урок презентация изо 6 кл Изображение предметного мира- натюрморт
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Презентация к уроку изо 6 кл. на тему : Натюрморт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazhenie_predmetngo_mira_-_natyurmort.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 10-11. ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – НАТЮРМОРТ

Цели деятельности учителя

Формировать представление о многообразии форм изображения мира вещей в истории искусства, научить понимать роль натюрморта и его появление в истории искусства; познакомить с различными художественными материалами, художественными техниками и их значением в создании художественного образа

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся устанавливать аналогии, создавать модели объектов; сравнивать объекты по заданным критериям; строить логически обоснованные рассуждения; познакомятся с жанром натюрморта, его местом в истории искусства; узнают имена выдающихся художников, работавших в жанре натюрморта; получат навыки составления композиции натюрморта.

Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать свое мнение, выдвигать контраргументы в дискуссии, делать выводы; различать художественные средства и их возможности; планировать  деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; аргументированно оценивать свою работу, корректировать свое мнение.

Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче, имеют мотивацию к учебной деятельности

Методы и формы

обучения

Беседа, практический, творческий поиск, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы

 http://ru.wikipedia.org/wiki

 http://www.artsait.ru

Оборудование

Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукции картин: А. Матисс «Красные рыбки»; А. ван Бейерен «Натюрморт с омарами»; М. С. Сарьян «Натюрморт»;

М. Караваджо «Ваза с фруктами»; натюрморт – наглядная композиция; предметы быта; карточки: контуры предметов быта, композиции.  Мультимедийный ряд: презентация «натюрморт»

Основные понятия и термины

Предметный мир, натюрморт, аппликация, композиция


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Беседа

с постановкой проблемы

–-Перед вами на столе тарелка с фруктами, около вазы – выпавшие из тарелки фрукты.Все вдруг замерло. Французы сказали бы – nature morte (мертвая природа), англичане – still life (тихая жизнь). Как назовем мы эту композицию? Найдите ответ в этом стихотворении!

Нейлоновые розы в хрустале, 
А  рядом пышно-белая сирень. 
Тончайший флер, божественная тень, 
Ютится скромно в баночном стекле, 
Роняя цвет в июньский теплый день. 
Малиновая скатерть, чай, лимон, 
Открыта книга, а читать мне лень, 
Роскошный запах – мил для всех времен. 
Твои мгновенья вечности, Сирень! 

Натюрморт.

Слушают учителя. Отвечают на вопрос, составляя название жанра

из начальных букв каждой строчки стихотворения.

Осмысливают цель урока

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют

цель и проблему

в учебной деятельности; принимают учебную задачу.

Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции


.

1

2

3

4

5

6

7

II. Изучение нового материала

Частично

поисковый

Сообщение 1 ученика. Свое отношение к предметам – полезным и бесполезным, нарядным и скромным, новым и старым – художники выражают посредством  Натюрморта. Слово это французское и переводиться буквально как «мертвая природа». Расцвет натюрморта как жанра наступил в  XVII веке. Особенно прославили его художники, которые получили прозвище «малые голландцы» - то ли за малый размер своих картин, то ли за «пустяковые» темы: вель  «тихая жизнь вещей» была тогда еще в новинку и не казалась важной. Больше всего «малые голландцы» любили рисовать красивую посуду, богатую домашнюю утварь, столы, накрытые  изысканными и роскошными блюдами. Очень часто их натюрморты называли  «завтраками». С любовью и удивительным мастерством переданы в них прозрачность стекла, блеск металла, пышные складки скатерти, капельки сока на срезе лимона… Все предметы изображены настолько точно, что кажутся настоящими. (Слайды № 2–3.)

-Сообщение 2 ученика. В то же время в соседней Фландрии художники осваивали другую разновидность натюрморта – «снедь». На больших холстах они изображали горы дичи, рыбы, фруктов, отчего картины напоминали витрину продовольственной лавки.

     Только через столетие начали появляться натюрморты другого типа. На них за предметами уже угадывался облик их хозяина – крестьянина, ремесленника, художника, ученого.

     Очень любили натюрморт французские художники-импрессионисты (от слова «импрессьон» - впечатление). Они рисовали не в мастерских, а прямо на улицах Парижа, добиваясь на своих полотнах удивительной яркости, сочности, цвета. Неудивительно, что чаще всего импрессионисты изображали фрукты и цветы, способные, как ничто другое, передать праздничное настроение.(Слайд № 4-5.)

     Таким образом, сложились два основных типа натюрморта.

     В одном вещи говорят, прежде всего, о своем хозяине. Он незримо присутствует на картине, и, глядя на нее, мы можем многое сказать о его привычках, характере, профессии.

     В натюрморте другого типа вещи говорят прежде всего о самих себе, о своих качествах.

     Они слово предлагают полюбоваться красотой их облика, формы, цвета.(Слайды № 6.)

Учитель:  Замечательный датский сказочник Ханс Кристиан Андерсен очень любил наделять предметы человеческими характерами. Вспомним хвастливую и спесивую Штопальную иглу, верного и мужественного Оловянного солдатика, безмерно жадную Свинью-копилку… И в каждую сказку Андерсен вкладывал свой смысл. Есть он и в натюрмортах. А иначе зачем оживлять предметы?

(Слайд №7)

     Попробуй и ты заставить их «говорить». Нарисуй несколько одинаковых по назначению предметов. Пусть это будут чайники, но чайники с разными характерами. Все чайники разные. Есть среди них важные, неспешно пыхтящие. Есть, наоборот, ужасные торопыги, которые, спеша вскипеть поскорее, плюются кипятком, обжигают всех вокруг и себя в том числе. Есть чайники-неряхи и чайники-чистюли, веселые и грустные, расторопные и ленивые, скромники и нахалы.

