Мастер-класс для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе. "Рисование в стиле тингатинга".
консультация по изобразительному искусству (изо) на тему

Самойлова Елена Васильевна

Использование нетрадиционных методов в рисовании - это удивительное и увлекательное занятие для тех, кто не умеет держать в руках кисть и карандаш. Рисование в стиле тингатинга научит не только детей, но и взрослых рисовать удивительные картины. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для заместителей директоров

по учебно-воспитательной работе.

По теме  «Развитие творческих способностей через нетрадиционные техники рисования». Рисование в стиле «тингатинга».

Цель: 1. Расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей.

Задачи: Образовательные: 1. Донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей;

2.Познакомить педагогов с техникой рисования в стиле «тинга-тинга». Развивающие: 1. Развивать коммуникативные формы поведения;

2. Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога.

Воспитывающие: 1. Способствовать содействию благоприятного психологического климата общения членов педагогического коллектива.

2. Мотивировать участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Методы обучения: Информационно-рецептивный метод включает следующие приемы: рассматривание; наблюдение; образец учителя; показ приема рисования.

Репродуктивный метод - это метод, направлен на закрепление знаний и навыков. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности т.е. педагог предлагает выполнить работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие не только самостоятельности, но и фантазии и творчества.

Оборудование: рисунки, выполненные различными техниками рисования.

Материал для практической деятельности – гуашь, тушь разного цвета, баночки с водой, кисти разной жесткости, цветные простые, трубочки коктельные,  ватные палочки, альбомные листы бумаги, ножницы, клей, салфетки на каждого педагога.

Ход мастер-класса.

Добрый день, уважаемые коллеги! Начать свой мастер- класс мне хотелось бы со слов В. А. Сухомлинского: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». А девиз нашего мастер-класса будет звучать так:

Я – УСЛЫШАЛ – И ЗАБЫЛ,

Я – УВИДЕЛ – И ЗАПОМНИЛ,

Я – СДЕЛАЛ И ПОНЯЛ!

Не секрет, что многие родители и мы, педагоги, хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей, интересных личностей. В формировании такой личности немалую роль играет изобразительное искусство, где ребёнок отражает реальный мир. А более широко раскрыть свои творческие способности помогают нетрадиционные изобразительные техники, т.к. они способствуют:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Развивает чувство композиции, ритма, цветовосприятия;
  • Развивает чувство фактурности и объемности;
  • Развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.

Давайте вместе с вами вспомним, какие же нетрадиционные техники рисования Вы знаете:

  • Рисование ладошкой
  • Рисование пальчиками
  • Оттиск поролоном
  • Набрызг
  • Рисование ватными палочками – пуантилизм
  • Оттиск мятой бумагой, тычок жесткой кистью
  • Отпечатки листьев
  • Восковые карандаши + акварель, свеча + акварель
  • Рисование углем
  • Монотипия предметная
  • Кляксография – обычная кляксография и кляксография с выдуванием
  • Граттаж – черно-белый и цветной
  • Печатание пробками от пластиковых бутылок
  • Рисование манной крупой, рисование солью
  • Рисование нитью и красками
  • Рисование мыльными пузырями
  • Тычкование

   Тема мастер-класса выбрана не случайно, так как моя педагогическая тема  самообразования «Развитие творческих способностей обучающихся через нетрадиционные техники рисования».

   Мною ранее проводились уроки по нетрадиционным техникам рисования:

  • Рисование способом тычка;
  • Пластилиновая живопись;
  • Рисование с использованием природного материала – листьев;
  • Рисование методом – набрызг;
  • Рисование восковыми мелками.
  • Рисование методом выдувания.
  • Рисование методом штриха.

        

Сегодня мы будем учиться рисовать в необычном стиле, в стиле «тингатинга».  Эта техника возникла в 60-х годах 20 века и получила название по имени основателя направления африканца из племени Макуа Эдуарда Саиди Тингатинга. Традиционными сюжетами являются изображения зверей, птиц или человеческих силуэтов.  В этих  картинах  есть что-то завораживающее и происходит это не только от причудливости раскраски и буйства фантазии, но и от своеобразного ритма, в котором, как кажется, живет все, что нарисовано художником. Искусство «тингатинга» распространилось в Танзании недавно. Вначале, благодаря усилиям людей не равнодушных к Африке и её культуре появились немногочисленные публикации, посвященные этому феномену.  Так  стало известно, что Э. Тингатинга родился в 1932 году в бедной крестьянской семье в деревне Намочелиа на самом юге страны. Учился в начальной школе католической миссии, а в 25 лет в поисках заработка подался на север, в область Танга. Работал там на сизалевых плантациях, затем переехал в столицу – Дар эс Салам. Трудился садовником, продавал овощи и фрукты, развозя их на велосипеде, плел корзины и циновки, занимался вышивкой и украшал жилища друзей настенной росписью. Но  однажды один турист европеец заинтересовался  чудными картинками настолько, что постарался устроить Эдуардо протекцию – обратил на него внимание организации, которой вменялось в обязанность развивать национальные искусства и ремесла – «National Arts Company».  Маэстро сразу же получил от компании серьезный заказ и платить она согласилась втрое больше против прежних цен. Теперь он мог полностью посвятить себя своему искусству. Из ближайших родственников составилась небольшая артель. У маэстро Тингатинга появились ученики и последователи. Так была основана школа «тингатинга». Удивительный талант живописца не мог не проявиться в этом человеке. Рисовать необычные цветные картинки маслом на картоне  Эдуардо Тингатинга начал в 1968 году, когда ему было уже 36 лет.  В это же время стал играть на маримбе в группе выходцев из знаменитого племени маконде, зарабатывавших на жизнь фольклорной музыкой, песнями и танцами.  Жена и племянник продавали картонки за смешные деньги неподалеку от дома в оживленном торговом местечке Дар эс Салама. Первые картины размером примерно 60х60 см рисовались на стенах домов и на картоне. В связи с этим другое название стиля тингатинга — квадратная живопись. Художник трагически погиб в 1972 году.  Но осталось его искусство. Сегодня открыта большая галерея кооператива художников, работающих в стиле «тингатинга».

Живопись Африки — это, прежде всего, яркие насыщенные цвета этого континента. Все оттенки красного, оранжевого и желтого, коричневого и охры — цвета солнечной пустыни, саванны земли. И, контрастирующий с ними, ярко-зеленый - цвет джунглей и разнообразной тропической растительности.

Сейчас, направление активно развивается и пользуется популярностью в мире, постоянно развивается и приобретает новые сюжеты! 

Несмотря на это, выделяют некие общие черты:

  1. Как правило, одноцветный фон с небольшим количеством оттенков;
  2. Основной мотив наносится с помощью простых и четких линий и, как правило, занимает почти весь фон;
  3. Отсутствие перспективы.
  4. Размашистость и зачастую   повторяющийся рисунок линий придает изображению характер живого экспрессивного орнамента.

Задание: допиши правильные ответы:

  1. Стиль –
  2. Техника возникла в ….
  3. Стиль «тингатинга» получил название в честь….
  4. Еще одно название стиля - ….
  5. В каком году родился Э. Тингатинга – в ….
  6. Какие цвета используются в стиле «тингатинга» -
  7. Традиционными сюжетами являются -

Практическая часть.

1. Возьмём лист бумаги. Выполним фоновую растяжку цвета. Первую полосу на 1/3 листа широкой кистью раскрасим в жёлтый цвет.

2. Вторую полосу выполним оранжевой краской, сглаживая водой границы между жёлтой и оранжевой краской.

3. Последнюю часть раскрасим красной краской.

4. Для того, чтобы придать листу одинаковый ровный цвет, ватой проведём поочередно по листу начиная с первой полосы.

5. Нарисуем стилизованное дерево, ветки дерева похожи на завитушки.

6. Внизу дерева растёт пушистая травка, похожая на ветки ёлки.

7. Рисуем бабочек, жирафа, носорога, птицу тукан и т.д., всех тех, кто обитает  в Африке. Затем берём чёрную краску  и закрашиваем, т.е. вырисовываем силуэт.

8. Следующий этап - начинаем оживлять свой рисунок. Для этого нам понадобится белая краска. Тонкой кисточкой аккуратно и очень осторожно прорисовываем изгибы ствола дерева, обводим листочки, рисуем точки и волны на коре дерева. Оживляем траву, добавляя белый цвет в рисунок.

9. Раскрашиваем по собственному замыслу: одних обведём по контуру, у других оставим где-то незакрашенными крылышки, добавим точки и волны.

10. Рисунок готов. Вставьте в рамку.

Рефлексия: Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце занятия:

  • Тяжела ты, шапка Мономаха.
  • Повторение – мать учения.
  • Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.
  • Если за день ничему не научился – зря прожил день.

Самоанализ мастер-класса

Цель мастер-класса расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей. Мастер-класс построен с применением информационно-коммуникативной технологии, что отвечает современным требованиям.

На мастер-классе  решались следующие задачи:

Образовательные: 1. Донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей;

2.Познакомить педагогов с техникой рисования в стиле «тинга-тинга». Развивающие: 1. Развивать коммуникативные формы поведения;

2. Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога.

Воспитывающие: 1. Способствовать содействию благоприятного психологического климата общения членов педагогического коллектива.

2. Мотивировать участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Все задачи  мастер-класса взаимосвязаны и направлены на достижение цели: познакомить с новым способом получения изображения – рисованием в стиле «тинга-тинга». В ходе работы участники познакомились с историей возникновения техники и основными этапами работы.

При планировании мастер-класса были учтены художественные способности, живой интерес к изобразительному искусству.

Структура мастер-класса построена таким образом, чтобы вызвать интерес и необходимость приобретения новых знаний.

