«Обучающий и воспитывающий факторы коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства»
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Литвиненко Галина Анатольевна

Формы и методы коллективной работы на уроках изобразительного  искусства

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обучающий и воспитывающий факторы коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства»

 В программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» уроки индивидуального практического труда чередуются с уроками коллективной творческой деятельности. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой либо большой темы. Но и по отдельным (текущим) темам можно проводить достаточно интересные коллективные занятия.

О создании коллективной композиции

Изобразительная деятельность сама по себе очень эффективна в решении задач нравственно-эстетического воспитания детей. Дети младшего школьного возраста и дети вообще рисуют потому, что изображение - преимущественно доступная им форма мышления, связанная со всем процессом образования понятий и представлений. Рисунок, как необходимая форма сопровождает у детей активный процесс анализа и синтеза. Естественно, что с развитием его духовных сил, по мере того, как усложняется его психологическая жизнь, эта зрительно-образная форма постепенно уступает место другим, более необходимым для его возраста, формам мышления.

Чувства и переживания, которые вызывают произведения изобразительного искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения личностного опыта. Это - залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания и родственного отношения к окружающему миру. И совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, развивать привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления общественно-ценных мотивов. Ведь в коллективной деятельности оцениваются не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы.

 Все это требует тщательного продумывания организации коллективной формы создания изображения, подбора содержания, интересного для всех детей, а также подбора наиболее эффективных методов и приемов руководства изобразительной деятельностью детей. Это требует от педагога больших усилий, чем просто индивидуальная изобразительная деятельность, но результаты с лихвой оправдывают затраченное время и силы.

Детей, как младшего школьного возраста (1-3 кл.), так и среднего (5-7 кл.) радуют коллективные занятия, их совместная деятельность по созданию одного общего рисунка, аппликации, конструкции. Во-первых, потому что каждый чувствует себя сопричастным к полученному общему продукту; во-вторых, как правило, результат - картина, созданная всеми вместе, получается более впечатляющая, эмоционально гораздо сильнее затрагивающая детей. При этом коллективная форма изображения не снижает значимости деятельности каждого ребенка. Наоборот, от качества работы каждого зависит общий результат; чем лучше ребенок выполнит свою часть изображения, тем красивее, интереснее будет общая композиция. Поэтому дети стараются выполнить свою часть работы как можно лучше.

Кроме того, давно известно, что успешно развивать изобразительные способности детей можно лишь учитывая индивидуальные особенности компонентов и показателей способностей каждого из них. Одни ученики очень тонко чувствуют и изображают пространственные свойства предметов (определение горизонтали, наклонных линий, размеров и т.п.), другие значительно лучше чувствуют тональные отношения (свет, тень, рефлексы, общий тон), третьи точно определяют цветовые отношения, но допускают элементарные ошибки в пропорциях. Исходя из этого, применение на уроках коллективного творчества очень важно с точки зрения обучения определенным навыкам и умениям, т.к. в процессе выполнения работы дети в какой-то мере учат друг друга.

Работы могут выполняться всем классом или отдельными группами, но независимо от этого коллективное дело предполагает участие каждого во всех этапах деятельности - от эскиза до завершения. Поэтому коллективная работа обладает объективными воспитательными возможностями, так как:

  1. дает возможность детям самим решать что и как делать, а также самим организовывать свою деятельность;
  2. предоставляет каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личные качества (творческие, организаторские);
  3. обеспечивает активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;
  4. способствует разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений;
  5. эмоционально привлекательна для ребят;

Желательно, чтобы коллективному рисованию (как и индивидуальному) предшествовалподготовительный этапкоторый позволил бы детям углубить собственные знания по теме будущей работы, позволил бы сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительной деятельности. В работе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

Основной этап - этап выполнения работы, он включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель - не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективного изобразительного творчества условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать в коллективе.

