Интегрированный урок биологии – искусства в 8 классе Тема урока: «Осевой скелет человека и каноны красоты человеческой фигуры»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему
Дети знакомятся с опорно- двигательной системой человека на примере скелета. Повторяют особенности строения скелета человека. Выполняют кроссворды по теме урока. Знакомятся с канонами красоты в разные эпохи. В практической деятельности выполняют со цветной бумаги овалы и на их основе составляют человеческую фигуру в движении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.zip | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок биологии – искусства в 8 классе
Тема урока: «Осевой скелет человека и каноны красоты человеческой фигуры»
Цель: сформировать знания учащихся о строении и функции осевого скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
Задачи.
Обучающие —сформировать представления о строении опорно – двигательной системе человека, выявить особенности скелета человека связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, понятия «пропорции», «канон».
Развивающие – продолжить развитие общеучебных навыков работы с различными источниками информации, а также умений и навыков организации самостоятельной учебной деятельности.
Воспитывающие – воспитывать научное мировоззрение в вопросах родства человека и животных, нравственно- эстетическое отношение к миру и искусству..
Оборудование: модели скелета человека и млекопитающего животного кошки, модель скелета головы, материал- «Позвонки человека», элементы овалов со цветной бумаги, ножницы, клей, презентация.
Литература: «Биология. Человек», 8 класс, Колесов Д.В.., Маш Р.Д., Москва издательство «Дрофа», 2013 год.
Биология 8 класс «Человек» Рабочая тетрадь к учебнику«Биология. Человек», Колесов Д.В., Маш Р.Д., Москва издательство «Дрофа», 2013 год. «Основы изобразительной грамотности», Г.А. Беда., М., 1989 год, «История методов обучения рисованию. Русская и советская школа рисунка», Н.Н. Ростовцев. – М., 1982 год
Тип урока: интегрированный.
Ход урока.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный момент Актуализация знаний. | Подготовка к изучению нового материала, целеполагание. Проверить выполнение домашнего задания, выявить трудности в его выполнении. Фиксировать новую учебную задачу | На прошлом уроке мы с вами впервые познакомились содним из компонентов опорно – двигательной системы человека – скелетом. 1.Что мы изучили? 2.Кости – это органы, что образуют органы, имеющие сходное строение, функции и происхождение? 3. Могут ли отдельные органы функционировать независимо друг от друга? 4.Ребята какова же цель сегодняшнего урока, о чём будем говорить сегодня на уроке? Проверка домашнего задания с помощью теста в презентации Слайд №2(6 тестов – на проверку). | Готовятся к ответу на вопрос, отвечают на 1 вопрос: «Мы изучили виды, состав и строение костей человека». Отвечают на 2 вопрос: «Отдельные кости образуют систему органов, т. е скелет». Отвечают на 3 вопрос: «Нет. Кости могут слаженно функционировать только в системе органов». 4.Отвечают на 4 вопрос: «Цель урока - изучить опорно –двигательную систему на примере скелета». Выполняют тест. (3мин). Обмениваются тестами и проверяют ответы с презентации). Критерии -50% - оценка»3». | Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности. Личностные:осознают свои интересы и цели |
Совместный поиск решения проблемы. Изучение нового материала. | Создание проблемной ситуации: «Какие особенности скелета человека способствовали прямо хождению и трудовой деятельности?» «Какова особенность микроскопического строения костной ткани? В чём причина её прочности?» Поиск решения учебной задачи. | Демонстрация слайда №3, 4 Демонстрация слайда №5 Демонстрация (слайда №6) Вопрос: «Что такое осевой скелет?», «Что такое добавочный скелет?» | Работают с микроскопами и микропрепаратами (3 мин) Слушают учителя, смотрят презентацию. Слушают учителя, смотрят презентацию. | Познавательные: Получают новые знания. Коммуникативные: Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга. Личностные: Понимают значение знаний для человека. |
Моделирование | Фиксация модели отношений изучаемого объекта | Учитель биологии предлагает обратить внимание на таблицы, лежащие перед учащимися «Характеристика отделов тела и скелета человека». Демонстрирует слайды №7 и№8). | Изучают таблицы. Смотрят слайды №7 и №8. | Познавательные: Получают новые знания Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации. |
Решение частных задач | Отработка способа решения задач. | Предлагает дать характеристику отделов туловища и головы. Демонстрирует слайд№11,12 Предлагает отметить особенности изгибов позвоночного столба, в отличие от млекопитающих(демонстрация скелета кошки) Записать в тетрадь названия этих особенностей. Демонстрирует слайд №13. Предлагает отметить особенности грудной клетки человека в отличие от млекопитающих животных (демонстрация скелета кошки). | Дают характеристику отделов туловища (позвоночника и грудной клетки) и головы (лицевой и мозговой отделы черепа). Смотрят слайд №11,12 Записывают в тетрадь названия особенностей позвоночника человека. Записывают в тетрадь особенности грудной клетки человека. Сообщение о необычных особенностях скелета человека. | Познавательные: Получают новые знания Регулятивные:планируют деятельность в учебной ситуации. Личностные: Понимают значение знаний для человека. |
Контроль на этапе окончания учебной темы. Рефлексия. | Контроль | Предлагает заполнить кроссворд, лежащий на парте. Учитель берёт несколько кроссвордов на проверку(5-6). | Заполняют кроссворд. Оценивают работу друг друга. | Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. Личностные: вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам; учатся критически осмысливать психологические состояния человека |
