Программа творческого объединения "Веселые краски".
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Фролова Татьяна Валентиновна

Программа творческого объединения по изобразительной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1.Обоснование программы творческого объединения.

    В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

Все занятия направлены на развитие у обучающихся творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой они создают новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.

   В формировании творческой активности большое значение имеет комплексное использование художественного слова, музыки, изобразительного искусства.  

    Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «Почему нравится...» или «Почему не нравится...» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

     Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

      На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

 Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

   Программа разработана на основе порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от29.08.2013 № 1008 и в соответствии с 273 ФЗ “Об образовании в РФ”.

Направленность программы – художественная.

2. Цели и задачи

Цели:

1. Удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся в художественно-эстетическом развитии.

2. Создать и обеспечить необходимые условия для личностного развития, творческого труда обучающихся.

Задачи:

1. Осуществление художественного познания мира обучающихся через собственную деятельность.

2. Освоение эстетической ценности явлений и предметов окружающего мира, а так же духовной значимости человека.

3. Оптимизация образного мышления. Формирование основ художественных знаний.

4. Отбор среди форм, методов и приёмов тех, что способствует развитию творчества, оптимизации образного мышления.

5. Предоставление возможности совершенствовать способности под руководством и в совместной деятельности с художниками.

6. Ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства и развитие художественного вкуса и потребности в общении с искусством.

3. Стратегия работы

Цели:

Развитие творческих способностей ребёнка как основание духовности и личного творческого потенциала.

Развитие художественных навыков и умений.

Развитие интереса и желание к самостоятельному творчеству.

Задачи:

Формирование творческих способностей.

Воспитание эстетической потребности.

Формирование художественных навыков.

Формирование художественно-образного мышления средствами разных видов искусств и их взаимопроникновение на основе принципа ассоциативности.

Формирование системы обьёмно - пространственного мышления.

4. Содержание, методы и формы работы

   Содержание определяется созданием максимально успешных возможностей и условий для творческого и духовного развития ребёнка. Методы и формы, прежде всего, должны способствовать сохранению атмосферы творчества, художественного познания, осознанию ценности и неповторимости национальной культуры и развитию художественных навыков.

Используются: выставки, экскурсии, экскурсии с элементами практических занятий, просмотр презентаций, различные практические занятия. Коллективная работа над единым замыслом.

5. Планируемые результаты

Раскрытие творческого потенциала обучающихся, повышение уровня духовности.Умение воплощать в живописных работах свои собственные впечатления.Создавать прекрасное своими руками. Ценить свой труд, уважать чужой.Уметь применять теоретические знания на практике. Уметь пользоваться художественным материалом.

6. Программа деятельности

Программа предусматривает несколько основных видов деятельности:

беседы об изобразительном искусстве,

изучение народных промыслов,

знакомство с основными узорами и орнаментами,

показ приёмов рисования,

знакомство с техниками: кляксография, граттаж, набрызг, рисование отпечатком руки, пальцев, тампонированием

рисование с использованием природного материала,

участие в выставках, конкурсах.

7.Способы проверки результатов

  В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

  Выявление достигнутых результатов осуществляется:

1.через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

2. через отчётные просмотры законченных работ.

8. Материалы и инструменты, необходимые для работы

1. Бумага разного формата и цвета.

2. Акварельные краски.

3. Тушь разноцветная.

4. Пастель, декоративный гель.

5. Гуашь.

6. Восковые мелки.

7. Трубочки для коктейля.

8. Ванночки с поролоном.

9. Баночки для воды.

10. Кисти круглые и плоские разного размера.

11. Салфетки.

12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов

Занятия проводятся в групповой комнате.

9. Наглядные пособия:

1. Иллюстрации.

2. Натурный материал.

3. Репродукции картин.

4. Образцы рисунков.

5. Иллюстрированный план,

5. Презентации «Жанры живописи», «Натюрморт с цветами», «Истоки и современное развитие традиционных народных художественных промыслов России», «Элементы цветочного города»

Программа рассчитана на64 занятия  в год.

Занятия проводятся 8раз в месяц. Продолжительность занятий 45 минут.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Введение в программу

4

1.1

Знакомство с программой.

2

1.2

Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать.

2

2

Живопись

14

2.1

Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов.

3

2.2

Королева Кисточка и волшебные превращения красок.

3

2.3

Праздник тёплых и холодных цветов

3

2.4

Твоё настроение. Рисуем дождь.

2

2.5

Хоровод лесных растений

3

3

Рисунок

14

3.1

Волшебная линия

3

3.2

Композиция. Выделение композиционного центра

2

3.3

Создаём красивые узоры из точек.

3

3.4

Пятно. Удивительные узоры на крыльях у бабочек

3

3.5

Форма. Мои любимые игрушки

3

4

Декоративное рисование

18

4.1

Мир полон украшений. Как мазками нарисовать простые по форме цветы.

3

4.2

На солнечной опушке. Рисуем солнце, солнечные лучи.

2

4.3

Декоративные узоры

4

4.4

Орнамент

3

4.5

Сказочная рыбка.

2

4.6

Птицы – наши друзья. Учимся рисовать птиц.

2

4.7

Весёлый зоопарк. Учимся рисовать животных

2

5

Выразительные средства графических материалов

8

5.1

Цветные карандаши. Цвет радости и цвет печали

4

5.2

Пастель. Урок – фантазия. Удивительная страна

4

6

Урок любования. Итоговое занятие

1

7

Экскурсии в музеи и на выставки

5

Итого

64

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Введение в программу

Тема 1.1. Знакомство с программой.  3.10.18

Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом. Основные формы работы.

