Рабочая программа внеурочной деятельности "Палитра творчества"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Мумракова Ольга Николаевна

Рабочая программа «Палитра» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования по изобразительному искусству.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества школьников обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.
Возникшая в 20 веке и построенная на принципах коммертизации, тиражирования, стандартизации, упрощения, предельной занимательности массовая культура не без успеха поглощает, перемалывает и выдает за свои высшие образцы культурной деятельности человечества.
У отечественной педагогической теории и практики эстетического воспитания богатые традиции. Сложился ряд оригинальных и глубоких подходов к эстетическому воспитанию: системный, интегративный, диалоговый.
В то же время в массовом эстетическом воспитании господствующее положение продолжает занимать парадигма «приобщающей» передачи культурных норм и образцов, молчаливо признающая художественную культуру внешней по отношению к воспитаннику.
Реальная альтернатива данной парадигме – воспитание у школьника способности к эстетическому самоопределению. И главным здесь становится художественное творчество подростков. Создавая художественные произведения, они прямо выходят в пространство эстетического выбора: канон и отрицание канона, прекрасное и безобразное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_povneur.dnyat_.docx59.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                             Приложение к основной образовательной программе с изменениями,

                                                                                                                                       утвержденными  приказом от 21.06.2017 номер 12-ш4-13-326/17

                                       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4

                                       Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству

                                                                      В 3-4 классах  «Палитра творчества»

                                                                             Учитель: Мумракова Ольга Николаевна

                                                                            Срок  реализации  программы: 2017/2018гг

                                                                            Количество часов по учебному плану:

                                                                            70 ч/год;2ч/неделю         

                                                                                                             

                                                                                                                            Сургут, 2017 год

Программа внеурочной деятельности

«Палитра творчества»

                                                                               Пояснительная записка

Программа внурочной деятельности «Палитра творчества» для учащихся 3-4 классов начальной школы ,составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального  и основного общего образования – «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И.Коротеева, Москва «Просвещение» 2012год. Программа пеработана    и направлена на развитие и формирование художественно-изобразительных навыков, является программой художественно-эстетической направленности. При составлении данной программы был использован собственный опыт работы автора как профессионального художника, опыт прохождения производственных практик, а также материалы следующих образовательных программ:

  1. Быкова Я. Г., Волобуева Н. Н., Смирнов А. А., Богданова Н.Г. комплексная программа «Рисунок, живопись, композиция, скульптура, декоративно-прикладное творчество». – М, 2000 г.;
  2. Лазарев А.Г. Сборник программ. - М, 2002 г.;
  3. Неменский Б.М «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс. –М, 2006г.;
  4. Шпикалова Т. Я. «Изобразительное искусство, основы народного и декоративно-прикладного искусства». - М, 1997 г.

 Одна из важных задач в области образования – эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.

 Актуальность программы связана с развитием творческих способностей и навыков, учащихся в процессе художественного воспитания.

Одной из задач научных исследований в области педагогики является вооружение общеобразовательной школы и учителя научно обоснованными рекомендациями создания оптимальных условий для развития способностей школьников к самореализации.

 В художественно-творческой деятельности, одной из особенностей которой является самовыражение и самореализация личности в художественных образах, формируется эстетическое отношение к жизни и искусству. Эстетическое отношение представляет собой основу художественного творчества. Выражение своего отношения, переживания и чувства в художественных образах усиливает потребность в художественно-творческой деятельности.

Научить видеть прекрасное вокруг себя по средствам художественной деятельности, призвана система эстетического воспитания.  Для того чтобы  эта  система воздействовала на  ребенка  наиболее  эффективно  и  достигала  поставленной цели,  Б.М.   Неменский   выделил   следующую   ее   особенность: «художественная деятельность ребенка должна быть, прежде всего, единой системой, объединяющей  все занятия по творческим предметам, где каждый  вид  занятия  имеет  свою  четкую  задачу  в  деле формирования эстетической культуры и личности школьник .Именно продуктивная изобразительная деятельность способствует художественно – творческому развитию ребенка».

Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам.

Во внешкольной студийной деятельности в области изобразительного творчества заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся. Способствуя развитию творческой мысли своего ученика, педагог должен ненавязчиво предлагать тот или иной вид изобразительной деятельности.

Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Художественное воспитание в  состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.

Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике – образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство.

