Интегрированный урок биологии – искусства в 8 классе Тема урока: «Осевой скелет человека и каноны красоты человеческой фигуры»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Олейник Алсу

Дети знакомятся с опорно- двигательной системой человека на примере скелета. Повторяют особенности строения скелета человека. Выполняют кроссворды по теме урока. Знакомятся с канонами красоты в разные эпохи. В практической деятельности выполняют со цветной бумаги овалы и на их основе составляют человеческую фигуру в движении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon integrirovannyy_urok.zip1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок биологии – искусства в 8 классе

Тема урока: «Осевой скелет человека и каноны красоты человеческой фигуры»

Цель: сформировать знания учащихся о строении и функции осевого скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Задачи.

Обучающие —сформировать представления о строении опорно – двигательной системе человека, выявить особенности скелета человека связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, понятия «пропорции», «канон».

Развивающие – продолжить развитие общеучебных навыков работы с различными источниками информации, а также умений и навыков организации самостоятельной учебной деятельности.
Воспитывающие – воспитывать научное мировоззрение в вопросах родства человека и животных, нравственно- эстетическое отношение к миру и искусству..

Оборудование: модели скелета человека и млекопитающего животного кошки, модель  скелета головы, материал- «Позвонки человека», элементы овалов со цветной бумаги, ножницы, клей, презентация.

 Литература: «Биология. Человек», 8 класс, Колесов Д.В.., Маш Р.Д., Москва издательство «Дрофа», 2013 год.

Биология 8 класс «Человек» Рабочая тетрадь к учебнику«Биология. Человек», Колесов Д.В., Маш Р.Д., Москва издательство «Дрофа», 2013 год. «Основы изобразительной грамотности», Г.А. Беда., М., 1989 год, «История методов обучения рисованию. Русская и советская школа рисунка», Н.Н. Ростовцев. – М., 1982 год

Тип урока: интегрированный.

Ход урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Актуализация знаний.

Подготовка к изучению нового материала, целеполагание.

Проверить выполнение домашнего задания, выявить трудности в его выполнении.

Фиксировать новую учебную задачу

На прошлом уроке мы с вами впервые познакомились содним из компонентов опорно – двигательной системы человека – скелетом. 1.Что мы изучили? 2.Кости – это органы, что образуют органы, имеющие сходное строение, функции и происхождение?

3. Могут ли отдельные органы функционировать независимо друг от друга?

4.Ребята какова же цель сегодняшнего урока, о чём будем говорить сегодня на уроке?

Проверка домашнего задания с помощью теста в презентации

Слайд №2(6 тестов – на проверку).

Готовятся к ответу на вопрос, отвечают на 1 вопрос: «Мы изучили виды, состав и строение костей человека».

Отвечают на 2 вопрос:

«Отдельные кости образуют систему органов, т. е скелет».

Отвечают на 3 вопрос: «Нет. Кости могут слаженно функционировать только в системе органов».

4.Отвечают на 4 вопрос: «Цель урока - изучить опорно –двигательную систему на примере скелета».

Выполняют тест.

(3мин).

Обмениваются тестами и проверяют ответы с презентации). Критерии -50% - оценка»3».

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.

Личностные:осознают свои интересы и цели

Совместный поиск решения проблемы.

Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации: «Какие особенности скелета человека способствовали прямо хождению и трудовой деятельности?»

«Какова особенность микроскопического строения костной ткани? В чём причина её прочности?»

Поиск решения учебной задачи.

Демонстрация слайда №3, 4

Демонстрация слайда №5

Демонстрация (слайда №6)

Вопрос: «Что такое осевой скелет?», «Что такое добавочный скелет?»

Работают с микроскопами и микропрепаратами

(3 мин)

Слушают учителя, смотрят презентацию.

Слушают учителя, смотрят презентацию.

Познавательные:

Получают новые знания.

Коммуникативные:

Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга.

Личностные:

Понимают значение знаний для человека.

Моделирование

Фиксация модели отношений изучаемого объекта

Учитель биологии предлагает обратить внимание на таблицы, лежащие перед учащимися

«Характеристика отделов тела и скелета человека».

Демонстрирует слайды №7 и№8).

Изучают таблицы.

Смотрят слайды №7 и №8.

Познавательные:

Получают новые знания

Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации.

Решение частных задач

Отработка способа решения задач.

Предлагает дать характеристику отделов туловища и головы.

Демонстрирует слайд№11,12 Предлагает отметить особенности изгибов позвоночного столба, в отличие от млекопитающих(демонстрация скелета кошки) Записать в тетрадь названия этих особенностей.

Демонстрирует слайд №13. Предлагает отметить особенности грудной клетки человека в отличие от млекопитающих животных (демонстрация скелета кошки).

Дают характеристику отделов туловища (позвоночника и грудной клетки) и головы (лицевой и мозговой отделы черепа).

Смотрят слайд №11,12 Записывают в тетрадь названия особенностей позвоночника человека.

Записывают в тетрадь особенности грудной клетки человека.

Сообщение о необычных особенностях скелета человека.

Познавательные:

Получают новые знания

Регулятивные:планируют деятельность в учебной ситуации.

Личностные:

Понимают значение знаний для человека.

Контроль на этапе окончания учебной темы.

Рефлексия.

Контроль

Предлагает заполнить кроссворд, лежащий на парте. Учитель берёт несколько кроссвордов на проверку(5-6).

