Главные вкладки

    Индивидуальный образовательный маршрут для одаренных детей художественной направленности "Одарённые дети"
    методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8, 9 класс)

    Пластинина Татьяна Аркадьевна

    Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования в целом.

    Для развития одарённости в любой области ребёнку необходимы индивидуальные формы обучения. Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании одарённых личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психологопедагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одарённой личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями, позволяет самореализоваться.

    Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная образовательная программа, составленная и предназначенная для работы с конкретным обучающимся, направленная на развитие его индивидуальных способностей, которая поможет одарённому ребёнку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

    Цель индивидуального образовательного маршрута: создание условий для самовыражения и самореализации обучающегося в художественной деятельности.

    Задачи индивидуального образовательного маршрута:

    -овладение глубокими знаниями, умениями и навыками в области рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства;

    -развитие интереса обучающегося к освоению новых техник и видов декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

    -создание творческих проектов;

    -способствование развитию образного мышления посредством создания художественных образов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Селтинская средняя общеобразовательная школа»

     Селтинского района УР

    Рассмотрено

    на заседании педсовета

    Протокол № 6

    от « 29  » августа 2018 г.

    Утверждаю

    Директор

    _______________________

    Н.А.Коршунов

    Приказ № 175-од от29.08.2018

    Индивидуальный образовательный маршрут

    для одарённых обучающихся художественной направленности

    «Одарённые дети»

    Возраст обучающихся: 7-16 лет

    Составитель:

    Пластинина Татьяна Аркадьевна,

    учитель 1 квалификационной категории

    с.Селты,  2018 г.

    Пояснительная записка

    Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования в целом.

    Для развития одарённости в любой области ребёнку необходимы индивидуальные формы обучения. Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании одарённых личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психологопедагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одарённой личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями, позволяет самореализоваться.

    Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная образовательная программа, составленная и предназначенная для работы с конкретным обучающимся, направленная на развитие его индивидуальных способностей, которая поможет одарённому ребёнку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

    Цель индивидуального образовательного маршрута: создание условий для самовыражения и самореализации обучающегося в художественной деятельности.

    Задачи индивидуального образовательного маршрута:

    -овладение глубокими знаниями, умениями и навыками в области рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства;

    -развитие интереса обучающегося к освоению новых техник и видов декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

    -создание творческих проектов;

    -способствование развитию образного мышления посредством создания художественных образов.

    Этапы сопровождения развития одаренного ребенка.

    1 этап – диагностический. Он предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности.

    2 этап – создание условий для развития одаренных детей: проведение развивающей работы с обучающимися на уроке, объединениях дополнительного образования, факультативных занятиях

    3 этап – анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренных детей. Проводится диагностика успешности развития одаренности ребенка.

    Принципы работы с одаренными детьми:

    - принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

    - принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

    - принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

    - принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

    - принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг.

    Формы работы с одаренными детьми:

    - индивидуальные занятия;

    - конкурсы;

    - выставки творческих работ;

    - участие в олимпиадах, конференциях;

    - творческие проекты;

    - исследовательская деятельность;

    Технологии обучения и их обоснование:

    1.Технологии коллективного творческого воспитания (Иванов И.С), согласно которой, мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию;

    2.Технологии исследовательского обучения (Дж. Брунер), согласно которой обучающиеся самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их от педагога в готовом виде;  

    3.Технологии проектной деятельности  (Дж. Дьюи), согласно которой, итогом деятельности учащихся является творческий продукт.

    4.Технология личностно-ориентированного обучения (И. С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, В.В.Сериков) согласно которой, каждый  учащийся не просто пассивный слушатель, а первый помощник учителя в увлекательной, разнообразной деятельности.

    5.Технология здоровьесберегающего обучения (И.И.Брехман, Смирнов Н.К., Н.М.Амосов, Сонькин В.Д.) направлена на сохранение здоровья учащихся на всех этапах обучения и развития;

    6.Технология игрового обучения (Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин, Б. П. Никитин, А.А.Вербицкий, А.П.Панфилова, Ю.С. Арутюнов) согласно которой использование игровых приёмов на занятии активизируют деятельность учащихся.

    Способы определения результативности программы:

    • Овладение обучающимися разными видами художественных техник исполнения творческих работ;
    • Оформление персональных выставок творческих работ обучающихся;
    • Участие в школьных, районных, республиканских, всероссийских выставках и конкурсах, интернет-конкурсах;
    • Участие в конференциях;
    • Защита творческих проектов;

    Индивидуальный план работы с одарённым ребенком

    Сроки

    Наименование мероприятий

    Сентябрь

    1. Изучение интересов и склонностей обучающихся. Формирование списков обучающихся.

