Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Элементом графики является пятно, которое может быть составлено различными графическими приёмами, например точками, просто кляксой, штриховкой, одной непрерывной линией. Однако характер тоновых пятен, составленных из этих и других элементов, может быть различным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no5_pyatno.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного  искусства

6 класс I четверть, урок №4

(по Программе «Изобразительное искусство»      

  Б. М. Неменского 2015)

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. 

Ст. Полтавская    МОУ  СОШ №1

2016 г.

учитель Безгласная С.Ю.

Тема:            Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

Цели:                 Воспитывать эстетически отзывчивую личность, готовую к общению с                         произведениями  искусства

                Развивать изобразительные навыки   при выполнении  графического этюда                  «Изменения в природе.  Ненастье» по литературному тексту.

                Учить строить художественный образ, выражая своё отношение к реальности,                 на основе наблюдательности.

                 

                 

Материалы:  поисковая тетрадь, чёрная тушь, карандаши разной твёрдости, чёрная бумага,                 ножницы.

Зрительный ряд: Линия: Набросок  В. Серова 

                 А Матисс Женский портрет.

        Линия, штрих: Саверий «Обезьянка»,

                Рембрандт «Слоны».

                 В Серов Зарисовка «Лев»

                В. Серов «Мальчик с курицей» Офорт

        Линия, штрих, пятно: Ф. Васильев «Ствол старого дуба»,

                И. Репин «Портрет Баташевой»,

                Дюрер «Этюд головы старика»

                 ксилография Г. Епифанов «К поэме Гомера».        

        Пятно: Фрагмент японской ширмы Х. Тохаку,

                Пейзаж в стиле хабоку. Япония.

                В. Звонцов «Пуховая зима» Лавис

Содержание

I. Организационная часть.

        На доске закреплены репродукции графических работ художников

II. Введение в тему.

 - Дополните определение (расположенное на доске над репродукциями),  так чтоб художественно-выразительные средства, используемые художниками, совпали с репродукциями, на которых они ярко выражены.

                Графика - вид изобразительного искусства, работающий на плоскости…(Линией, штрихом, пятном)

III. Изучение нового материала.        

        Элементом графики является пятно, которое может быть составлено различными графическими приёмами, например точками, просто кляксой, штриховкой, одной непрерывной линией. Однако характер тоновых пятен, составленных из этих и других элементов, может быть различным. Пространство возможно передать тоном. Тоновое пятно формируется посредством штриховки, которая может быть положена в один или несколько слоёв. Интенсивность тонового пятна можно достичь, значительно усилив нажим на графический материал. Согласно законам воздушной перспективы предметы, расположенные близко к глазу наблюдателя,  имеют более интенсивный тон. По мере же удаления яркость тона смягчается. Следовательно, объём предметов переднего плана выполняется более сочной штриховкой (Показ удачных работ прошлого урока). Если на предыдущем уроке мы выполняли линейное изображение пространства, то сегодня  это тоновое пятно в композиции.

        В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции создание художественного образа.

        Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамида, круг, овал, квадрат, прямоугольник).

                Поиск композиционных схем в Зрительном ряду урока.

Основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приёмами и средствами композиции, следующие: передача движения (динамики), покоя (статики), учёт пропорции, передача ритма, симметрии и ассиметрии, равновесия частей и композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

                Поиск  закономерностей построения  и средств композиций  Зрительного ряда.

IV. Задание. 

        Ваша практическая задача сегодня – создание композиции пейзажа пятном. Настроение вашего пейзажа, общий сюжет и «героев» вам подскажут тексты стихотворений. Тексты стихов можно раздать для работ по группам, можно предложить все стихотворения на индивидуальный выбор учащихся, а можно традиционно зачитать одно из произведений, описывающее погоду за окном.

1.        Туча по небу плыла, вёдра полные несла.

        Туча брякнула ведром – прокатился в небе гром.

        По-над лесом, по-над кручей повстречались с тучей.

        Засверкали злые молнии! Расплескались вёдра полные!

        Туча с тучею ругаются, вёдра по небу катаются.

        В небе коромысло –

                                радуга повисла.

                                        Генрих Сапгир.

2.        Где сладкий шёпот моих лесов?

        Потоков ропот, цветы лугов?

