Урок изобразительное искусство «Искусство вазописи Древней Греции». 5 класс.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Масалова Евгения Николаевна

Урок  изобразительное искусство

 «Искусство вазописи Древней Греции». 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 67_1.docx386.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  изобразительное искусство

 «Искусство вазописи Древней Греции». 5 класс.

Масалова Евгения  Николаевна,

учитель изобразительного искусства

МОУ "Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1"

Ракитянского района Белгородской области

89040992866

masalova.evgenya@yandex.ru

Тип урока:  

урок «открытия» нового знания

Форма урока: практическое занятие.

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск

Формы  обучения:

беседа,  индивидуальная, фронтальная, парная, групповая работы.

Цели деятельности учителя

сформировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурных и краснофигурных), их форме и декоре, формировать навыки работы с художественными материалами.

Основные задачи урока:

Образовательные: познакомиться с искусством вазописи. Сформировать представление об основных видах древнегреческих ваз, их  форме, декоре, символике.

Развивающие: развивать творческое воображение, наблюдательность, умение анализировать. Совершенствовать навыки работы с художественными материалами, применяя художественные техники: граттаж, изображение фигуры человека «от пятна».

Воспитательные: воспитывать уважительное, бережное отношение к культурному наследию предков.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: расширить представление об искусстве Древней Греции, познакомить с древнегреческим искусством вазописи, его символикой, научить видеть форму, цвет, декор изделия, выполнять вариации орнаментальных и сюжетных композиций по мотивам  древнегреческой керамики, совершенствовать навыки работы с художественными материалами.

Метапредметные УУД:

Регулятивные – научить принимать и сохранять учебную задачу; определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания.

Познавательные – научить находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы.

Коммуникативные – рассуждать, формировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, вести познавательный диалог по теме урока.

Личностные – иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности, научить объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов. Основные понятия и термины: вазопись, керамика, форма, силуэт, пропорции, динамика.

Демонстрационный материал: таблицы, мультимедийная презентация по теме (Интернет-ресурс).

Оборудование: шаблоны ваз, инструмент для процарапывания для граттаж, цветной картон, карандаш, кисти, черная гуашь, салфетка,

баночка для воды.

Музыкальный ряд: “Сиртаки”

Этапы урока.

  1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Формулирование темы урока, постановка цели.
  3. Этап получения новых знаний.
  4. Первичная проверка восприятия нового материала
  5. Физкультминутка.
  6. Контролирующее задание. Постановка художественной задачи.
  7. Выставка детских работ.
  8. Рефлексия деятельности.
  9. Домашнее задание.

Организационная структура (сценарий) урока

  1. Организационный этап.

 Мотивация к учебной деятельности.- Мы создадим палитру хорошего настроения. Выложим на нее только те цвета, которые описывают хорошее настроение. (Ответы учащихся.) 

- Какая красота у нас получилась! Я желаю, чтобы весь урок вас сопровождало вот такое яркое, солнечное настроение.

- Вы  сегодня работать будете  группами.

- Наш девиз:  «Что одному не под силу, то легко коллективу».

- Слушайте друг друга, помогайте!

2. Формулирование темы урока, постановка цели.- На протяжении  нескольких уроков мы с вами знакомились с культурой и искусством Древнего общества. На прошлом уроке мы говорили о ювелирном   искусстве Древнего  Египта.  

- Рассмотрите на экране ювелирное украшение, определите, что это за украшение,  кому оно могло принадлежать,  какие знаки использовал ювелир? (Ответы учащихся.)

- Мир искусства полон чудес. Но есть на нашей земле особые места, которые вызывают восхищение, где мы ощущаем величие древней культуры.

 - Сегодня  мы продолжаем с вами путешествовать по странам и их культурам.

- А в  какую страну мы  попадем, вы узнаете,  если посмотрите  на карту на экране и послушаем каткое описание.

Выступление ученика Мельникова Кира.

Маленькая страна, занимающая южную часть Балканского полуострова, страна высоких гор, зеленых долин, с трех сторон окруженная Средиземным морем. В этой стране издревле жил высокоодаренный народ, создавший богатую и разностороннюю культуру. Страна, давшая миру олимпийский огонь, олимпийские игры,    легенды и мифы, архитектурные памятники, великие произведения искусства.G:\DSC_0225.JPG

-Что же это за страна? (Ответы учащихся.) 

Археологи передали мешок,  в котором были

ваза, чашка, кастрюля, вилка, бутылка, графин.  Какие предметы мы можем объединить, по какому признаку? (Ответы учащихся.)                                                Выступление ученика

- Ответы ваши верные. Ваза, чашка и кастрюля – это сосуды, так как в них можно налить воду, а вилка – столовый предмет. Слова «сосуды» и «посуда» на латинском - vas «вазы».

- Ребята, как вы считаете, какой из этих предметов мог бы принадлежать эпохе Древней Греции (вилка появилась позже, лет 300 назад).

- Конечно же, это знаменитые античные вазы. В Древней Греции они изготовлялись из обожженной глины. По-гречески глина – «керамос», посуда из глины – «керамика», а роспись керамических сосудов – вазопись.

