Доклад учителя изобразительного искусства Харло Ольги Николаевны МБОУ "СОШ № 17" г. Майкопа РА Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) и система оценки достижения планируемых результатов
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Харло Ольга Николаевна

Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности  УУД и представление данных результатов. Хочу поделиться разработками основных положений по данному вопросу и формой представления результатов сформированности УУД - Характеристика уровня сформированности УУД, которая оформляется на каждого учащегося в конце учебного года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад учителя изобразительного искусства

Харло Ольги Николаевны

МБОУ "СОШ № 17" г. Майкопа РА

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы

начального общего образования (ООП НОО)

 и система оценки достижения планируемых результатов в рамках формирования УУД в изобразительном искусстве.

Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности  УУД и представление данных результатов. Хочу поделиться разработками основных положений по данному вопросу и формой представления результатов сформированности УУД - Характеристика уровня сформированности УУД, которая оформляется на каждого учащегося в конце учебного года.

   Структура и содержание планируемых результатов отражает требования Стандарта, передаёт специфику образовательного процесса, соответствует возрастным возможностям обучающихся.

   Планируемые результаты уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки этих результатов.

Определение динамики развития обучающихся: выделение достигнутого уровня и зоны ближайшего развития.        

Определение возможности овладения учебными действиями в зоне ближайшего развития (знания, расширяющие и углубляющие систему опорных знаний).        

Выделение основных направлений оценочной деятельности.

        Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.

        На ступени начального общего образования имеет особое значение обеспечения при организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающихся логического, наглядно-образного и знаково-символического мышления, исключающее риск развития формализма мышления, формирования псевдологического мышления. Существенную роль в этом играют такие учебные предметы, как «Литературное чтение», «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка».

        Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

В изобразительном искусстве        

Личностных, познавательных, регулятивных.        

Формирование УУД: замещения и моделирования; логических операций, целеполагания, планирования; гражданской идентичности, толерантности, эстетических ценностей.

         Типовые задачи формирования универсальных учебных действий конструируются учителем на основании следующих общих подходов:

1. Структура задачи. Любая задача, предназначенная для развития и оценки уровня сформированности УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом виде) следующих навыков: ознакомление-понимание – применение –анализ -синтез- оценка. В общем виде задача состоит из информационного блока и серии практических заданий к нему.

2. Требования к задачам.

Для того, чтобы задачи, предназначенные для оценки тех или иных УУД, были  валидными, надёжными и объективными, они должны быть:

- составлены в соответствии с требованиями, предъявляемые к тестовым заданиям в целом;

- сформулированы на языке, доступном пониманию ученика, претендующего на  освоение соответствующих УУД;

- избыточными, с точки зрения выраженности в них «зоны ближайшего развития»;

- многоуровневыми, т.е. предполагающими  возможность оценить  общий подход к решению,  выбор необходимой стратегии;

 - «модульными», т.е. предусматривающими возможность, сохраняя общий  конструкт задачи, менять некоторые из её условий.

В разработке задач учителя исходят из того, что уровни учебных целей: ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка имеют отношение к любому УУД, т.е. каждое УУД предполагается последовательно формировать на каждом уровне преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования.

Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

Наряду с традиционными формами проверочных работ, «при проведении аттестации используются контрольно-измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы» (Закон «Об образовании...», ст. 59, п. 11). От качества КИМов во многом зависит объективность оценки уровня усвоения ФГОС.

Для оценки достижения планируемых результатов используются задания разного типа. Классификация заданий может осуществляться по разным основаниям:

– по форме ответа: задания с закрытым ответом (с выбором одного или нескольких правильных ответов) или открытым ответом (с кратким или развернутым ответом);

– по уровню проверяемых знаний, умений или способов действий: задания базового или повышенного уровня;

– по используемым средствам при проведении работы: задания для письменной работы или устной беседы, практические задания;

– по форме проведения работы: задания для индивидуальной или групповой работы.

Отличительной особенностью работ для оценки достижения планируемых результатов, разрабатываемых в рамках стандартов второго поколения, является их ориентация не на оценку овладения предметными знаниями и умениями и способности воспроизводить их в учебных ситуациях, а на оценку способности применять полученные в начальной школе знания и умения в различных ситуациях, включая и приближенные к реальным жизненным.