        Деревья голы; ковёр зимы

        Покрыл холмы, луга и долы.

        Под ледяной своей корой

        Ручей немеет; всё цепенеет,

        Лишь ветер злой, бушуя, воет

        И небо кроет седою мглой.

                                Евгений Баратынский.

3.                Ливень ласки и грусти прошумел в захолустье,

                Дрожь вселил на прощанье в садовые листья.

                Эта почва сырая пахнет руслом покоя,

                Сердце мне затопляя нездешней тоскою.

                                Гарсия Лорки.

        

4.        О буйный ветер запада осенний!

        Перед тобой толпой бегут листы

        Как перед чародеем приведенья

        То бурей желтизны и красноты,

        То пёстрым вихрем всех оттенков гнили.

                                Шелли (Перевод  Б. Пастернака)

5.    Неутомимо снег идёт.

        Ложится на поля как длинные заплаты,

        Как длинные клочки уныло бледной ваты,

        Безлюбный, ненавидящий, косматый.

        Неотвратимо снег идёт,

        Как маятника мерный ход,

        Как миг за мигом снег идёт.

        Снег падает, кружится, вьётся,

        Ложится мерно на дома,

        Украдкой проникает в закрома

        Снег падает и вьётся.

                Эмиль Верхарн.

        

6.        Последняя туча рассеянной бури!

        Одна ты несёшься по ясной лазури.

        Одна ты наводишь унылую тень,

        Одна ты печалишь ликующий день.

        Ты небо недавно кругом облегала,

        И молния грозно тебя обвивала;

        И ты издавала таинственный гром,

        И алчную землю поила дождём.

        Довольно, сокройся! Пора миновалась,

        Земля освежилась, а буря промчалась,

        И ветер, лаская листочки древес,

        Тебя с успокоенных гонят небес.

                        А. С. Пушкин.

V. Самостоятельная работа.

Создание сумрачного, грозного пейзажа (линия  и светотень - резкие, контрастные, напряжённые). Передача в пейзаже спокойного настроения, состояния задумчивости (линии плавные округлые, светотень равномерная, спокойная).

        Приступая к выполнению задания, возможно, что учащиеся захотят продолжить работу предыдущего урока и соединить линейное изображение первого плана с тоновым пятном в центре композиции или на дальнем плане. Зная индивидуальные навыки работы отельных учащихся, я думаю, что педагог может разрешить продолжение композиции «Мы шумим, но как в поле колосья». Такая работа даст ребёнку большое удовлетворение от творческого процесса и от его завершённости.

VI. Подведение итога.

        Выделение работ с ярко выраженными динамикой и статикой, симметрией и асимметрией, ритмом. Композиции наиболее ясно и убедительно передавшие художественные образы литературных текстов.

         О буйный ветер запада осенний! (аппликация).  Засверкали злые молнии!  Ковёр зимы покрыл холмы, луга и долы. Ливень ласки и грусти (тонированная бумага). Где сладкий шёпот моих лесов?  Толпой бегут листы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

презентация "Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен" к уроку по ИЗО в 6 классе...

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Презентация составлена на основе учебника Л.А.Неменской "Искусство в жизни человека"...

Конспект урока ИЗО 6 кл." Пятно как средство выражения. Ритм пятен"

Пятно - основное средство изображения на плоскости, дающий возможность более выразительно изображать богатейший и многоликий мир. Изобразительный язык - это язык отношений СВЕТЛОГО И ТЕМНОГО (светотен...

Пятно как средство выражение. Ритм пятен.

Презентация по теме " Пятно как средство выражения. Ритм пятен" по учебнику Л.А. Неменской "Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека". Москва.Издательство "Просвещение"2010. Изучение ахро...

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Презентация к  уроку, изобразительного искусства 6 класса,  на тему "Пятно как средство выражения.  Композиция как   ритм пятен" ....

Презентация по ИЗО на тему "Пятно как средство выражения. Ритм пятен." (6 класс)

Темное и светлое образуют контрастКонтраст – это полярное противопоставлениеФактура Это свойство поверхности пятнаВ изобразительном искусстве важным выразительным средством являются тональные пер...

Презентация к уроку в 6 классе «Пятно как средство выражения. Ритм пятен»

Презентация к уроку в 6 классе «Пятно как средство выражения. Ритм пятен»...