    2. Наблюдение. Анкетирование.

    3. Участие в творческих выставках, мероприятиях, конкурсах.

    Октябрь

    1.Участие в творческих выставках, мероприятиях, конкурсах (разных уровней).

    2. Подготовка к школьному этапу всероссийской олимпиады школьников по искусству, изобразительному искусству, мировой художественной культуре.

    3. Участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников по искусству, изобразительному искусству, мировой художественной культуре.

    Ноябрь

    1.Участие в творческих выставках, мероприятиях, конкурсах (разных уровней).

    2. Подготовка к муниципальному этапу всероссийской олимпиады школьников по искусству, изобразительному искусству, мировой художественной культуре.

    3. Участие в муниципальном  этапе всероссийской олимпиады школьников по искусству, изобразительному искусству, мировой художественной культуре.

    Декабрь

    1.Участие обучающихся в творческих выставках, мероприятиях, конкурсах (разных уровней).

    2.Подготовка к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников по искусству, изобразительному искусству, мировой художественной культуре.

    3. Персональные художественные выставки обучающихся.

    Январь

    1.Участие обучающихся в творческих выставках, мероприятиях, конкурсах (разных уровней).

    2.Подготовка к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников по искусству, изобразительному искусству, мировой художественной культуре.

    3. Оформление персональных художественных выставок обучающихся по выбранным темам.

    Февраль

    1.Участие обучающихся в творческих выставках, мероприятиях, конкурсах (разных уровней).

    2. Работа над творческими и исследовательскими проектами.

    3. Оформление персональных художественных выставок обучающихся по выбранным темам.

    Март

    1.Участие обучающихся в творческих выставках, мероприятиях, конкурсах (разных уровней).

    2. Работа над творческими и исследовательскими проектами.

    3. Оформление персональных художественных выставок обучающихся по выбранным темам.

    Апрель

    1.Участие обучающихся в творческих выставках, мероприятиях, конкурсах (разных уровней).

    2. Защита творческих и исследовательских проектов.

    3. Оформление персональных художественных выставок обучающихся по выбранным темам.

    Май

    1.Участие обучающихся в творческих выставках, мероприятиях, конкурсах (разных уровней).

    2. Защита творческих и исследовательских проектов.

    3. Оформление персональных художественных выставок обучающихся по выбранным темам.

    В течение года

    1.Выявление одаренных детей художественной направленности.

    2. Составление индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся.

    3. Участие обучающихся в творческих выставках, мероприятиях, конкурсах (разных уровней).

    4. Создание портфолио достижений обучающихся. Мониторинг участия обучающихся.

    5. Создание методической копилки для работы с одеренными детьми.

    Требования к учебно-методическому и материально-техническому обеспечению индивидуального образовательного маршрута.
    Для реализации данного индивидуального образовательного маршрута должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы и средства обучения:

    учебный кабинет;

    компьютер;

    мультимедиа-проектор;

    инвентарь для изобразительного творчества: акварельные краски, гуашь, кисти, бумага формата А4, А3, А2, А1, простой карандаш, акварель, гуашь.

    Ожидаемый результат в обучении по индивидуальным образовательным маршрутам.

    1.Владение глубокими знаниями, умениями и навыками художественной направленности.

    2.Развитие интереса обучающегося к освоению новых техник и видов декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

    3.Создание творческих проектов.

    4.Активное участие обучающихся в конкурсах, мероприятиях, выставках разных уровней.

    5. Развитие самоконтроля, самооценки.

    Приложение 1. Карта индивидуального сопровождения ребёнка.

    Наименование учреждения

    Сведения о ребёнке

    Дата рождения

    Адрес

    Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка 

    Информация для контакта с родителями, законными представителями

    Запрос родителей

    Цель сопровождения

    Возможные риски

    Ресурсы учреждения

     Контрольно-измерительные материалы:

    1.Мониторинг личностного развития учащегося. Каждое направление – это соответствующий блок личностных качеств.