Тема 1.2. Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать. 4.10.18

Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Рисование простых предметов.

Раздел 2. Живопись

Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.

Тема 2.1. Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов 11.10.18 – 12.10.18

Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).

Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).

Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».

Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.17.10.18-18.10.18

Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют».

Тема 2.3. Праздник тёплых и холодных цветов. 24.10.18- 25.10.18

Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.

Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».

Тема 2.4 Твоё настроение. Рисуем дождь.7.11.18-8.11.18

Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).

Тема 2.5. Хоровод лесных растений 14.11.18-15.11.18

Работа с акварелью, гуашью.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочный букет», «Дремучий лес».

Раздел 3. Рисунок

Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.

Тема 3.1. Волшебная линия. 21.11.18-22.11.18

Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».

Тема 3.2. Композиция

Выделение композиционного центра.28.11.18-29.11.18

Практическое занятие. Рисование предметов природного мира.

Тема 3.3. Создаём красивые узоры из точек 5-6.11.18

Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».

Тема 3.4. Пятно 12-13.12.18

Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».

Тема 3.5 Форма. 19-20.12.18

Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.

Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Мои любимые игрушки».

Раздел 4. Декоративное рисование 26.12.18

Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.

Тема 4.1. Мир полон украшений 9-10.01.19, 16-17.01.19

Рисование простых цветов

Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-цветок», «Образ из пятна».

Тема 4.2. На солнечной опушке. Рисуем солнце, солнечные лучи23-24.01.19, 30-31.01.19

Стилизация как упрощение и обобщение форм.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочное солнце».

Тема 4.3. Декоративные узоры.6-7.02.19, 13-14.02.19

Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.

Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка».

Тема 4.4. Орнамент.20-21.02.19, 27-28.02.19

Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».

Тема 4.5. Сказочная рыбка

Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Добрая сказка».

Тема 4.6. Птицы – наши друзья. Учимся рисовать птиц.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воробышек», «Птицы в полёте», «Сказочная птица».

          Раздел 5. Выразительные средства графических материалов

Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.

Тема 5.1. Цветные карандаши. Цвет радости и цвет печали

Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень», «Разноцветные ёжики».

Тема 5.2. Пастель. Урок – фантазия. Удивительная страна

Художественная возможность пастели. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный герой».

Раздел 6. Урок любования. Итоговое занятие

Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.

Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.

Раздел 7. Экскурсии в музеи и на выставки

Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой).

Литература.

1.Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», Москва «Педагогическое общество.России», 2004 г.

2.Курбатова Н.В. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2002 г.

3.Рутковская А. «Рисование в начальной школе», Москва, Олма-Пресс, 2003 г.

4.Федотова И.В. «Изобразительное искусство», Волгоград «Учитель», 2006 г.

5.Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль «Академия развития», 2006 г.

6.Фиона Уотт «Как научиться рисовать», Москва «Росмэн», 2002 г.

7.Фиона Уотт «Я умею рисовать», Москва «Росмэн», 2003 г.

8.Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство», Москва «Просвещение», 2000г

9.Шалаева Г.П. «Учимся  рисовать», Москва «Слово», 2004 г.

10.Гусакова М. А. «Аппликация».  Москва «Просвещение» 1987.11.Гульянц Э. К.,

11.Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.

12.Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И.  «Аппликационные работы в начальных классах».  Москва «Просвещение» 1983.

13.Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать».  Санкт-Петербург «Аврора» 1991.

14.Хосе М. Паррамон «Как писать маслом».  Санкт-Петербург «Аврора» 1992.

15.Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования».  Санкт-Петербург «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.

16.Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». Москва «Росмэн» 2002.

17.Хайнс К.,  Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный театр».  Москва «Росмэн» 2002.

18.Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №5.2008. «Тестопластика»

19.Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика».  Москва «Эксмо», Санкт-Петербург «Валери СПД» 2008.

20.Мартин Б. «Рисуем с удовольствием».  Минск «Попурри» 2003.

21.Блейк В. « Начинаем рисовать».  Минск «Попурри» 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о творческом конкурсе "Краски осени"

Вот и наступил новый учебный год! Наши детки заметно подросли и окрепли за летние каникулы! Сколько нового и интересного они узнали! Пора попробовать свои силы в новых конкурсах!     ...

Задания для творческого развития детей в объединении «Русские узоры» по программам: «Народные мотивы», «Краски росписи», «Расписные сувениры».

Каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия  воспитания которых позволили развить эти способности во время. Ребенок п...

Сценарий праздничной программы, посвященной 10-летию творческого коллектива «Краски детства» «Яркой краской на планете разукрасили все дети!»

Каждый творческий коллектив празднует свой день рожденья на сцене. А когда это детский коллектив, то хочется яркого, веселого и шумного праздника. Сценарий с элементами театрализации подойдет для праз...

Материалы к конкурсу-выставке творческих работ "Краски осени в музыке."

Внеклассное мероприятие Конкурс - выставка творческих работ   Тема: «Краски осени в музыке»План проведенияДата проведения: 10.09.2016Участники конкурса: Младшая I группа; Старшая III группаЦ...

Положение о конкурсе-выставке творческих работ «Краски осени в музыке»

      1.    Общее положение.Конкурс  рисунков «Краски осени в музыке» проходит в рамках вовлечения обучающихся в предмет  «Музыка». 2.  Цели и ...

Программа творческого объединения "Экология в формах и красках"

Направленность программы: эколого-биологическое.Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтомушкольников с юных лет необходимо научить любить, охранять прир...