Районный мастер-класс "Графический зендудлинг"
материал по теме

Васильева Наталья Владимировна

Районный мастер-класс "Графический зендудлинг". Мастер-классе посвящен новому стилю в графике  "зендудлингу", который применяется в арт-терапии. Педагоги повышают профессиональное  мастерство  в процессе активного педагогического общения по освоению стиля графического «зендудлинга».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Графический зендудлинг».

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению стиля графического «зендудлинга».
Задачи: 
познакомить педагогов со стилями «дудлинг», «зентангл»;
обучать последовательности выполнения работы в стиле «зендудлинг»;
создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер – класса;
способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов.

Ожидаемые результаты мастер - класса: 
повышение креативности педагогов;
возможность применение педагогами нового нетрадиционного метода в своей практике;
изучение разработки по теме мастер-класса; 
рост мотивации участников МО к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности;
практическое освоение участниками МО специальных знаний, умений, навыков и приемов «скульптурно-чулочной» техники в процессе работы;
создание магнита «Забавный цветочек», проявляя творческую инициативу, фантазию, мышление.

Методическое оснащение занятия:

Методы: 
интерактивный (словесный, наглядный, практический); 
исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способа, свобода творчества).
Приемы: 
объяснение;
консультация;
рассказ;
беседа с показом практических действий;
создание графической работы;
Использование наглядности: 
презентация к мастер-классу, выполненная в программе Power Point «Графический зендудлинг»; 
образцы готовых работ выполненные педагогом; 

образцы готовых работ выполненные детьми,
схемы поэтапного выполнения рисунка рыбы в стиле «зендудлинг»; 
шаблоны.


Материалы и инструменты:

альбом, простой карандаш, ластик, маркеры разной толщины

Технологическая карта мастер-класса «Графический зендудлинг»

Этапы мастер-класса. Деятельность участников мастер-класса
1. Вступительная часть МК: Сообщение темы, раскрытие цели и задач мастер-класса 4 мин. 
2. Теоретическая часть МК: 
рассказ о стилях «дудлинг», «зентангл» сопровождаемый показом презентации «Графический зендудлинг» и тихой музыкой.
 Участники МО рассматривают изображения в стиле «дудлинг», «зентангл». слушают рассказ и эмоционально погружаются в тему МК
3. Практическая часть МК:
Вместе с руководителем МК участники приступают к рисованию рыбы в стиле  «зендудлинг» . Поэтапно выполняют рисунок рыбы карандашом и обводят рисунок маркером. Работают под руководством педагога проводящего МК, задают вопросы.
4. Комментирующая часть:
Дать отдохнуть участникам МК, повести физкультминутку. Во время практической творческой работы провести консультации, теоретические и практические пояснения и индивидуальную помощь участникам мастер – класса для качества выполнения задания.
 Выполняют физкультминутку.
5. Кульминация творческого процесса:
После завершения работ участниками МК, все работы фотографируют и делают мини выставку, в процессе выставки участники коллективно обсуждают свои работы и задают вопросы педагогу, проводящему МК. Составляют работы на один стол. Делают фото своих выполненных работ.  Задают интересующие их вопросы руководителю МК.
6. Рефлексия:
мобилизация участников на самооценку. Предложить участникам оценить работоспособность, психологическое состояние, результативность работы.
Обсуждение мастер – класса включает вопросы руководителю мастер – класса, обмен опытом его участников.  Участники МК обмениваются опытом, обсуждают МК, занимаются самооценкой, проделанной работы. Рефлексия – приём «Цветные квадратики»:
используя приготовленные квадратики, дают оценку МК.
7. Подведение итогов:
Мастер – педагог подводит итоги МК и учитывая пожелания своей аудитории, рекомендует литературу, интернет – сайты для получения дополнительной информации по данному вопросу, информирует, где можно приобрести материалы и инструменты для работы. Просьба заполнить анкету. В завершении МК руководитель МК предлагает по медитировать. 10 мин. Заполняют анкету предложенную руководителем МК.  

Ход мастер-класса

1.Орг. момент.

Приветствие.

2. Вводная часть.

Рассказ по слайдам в Power Point. Мы сегодня поговорим о стиле в графике  «зендудлинг», который применяется в арт-терапии. «Зендудлинг» состоит из «дудлинга» и «зентангла». «Дудлинг»(от английского doodle)- это бессознательный рисунок, сделанный во время какого-либо занятия, рисунок-медитация - прекрасное средство арт-терапии. Процесс рисования простыми элементами. Попросту закорючки, рисунки на полях, то что мы рисуем неосмысленно, машинально во время телефонного разговора, скучной лекции, затянувшегося нудного совещания.
Такие рисунки могут быть как абстрактными так и иметь определенную форму и даже сюжет. В Великобритании отмечается день Дудла.