Заполняют кроссворд. Оценивают работу друг друга.

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

Личностные: вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам; учатся критически осмысливать психологические состояния человека

Домашнее задание

Записывает дом. задание на доске.П.11, раб. тетр.

Записывают домашнее задание, знакомятся со страницами дом. задания в учебнике.

тапы урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения (УУД)

Организационный момент

Подготовка к изучению нового материала

Когда мы были маленькими, наши рисунки с изображением человека соответствовали детскому стихотворению:

…Палка, палка, огуречик

Получился человечик.

Сейчас вы гораздо лучше справляетесь с этой задачей.

- Что нам необходимо знать, чтобы научиться выполнять фигуру человека?

Слушают, задают вопросы, ставят цель

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.

Личностные:осознают свои интересы и цели

Изучение нового материала

Частично- поисковый

- Правильно, нам надо знать пропорции, а его конструкцию мы уже узнали.

Пропорции- это соотношения частей, составляющих единое целое. Представления об идеальных пропорциях сложились в Др Египте. Появляется такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по части определить целое и по одной части тела определить другую.

-Как называется такая система? Канон (слайд 16)

В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон.

-Известно, что египтяне положили в основу деления фигуры 21часть.

-В это число входили 19 равных частей разделения самой фигуры, а 2 части приходились на изображение традиционного головного убора.

-Единицей измерения фигуры у древнеегипетских художников служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра.

Древнегреческие мудрецы всегда искали идеал во всем.

Теоретическое сочинение Поликлета называлось «Канон», а выражением в скульптуре этой системы явилась его статуя «Дорифор», что означает «копьеносец». Мастер изобразил атлета- юношу, победителя в соревнованиях по метанию копья, в момент, когда после одержанной победы он совершает круг почета по стадиону и его приветствуют восторженные зрители (слайд 17)

-Мы можем любоваться совершенным телом с идеальными пропорциями. Но не всегда мы можем увидеть такого человека.

- Так какое тело можно считать идеальным?

 О каком сечении мы можем вспомнить? И это открытие приписывают выдающему математику и философу Пифагору?

Золотое сечение – это пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему (слайд 18).

- Леонардо да Винчи выполнил рисунок, в котором показана пропорциональная закономерность в соотношении частей человека.

Микеланджело и Сандро Ботичелли также трудились над разработкой канонов пропорций (слайд 19).

На этой основе была создана школа модулей для архитектурного проектирования и дизайна (слайд 20) .

Слушают, задают вопросы.

Познавательные:

Получают новые знания о закономерностях конструкции скелета человека, пропорциональное соотношение фигуры человека, определяют понятия «пропорции», «золотое сечение».

Коммуникативные:

Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга.

Личностные:

Понимают значение знаний для человека.

Творческая практическая деятельность

Упражнение- эксперимент

У вас на партах лежат листы цветной бумаги с нарисованными овалами. Все это каноны идеального человека, просчитанные художниками античности. Ваша задача состоит в том, чтобы вырезать их. И с  вырезанных геометрических элементов, составить конструкцию фигуры человека в движении, соблюдая пропорции между частями тела (слайд 21-22). Работаете в паре. На одном листе расположить две фигуры с определенным движением, например «Прыжок», «Полет», «Танец»б  В этом вам поможет таблица схематических фигур.

Ребята работают с аппликативными элементами, составляя человека в движении. Пользуются таблицей

Познавательные: творчески экспериментируют, используют выразительные возможности художественных материалов.

Регулятивные:планируют деятельность в учебной ситуации; определяют проблему, выдвигают версии: выбирают средства достижения цели.

Итоги урока. Рефлексия

Выставка работ учащихся

- Рассмотрите выполненные работы. Что вам в них больше всего нравиться? Каким способом вы добились необходимого движения человека? Поделитесь друг с другом полученным опытом.

Учащиеся рассматривают работы своих товарищей, обмениваются впечатлениями и опытом. Задают вопросы друг другу о проделанной работе.

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

Личностные: вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам; учатся критически осмысливать психологические состояния человека

Итог урока.

Выставление оценок

Домашнее задание:

Устно:  §11,  вопросы после параграфа ответить устно

Письменно:  Раб. Тетрадь № 11 (1), 20, 23, 24, 25(1)

Таблица движущихся людей

                                                                     C:\Users\Samsung\Desktop\VK_Saved_Photo_ 636116242270226286.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии в 8 классе. Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»

Технологическая карта урока биологии в 8 классе.Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»...

Урок биологии в 7 классе. Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Охрана птиц.

Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть  роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо...

План-конспект урока биологии в 6 классе Тема урока: Движение.

План-конспектурока биологии в 6 классеТема урока: Движение....

Урок изобразительного искусства 5 класс Тема урока: «Транспорт»

Урок изобразительного искусства5 классТема урока: «Транспорт»...

Урок биологии в 5 классе. Тема урока: «Водная среда обитания»

Урок биологии в 5 классеТема урока: «Водная среда обитания»Цель урока: формирование у учащихся понятия о среде обитания, дать представление об особенностях водной среды обитания, изуч...

Урок изобразительного искусства 5 класс. Тема урока: «Краски золотой осени»

Тема урока: «Краски золотой осени» Цели и задачи:Совершенствование умения, анализировать объекты изображения (определять форму, цвет)воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и п...