Для поддержания работоспособности и лучшего усвоения материала чередовались  формы и методы работы: учебно-познавательная деятельность организована с использованием наглядной и словесной передачи информации при помощи ИКТ.

 В результате проведенного мастер-класса цель была достигнута с помощью следующих методик и приемов:

  • Рассказ
  • Коммуникативно-деятельный подход (работа с текстом)
  • Слайдовая презентация
  • Практическая работа каждого слушателя

Дейл Карнеги говорил: «На свете есть только один способ побудить кого-либо, что-либо сделать, это заставить захотеть это сделать». Поэтому, я считаю, что мотивация один из важных моментов в организации занятия.

Мои взаимоотношения со слушателями носили характер сотрудничества и взаимопонимания. Мне удалось быстро и без проблем настроить участников занятия на работу, установить необходимый контакт со слушателями. Занятие проходило в организованной и доброжелательной обстановке. То есть это здоровьесберегающая технология.

Технология критического мышления. В данном  случае я не была главным источником информации.  Вы самостоятельно работали с текстом и добывали информацию.

Методы стимулирования и мотивации способствовали  достижению высоких результатов.

Выводы:

  • Поставленная цель мастер- класса  была выполнена.
  • Тема мастер-класса не оставила педагогов равнодушными, была возможность узнать что-то новое.
  • Этапы мастер-класса имели логическую последовательность.
  • Психологическая атмосфера была доброжелательной.
  • С практическими заданиями все успешно справились.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А. Сухомлинский.

Слайд 2

Девиз мастер-класса Я – УСЛЫШАЛ – И ЗАБЫЛ Я – УВИДЕЛ – И ЗАПОМНИЛ Я – СДЕЛАЛ И ПОНЯЛ!

Слайд 3

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ Синонимы : индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, оригинально , по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно. Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»? Нетрадиционное рисование – Искусство изображать, не основываясь на традиции.

Слайд 7

Оттиск мятой бумагой

Слайд 15

Этапы работы 1. Возьмём лист бумаги. Выполним фоновую растяжку цвета. Первую полосу на 1/3 листа широкой кистью раскрасим в жёлтый цвет. 2. Вторую полосу выполним оранжевой краской, сглаживая водой границы между жёлтой и оранжевой краской. 3. Последнюю часть раскрасим красной краской. 4. Для того, чтобы придать листу одинаковый ровный цвет, ватой проведём поочередно по листу начиная с первой полосы. 5. Нарисуем стилизованное дерево, ветки дерева похожи на завитушки.

Слайд 16

6. Внизу дерева растёт пушистая травка, похожая на ветки ёлки. 7. Рисуем бабочек, жирафа, носорога, птицу тукан и т.д., всех тех, кто обитает в Африке. Затем берём чёрную краску и закрашиваем, т.е. вырисовываем силуэт. 8. Следующий этап - начинаем оживлять свой рисунок. Для этого нам понадобится белая краска. Тонкой кисточкой аккуратно и очень осторожно прорисовываем изгибы ствола дерева, обводим листочки, рисуем точки и волны на коре дерева. Оживляем траву, добавляя белый цвет в рисунок. 9. Раскрашиваем по собственному замыслу: одних обведём по контуру, у других оставим где-то незакрашенными крылышки, добавим точки и волны. 10. Рисунок готов. Вставьте в рамку.

Слайд 17

Рефлексия Тяжела ты, шапка Мономаха. Повторение – мать учения. Учась, узнаешь, как мало ты знаешь. Если за день ничему не научился – зря прожил день.

Слайд 18

Всем удачи! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности управления в условиях закрытой вечерней школы в современных социально-экономических условиях. творческий отчет заместителя директора по учебно-воспитательной работе

В данной работе описан процесс  воспитания и обучения школьников в вечерней школе при исправительной колонии с учётом особенностей контингента обучаемых, поставлены цели и задачи работы образоват...

Папка заместителя директора по учебно-воспитательной работе

Документы, связанные с деятельностью заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе....

Внеклассное мероприятие по программе гражданско-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи на семинаре заместителей директоров по учебно-воспитательной работе. Тема: «Богач за неделю - грязные деньги"

Главная идея- все, что мы делаем в этой жизни, оказывает влияние  на нашу личность, формирует наши привычки, складывает характер. Нередко нам кажется, что для достижения хороших целей можно...

Информационное образовательное пространство образовательного учреждения (из опыта работы заместителя директора по учебно - воспитательной работе)

Данная статья является обобщением опыта работы педагогического коллектива МБОУ - СОШ  №1 р.п. Степное Советского района Саратовской области по формированию информационного образовательного простр...

План заместителя директора по учебно - воспитательной работе

План заместителя директора по учебно - воспитательной работе в сфере дополнительного образования...

Документы заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе

Кабинет заместителя директора по учебно – воспитательной работе - это не только методический кабинет, это своеобразный ИНФОРМАЦИОННЫЙ БАНК всей школы, где собраны и систематизированы нормативные...