Статья "Трудности обучения черчению детей с тяжелыми нарушениями речи"
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Лунина Ирина Александровна

В данной статье рассмотрены трудности обучения черчению детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Проанализированы характерные особенности детей с ТНР.  Выявлена и обоснована необходимость применения в обучении различных современных педагогических подходов и технологий.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lunina_ia.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности обучения черчению детей с тяжелыми нарушениями речи.

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохраненном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

На протяжении всего урока детям с ТНР трудно сохранять усидчивость, работоспособность. Как правило, у таких детей отмечается неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания устных заданий, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности. Вследствие этого у большинства детей с ТНР наблюдается проблема в правильном осмыслении задания при выполнении графической работы. А на уроках черчения анализ, чтение чертежа являются основополагающими элементами в изучении предмета.

Обучение детей с ТНР осуществляется по адаптированной общеобразовательной программе. Таким образом считаю, что на уроках необходимо использование различных педагогических технологий и подходов. Применение современных информационных и педагогических подходов на уроках черчения служат для повышения эффективности и качества обучения, что приводит к повышенной заинтересованности у учащихся выполнение графических заданий и развития графической грамотности.

Решить возникающие трудности помогают современные педагогические технологии и подходы: личностно-ориентированный подход, дифференцированный и информационно-коммуникационные технологии.

Так, например, цель личностно ориентированного подхода на уроках – создание условий для полноценного развития личности.

Личностно ориентированное обучение детей с ТНР представляет собой спроектированную организацию процесса обучения в соответствии с подготовкой обучающегося, его способностями, психофизиологическими особенностями при создании необходимых условий для проявления и реализации именно его возможностей с учетом ведущего вида деятельности. Ведь основным принципом личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика. Так же содержание, и методы обучения должны быть адекватными уровню развития ребенка с учетом индивидуальности личности в развитии и саморазвитии.

Учитывая индивидуальные особенности учащихся, необходимо, таким образом, организовывать процесс урока или выполнение самостоятельных графических работ по черчению, где учитель справедливо бы оценивал достижения учащихся.

Применение дифференцированного подхода позволяет вести целенаправленную работу в обучении предмета учащихся с ТНР.

Цель данного подхода – это прежде всего обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся.

Структура занятий заключается в следующем: после определения темы, цели и задач, урок начинается с изложения нового материала для всех учащихся, затем выдаются карточки-задания и заканчивается занятие анализом работ учащихся.

При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали «сильные» дети, детям «средней» и «слабой» группы предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного материала, причем «слабых» прошу повторить за «сильными».

При выполнении графической работы дифференцируя задание на закрепление полученных знаний.

Для детей «сильной» группы сразу же предлагаю выполнить графическую работу. Для детей «средней» группы предлагаю работу с технологической картой или учебником. Со «слабой» группой детей повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом этапе работы.

Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное. С целью выработки навыков выполнения графических работ для учащихся, подбираю задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности, что способствует развитию мыслительной деятельности.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет повысить результативность обучения, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение выполнения графических работ, увеличить наглядность в процессе обучения. Применение ИКТ дает возможность продемонстрировать поэтапно в движении некоторые процессы, в зависимости от изучаемой темы.

Также использование ИКТ эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапах предъявления учебной информации, усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения. Такой подход позволяет индивидуализировать процесс обучения.

Повышению качества графической подготовки обучающихся в большой степени способствует четкая, целенаправленная и методически продуманная система изложения знаний на уроке. Если использовать информационные технологии при изучении черчения, то: активизируется процесс обучения; экономия времени урока; возможность увеличения объема нового материала на уроке и сокращение времени на его объяснение; сокращается время на подготовку к уроку; создается возможность выполнения виртуальных демонстрационных показов с использованием недоступного оборудования.

Презентации, как наглядные пособия, помогают учителю излагать учебный материал, развивают навыки наблюдения и анализ формы предметов, повышают интерес к предмету. Презентации приобретают специфическое назначение на всех этапах урока при выполнении графических и практических работ. Слайд-фильм позволяет показать на одном слайде условие предлагаемой задачи, а на другом – ее решение (алгоритм выполнения). Это помогает сократить время при проверке домашних заданий, повторении и закреплении материала, отвести больше времени на выполнение графических работ. Таким образом, использование ИКТ технологий приводит к уменьшению специфических ошибок на уроке у учащихся, демонстрируемые слайды служат образцами для правильного графического выполнения работы.

Использование презентаций открывает более широкие возможности для творческого преподавания, как черчения, обеспечивает, дифференцированный и
личностно-ориентированный подходы в обучении.

Применение разнообразных технологий и педагогических подходов на уроках черчения для детей с ТНР создают условия для формирования и развития сообразительности, внимания, усидчивости и аккуратности – качеств, необходимых людям разных профессий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи (второй год обучения) Тема: «Звуки В, В\'. Буква В»

Цели. Развитие фонематического слуха, зрительного внимания и  восприятия, тонкой и общей моторики. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.  Развитие синтаксической...

1. Логопедическое занятие в специальной коррекционной группе V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) I года обучения (5-6 лет). Тема: «Про воробья, который не умел чирикать». Автоматизация звука [Ч] во фразовой речи.

Логопедическое занятие по формированию звука [Ч] во фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим нарушением речи: «Про воробья, который не умел чирикать»,  было проведено 28.03.2012 для городског...

Методические рекомендации на теме: «Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи звуко-слоговому анализу синтезу»

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что мы произносим, - это звуки. Очень важно, что бы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи....

Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи

Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речиПсихофизиологическая характеристика процессов письма и чтенияКлассификация тяжелых нарушений речиВключение детей с особыми образовательными потребност...

Трудности обучения английскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи.

методы преодоления трудностей в изучении английкого языка младшими школьниками с логопедическими проблемами....

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.

Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...

Использование различных игровых приемов в обучении общению детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье описаны приемы и этапы работы по формированию коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, которые я использую на индивидуальныхзанятиях...