Ассоциативно-рефлексивная технология на уроках искусства
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Исследовательская работа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_uryadova.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Ассоциативно-рефлексивная  технология на уроках искусства

Научно-исследовательская работа  

Урядовой Юлии Юрьевны

Учителя МОУ-СОШ с. Баскатовка

2017 г.


     Ассоциативно-рефлексивная  технология на уроках искусства

Образование  XXI  отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности,  требуя  перехода к новой системно-деятельностному подходу в обучении, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями  в деятельности учителя, реализующего стандарт нового поколения.

Принципиально новым  изменениям  подвергаются и технологи обучения, внедрение  современных технологий (ИКТ, проектная технология,   технология дискуссий,  технология критического мышления и т.п.)открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и на уроках искусства. Переход  от традиционного урока к  использованию в процессе обучения новейших  технологий позволяет преодолеть  однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает  условия для смены видов деятельности учащихся, позволяет  реализовать принципы здоровьесбережения.

Одной из таких инновационных  технологий  является ассоциативно – рефлексивная. В основе технологии  обучения лежит  закономерность условно - рефлекторной деятельности головного мозга.

Ассоциация (от латинского аssociation- соединение)- связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями( ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями).. Различаются ассоциации по смежности ( в пространстве или во времени), сходству, контрасту. Существует ассоциативная модель индивидуальных знаний. Органы чувств передают сигналы мозгу, запечатлевшему их в виде следов памяти -фактов восприятия, элементарных кирпичиков знаний. Одновременно в мозге фиксируются и связи фактов- ассоциации( по смежности во времени и пространстве, по сходству или противоположности и другим признакам).

Данная технология характеризуется следующими параметрами:

  1. По уровню применения является локальной, т.е. используется в отдельных частях учебно-воспитательного процесса, а в частности на уроках закрепления изученного;
  2. По ориентации на личностные структуры - операционно-эвристическая, т.к. своей главной задачей обеспечивает формирование способов умственных действий и развитие творческих способностей ребенка;
  3. По организационным формам синтезирует групповые и коллективные способы обучения;
  4. По подходу к ребенку - технология личностно-ориентированная, которая ставит в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализаций природных потенциалов.
  5. Как и все личностно-ориентированные технологии, данная характеризуется гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие учащегося, формирование у него положительной "Я"-концепции.

Практические выводы технологии:

  1. Овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно привлечь органы чувств: слуховые, зрительные, двигательные и др.
  2. Если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приемы: выделять главное применяя  подчеркивание,  шрифт, цвет, рисунок, звук и т.д.
  3.  Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был: доступным и логически взаимосвязанным, правильно понятым и актуализированным.
  4. В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. Для этого необходимо применение полученных знаний в практической деятельности.

Примерами данной технологии является: на уроке изобразительного  искусства, при  изучении тем блока «Народные промыслы» можно  применить цветовые ассоциации ( слово «Гжель»  выделить голубым цветом, «Хохлома» красным, желтым и черным  поочередно) и т.д.

При знакомстве с художниками  использую простые ассоциативные структуры: если спросить русского человека быстро назвать на слово  художник любое слово, он почти наверняка скажет  Шишкин.   Далее эта тема развивается самими учащимися при помощи учителя.  

Работа над ассоциативными заданиями важна на любом возрастном этапе. Первые ассоциативные ряды мы пробуем  выстроить на  первых  урока ИЗО  в 5 классе изучая тему «Древние образы в народном искусстве»

        

Задание №1: нарисуйте солнце.                                

Задание №2:с какими словами у вас ассоциируется слово  солнце   (жизнь)  

Задание №3: А к слову  жизнь ваши ассоциации…( земля, вода, воздух , мать и т.. )  

Задание №4:  На доске появляется ряд слов: дерево, конь, мать, птица.  Что можно сказать о  этих словах?  Что они могут символизировать и т.д.

 Рядом таких ассоциаций подвожу учащихся  к формированию понятия образы и их интерпретация.

В ходе обучения ассоциации непрерывно изменяются, преобразовываются, расширяются и удлиняются ассоциативные ряды. Развитие способностей  и формирование  системы знаний (т.е. процесс образования ассоциаций) имеет определенную логическую последовательность, которая включает в себя такие этапы:

а) восприятие учебного материала;

б) его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;

в) запоминание и сохранение в памяти;

г) применение усвоенного в практической деятельности.

Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий:

а) формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;

б) подача учебного материала в определенной последовательности;

в) демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;

г) применение знаний на практике.

На сегодняшний день существует большое количество педагогических технологий обучения и нельзя сказать какая из  них лучше ,а  какая хуже.  Выбор технологии зависит от  ряда факторов:  контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия, предпочтения самого учителя.  Оптимальным вариантом является  смешения инновационных    технологий, не забывая и о традиционных методах  обучения,  постоянно  используя  их во взаимосвязи и дополнении друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку искусства по теме "Роль искусства в сближении народов"

Презентация к уроку "Роль искусства в сближении народов" (искусство, 8 класс)...

Презентация к уроку искусство 9 класс по теме: Искусство предвосхищает будущее. Дар предвосхищения

Презентация к теме:    Искусство предвосхищает  будущее.  Дар предвосхищения.Цель :Познакомить с  произведениями  искусства , предвосхищавшие   историческ...

презентация к уроку искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.

Тема :" Воздействующая сила  искусства.  Искусство и  власть." В  развитии  человеческой  культуры постоянно  прослеживается  любопытная  законо...

Коспект урока искусства в 8 классе "Красота в искусстве и в жизни человека"

На уроке даётся представление о том, как менялись идеалы прекрасного в разные эпохи у разных народов, рассматривается, что является мерилом красоты. Урок сопровождается мультимедийной презентацией....

Материалы к уроку искусства Воздействующая сила искусства. Роль музыки в Великой Отечественной войне

Разработка данного урока может быть использована как на уроке искусства, так и музыки по программе Критской. Предварительно можно подготовить с учащимися индивидуальные сообщения по истории нескольких...

"Искусство вокруг нас" (электронное приложение к уроку искусства 8 класс)

«Искусство» 8 – 9 классы, авторы программы  Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова,    Е.Д.Критская. Тема урока:И "Искусство вокруг нас". Виды искусства-живопись, театр, кино, скульптура, архи...

Презентация к уроку "Искусство" в 8 классе. "Портрет в искусстве России"

Мини-презентация к уроку  "Портрет в искусстве России" ....