- Попробуйте назвать тему урока. В этом вам помогут ответы на следующие вопросы:

- Как называется искусство росписи ваз? (Вазопись)

- Где изготавливали вазы? (в Древней Греции)

- Как определим тему нашего урока? Ваши мысли? (Ответы учащихся.)

Значит тема нашего урока «Искусство вазописи Древней Греции». (Учитель вывешивает на доску тему урока).

- Что нового вы хотели бы узнать на этом уроке, каковы будут его задачи?

-Задачей нашего урока будет знакомство с искусством древнегреческой вазописи. И вы сами выполните эскиз росписи вазы.

3. Этап получения новых знаний.

- Древние греки были прекрасными гончарами и изготавливали большое количество красивой керамической посуды. В IV-V веке до н.э. достигло расцвета искусство вазописи – росписи ваз.

В Афинах был целый ремесленный квартал – Керамик, где работали гончары.

- Керамические вазы имели разнообразные формы и у каждой было свое предназначение. Рассмотрите таблицу.

  1. Амфора – сосуд для благовоний и масел, в маленьких дамы хранили парфюмерные жидкости.
  2. Кратер – для смешивания на пирах воды и вина.
  3. Лекиф – сосуд для масла, благовоний, им чаще пользовались спортсмены, натирали тело для ровного загара.
  4. Пелика – каплевидной формы сосуд, имел ритуальное предназначение.
  5. Килик – изящная ваза для питья.
  6. Киаф – черпак для разбавленного вина.
  7. Скифос (кубок Геракла) – большая чаша для вина.
  8. Гидрия - сосуд, кувшин для воды, который иногда также использовался как урна для хранения пепла усопших. 

-Что изображали на древнегреческих вазах? G:\DSC_0235.JPG

- Ответить вам на э тот вопрос поможет стихотворение Олега Тарутина «Что я видел в Эрмитаже».

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, вазы!» — подумали мы.

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули, скучая,                   Герои мифов.

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись…

И может быть, час                                          

Никак не могли оторваться от ваз.

…То вазы-гиганты,

То карлики вазы,

И каждая ваза – с рисунком рассказом!

…Герой в колеснице идёт на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

          Сражается с Гектором грозный Ахилл               Изображения  на вазах.

(и Гектор, как видно, лишается сил)…

А вот Артемида, богиня охоты,

Из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот – Одиссей, подающий советы. 

А это – кентавры…

А это…

А это…

Но мы описать и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

- Итак, что же изображалось на вазах? (Ответы учащихся. Образы  мифологии, сцены поединков, древнегреческие боги, спортивные состязания)

- А теперь, как вы правильно сказали, давайте убедимся наглядно, все ли вы назвали или что-то упустили? Посмотрим на слайды.

- Ребята, кто из вас знает, кто такие аргонавты? (Ответы учащихся.)

- Кто же являлся главными героями сюжетов росписи? (Ответы учащихся.)

- В дальнейшем на уроках литературы и истории вы будете встречаться с ними. Если вы заинтересуетесь этим вопросом, прочитайте мифы Древней Греции.

- В IV веке до н. э. рисунки на вазах исполняли в чернофигурной технике.

- Как вы думаете, почему такое название техники?

- Обратитесь к составу слова. Черные фигуры – у нас изображались на вазе

- А в конце V века до н. э. на смену чернофигурной технике приходит краснофигурная.

- Почему краснофигурная техника? (красные фигуры изображались на вазе)

- А теперь сравните определение свое и на слайде.

Чернофигурный стиль: изображения людей и животных были покрыты лаком и после обжига получались черными силуэтами, которые четко выделялись на фоне оранжево-красной глины.

Краснофигурный стиль заключался в том, что мастер обводил кисточкой контуры фигур и наносил птичьем пером складки одежды, мускулы и черты лица, а все свободное от изображения пространство вазы покрывал лаком.

- Ребята, проанализируйте и сравните, в чем различие этих двумя техник росписи? (Ответы учащихся.)

4. Первичная проверка восприятия нового материала - Представьте себе, что каждая группа  - это группа  археологов. Вы проводили  раскопки и  откопали вазу,  а какую именно  станет понятно,  если вы откроете желтые конверты и соберете пазлы. Выполняйте задание в парах.

- Что у вас получилось? (задания вывешиваются на доску)G:\с.jpg

- Какой стиль росписи здесь представлен? (чернофигурный и краснофигурный)

- Молодцы!

- Так с какими видами древнегреческих ваз вы познакомились сегодня на уроке? (ответы детей)

Сбор пазла.                       Посмотрите на нашу вазу (показ на доске вазы) 

Где будет располагаться  основной сюжет?

Кто покажет?

Средняя часть вазы называлась – тулово – земля, там и были люди.

Горлышко у вазы это небо, а низ – хаос.

А что изображалось  вверху и внизу?

Вспомните, как называется  узор, которым украшают предметы?

- Вазы украшали не только сюжетами с изображениями людей, но и орнаментом, имевшим символическое значение.