Изобразительное творчество в системе дополнительного образования находит разнообразные формы выражения: это и индивидуальные, и коллективные работы, быстрые наброски и композиции, которые создаются за несколько занятий.

Задания, предлагаемые каждой возрастной группе, в зависимости от ситуации можно варьировать, меняя местами. Педагог может предлагать другие, аналогичные, темы, органично входящие в русло программы. Программа является определенным стимулом к собственному творчеству.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. 
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. 

Цель - приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Программа ставит следующие
задачи:

Развивающие:

  1. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
  2. Развитие эстетической взыскательности, самостоятельности суждений при восприятии произведений искусства.
  3. Развивать у учащихся знания в сравнении со школьным курсом рисования по различным аспектам изобразительного творчества (композиция, графика, колористика, техника изображения, техника владения инструментом, светотеневая разработка, пропорционирование).

Обучающие (формирующие):

  1. Формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, умения решать художественно-творческие задачи на повтор, вариации и импровизацию.
  2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

  1. Воспитание у детей уважения и любви к сокровищам национальной и мировой культуры,
  2. Формирование трудолюбия, воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени,
  3. Преодоление обучающимися «комплекса неумения» в отношении изобразительной деятельности, развитие уверенности в себе, формирование адекватной самооценки,
  4. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

Формы организации внеурочной деятельности

-Групповые (творческие мастерские);

-Индивидуальные (самостоятельная работа);

-Коллективные   (занятия, экскурсии, игра)

Представленные в программе занятия, требуют не только целенаправленного восприятия — наблюдения, активной работы мысли, но и переживания положительных эмоций как от самого процесса изучения и изображения того или иного объекта или явления, так и от непосредственно воспринимаемых свойств и особенностей этих предметов и явлений.

Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в изобразительной студии. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям с дополнительным образованием детей. Занятия в группах проходят 1раз  в неделю по 1 часу. В реализации программы участвуют учащиеся 9-16 лет. Специального отбора в группы не производится.

Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 15 до 18 человек.

Так же создаётся группа для индивидуальной работы, которая предусматривает подготовку к конкурсам, конференциям, олимпиадам.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

Художественная деятельность  на занятиях изостудии находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; изучение творческого художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных); просмотр видеоматериалов.

Предлагаемая программа построена так, чтобы во внеурочное время дать учащимся более глубокие представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.

В реализации программы используются формы занятий, как индивидуальной работы, так и коллективного творчества. Используются следующие формы занятий: беседа, практическая работа, игра, конкурс, викторина, выставка, спектакль, экскурсия, работа на пленере и др.

В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться: занятия по композиции сменяется занятием по рисунку, работа декоративно-прикладного характера следует за прослушиванием аудиозаписи или просмотром видеофильма и т.п. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их переутомления.

В занятиях студии могут принимать участие родители (при желании - на постоянной основе, но без внесения их в состав объединения). После консультаций педагога родители вместе с детьми смогут выполнять такого рода работы дома и в студии, представляя их впоследствии на выставках.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения и делятся на три группы:

  1. Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы;
  2. Практические умения и навыки;
  3. Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.

Обучающиеся должны знать:

  • название основных и составных цветов;
  • понимать значение терминов: краски, палитра   композиция, художник,  линия,   орнамент;   аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, изобразительные основы декоративных элементов;
  • материалы и технические приемы оформления;
  • названия инструментов, приспособлений.

Должны уметь:

  • Пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
  • Полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
  • Подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
  • Владеть основами в соответствии с настроением рисунка;
  • Владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов, их смешением;
  • Моделировать художественно – выразительные формы геометрических и растительных форм;
  • Пользоваться художественными материалами.

В качестве форм подведения итогов используются выставки разного типа и уровня, изо викторины, «круглые столы» для детей и родителей, участие студийцев в районных, городских, всероссийских конкурсах.

Итоговые выставки организуются 2 раза в год.

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

Содержание программы

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Краткое содержание

I

Введение в программу. Беседы об искусстве.

1

Введение обучающихся в суть работы художественной студии, изучение уровня подготовленности и мотивации обучающихся

II

Линия и цвет. 

Волшебный карандаш. Карандаш – первый помощник художника. Ох уж эта линия. Кривые и черточки. Волшебная кисточка.

О кисти знать должны мы. Своими руками творим чудеса. Цвет, свет и колорит. Цвет в искусстве. Свет в искусстве. Колорит в искусстве. Колорит в искусстве. «Что могут краски?»