     Чтобы в этом убедиться, понаблюдай за ними. Помни наблюдательность – важнейшее качество художника, и время, потраченное на наблюдение, потрачено не впустую. Только не путай наблюдение с праздным любопытством. Одно ставит целью что-то узнать, другое – просто убить время. (Слайд №8)

Учащиеся получают исторические знания. Занимаются творческим поиском для решения практико-теоретической задачи. Работают над формой предмета. Под руководством педагога вспоминают основы композиции

Фронтальная, индивидуальная работа

Познавательные: устанавливают аналогии, создают модель объектов; сравнивают объекты по заданным критериям; строят логически обоснованные рассуждения.

Коммуникативные: излагают свое мнение; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы.

Личностные:

осознают многообразие взглядов, свою позицию


1

2

3

4

5

6

7

III. Творческая практическая деятельность

Практический. Творческий поиск

 Итак, попробуй нарисовать:

Чайника-начальника, Чайника-подчиненного, Чайника-мечтателя, Чайника-ученого, Чайника-лежебоку, Чайника-туриста, Чайника-учителя, Чайника-таксиста. Нарисуй, наконец, Чайника-милиционера. Там, где этого требует характер героя, смело меняй его форму, размер, пропорции, количество деталей, а также их форму, внешние украшения и узоры.

     Во многом характер предметов зависит от характера их владельцев: у неряхи и чайник неряха. Ничто не может сказать о человеке больше, чем принадлежащие ему вещи. Они могут поведать о его занятиях, привычках, образованности или, наоборот, невежестве. (Слайды №9-13).

     Попробуй определить натюрморты по характеру профессии человека. (Слайд №14).

     Учитель предлагает детям по таблице профессии подобрать предметы и нарисовать натюрморт, который соответствует  данным профессиям. (Слайд №15).

     Вот несколько правил, которые помогут тебе освоиться в жанре натюрморта:

     - плоскость листа нужно зарисовывать равномерно. Конечно, где-то предметов будет больше, где-то меньше, но белой бумаги старайся все-таки избегать;

     - предметы следует объединить, связать между собой. Пусть они соприкасаются, лежат друг на друге, как это бывает в жизни. Не допускай, чтобы они казались выставленными напоказ;

      - стремись найти среди предметов главный и каким-то образом его выделить.

      Последнее правило можно выполнить разными способами. Подчеркнув , например,

       форму: фужер на тонкой ножке среди обычных стаканов (сложный предмет среди простых);

       размер: арбуз среди винограда, яблок, слив (большой предмет среди маленьких);

       цвет: цветное фото среди черно-белых (яркое среди серых) или красное яблоко среди зеленых (контрастный цвет);

       объем: очки, лежащие поверх газеты (объемный предмет на плоском);

       качество: разбитая кружка среди целых.

     Попробуй выделить главный предмет, поместив его в непривычную, чужую для него среду, например, ключи на обеденный стол или бутерброд на стопку книг.

     Иными словами, главный предмет должен выделяться на твоем рисунке любым способом, но не настолько, чтобы затмевать собой другие. Помни: все хорошо в меру.

      Старайся, чтобы главный предмет занимал место поближе к середине листа. Это еще раз подчеркнет его главенство, а также позволит другим предметам расположиться вокруг него естественным образом.

       

Ребята отвечают на вопросы по картинкам, определяют натюрморты по характеру профессии человека (натюрморты капитана-мореплавателя, охотника, музыканта и художника).

Ребята готовят рабочее место, размещают художественные материалы.

Работают над картиной

по предложенному описанию.

Индивидуальная работа

Регулятивные: различают художественные средства и их возможности; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели.

Коммуникативные: адекватно выражают и контролируют свои эмоции

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Беседа

на основе заданных вопросов.

Выставка работ учащихся

– Что нового узнали на уроке?

– Как менялась суть натюрморта в мировой истории (этапы развития натюрморта)?

– Какие натюрморты произвели на вас особое впечатление, назовите имена художников.

Выставка составленных композиций. Приглашает к обсуждению
и оценивает результаты.

Отвечают

на поставленные вопросы,

анализируют свои работы

и работы одноклассников. Обобщают

полученные на уроке сведения. Оценивают результаты работы

Индивиду-альная,

фронтальная работа

Коммуникативные: излагают свое мнение

в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказыва- ния; аргументированно оценивают свою работу; корректируют свое мнение.

Регулятивные:

оценивают свою работу и работы своих товарищей; осознают правила контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изображение предметного мира-натюрморт.Разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Неменского.

Разработка урока по изобразительному искусству "Изображение предметного мира-натюрморт" 6 класс. К разработке урока прилагается дидактический материал и презентация....

Урок изобразительного искусства в 6 классе "Изображение предметного мира – натюрморт. ( с применением интерактивной доски INTERWRITE)

Этот урок познакомит школьников с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, расширит знания о жанре натюрморта. Дети будут учиться  понимать, чувствовать и воспринимать...

Презентация "Изображение предметного мира-натюрморт"

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим по программе под редакцией Б.Неменского....

Конспект интегрированного урока ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ИНФОРМАТИКИ и ИКТ, тема «Изображение предметного мира – натюрморт».

Интегрированный урок изобразительного искусства и   информатики и ИКТТема урока: «Изображение предметного мира - натюрморт»Класс /возраст: 6 класс.Формы работы: фронтальная, индивидуаль...