- Что такое  орнамент, вы ответите, если обратитесь  к словарю или задайте вопрос  в Интернете.

Выступление ученика. Бойко Мария. (на доску прикрепить таблицу с названием и примером)

Сюжетное  изображение очень часто дополнялось орнаментальной полосой, характерной для греческой вазописи.

Наиболее известен геометрический орнамент, в виде ломаной линии - меандр.

Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр 

А затем и волнообразный орнамент – волна.

После геометрического по степени распространенности следует растительный орнамент - бутоны лотоса. 

Характерной для греческой вазописи является орнамент пальметта  в виде пальмового листа.

 5.Физкультминутка - Встали  из-за парт.

Услышь молитвы, Афина, (подняли руки вверх)

Очами  печь охраняя. (водим руками)

Дай, чтобы вышли на славу

Горшки и бутылки и миски! (крутим и лепим кувшин)

Чтоб обожглись хорошенько (работаем пальцами)

И прибыли дали довольно.

6. Контролирующее задание. Постановка художественной задачи 

Не боги горшки обжигают.G:\DSC_0240.JPG

 -  Сегодня вы были в роле археологов.

 - Представьте себе, что у вас появилась возможность побывать в греческой гончарной мастерской, в роли мастера по росписи ваз.  В гончарном районе   6 мастерских возьмите свои карточки  и пересядьте в группы с соответствующим цветом.                                     Мастера по росписи ваз.

 - Уважаемые мастера, перед вами шаблоны ваз.  По таблицам определите вид вашей вазы и запишите его на подставке.

Определив вид, можно приступать к изображению орнамента. В работе вам поможет весь иллюстративный материал, который имеется на доске и на ваших столах.

План работы

  • Определить вид вазы и запишите его на подставке.                                                                
  • Выбрать технику исполнения росписи (краснофигурный или чернофигурный стиль)
  • Выбрать сюжет для своей вазы.
  • Дополняем вазу греческим орнаментом.

Работать  будем в разных техниках. Часть ребят будут работать в группах в технике граттаж.                                                     Греческие орнаменты.

 Остальные – индивидуально в технике росписи  акварель,  гуашь, фломастеры.

А чтобы работать было веселей, я вам включу музыку Древней Греции “Сиртаки”

 7 Выставка детских работ.G:\DSC_0250.JPG

- Ребята, посмотрите, какие замечательны работы у вас получились. Можно подумать, что они выполнены руками настоящих мастеров по росписи! А все потому, что каждый из вас подошел к работе серьезно, выполнил ее с любовью.

(На доске выставка работ в двух различных техниках)                                                     Гончарная лавка.                                                

- Оцените работу товарища. В какой технике работа более эффектна?

Рефлексия деятельности.- Какую задачу ставили на занятии?

-   Удалось решить задачу?  Каким способом? 

 - У каждой группы есть вопрос в конверте с

«синим вопросом». Ответьте  на него.

8. Рефлексия.

 - Как используются вазы в современной жизни? (Ответы учащихся.)

 - Выразить свое мнение о занятии мы с вами можем, прикрепив  над вазой цветы:

  • ромашки – было интересно и все понятно; 
  • колокольчики – было безразлично и что-то не понятно;
  • маки – не понятно и не интересно.

Оценки за урок….

9.Домашнее задание: Вспомнить  героев Древнегреческой мифологии и выполнить эскиз вазы с изображением одного-двух героев.

Спасибо всем! До свидания!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Н. А. Горяева,  О. В. Островская.  Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс: методическое пособие для учителя, под ред. Б. М. Неменского. – М.: «Просвещение», 2016 г.
  2. А. Горяева,  О. В. Островская. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник под ред. Б. М. Неменского. – М.: «Просвещение», 2016 г.

Интернет-ресурс:https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2018/03/26/iskusstvo-vazopisi-drevney-gretsii-5-klass

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация учебного материала по истории изобразительного искусства "Искусство Древней Греции.Вазопись"1 класс

В презентации рассматриваются следующие темы: Этапы изготовления ваз(в картинках)Формы античной керамикиКерамические плитыВотивные табличкиТерракотовые статуэткиТри способа изготовлен...

Презентация учебного материала по истории изобразительного искусства "Искусство Древней Греции.Вазопись"1 класс

В презентации рассматривается тема  декоративной росписи  сосудов, выполненная керамическим способом, т.е. специальными красками с последующим обжигом. Охватывается период с догр...

Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....

Презентация по искусству "ВАЗОПИСЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ "

Презентация рассказывает о видах греческих ваз...

«Искусство вазописи Древней Греции» 5 класс

laquo;Искусство вазописи Древней Греции» 5 класс...

Реферат "Искусство вазописи в Древней Греции"

Актуальность данной работы определяется, прежде всего, тем, что она посвящена исследованию искусства вазописи – одного из наиболее самобытных феноменов античной художественной традиции в целом. ...

Урок изобразительного искусства 5 класс по теме "Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций. Древняя Греция

Урок посвящен декоративно-прикладному искусству Древней Греции - удивительную, полную загадок  и чудес страну, одна из цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями...