Технологическая карта урока по ИЗО 5 класс по ФГОС ООО на тему"Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Матурина Г.Р.

Технологическая карта урока по ИЗО  5 класс по ФГОС ООО на тему"Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_dekorativnogo_iskusstva_v_epohu_drevnego_egipta.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

                       «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества» Древний Египет.


Тема урока: «Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Класс: 5 класс

Тип урока: комбинированный

Используемые технологии (методы, приёмы): словесные (беседа, рассказ), работа в парах, наглядные (презентация), практическая работа.

Цель урока: Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя эпоху Древнего Египта.

Предметные результаты:

Научатся развивать эстетическое, эмоционально-ценностное видения окружающего мира; развивать наблюдательность, способность к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина.

Получат возможность научиться творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов, развить потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия.

Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей, вежливое, доброжелательное общение друг с другом, взаимопомощь, ответственность не только за свои успехи, но и за успехи одноклассников.

УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности;

УУД познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации), самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

УУД коммуникативные: приобретают опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия; вступают в диалог с учителем, соблюдают правила речевого поведения.

Оборудование и ресурсы: Компьютер, проектор. Презентация к уроку «Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»,

Цветные карандаши, ластики, простые карандаши, альбомы.

Раздаточный материал - иллюстрации символов, тест, текст о Древнем Египте, листы самооценки.

п/п

Этап урока

(примерные)

Содержание УВЗ

Формируемые УУД.

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1.

Организационный момент.

2 минуты.

Проверка подготовленности к работе. Приветствие. Организация внимания обучающихся

Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места.

Личностные: настрой на работу, уважение к окружающим.

Приветствуют учителей и гостей, настраиваются на работу.

2.

Целеполагание, планирование.

4 минуты.

Подведение обучающихся к теме урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Личностные: мобилизация внимания.

Коммуникативные: определение цели деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Как я вам уже говорила на предыдущем уроке, мы отправляемся в увлекательное путешествие по странам.

Что вы знаете о Древнем Египте? (Эта страна пирамид-усыпальниц фараонов царей Древнего Египта).

Давайте вспомним, что означает слово декор? ( Украшение)

А египтяне украшали все вокруг себя? (Да)

Как Вы думайте, какова тема нашего урока?

«Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта» (слайд 1)

Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке?

1. Чему поклонялись египтяне в древности?

2. Какие символы использовали египтяне для украшения предметов?

3. Как отличалась одежда египтян по сословиям?

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, приходят к выводу, что им необходимо узнать

3.

Изучение нового материала.

23 минуты.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Выявить уровень знаний и систематизировать их.

Познавательные:

-извлекать необходимую информацию из прослушанного и увиденного.

-самостоятельное выделение в тексте необходимой информации,

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: - владение монологической и диалогической речью.

-вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: давать определения новым понятиям темы.

В Египте люди поклонялись большому количеству богов, многие из которых были похожи на животных (слайды 2- 6).

Особую роль играла религия в искусстве, в эстетических представлениях людей. Именно поэтому множество символов Древнего Египта имеют отношение к живой природе.

У египтян существовала четкая система декоративной символики.

И сейчас подошло время проверить ваше домашнее задание. В это время на слайдах появляются изображения этих символов (слайды 7-13).

Самый знаменитый символ – это лотос. Он символизировал бессмертие, красоту, вечную жизнь (Слайд 7).

Око-уаджет – защита от беды, воскрешение после смерти (Слайд 8).

Священная змея – символ власти (слайд 9).

Кошка – радость, плодородие (слайд 10).

Скарабей – символ утреннего солнца. (Слайд 11).

Ястреб с распростертыми крыльями – воодушевление, стремление (слайд 12).

Анкх – знак жизни (слайд 13).

Эти символы египтяне использовали в декоре украшений (слайды 14-18).

Все эти символы, собранные в единый орнамент на украшениях и предметах быта, как бы выражали идею могущества и бессмертие египетского царя. Давайте рассмотрим изображение украшения-подвески на стр. 116 учебника (распечатка).