Домашнее задание | Записывает дом. задание на доске.П.11, раб. тетр. | Записывают домашнее задание, знакомятся со страницами дом. задания в учебнике. |
тапы урока | Обучающие и развивающие компоненты | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые умения (УУД) |
Организационный момент | Подготовка к изучению нового материала | Когда мы были маленькими, наши рисунки с изображением человека соответствовали детскому стихотворению: …Палка, палка, огуречик Получился человечик. Сейчас вы гораздо лучше справляетесь с этой задачей. - Что нам необходимо знать, чтобы научиться выполнять фигуру человека? | Слушают, задают вопросы, ставят цель | Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности. Личностные:осознают свои интересы и цели |
Изучение нового материала | Частично- поисковый | - Правильно, нам надо знать пропорции, а его конструкцию мы уже узнали. Пропорции- это соотношения частей, составляющих единое целое. Представления об идеальных пропорциях сложились в Др Египте. Появляется такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по части определить целое и по одной части тела определить другую. -Как называется такая система? Канон (слайд 16) В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон. -Известно, что египтяне положили в основу деления фигуры 21часть. -В это число входили 19 равных частей разделения самой фигуры, а 2 части приходились на изображение традиционного головного убора. -Единицей измерения фигуры у древнеегипетских художников служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра. Древнегреческие мудрецы всегда искали идеал во всем. Теоретическое сочинение Поликлета называлось «Канон», а выражением в скульптуре этой системы явилась его статуя «Дорифор», что означает «копьеносец». Мастер изобразил атлета- юношу, победителя в соревнованиях по метанию копья, в момент, когда после одержанной победы он совершает круг почета по стадиону и его приветствуют восторженные зрители (слайд 17) -Мы можем любоваться совершенным телом с идеальными пропорциями. Но не всегда мы можем увидеть такого человека. - Так какое тело можно считать идеальным? О каком сечении мы можем вспомнить? И это открытие приписывают выдающему математику и философу Пифагору? Золотое сечение – это пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему (слайд 18). - Леонардо да Винчи выполнил рисунок, в котором показана пропорциональная закономерность в соотношении частей человека. Микеланджело и Сандро Ботичелли также трудились над разработкой канонов пропорций (слайд 19). На этой основе была создана школа модулей для архитектурного проектирования и дизайна (слайд 20) . | Слушают, задают вопросы. | Познавательные: Получают новые знания о закономерностях конструкции скелета человека, пропорциональное соотношение фигуры человека, определяют понятия «пропорции», «золотое сечение». Коммуникативные: Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга. Личностные: Понимают значение знаний для человека. |
Творческая практическая деятельность | Упражнение- эксперимент | У вас на партах лежат листы цветной бумаги с нарисованными овалами. Все это каноны идеального человека, просчитанные художниками античности. Ваша задача состоит в том, чтобы вырезать их. И с вырезанных геометрических элементов, составить конструкцию фигуры человека в движении, соблюдая пропорции между частями тела (слайд 21-22). Работаете в паре. На одном листе расположить две фигуры с определенным движением, например «Прыжок», «Полет», «Танец»б В этом вам поможет таблица схематических фигур. | Ребята работают с аппликативными элементами, составляя человека в движении. Пользуются таблицей | Познавательные: творчески экспериментируют, используют выразительные возможности художественных материалов. Регулятивные:планируют деятельность в учебной ситуации; определяют проблему, выдвигают версии: выбирают средства достижения цели. |
Итоги урока. Рефлексия | Выставка работ учащихся | - Рассмотрите выполненные работы. Что вам в них больше всего нравиться? Каким способом вы добились необходимого движения человека? Поделитесь друг с другом полученным опытом. | Учащиеся рассматривают работы своих товарищей, обмениваются впечатлениями и опытом. Задают вопросы друг другу о проделанной работе. | Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. Личностные: вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам; учатся критически осмысливать психологические состояния человека |
Итог урока.
Выставление оценок
Домашнее задание:
Устно: §11, вопросы после параграфа ответить устно
Письменно: Раб. Тетрадь № 11 (1), 20, 23, 24, 25(1)
Таблица движущихся людей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии в 8 классе. Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»
Технологическая карта урока биологии в 8 классе.Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»...
Урок биологии в 7 классе. Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Охрана птиц.
Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо...
План-конспект урока биологии в 6 классе Тема урока: Движение.
План-конспектурока биологии в 6 классеТема урока: Движение....
Урок изобразительного искусства 5 класс Тема урока: «Транспорт»
Урок изобразительного искусства5 классТема урока: «Транспорт»...
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....
Урок биологии в 5 классе. Тема урока: «Водная среда обитания»
Урок биологии в 5 классеТема урока: «Водная среда обитания»Цель урока: формирование у учащихся понятия о среде обитания, дать представление об особенностях водной среды обитания, изуч...
Урок изобразительного искусства 5 класс. Тема урока: «Краски золотой осени»
Тема урока: «Краски золотой осени» Цели и задачи:Совершенствование умения, анализировать объекты изображения (определять форму, цвет)воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и п...