Это повлияло на разработку и включение в работу двух групп заданий, в которых учащиеся должны были не воспроизводить освоенные знания и умения, а применять их, решая учебно-практические или учебно-познавательные задачи. В первую группу вошли задания базового уровня, в которых был очевиден способ решения. При выполнении заданий второй группы (заданий повышенного уровня), в которых способ решения явно не задан, ученик должен сам выбрать способ из известных ему или самостоятельно сконструировать способ решения, интегрируя два-три изученных или преобразуя их. Таким образом, при выполнении заданий повышенного уровня ученик должен продемонстрировать не дополнительный объём знаний, а уровень самостоятельности в использовании изученного материала.

В педагогических измерениях принято рассматривать три уровня описания результатов образования: планируемый, реализуемый и достигнутый.

Первый уровень – планируемый – характеризует те результаты, которые заложены в планируемых результатах освоения основной образовательной программы и реализованы в образовательной программе для данной ступени обучения.

Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится  учитель, в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации.

В процессе измерений появляется третий уровень описания результатов – достигнутый, который характеризует уровень реальных достижений учащихся.

Разработка инструментария для контрольных работ может вестись в рамках региональных особенностей, которая предусматривает централизованную разработку инструментария для итоговых работ. При этом содержание работ может быть адаптировано с учетом региональных особенностей и особенностей образовательных программ начального общего образования, реализуемых образовательными учреждениями региона.

На этапе введения системы оценки достижения планируемых результатов предпочтение следует отдать централизованной разработке инструментария для итоговых работ с последующим созданием федерального банка заданий.

Суммируя сказанное, отметим следующие основные особенности подхода к разработке и использованию инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов.

Объектом стандартизированной итоговой оценки являются планируемые результаты освоения программ начального образования по предметным областям и междисциплинарным программам. Оцениваются способности выпускников начальной школы решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи средствами разных предметов, а также сформированность отдельных универсальных учебных способов действий.

В процессе оценки достижения планируемых результатов уточняются требования к инструментарию, критерии оценки и конкретные требования к практической работе ученика.

Портфель достижений ученика как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений в изобразительном искусстве.

Портфель достижений обучающегося – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в области изобразительного искусства.

Работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

В связи с тем, что система оценки достижения планируемых результатов недавно введена в практику работы начальной школы, требуется еще дополнительная корректировка как содержания, так и методов оценки.

При разработке КИМ-ов для начального общего образования мною были  использованы все выше перечисленные критерии подхода для оценки достижения планируемых результатов в рамках формирования УУД.

приложение

МБОУ «Средняя  школа №17 социального развития и успеха»

Промежуточная аттестация. Диагностическая работа  по  ИЗО  2 класс.

(В рамках реализации ООП НОО)

№ задания

Раздел программы

Содержание задания

Уровень

Баллы

УУД

1.

«Восприятие искусства и виды художественной деятельности»

 Соедини линиями название художественного материала и вид художественной деятельности

Карандаш                      Лепка

Краски                           Рисование

Пластилин                    Живопись

Б/П

2

П-04,П-09,Р-02,Р-03,Р-05,Р-08

2.

«Азбука искусства. как говорит искусство?»

Подчеркни основные цвета: красный, оранжевый, зеленый, желтый, синий, коричневый

Б

1

Р-03, Р-06, Р-16 ,П-08, П- 10, П-18

3.

«Азбука искусства. как говорит искусство?»

 Рисунки, созданные карандашом, тушью, углём называются:

а) живопись; б) графика;

 в) скульптура.

Б

1

Р-03, Р-06, Р-16 ,П-08

4.

«Азбука искусства. как говорит искусство?»

Подчеркни теплые цвета:

Красный, зеленый, оранжевый, синий, желтый

Б

1

Р-03, Р-06, Р-16 ,П-08

5.

«Восприятие искусства и виды художественной деятельности»

Как называется жанр, если на картине изображена природа: а) портрет; б) пейзаж; в) натюрморт

Б/П

2

П-03,П- 10, П-18

6.

«Значимые темы искусства. о чем говорит искусство»

Нарисуй клоуна

Б

1

Л-12,Л-13,Р-02,Р-03,

7.

«Значимые темы искусства. о чем говорит искусство»

Нарисуй грустного и весёлого клоуна

C:\Users\Ольга\Desktop\2.jpg C:\Users\Ольга\Desktop\3.jpg

Б/П

2

Л-22,П-18,П-21,П-22,П-24,Р-12

       Отсутствие уровня  менее 4 баллов

         Базовый уровень 4 -5б.

         Базовый- повышенный 6-10 б.