В зентангле же, во-первых, есть определенные правила - в идеале узоры для зентангла рисуют на квадратах 9 на 9 см.
Во-вторых, принято ограничивать область рисунка линией (произвольной), или даже несколькими линиями-секторами, в которых располагают разные узоры.
В-третьих, зентангл является запатентованной техникой рисования, в которой есть свои определенные правила, сформулированные авторами идеи - Риком Робертсом и Марией Томас. Они определяют зентангл как форму медитативного искусства. Сам процесс представляет собой форму медитации с использованием ручки и карандаша. И тут совсем некстати говорить об аккуратности или правильности линий.

В книге Бекки Крахула "Зентангл" говорится о практической пользе зентангла как медитативной практики: "Зентангл ... улучшает память, стимулирует творческие способности, поднимает настроение, успокаивает в стрессовых ситуациях и может быть использован как инструмент управления гневом.... Не надо учиться рисовать - зентангл сам всему научит. Художественные знания и умения тоже не нужны - зентангл подходит всем".
«Зендудлинг»  можно в итоге перевести как «каракули, которые несут успокоение», или, еще точнее, «медитативное рисование». Если сосредоточиться на рисовании повторяющегося узора, то душа успокаивается.
Во-первых, для зендудлинга нет необходимости разграничивать свой лист на сектора - можно начинать рисовать из любого места, постепенно дорисовывая детали в разные стороны.
Во-вторых, зендудлинг можно рисовать, особо не задумываясь о композиции или повторяемости/неповторяемости рисунка, это действие для расслабления скорее, чем для собранности и концентрации.
В-третьих, в зендудлинге нет никаких запатентованных узоров или требований к бумаге. Он может быть абсолютно любым.

ДЕЙСТВИЕ МЕДИТАТИВНОГО РИСОВАНИЯ
Метод рисования зендудла предполагает, что рисунок из штрихов и линий все время повторяется в определенном порядке. Так возникает сложный узор. Концентрация на ритмичном и поочередном нанесении штрихов, а также на повторяющихся узорах, приводит к тому, что вы забываете о своих заботах.
Так же, как душа успокаивается во время медитации. Ощущается внутренний покой, вы в ладу самим с собой. А максимально расслабившись, можно найти новые силы. Попробуйте!
Планомерные, обдуманно проведенные линии, превращающиеся в аккуратный узор, приводят к внутреннему умиротворению — таким же эффектом обладает выполнение релаксационных упражнений. Внутренний мир можно вновь привести в порядок, так сказать, расставить все по местам. Это происходит автоматически, неосознанно и без каких-либо усилий.


3. Практическая часть

  1. Сегодня поэтапно нарисуем рыбку в стиле «зендудлинга». Вначале компануем лист. Рыбу нарисуем в центре листа. По центру рисунка рыбы проводим центральную линию. Можно взять шаблоны. Весь рисунок нужно вначале нарисовать простым карандашом.
  2. Нарисовали контурный рисунок рыбы. Затем нужно контурный  рисунок поделить на разные секторы. Рисунок можно придумать  самим.
  3. Рисунок рыбы с секторами делим на более мелкие секторы. В секторах придумываем узоры сами.

Индивидуальная помощь педагогам. Объяснение.

  1. Заключение

Общая выставка работ педагогов. Фото на память


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Районный семинар по английскому языку Волжского района г.Саратова.

Открытый урок на районном семинаре учителей Волжского района г.Саратова.9 класс....

Создание культурно – образовательной среды для развития личности ребенка на основе применения кейсово – сетевого метода взаимодействия в северном сетевом образовательном округе муниципального района «Агинский район»

Современный мир характеризуется своей динамичностью развития, неожиданными, а иногда непредсказуемыми жизненными ситуациями. Говорят «если бы знал, где упаду, то соломку бы постелил». Дать все  р...

Творческие работы учащихся в технике Зендудлинг

Творческие работы учащихся в технике Зендудлинг...

Изучаем графику. Дудлинг, зентангл, зендудлинг, зенмандала.

Важное  значение  в изучении изобразительного искусства занимает  знакомство детей с современными направлениями , творчеством  современных художников, скульпторов и дизайнеро...

08.10.15 г. Год назад: районный кросс, олимпиада по географии и олимпиада по ОПК. Впервые в истории школы завоеваны первое место в районном кроссе, в районном этапе олимпиады по географии и третье место в районном этапе олимпиады по ОПК.

На снимке: ГЕРОИ школы СО СВОИМ УЧИТЕЛЕМ.Кросс на 1 км. Шаманаев Максим ( 5 кл.)Олимпиада по географии. Рязанов Сергей (7 кл.)Олимпиада по ОПК. Семченко Святослав (5 кл.)...

Самостоятельная работа по обобщению тем: Центральный район, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский район, Северо-Западный район 9-класс

Обобщение по темам Центральный район,Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский район, Северо-Западный район,9-класс, учебник- География России.Хозяйство и географические районы под ред.А.И.Алексеева...

Презентация"Рисование в технике "зендудлинга""

Презентация  "Рисование в технике зендудлинга"" содержит историю возникновения, основные правила выполнения и область применения в жизни....