Какие символы здесь использованы? К сожалению, вы не видите цветовую палитру этого произведения декоративного искусства, а ведь цвета также имели свои значения. Давайте найдем в тексте символическое значение цветов.

желтый – Солнце, белый – Луна, зеленый – воскрешение природы и плодородия, синий – небо и вода.

Мы продолжаем наше путешествие по древнему Египту. Управлял древним Египтом фараон. Он олицетворял силу и могущество государства, и эта идея выражена в декоре, костюме и украшениях.

Именно в Египте возникли все виды украшений – перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы. Браслеты носили на ногах и руках; распространены были кольца, бусы, серьги, диадемы, пояса. Серьги носили и мужчины, в обоих ушах.

Далее предлагается просмотреть видеофрагмент « Одежда древних египтян».

Слушают, рассматривают слайды презентации.

Рассказывают подготовленные сообщения о древнеегипетских символах.

Обращаются к параграфу учебника на странице 116, читают, рассматривают иллюстрацию.

.

4.

Закрепление изученного материала.

3 минуты

Проводится проверочный тест.

Познавательные: проверка результатов усвоения пройденного материала.

Учитель выводит на экран проектора вопросы теста. Для проверки результатов, учитель выводит на экран правильные ответы.

Отвечают на вопросы, отмечают правильные ответы. Подсчитывают результаты

5.

Творческий этап, работа в группах.

8 минут.

Выполнение практической работы.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.

Регулятивные: оценка деятельности группы, самооценка.

А теперь приступаем к выполнению практического задания.

Учитель дает инструкции по выполнению практического задания.

Сегодня мы создадим декоративные вазы в египетском стиле. Для этого вы должны разделиться на группы.

На партах у вас лежат трафареты вазы и образцы древнеегипетских символов. Ваша задача украсить орнаментом форму, используя известные символические знаки. Постарайтесь передать сочетания цветов, характерные для декоративного искусства Египта. Каждая группа оформляет свою вазу. По окончанию работы каждая группа дает описание элементов-символов своей работы.

Сотрудничают в группе, выполняют задание, оценивают свою работу в листе самооценки.

Каждая группа оценивает свою деятельность по критериям.

6.

Подведение итогов уроков.

2минуты

Подвести итог проделанной работы на уроке.

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: анализ объектов, обобщение, построение логической цепочки рассуждений

Учитель задает вопросы:

Какова была тема урока?

Узнали ли вы для себя что-то новое?

Кто доволен своей работой?

Что было трудно?

Какой же у нас получился урок? Делаются выводы.

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Учащиеся формулирует выводы

7.

Рефлексия.

2 минуты.

Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

Для того, чтобы оценить свою деятельность, поставьте соответствующий балл в своем листе самооценки.

Учитель выставляет оценки за работу на уроке.

- В завершении хотелось бы сказать, что народ Древнего Египта внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами.

Оценивают уровень усвоенного материала, производят самооценку. Подача дневников учителю для выставления оценок.

8.

Домашнее задание.

1 минута.

Подобрать иллюстративный материал по теме «Древний Китай»

Слушают, записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Урок-презентация "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества" в 5 классе по программе Б.М. Неменского...

Тест-презентация "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет"

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 5 классе по Программе под редакцией Б. Неменского.Предлагаемая презентация включает тест по теме «Роль декоративного искусства в жизни древне...

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Методический материал к уроку изо в 5 классе  по теме "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества" представляет собой план-конспект и презентацию...

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Искусство росписи ваз.

Презентация к уроку в 5 классе, по теме "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Искусство росписи ваз"Цель: 1.Познакомить с типами греческих ваз.      ...

Алебастровые вазы. Древний Египет. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Алебастровые вазы. Среди тысяч и тысяч драгоценных предметов гробницы Тутанхамона были найдены несколько десятков поделок из неброского алебастра. Почему правителям Египта они были так дороги?Кам...

технологическая карта по теме «Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Цель урока: Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя эпоху Древнего Египта. Предметные результаты:Научатся развив...