Предварительный просмотр:

Доклад учителя изобразительного искусства

Харло Ольги Николаевны

МБОУ "СОШ № 17" г. Майкопа РА

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы

начального общего образования (ООП НОО)

 и система оценки достижения планируемых результатов в рамках формирования УУД в изобразительном искусстве.

Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности  УУД и представление данных результатов. Хочу поделиться разработками основных положений по данному вопросу и формой представления результатов сформированности УУД - Характеристика уровня сформированности УУД, которая оформляется на каждого учащегося в конце учебного года.

   Структура и содержание планируемых результатов отражает требования Стандарта, передаёт специфику образовательного процесса, соответствует возрастным возможностям обучающихся.

   Планируемые результаты уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки этих результатов.

Определение динамики развития обучающихся: выделение достигнутого уровня и зоны ближайшего развития.        

Определение возможности овладения учебными действиями в зоне ближайшего развития (знания, расширяющие и углубляющие систему опорных знаний).        

Выделение основных направлений оценочной деятельности.

        Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.

        На ступени начального общего образования имеет особое значение обеспечения при организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающихся логического, наглядно-образного и знаково-символического мышления, исключающее риск развития формализма мышления, формирования псевдологического мышления. Существенную роль в этом играют такие учебные предметы, как «Литературное чтение», «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка».

        Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

В изобразительном искусстве        

Личностных, познавательных, регулятивных.        

Формирование УУД: замещения и моделирования; логических операций, целеполагания, планирования; гражданской идентичности, толерантности, эстетических ценностей.

         Типовые задачи формирования универсальных учебных действий конструируются учителем на основании следующих общих подходов:

1. Структура задачи. Любая задача, предназначенная для развития и оценки уровня сформированности УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом виде) следующих навыков: ознакомление-понимание – применение –анализ -синтез- оценка. В общем виде задача состоит из информационного блока и серии практических заданий к нему.

2. Требования к задачам.

Для того, чтобы задачи, предназначенные для оценки тех или иных УУД, были  валидными, надёжными и объективными, они должны быть:

- составлены в соответствии с требованиями, предъявляемые к тестовым заданиям в целом;

- сформулированы на языке, доступном пониманию ученика, претендующего на  освоение соответствующих УУД;

- избыточными, с точки зрения выраженности в них «зоны ближайшего развития»;

- многоуровневыми, т.е. предполагающими  возможность оценить  общий подход к решению,  выбор необходимой стратегии;

 - «модульными», т.е. предусматривающими возможность, сохраняя общий  конструкт задачи, менять некоторые из её условий.

В разработке задач учителя исходят из того, что уровни учебных целей: ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка имеют отношение к любому УУД, т.е. каждое УУД предполагается последовательно формировать на каждом уровне преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования.

Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

Наряду с традиционными формами проверочных работ, «при проведении аттестации используются контрольно-измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы» (Закон «Об образовании...», ст. 59, п. 11). От качества КИМов во многом зависит объективность оценки уровня усвоения ФГОС.

Для оценки достижения планируемых результатов используются задания разного типа. Классификация заданий может осуществляться по разным основаниям:

– по форме ответа: задания с закрытым ответом (с выбором одного или нескольких правильных ответов) или открытым ответом (с кратким или развернутым ответом);

– по уровню проверяемых знаний, умений или способов действий: задания базового или повышенного уровня;

– по используемым средствам при проведении работы: задания для письменной работы или устной беседы, практические задания;

– по форме проведения работы: задания для индивидуальной или групповой работы.

Отличительной особенностью работ для оценки достижения планируемых результатов, разрабатываемых в рамках стандартов второго поколения, является их ориентация не на оценку овладения предметными знаниями и умениями и способности воспроизводить их в учебных ситуациях, а на оценку способности применять полученные в начальной школе знания и умения в различных ситуациях, включая и приближенные к реальным жизненным.

Это повлияло на разработку и включение в работу двух групп заданий, в которых учащиеся должны были не воспроизводить освоенные знания и умения, а применять их, решая учебно-практические или учебно-познавательные задачи. В первую группу вошли задания базового уровня, в которых был очевиден способ решения. При выполнении заданий второй группы (заданий повышенного уровня), в которых способ решения явно не задан, ученик должен сам выбрать способ из известных ему или самостоятельно сконструировать способ решения, интегрируя два-три изученных или преобразуя их. Таким образом, при выполнении заданий повышенного уровня ученик должен продемонстрировать не дополнительный объём знаний, а уровень самостоятельности в использовании изученного материала.

