Активизация творческо-познавательной деятельности учащихся на занятиях изобразительным искусством.
статья по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Дягилева Светлана Анатольевна

Активизация творческо-познавательной деятельности учащихся на занятиях изобразительным искусством.

Автор: Дягилева С.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_skana_1.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация творческо-познавательной деятельности учащихся

 на занятиях изобразительным искусством

     Современный подход к целям и задачам обучения на уроках изобразительного искусства, ставит вопрос о взаимоотношении обучения и творчества. Воспитание творческой личности и развитие творческих способностей детей – важнейшая задача современного образования. Особое значение это имеет для преподавания изобразительного искусства. Понятие «творчество» получило различные трактовки в философских, психологических и педагогических исследованиях.

     Однако, как бы ни рассматривалось творчество, в нем всегда присутствуют элементы новизны.

Как писал Л.С. Выготский «Творчество — это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое».                                                                                                            

Известно, какую роль в жизни ребенка занимает творчество. Какой большой смысл он вкладывает в каждый свой рисунок, в его сотворение. Изобразительная деятельность – образное познание действительности. Художник-педагог П.П. Чистяков писал: «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как и науки, признанные необходимыми для элементарного образования».

     Изобразительное искусство имеет большое значение  для умственного развития детей. В процессе творческой деятельности уточняются и закрепляются знания, полученные ранее, пробуждаются способности видеть, ценить и создавать красоту жизни.

       Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

      В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

     Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.

     Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.

     Благодаря направленности личности школьника вся его познавательная деятельность приобретает избирательный характер, что создает устойчивое внимание к предмету познания. Под влиянием устойчивого внимания к объекту познания совершенствуется и сложившаяся динамическая система психических процессов, обеспечивающая развитие познавательной активности и самостоятельности личности.

     В самом деле, нет, и не может быть активной познавательной деятельности человека без устойчивого внимания с его стороны к законам и явлениям окружающего мира. Познавательная деятельность личности всегда связана с каким-нибудь объектом, задачей, всегда целенаправлена, на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности.

     Разная степень заинтересованности личности в объекте или явлении порождает разное отношении к деятельности, а, следовательно, и уровень познавательной активности и самостоятельности. И это закономерно. В процессе целенаправленной познавательной деятельности человек не только проявляет свое отношение к объектам окружающего мира, но и пробуждают не только познавательное, но и регулярное значение: они не только помогают усваивать новые знания, но и оказывают плодотворное влияние на формирование отношений к самой познавательной деятельности.

     Познавательный интерес - это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

     Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.

     Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги - классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям.

     Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому.

     Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников. Интерес - это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (по Петровскому).

     В связи с этим интерес определяется как эмоционально-познавательное отношение, непосредственно мотивированное, имеющие тенденцию переходить в познавательную направленность личности. От непосредственно мотивированного эмоционального переживания (любви, увлеченности) интерес отличается наличием эмоционально -познавательного отношения, неразложимой на элементы интеллектуальной эмоции - радости познания. От чувства долга и ответственности, сознательного отношения интерес отличается наличием непосредственного мотива, появление радости познания (помимо радости выполненного долга) свидетельствует о появлении интереса.

     Однако познавательный интерес не всегда побуждает личность к активной учебной деятельности. Эти интересы только тогда превращаются в необходимую жажду познания, поднимаются на уровень духовной потребности, когда они включаются в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, ее направленность.

     Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие педагоги прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

     Познавательный интерес нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник заинтересован.

     Методика изучения и формирования познавательных интересов учащихся - вопрос в равной степени актуальный для исследования проблемы, так и для практики обучения и воспитания. К методам исследования познавательного интереса учащихся подойдем, прежде всего, с позиции общей проблемы воспитания и развития, в фарватере которой обнаруживаются важнейшие тенденции формирования и развития любого свойства личности.

     Процесс формирования познавательного интереса, как и всякой стороны личности, происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляют объективную основу развития познавательного интереса.

     Главный вид этой деятельности - учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в предметных различных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформирование целей, выдвигаемых обществом, школой, в мотивы деятельности самого учения.

Источник

  1. Интернет
  2. Библиотека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение наглядности как средство активизации творческой познавательной деятельности учащихся на уроках математики

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечи...

Опыт реализации проектной деятельности на занятиях изобразительным искусством

В данной статье демонстрируется как опыт проектной работы в области изобразительного искусства способствует умственному развитию  учащихся со слабой познавательной деятельностью, а также дает сти...

Практико-ориентированный проект как способ активизации творческой познавательной деятельности на уроках биологии.

Практико-ориентированный проект как способ активизации творческой познавательной деятельности на уроках биологии. Автор статьи Хайруллина Светлана Александровна...

«Творческие проекты, как метод активизация познавательной деятельности суворовцев на занятиях изобразительного искусства»

Цель методической разработки: описание видов деятельности преподавателя и обучающихся; осуществление связи теории с практикой на уроках;использование современных педагогических технологий или их элеме...

Активизация художественно-творческой деятельности на уроках изобразительного искусства

Описание методов, технологии , приемов работы на уроках ИЗО...

Применение наглядности как средство активизации творческой познавательной деятельности учащихся на уроках музыки

Наглядность как один из важнейших дидактических принципов разрабатывается и реализуется в теории и практике преподавания на всех этапах развития школьного образования. Основным способом его реализации...

Социально-профессиональное самоопределение обучающихся через различные виды деятельности на занятиях изобразительного искусства

     Задача педагога изобразительного искусства состоит в том, чтобы помочь обучающимся не только правильно выбрать профессию, но и выбрать нужное направление в будущей профессии...