«Изображать можно пятном». Иллюстрация на тему.

20

Обучающимся рассказывается история появления первых художественных инструментов, основные законы и термины искусства.

III

Композиция на заданную тему.

Понятие композиция. Виды композиций . Композиция «Мой букет».  Аппликация «Осень». Аппликация «Снегирь на ветке». Новогодние композиции. Поговорим о празднике. Снежинок стройный ряд. Снежинка. Ёлочка, ёлочка…Соединение композиций. Выставка рисунков .

13

Знакомство учащихся с терминами «композиция», натюрморт, пейзаж, изучение основных видов, приемов и законов композиции.  Изучение зимних праздников.

IV

Красота в природе.

Снегопад в Сургуте. Давай поговорим о гризайли. Орнамент. Виды орнамента. Дедушка, папа, я. Подарки маме. Цветы весны. Книжка-раскладушка «Ах этот мир».

36

Знакомство учащихся с понятием гризайль, с основными принципами работы в данной технике. Видами и правилами. Знакомство с орнаментом. Видами орнамента. Выполнение композиции к 23 февраля. Исполнение подарочной открытки к 8 марта. Выполнение книги.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для занятий первого года обучения так органичны занятия именно изобразительным искусством. Важно научиться чувствовать цвет. Развитие пространственного воображения дает работа с перспективой. Работа с различными материалами расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение.

Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий различного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.  

Учебно – тематический план (35недель)

п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе

Теория

Практика

I

Введение в программу.

1

1

-

II

Линия и цвет.

20

7

13

III

Композиция на заданную тему.

13

                        5

                          10

IV

Красота в природе.

36

11

23

Всего

70

24

46

Календарно – тематическое планирование на 2017-2018 учебный год

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата по плану

1 гр.

Дата по факту  

Дата по плану

2 гр.

Дата по факту  

I

Введение в программу. 

1

1

 Введение в программу.Б еседы об искусстве.

1

II

Линия и цвет. 

20

2

Беседы об искусстве.

1

3

Линия и цвет .Волшебный карандаш.

1

4

Карандаш – первый помощник художника.

1

5

Ох уж эта линия.

1

6

Композиция «Мой букет».

1

7

Волшебная кисточка.

1

8

О кисти знать должны мы.

1

9

Своими руками творим чудеса.

1

10

Цвет, свет и колорит.

1

11

Цвет в искусстве.

1

12

Цвет в искусстве.

1

13

Цвет в искусстве.

1

14

Свет в искусстве.

1

15

Колорит в искусстве.

1

16

Колорит в искусстве.

1

17

«Что могут краски?»

1

18

«Изображать можно пятном».

1

19

«Изображать можно пятном».

1

20

Иллюстрация на тему.

1

21

Иллюстрация на тему.

1

III

Композиция на заданную тему.

10

22

Работай вместе со мной

1

23

Понятие композиция. Виды композиций .

1

24

Понятие композиция. Виды композиций .

1

25

Эскиз композиции.

1

26

Работа с рисунком.

1

27

Работа с композицией.

1

28

Работа с цветом.

1

29

Работа с цветом.

1

30

Аппликация «Осень».

1

31

Эскиз аппликации.

1

IV

Красота в природе.

32

Эскиз аппликации.

1

33

Выполнение аппликации.

1

34

Выполнение аппликации.

1

35

Аппликация «Снегирь на ветке».

1

36

Эскиз аппликации.

1

37

Эскиз аппликации.

1

38

Выполнение аппликации.

1

39

Выполнение аппликации.

1

40

Новогодние композиции.

1

41

Поговорим о празднике.

1

42

Эскиз композиции.

1

43

Эскиз композиции.

1

44

Выполнение композиции. Работа в цвете.

1

45

Выполнение композиции. Работа в цвете.

1

46

Выполнение композиции.

1

47

Выполнение композиции.

1

48

Снежинок стройный ряд.

1

49

Снежинка.

1

50

Снежинка.

1

51

Ёлочка, ёлочка…

1

52

Соединение композиций.

1

53

Выставка рисунков .

1

IV

Красота в природе.

1

54

Снегопад в Сургуте.

1

55

Давай поговорим о гризайли.

1

56

Давай поговорим о гризайли.

1

57

Выполнение эскиза работы.

1

58

Работа в цвете.

1

59

Работа в цвете.

1

60

Орнамент. Виды орнамента.

1

61

Орнамент в круге.