Третийзаключительный этап - это период взаимодействия детей с уже завершенной работой. Любое произведение искусства или творческая работа требует того, чтобы их смог увидеть и оценить не только автор. Периодическая организация выставок в школе или просто экспонирование композиции в классе дает детям возможность в новых условиях заново увидеть и оценить результаты своих работ, ощутить радость успеха, что естественно, увеличивает их желание работать.

Формы организации коллективной изобразительной деятельности

Перед коллективным занятием было бы хорошо, чтобы дети приняли участие, пусть даже пассивно, в подготовке основы панно. В этом случае и учитель, и ученики объединены общей целью, заинтересованы в общем результате, дети имеют возможность общаться с педагогом, естественнее осуществляется обсуждение предстоящей работы. Вместе с тем дети наблюдают, как действует учитель, и обучаются без прямых указаний педагога, часто сковывающих детей, лишающих их самостоятельности.

Коллективное панно могут создаваться в течение нескольких уроков, или основное содержание решается на уроке, а затем в свободное от занятий время композиция может обогащаться, расширяться, дополняться. В окончательной доработке композиции могут принимать участие не все дети, а те, которые выражают желание. Однако обсуждать дальнейшую работу над композицией целесообразно со всеми.

Сама коллективная деятельность может иметь разные формы организации. Выбор той или иной формы зависит от возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей.

         Выделяют следующие формы организации коллективной деятельности:

  • Совместно-индивидуальная - когда каждый выполняет свою часть для общего панно;
  • Совместно-взаимодействующая - сюда можно отнести создание творческой работы в паре и в группе, а также выполнение нарой или группой части работы, а затем объединение этих частей в общую композицию.
  • Совместно-последовательная предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости  от результатов предыдущего и последующего учеников.

В младших классах достаточно эффективно можно использовать наиболее легкую форму проведения коллективных занятий: когда каждый ребенок выполняет свою часть изображения как отдельное, законченное, которое затем объединяется в общую работу.

Планирование при данной форме совместной деятельности наиболее просто: задание каждому выдается сразу, в начале работы и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. На первых порах это делает учитель, впоследствии это выполняется в ходе коллективного обсуждения всеми участниками.

Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива. Это, с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, с другой - требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

На основе данной формы можно провести занятия на темы: «Наш дом», «Жар-птица», «Цветочная корзина», «Подводный мир», «Пасхальная корзинка», «На лугу», «В лесу», «Осеннее дерево», «Снегири», «Радуга», «Бабочки», «Узоры кружев», «Новогодняя елка», «Веселый хоровод», «Волшебные птицы».

Коллективная изобразительная деятельность детей, особенно младших школьников, должна быть тесно связана с игрой. Эта связь определяется общностью игры и изобразительной деятельности: обе эти деятельности отражают впечатления, полученные детьми из окружающего мира. События и ситуации передаются в них в образной форме. Созданные ребенком образы воздействуют на него, вызывают яркую эмоциональную реакцию, повышают интерес к деятельности. Использование на коллективных уроках игровых методов и приемов повышает эффективность коллективной деятельности.

Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером (Темы : «Украшаем варежки», «Двенадцать месяцев», «Витраж»).

Задания, построенные на работе в группах, более сложны в плане организации и похода к распределению обязанностей, чем работа индивидуальная, либо в паре. При выполнении работ такого рода особое внимание следует уделять комплектованию групп. Особенно это важно при создании первых композиций.

Первое время можно комплектовать группы на основе личных симпатий, положительного эмоционального отношения (взаимных позитивных выборов, желания работать вместе). Далее возможно объединение по принципу односторонних позитивных выборов, а впоследствии и тех, кто не сделал даже односторонних выборов друг друга (в этом случае можно использовать результат социометрии). Усложнение процесса взаимодействия достигается также увеличением числа детей в группах.

 Примером занятий в группах может служить уроки  на тему:  «Пейзаж», «Сказки». Работа выполняется на больших листах (А-2 или А-1).

Успех работы зависит от умения договориться с партнерами, правильно спланировать свою композицию (выполнить эскиз), от умения и желания работать вместе, не мешая, а напротив, помогая друг другу. Если на этапе планирования между участниками работы не возникло непреодолимых разногласий, то следующий этап согласования совместных действий проходит относительно безболезненно - не без споров, но без ссор и обид.