В педагогических измерениях принято рассматривать три уровня описания результатов образования: планируемый, реализуемый и достигнутый.

Первый уровень – планируемый – характеризует те результаты, которые заложены в планируемых результатах освоения основной образовательной программы и реализованы в образовательной программе для данной ступени обучения.

Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится  учитель, в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации.

В процессе измерений появляется третий уровень описания результатов – достигнутый, который характеризует уровень реальных достижений учащихся.

Разработка инструментария для контрольных работ может вестись в рамках региональных особенностей, которая предусматривает централизованную разработку инструментария для итоговых работ. При этом содержание работ может быть адаптировано с учетом региональных особенностей и особенностей образовательных программ начального общего образования, реализуемых образовательными учреждениями региона.

На этапе введения системы оценки достижения планируемых результатов предпочтение следует отдать централизованной разработке инструментария для итоговых работ с последующим созданием федерального банка заданий.

Суммируя сказанное, отметим следующие основные особенности подхода к разработке и использованию инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов.

Объектом стандартизированной итоговой оценки являются планируемые результаты освоения программ начального образования по предметным областям и междисциплинарным программам. Оцениваются способности выпускников начальной школы решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи средствами разных предметов, а также сформированность отдельных универсальных учебных способов действий.

В процессе оценки достижения планируемых результатов уточняются требования к инструментарию, критерии оценки и конкретные требования к практической работе ученика.

Портфель достижений ученика как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений в изобразительном искусстве.

Портфель достижений обучающегося – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в области изобразительного искусства.

Работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

В связи с тем, что система оценки достижения планируемых результатов недавно введена в практику работы начальной школы, требуется еще дополнительная корректировка как содержания, так и методов оценки.

При разработке КИМ-ов для начального общего образования мною были  использованы все выше перечисленные критерии подхода для оценки достижения планируемых результатов в рамках формирования УУД.

приложение

МБОУ «Средняя  школа №17 социального развития и успеха»

Промежуточная аттестация. Диагностическая работа  по  ИЗО  2 класс.

(В рамках реализации ООП НОО)

№ задания

Раздел программы

Содержание задания

Уровень

Баллы

УУД

1.

«Восприятие искусства и виды художественной деятельности»

 Соедини линиями название художественного материала и вид художественной деятельности

Карандаш                      Лепка

Краски                           Рисование

Пластилин                    Живопись

Б/П

2

П-04,П-09,Р-02,Р-03,Р-05,Р-08

2.

«Азбука искусства. как говорит искусство?»

Подчеркни основные цвета: красный, оранжевый, зеленый, желтый, синий, коричневый

Б

1

Р-03, Р-06, Р-16 ,П-08, П- 10, П-18

3.

«Азбука искусства. как говорит искусство?»

 Рисунки, созданные карандашом, тушью, углём называются:

а) живопись; б) графика;

 в) скульптура.

Б

1

Р-03, Р-06, Р-16 ,П-08

4.

«Азбука искусства. как говорит искусство?»

Подчеркни теплые цвета:

Красный, зеленый, оранжевый, синий, желтый

Б

1

Р-03, Р-06, Р-16 ,П-08

5.

«Восприятие искусства и виды художественной деятельности»

Как называется жанр, если на картине изображена природа: а) портрет; б) пейзаж; в) натюрморт

Б/П

2

П-03,П- 10, П-18

6.

«Значимые темы искусства. о чем говорит искусство»

Нарисуй клоуна

Б

1

Л-12,Л-13,Р-02,Р-03,

7.

«Значимые темы искусства. о чем говорит искусство»

Нарисуй грустного и весёлого клоуна

C:\Users\Ольга\Desktop\2.jpg C:\Users\Ольга\Desktop\3.jpg

Б/П

2

Л-22,П-18,П-21,П-22,П-24,Р-12

       Отсутствие уровня  менее 4 баллов

         Базовый уровень 4 -5б.

         Базовый- повышенный 6-10 б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа № 279 имени Героя Советского Союза контр-адмирала Лунина Николая Александровича"

В связи с изменением государственного статуса 279 школы с 01 сентября 2012 года (в школе теперь обучаются учащиеся 5-х классов), необходимостью внесения изменений в ООП НОО начальной школы, педагогиче...

Материал для родителей. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Тема доклада на МО учителей английского языка Суздальского района 23.12.2012г. "Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего об...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...

Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по ХИМИИ

Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по ХИМИ...