому освоению обучающимися практической деятельности при освоении

ремесла

При изучении внеурочного кружка обучающиеся усовершенствуют приобретённые навыки работы с природным материалом. Программа знакомит ученика с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии учащихся, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Учащиеся научатся:

 -основам работы с соленым тестом и бумагой.

- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- создавать и преобразовывать модели предметов

Обучающиеся получат возможность научиться:

- основам дизайна предметного мира;

- самостоятельно придумывать сюжеты

- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов

Коммуникация и социальное взаимодействие

Учащиеся научатся:

- осуществлять свои творческие планы;

- проектировать, исследовать и организовывать свою индивидуальную и групповую

деятельность

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей  познавательной деятельности;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления  осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,  классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции).

Предметные результаты:

- умение использовать термины « технологии изготовления», « техника», «дизайн», «бумагопластика»

- умение изготавливать фигурки из бумаги;

- умение работать с соленым тестом и техникой «бумагопластика»;

- умение расписать изделия

Структура учебного курса:

№ п/п

Название раздела

кол-во часов

Вводный урок

«Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы».

2

«Сергиево-Посадская матрёшка»

3

«Соседка Хохломы Семеновская матрешка»

3

«Кукла с цветком шиповника. Полхов-майданская матрешка»

3

«Северная Вятская матрешка»

3

«Тверская матрешка»

3

Защита коллективного проекта «Шли матрешки по дорожке»

1

Авторская матрешка из слоеного теста.

7

«Семья матрешек из бумаги. Бумагопластика»

7

Защита индивидуального проекта.

2

Всего 34ч.

Выход: олимпиады, школьные выставки, мастер-классы, конкурсы.

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

часы

Форма деятел.

 Вид деятельности

 Дата план

1

2

Вводный урок

Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы.

2

Коллективная

Знакомство с деревянной куклой  народов России. Воспитание интереса и любови к искусству своего народа. Знакомство с историей возникновения имени – Матрёшка. Анализ характерных особенностей формы и росписи матрёшек из различных городов России.

 

3

Сергиево-Посадская матрёшка.

История промысла

1

Коллективная

Знакомство с особенностями Сергиев-посадской матрешкой. Углубление представления о связи орнаментальной композиции с природой.

 

4

Освоение росписи Сергиево-Посадской матрешки

1

Индиви

дуальная

Освоение и обучение простейшим элеменам росписи Сергиев-посадской матрешки.

5

Создание матрешки для коллективного проекта.

1

Индиви

дуальная

Создание индивидуальной Сергиев-посадской матрешки из бумаги или соленого теста, для композиции коллективного проекта.

 

6

Соседка Хохломы Семеновская матрешка. История промысла.

1

Коллективная

Знакомство  с историй появления, Семеновской  матрешки, процессом ее изготовления как народного промысла Нижегородского Края.

 

7

 Освоение росписи Семеновской матрешки.

1

Индиви

дуальная

Научиться расписывать матрешек в традициях города Семенова Нижегородской области.

 

8

Создание матрешки для коллективного проекта.

1

Индиви

дуальная

Создание индивидуальной Семеновской матрешки из бумаги или соленого теста, для создания композиции коллективного проекта.

9

Кукла с цветком шиповника. Полхов-майданская матрешка. История промысла.

1

Коллективная

Получение знаний о русской народной деревянной игрушке из Полховского Майдана.

10

Освоение росписи Полхов-майданской матрешки.

1

Индиви

дуальная

Роспись матрёшки элементами растительного узора Полховского-Майдана.

11

Создание матрешки для коллективного проекта.

1

Индиви

дуальная

Создание индивидуальной Полхов-майданской матрешки из бумаги или соленого теста, для создания композиции коллективного проекта.

12

Северная Вятская матрешка. История промысла.

1

Коллективная

Знакомство с историей и с особенностями самой северной русской деревянной куклы.

13

Освоение росписи Вятской матрешки.