Самыми сложными по организации являются занятия, на которых группой создаются части общей композиции. В этом случае картина не просто составляется из распределенных заранее и выполненных индивидуально рисунков, это в полном смысле слова - плод коллективного творческого мышления, совместного планирования, активного взаимодействия на всех этапах работы. При этой форме организации от каждого требуется инициатива и в то же время готовность и способность согласовать свои идеи с задачами общей работы ( «Ковер Василисы Премудрой», «Северное сияние»).

Общественная направленность коллективной деятельности.

Интерес детей к коллективной изобразительной деятельности значительно повышается, если результат ее имеет общественную ценность. В процессе коллективного изобразительного творчества могут создаваться не только панно, но и плакаты, стенгазеты, оформление праздничного досуга.

Процесс создания коллективного плаката на уроке очень интересен, в первую очередь для детей. Плакаты могут быть созданы на разные темы, подготовлены к разным праздникам и событиям: к дню птиц, поступлению в школу, неделе по правилам дорожного движения, дню защиты детей, плакат «О мире» и т.д. Прежде чем приступить к этому виду коллективной работы, следует познакомить детей с искусством плаката, рассмотреть с ними плакаты на разные темы, предложить придумать варианты плакатов самим детям. А затем, выбрав с ними наиболее понравившиеся из предложенных детьми или педагогом, обсудить со всеми задуманную композицию и приступить к выполнению задания.

Важно так продумать сюжет, чтобы работа нашлась всем. Во время работы и по ее окончании при просмотре у детей может возникнуть желание при просмотре у детей может возникнуть желание что-то изменить, дополнить. Это надо поощрять, быстро откликаясь на замыслы детей, предлагая для этого необходимые материалы.

Плакат, сделанный вместе - результат коллективного мышления, совместного творческого труда. Каждый ребенок - соавтор работы, а следовательно, каждый имеет право считать себя участником подготовки того или иного события. Он таким образом создал произведение, которое может быть использовано для оформления школы, какого-либо мероприятия или поздравления школьного коллектива.

При выполнении такой работы, как и любого коллективного творческого замысла, особая роль принадлежит педагогу. На него возлагаются обязанности организатора, руководителя и одновременно участника творческого процесса. В случае необходимости он может помочь детям, помощь должна быть дифференцированной, соответствующей возникшим затруднениям, но не должна лишать детей самостоятельности, не быть навязчивой. Лучше организовать взаимопомощь самих ребят.

Литература: Т.С. Комарова, А. И. Савенков «Коллективное творчество детей», Москва, Российское педагогическое агентство, 1998

В.И. Колякина «Методика организации уроков изобразительного искусства», Москва «Владос», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективная деятельность на уроке изобразительного искусства, посвященного эпохе Петра I

Статья об использовании коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классах....

Уроки-беседы как вид учебной деятельности на уроке изобразительного искусства

Уроки-беседы незаслуженно отодвинуты на второй план в процессе обучения изобразительному искусству. В них содержится неисчерпаемый запас новых педагогических идей и приемов, с помощью грамотного постр...

Организация коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства

Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников как средство,    активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующ...

Технология коллективного взаимодействия и совместной творческой деятельности на уроках изобразительного искусства.

Текст доклада на IV Международной научно-практической конференции "Совре менный ребенок в мире искусства."Санкт-Петербург, (1-2 ноября, 2011)....

«Формы организации коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства»

В данном матермале охарактеризовано, как  совместная эстетическая деятельность способствует формиро­ванию у обучающихся положительных взаимоотношений со сверстни­ками, умения со...

Статья "Использование коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классах.

Статья опубликована в сборнике методических материалов из опыта работы учителей городского округа Красногорск Московской области за 2019 год....

Технология коллективного обучения на уроках изобразительного искусства

Одна из актуальных задач эстетического воспитания – развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Для понимания и приятия чуждого эст...