Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 8 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным  стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8klass.docx38.38 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 8 класса

Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным  стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г.,

- изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012г., регистрационный № 24480), изменениями внесенными и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014г. № 1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015г., регистрационный № 35953).

- Приказом от 31декабря 2015г. о внесении  изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17мая 2012г. № 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9февраля 2016г., регистрационный № 41020)

- программой основного общего образования Б.М.Неменского.        

- Положением о структуре, порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочей программы учебных предметов, курсов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1 им.Ю.К.Намитокова» а.Понежукая от 09.04.16г. № 21/2.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусства».

Занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования федерального государственного образовательного стандарта направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: – воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

– освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

– развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

– формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

– формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

– умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью;

– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Предметные результаты изучения области «Изобразительное искусство» должны отражать:

– формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

– развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

– освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

В итоге освоения программы учащиеся научатся:

– анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

– понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образного начал и их социальную роль;

– основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;

– конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);

– моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

– работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

– конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;

– владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

– создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

– использовать разнообразные художественные материалы.

Содержание учебного предмета

Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 8 класса входит в систему учебников «Школа России» как целостный интегрированный курс, включающий основные виды искусства. Учебный материал 8 класса посвящен основам изобразительного искусства. Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и декоративно-прикладным искусствами. Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов, организация пространственно-структурной среды городов. Дизайн – вклад художника в оформление вещно-предметной среды обитания человека. Дизайн и архитектура – создатели рукотворной среды нашего обитания. Практическая, творческая художественная деятельность учащихся. Выявление личностных ценностно-смысловых ориентаций, эффективное решение познавательных, регулятивных задач, сотрудничество и навыки самореализации.

Календарно- тематическое планирование составлено по учебнику:

 Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.

 Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс :  учеб. для общеобразоват.  учреждений.  / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров ; под. ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014.

Количество часов в году -34.

Количество часов  в неделю -1.

Количество тестировании – 4.

Учебно-тематический план

 

Наименование раздела

Кол-во часов

Лабораторные, практические работы

Экскурсии

Контрольные работы

Контрольные срезы

1

ХУДОЖНИК – ДИЗАЙН – АРХИТЕКТУРА. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

8

1

2

В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ. Художественный язык конструктивных искусств.

8

1

3

ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.

11

1

4

ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ. Образ жизни и индивидуальное проектирование.

7

1

5

Всего

34

4

Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.

ХУДОЖНИК – ДИЗАЙН – АРХИТЕКТУРА. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. – 8 ч.

Основы композиции в конструктивных искусствах.

Прямые линии и организация пространства.

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.

Буква – строка – текст. Искусство шрифта. (2 ч.)

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна. (2 ч.)

В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ. Художественный язык конструктивных искусств. – 8 ч.

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Композиционная организация пространства.

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.

Важнейшие архитектурные элементы здания.

Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени. (2 ч.)

Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции.

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. – 11 ч.

Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. 

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. (2 ч.)

Вещь в городе и дома. Городской дизайн. (2 ч.)

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. (2 ч.)

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. (2 ч.)

Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление. (2 ч.)

ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ. Образ жизни и индивидуальное проектирование. – 7 ч.

Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.

Интерьер, который мы создаём.

Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй. 

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

Встречают по одёжке. Дизайн современной одежды.

Автопортрет на каждый день. Грим и причёска в практике дизайна.

Моделируя себя – моделируешь мир.

Целевая ориентация рабочей программы
в практике образовательного учреждения

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В ____ (конкретно указывается класс) учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают дизайн и архитектуру как создателей «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Владеют навыками формообразования и использования объемов в дизайне и архитектуре; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей архитектурного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Дополнительная литература.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. № 1897).

2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2013.

3. Изобразительное искусство. 2–8 классы. Создание ситуации успеха : коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010.

4. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство / Н. М. Сокольникова. – Обнинск : Титул, 1996.

5. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура : тесты / К. М. Хоруженко. – М. : ВЛАДОС, 2000.

6. Я познаю мир. Архитектура : детская энциклопедия. – М. : Астрель, 2002.