1

Индиви

дуальная

Развитие художественного вкуса, активизация творческого воображения, развитие графических умений, связанных с приемами декоративной трактовки.

14

Создание матрешки для коллективного проекта.

1

Индиви

дуальная

Создание индивидуальной Вятской матрешки из бумаги или соленого теста, для создания композиции коллективного проекта.

15

Тверская матрешка. Истрия промысла.

1

Коллективная

Выполнить декор Тверской матрешки.

16

Освоение росписи Тверской матрешки.

1

Индиви

дуальная

Развитие художественного вкуса, активизация творческого воображения, развитие графических умений, связанных с приемами декоративной трактовки.

17

Создание матрешки для коллективного проекта.

1

Индиви

дуальная

Создание индивидуальной Тверской матрешки из бумаги или соленого теста, для создания композиции коллективного проекта.

18

Защита коллективного проекта «Шли матрешки по дорожке»

1

Коллективная

Закрепление знаний о русской народной деревянной игрушки. Обобщение полученных детьми знаний о матрешке, ее появлении в истории русской культуры. Подведение к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

19

Выбор и зарисовка композиции для авторской матрешки из соленого теста.

1

Индиви

дуальная

Уметь придумывать и выполнять вариации различных авторских композиций.

20

21

22

Лепка авторской матрешки из соленого теста.

3

Индиви

дуальная

Лепка народной матрешки из слоеного теста. Закрепление знаниий о способах лепки, о пропорциях фигуры матрешки, учится передавать в скульптуре малые формы; развивать наблюдательность, умения определять средства художественной выразительности, выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы, совершенствовать навыки работы с соленым тестом.

23

24

25

Роспись авторской матрешки из соленого теста.

3

Индиви

дуальная

Роспись слепленной игрушки. Формирование умения создавать композиции по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учиться выделять элементы народных росписей.

26

Выбор одного из видов матрешки и зарисовка композиции для кукол из бумаги.

1

Индиви

дуальная

Уметь придумывать и выполнять вариации различных авторских композиций.

27

28

29

Создание серии матрешек из бумаги. Бумагопластика

3

Индиви

дуальная

Моделирования из

бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей

трехмерных бумажных скульптур

30

31

32

Роспись матрешек из бумаги

3

Индиви

дуальная

Роспись созданных кукол из бумаги. Формирование умения создавать композиции по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учиться выделять элементы народных росписей.

33

34

Защита индивидуального проекта.

2

Индиви

дуальная

Закрепление знаний истории происхождение матрешки. Усвоение особенностей народной игрушки (форма, материал, цвет, узор). Умение различать матрешки различных областей России. Развитие умений делиться полученными навыками с одноклассниками.  

Литература

1. В.С. Кузин «Изобразительное искусство», Дрофа, 1998 г.

Горяева Н,А. Островская О.В Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, - М.: Просвещение, 2002

2. Жигалова С.К. Русская народная живопись. Книга для учащихся. - М.: 1984

3. Неменская Л.А. Каждый народ – художник. - Учебник для начальной школы.- М.: 2002

4. Конышева Н.М. Секреты мастеров. Учебник. - М.:2004

5. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества - Учебник для начальной школы; 2002

Дроздова С.Б. авт.-сост. Изобразительное искусство. 1,2,3,4 класс. Поурочные планы по учебнику Н.А.Горяевой, Л.А.

Неменской, А.С.Питерских (под ред. Неменского Б.М.).- Волгоград: Учитель, 2006, 2007

6. Карачкнская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность - М.: Сфера, 2005

Лободина Н.В. Изобразительное искусство. 4 класс. Учитель, В.: 2006

7. Нетерина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 1 класс.- М., Владос, 2004

8. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Книга для учителя-М.:1998

9. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ - М.:ООО Центр педагогического образования 2007

10. Миловский А. Народные промыслы. М.:1994-М., 2000

11. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Пособие для учителя. – М., Просвещение, 197912.

12. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р., Щирова А.Н. Технология. Художественный труд. Поурочные разработки.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., Просвещение 2009

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»

Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...