1

62

Орнамент в квадрате.

1

63

Розетка.

1

64

Дедушка, папа, я.

1

65

Эскиз композиции.

1

66

Эскиз композиции.

1

67

Работа с рисунком.

1

68

Цветы весны.

1

69

Работа с цветом.

1

70

Выставка работ .

1

Методическое обеспечение занятий:

  1. Репродукции картин, фотографии скульптур, CD-диски с изображением картин великих мастеров;
  2. Литература по искусству;
  3. Натурный фонд;
  4. Материалы для художественного творчества;
  5. Компьютер;
  6. Парты, стулья.

Художественные произведения мировой культуры:

  • Слайды и книги с изображением различных птиц и животных ( Чарушин, Бианки );
  • Схемы и рисунки орнаментов;
  • иллюстрации или фрагменты мультфильмов с персонажами известных сказок;
  • слайды известных архитектурных построек;
  • дизайнерские проекты;
  • произведения И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова, А.Пластова;
  • репродукции скульптур В.Ватагина; слайды произведений В.Васнецова, М.Врубеля, И.Билибина, К.Моне, В.Ван Гога, И.Айвазовского, М.Чюрлёниса, В.Борисова-Мусатова, С.Герасимова, К.Юона, А.Саврасова, И.Репина, В.Серова;
  • фотографии произведений известных народных художественных промыслов;
  • фотографии или слайды деревянных ансамблей этнографических музеев;
  • деревянная архитектура Севера, ансамбль Кижи;
  • видеофильмы «Соборы Московского Кремля», «Сборы Новгорода», «Древняя архитектура Владимира и Суздаля»;
  • слайды или репродукции иконописи и произведений известных западноевропейских мастеров.

Поэтические литературные произведения:

  Произведения Н.С.Гумилева, А.А.Фета, И.Анненского, К.Бельмонта,  И.А.Бунина, С.Есенина, Ф.И.Тютчева,Р.Киплинга, сказки А.С.Пушкина и другие худ. произведения.

Художественные материалы:

  Краски гуашевые и акварельные; художественные кисти, бумага для живописи; бумага для графических работ и зарисовок;  карандаши цветные и графические, пастель или восковые мелки; пластические материалы (глина, пластилин, тесто); природные материалы; клей, ножницы, цветная бумага и цветной картон, цветная тушь, фломастеры.

Оборудование кабинета:

 Столы и стулья, баночки для воды, раковина и наличие водопровода, предметные столики для натюрмортов, освещение, оснащение техническими средствами, подборка видеосюжетов, фильмов и слайдов.

Список литературы

Литература для педагога

  1. Коретеева Я. И. Искусство и т. – М.: Просвещение, 2000 г.
  2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984 г.
  3. Андронов С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического.– Санкт-Петербург: Каро, 2004 г.
  4. Коретеева Е. И. «Смотрю на мир глазами художника», 2010

Литература для обучающихся

  1. Каменева Е., Какого цвета радуга – М.: Детская литература, 1975 г.
  2. Рогов А.П. Кладовая радости. – М.: Просвещение, 1982 г.
  3. Платонова Н.И., Тарасьев В.Ф.  Этюды об изобразительном искусстве. – М.: Просвещение, 1994 г.
  4. Васенко А.И., Когда я буду художником. – М.: Детская литература, 1980 г.


Литература для родителей

  1. Казакова Т.Г. Я учусь рисовать. – М.: Просвещение, 1996 г.
  2. Коменский Я.А. Учпедгиз. – М.: Просвещение, 1947 г.
  3. Люблинская А. А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971 г.
  4. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся "Магия творчества" 5,6 класс.

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к творчеству и привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым празднико...

Рабочая программа внеурочной деятельности: "Магия творчества"

Пояснительная запискаУм ребенка – на кончиках его пальцев.В. И. Сухомлинский. Творчество - актуальная потребность детства. Творческая активность детей обусловлена их возрастными психологическими ...

Бинарная рабочая программа внеурочной деятельности " Березники литературные: имена, факты, творчество»

Данная программа хороша для педагогов Пермского края.В ней учащиеся знакомятся с писателями и поэтами г. Березники....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" (5 класс)

     Рабочая программа  внеурочной деятельности «Художественное  творчество»  предназначена для формирования ценностного отношения  обучающихся к искусству, в...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество в дизайне"

Внеурочная деятельность "Художественное творчество в дизайне"...