2. Интернет-ресурсы.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. – Режим доступа : http://www. standart.edu.ru

Сетевое объединение методистов «СОМ» : проект Федерации Интернет Образования. – Режим доступа : http://som.fio.ru

Портал «Все образование». – Режим доступа : http://catalog.alledu.ru

Федеральный портал «Российское образование». – Режим доступа : http://www.edu.ru

Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа : http://www.school.edu.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа : http://window.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

Музейные головоломки. – Режим доступа : http://muzeinie-golovolomki.ru

Художественная галерея. Полное собрание работ всемирно известных художников. – Режим доступа : http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

Виртуальный музей искусств. – Режим доступа : http://www.museum-online.ru

Академия художеств «Бибигон». – Режим доступа : http://www.bibigon.ru

Словарь терминов искусства. – Режим доступа : http://www.artdic.ru/index.htm

Режим доступа : http://www.orientmuseum.ru/art/roerich

Режим доступа : http://www.artsait.ru

3. Информационно-коммуникативные средства.

 Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).

 Познавательная коллекция. Энциклопедия (CD).

 Собственные компьютерные презентации.

 Энциклопедия изобразительного искусства. – [Б. м.] : ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2005.

 Шедевры архитектуры / New Media Generation (CD-ROM). – М., 1997; 2002.

4. Наглядные пособия.

 Таблицы «Введение в цветоведение».

 Портреты русских и зарубежных художников.

 Таблицы по перспективе.

 Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

 Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

 Альбомы с демонстрационным материалом.

 Дидактический раздаточный материал.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Урока

Тема,
тип урока

Кол-во часов

Дата

П

Ф

1

Основы композиции в конструктивных искусствах (ознакомление с новым материалом, комбинированный)

1

2

Прямые линии и организация пространства (постановка и решение учебной задачи)

1

3

Цвет – элемент композиционного

творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна

(постановка и решение учебной задачи)

1

4

Буква – строка – текст. Искусство шрифта (постановка и решение учебной

задачи).

Гуманистическая направленность творчества художников Адыгеи.

1

5

Буква – строка – текст. Искусство шрифта (постановка и решение
учебной

задачи)

1

6

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне (постановка и решение учебной задачи)

1

7

Контрольный срез (тестирование) 1 четверть.

В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм  

 графического дизайна.

1

8

Анализ контрольного среза.

В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм

 графического дизайна.

1

9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету (постановка и решение учебной задачи)1

1

10

Взаимосвязь объектов

в архитектурном макете. Композиционная организация пространства 
(постановка и решение учебной задачи)

1

11

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля (постановка и решение учебной задачи)

1

12

Конструкция: часть и целое. Важнейшие архитектурные элементы здания
(постановка и решение учебной задачи)

1

13–14

Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени.

2

15

Контрольный срез (тестирование) 2 четверть.

Жанр портрета. Портрет в ИЗО РА.

1

16

Анализ контрольного среза.

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве (постановка

и решение учебной задачи)

1

17

Город сквозь времена  и страны. Образы материальной культуры прошлого

(постановка и решение учебной задачи)

1

18

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна

(постановка и решение учебной задачи)

1

19

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица (постановка и решение учебной задачи)

1

20

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица (постановка

и решение учебной задачи)

1

21–22

Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
(постановка и решение учебной задачи).

Роль искусства в сближении культур народов Адыгеи.

2

23

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера

(постановка и решение учебной задачи)

2

24

Природа и архитектура.

1

25

Природа и архитектура .

1

26

Контрольный срез (тестирование) 3 четверть.

Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

1

27

Анализ контрольного среза.

Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление .

1

28

Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом (постановка и решение учебной задачи)

1

29

Интерьер, который мы создаём (постановка и решение учебной задачи)

1

30

Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй (постановка и решение учебной задачи)

1

31

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды (постановка и решение учебной задачи)

1

32

Встречают по одёжке. Дизайн современной одежды (постановка и решение учебной задачи).

Образы красоты Адыгеи в живописи и фотографии.

1

33

Итоговый контрольный срез.

Автопортрет на каждый день. Грим и причёска в практике дизайна

1

34

Анализ контрольного среза.

Моделируя   себя – моделируешь мир.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 5 класс ФГОС

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» 5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)

Статус документаНастоящая программа по «Изобразительному искусству» для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа д...

Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 5 класса

Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным  стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской ...

Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 6 класса

Занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования федерального государственного образовательного стандарт...

Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 7 класса

Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным  стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской ...

Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 2 класса

В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в ...