    Показатели (оцениваемые параметры)

    Критерии

    Степень выраженности оцениваемого качества

    Возможное количество баллов

    Методы диагностики

    1.Организационно-волевые качества

    1.1.Терпение

    1.2.Воля

    1.3. Самоконтроль

    Способность переносить нагрузки в течение определенного времени

    Способность активно побуждать себя к практическим действиям

    Умение контролировать свои поступки

    - терпения хватает меньше чем на половину занятия

    - терпения хватает больше чем на половину занятия

    - терпения хватает на все занятие

    - волевые усилия побуждаются извне

    - иногда самим ребенком

    - всегда самим ребенком

    - постоянно находится под воздействием контроля извне

    - периодически контролирует себя сам

    - постоянно контролирует себя сам

    1

    2

    3

    1

    2

    3

    1

    2

    3

    1

    2

    3

    Наблюдение

    2.Ориентационные качества

    2.1.Самооценка

    2.2.Интерес к занятиям

    Способность оценивать себя

    адекватно реальным достижениям

    Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

    - завышенная

    - заниженная

    - нормальная (адекватная)

    - интерес к занятиям продиктован извне

    - интерес периодически поддерживается самим ребенком

    - интерес постоянно поддерживается самим ребенком

    1

    2

    3

    1

    2

    3

    Тестирование

    Анкетирование

    3.Поведенческие качества

    3.1.Тип сотрудничества.

    Отношение к

    общим делам

    Умение воспринимать общие дела как свои собственные

    - избегает участия в общих делах

    - участвует при побуждении извне

    - инициативен в общих делах

    1

    2

    3

    Наблюдение

    4.Творческие способности

    Креативность в выполнении творческих работ

    - начальный уровень

    репродуктивный уровень

    - творческий уровень

    1

    2

    3

    Анкетирование

    Критерии оценки личностного развития:

    • 10 – 12 баллов – низкий уровень развития;
    • 13 – 21 балл – средний уровень развития;
    • 22 – 30 баллов – высокий уровень развития

    2. Анкета для родителей на выявление способностей детей к художественному творчеству»

    Цель: выявить способности обучающихся к художественному творчеству». Нужное подчеркнуть.

    1. В рисунках ребенка – большое разнообразие предметов, ситуаций, людей; выбор сюжетов также отличается разнообразием и оригинальностью (да, нет, иногда)

    2. Интересуется произведениями искусства, может высказать собственную оценку произведения искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось (да, нет, иногда)

    3. Создаёт творческую работу, чтобы выразить свои чувства и настроение (да, нет, иногда)

    4.Использует в работе разные художественные средства для выражения чувств (да, нет, иногда)

    5.Обращает внимание на красоту окружающей природы, пытается отразить это в своей работе (да, нет, иногда)

    6.Свободное время предпочитает посвящать рисованию, лепке и другим художественным занятиям (да, нет, иногда)

    7.Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок больше уделял внимания художественному творчеству (да, нет)

    3. Анкета для обучающихся.

    1.Любите ли вы рисовать? (да, нет, не знаю)

    2.Любите ли вы создавать творческие работы или поделки в технике декоративно-прикладного искусства? (да, нет, не знаю)

    3.Нравятся ли вам, ваши творческие работы? (да, нет, не знаю)

    4.Хотели бы вы, научиться создавать работы лучше? (да, нет, не знаю)

    5. Нравится ли вам посещать художественные выставки, выставки художников и мастеров декоративно-прикладного искусства? (да, нет, не знаю)

    6.Нравятся ли вам занятия художественной направленности? (да, нет, не знаю).

    4. Тест креативности Торранса

    Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса представляет собой задание «Закончи рисунок».

    Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торранса.

    Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей. Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним.

    Подготовка к тестированию. Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты работы. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность тестовых показателей.

    Необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: упражнения, рисунки, картинки и т. д. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для достижения надежных и объективных результатов.

    Необходимо обеспечить всех обучающихся тестовыми заданиями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы или секундомер.

    Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный размер группы – это 15–35 человек.

    Время выполнения теста–10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15–20 минут.

    Прежде чем раздавать листы с заданиями, нужно объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст, допускающий различные модификации в зависимости от конкретных условий:

    «Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от предстоящей вам работы. Эта работа поможет нам узнать, насколько хорошо вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы создадите  простор своему воображению, и вам это понравится».

    Инструкции к тестовым заданиям. После предварительной инструкции следует раздать листы с заданиями и проследить, чтобы каждый обучающийся  указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе. После этих приготовлений можно приступить к чтению следующей инструкции:

    «Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше из вашего объединения не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так, чтобы получился интереснейший рассказ-картинка. Старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку – и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения».

    Задание теста формулируется следующим образом:

    «На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут.

    Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой» (Эту инструкцию необходимо предъявлять строго по тексту, не допуская никаких изменений. Даже небольшие модификации инструкции требуют повторной стандартизации и валидизации текста .

    Если учащиеся волнуются, что они не успевают закончить задание вовремя, успокойте их, сказав им следующее:

    «Вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют какие-то детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее».

    Если дети не зададут после инструкции вопросы, можно приступать к выполнению задания. Если инструкция вызовет вопросы, постарайтесь ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами. Избегайте давать примеры или иллюстрации возможных ответов-образцов! Это приводит к уменьшению оригинальности и, в некоторых случаях, общего количества ответов. Стремитесь поддерживать доброжелательные, теплые и непринужденные отношения с детьми.

    Хотя в инструкциях указано, что задания включают две страницы, некоторые дети упускают этот факт из виду и не обнаруживают вторую страницу. Поэтому следует специально напомнить детям о второй странице с заданиями. Необходимо очень внимательно следить за временем, используя секундомер.

    По истечении 10 минут выполнение заданий прекращается, и листы быстро собираются. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них эти названия сразу же после тестирования. Иначе вы не сможете их надежно оценить

    Фамилия ____________ Имя___________ Дата _____________

    Изобразительная группа тестов

    Изобразительная группа тестов начинается с серии заданий «Чудесная линия». Время исполнения заданий – 10 минут:

    1. Тест-игра «Закорючка». Тестирование проводится индивидуально. Ребёнку последовательно предлагается десять рисунков-закорючек. Задача ребёнка, каждую закорючку дорисовывать так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ. Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребёнка. Задание оценивается в баллах: за каждый дорисованный образ – 1 балл, если вариантов нет – 0 баллов.

    2. Тест-задание «Что попало в сеть?». Тестируется группа детей. Предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа, линию, проводя её в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сети свой улов: предметы, человека, растения, животных и т.д. Найденный образ заштриховывается. Оценивается оригинальность и разнообразие образов. Простые, примитивные изображения оцениваются от 0 до 3-х баллов. Изображения более сложных образов оценивается от 4 до 7 баллов. Сложные, сюжетные изображения, оригинальные ракурсы, изображения пейзажа получают оценку от 8 до 10 баллов. Данный тест-задание можно проводить под музыку. Рука ребёнка реагирует на восприятие музыки и вычерчивает линию, опираясь на слуховые ощущения.
    Возможна стандартизация этого теста. Как вариант предлагается «сеточка», заданная педагогом, что позволяет более объективно относиться к полученным результатам.

    3. Тест-игра «Геометрический человек». Педагог предлагает нарисовать человека, который живёт в стране «Геометрии». Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Вариантом этого теста могут быть «геометрические» животные и птицы. Как и в предыдущем задании, баллы в зависимости от сложности проставляются от 0 до 10. Предлагаемые в этой серии тесты-задания достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности «достраивания», «продолжения» линейного образа. Количественная и качественная оценка итогов тестирования может быть иной, возможно, более сложной или критериально более многоплановой.

    4. Тест-задание «Дорисуй». Обучающийся  должен увидеть в силуэте кляксы или комбинации нескольких клякс определённый образ и дорисовать его, сделав более выразительным, узнаваемым. Тест легко стандартизируется, если детям одной возрастной группы предъявляются одинаковые кляксы. Возможен как чёрно-белый вариант этого теста, так и цветной. Оценка результата этого теста аналогична первому тесту.

    5. Тест-игра «Маэстро». Задание является вариантом предыдущего теста. Детям предлагается поиграть в великих художников – стать маэстро живописи. Предлагаемые отпечатки являются «картинами» их учеников. Несколькими выразительными штрихами маэстро должен преобразить картину  так, чтобы возник оригинальный и выразительный образ. Задание является завершающим в серии и наиболее показательным с точки зрения художественной направленности.

    5. Мониторинг участия в конкурсах различных уровней:

    №п/п

    Ф.И.учащегося

    Название конкурса

    Уровень конкурса

    Результат


    Список использованной литературы:

    1. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009 
    2. Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2013
    3. Пахомова Н.Ю. метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2012г.
    4. Сергеев И.С. как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2012
    Электронные образовательные ресурсы
    CD – диск. Одаренные дети. Система работы в школе. Изд. «УЧИТЕЛЬ»
    http: //www.uchitel-izd.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

    Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) VII-VIII в...

    Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

    Практическое пособие для педагогов, работающими с детьми с ОВЗ. Дидактические материалы, рекомендации....

    Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей

    Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей...

    Комплексный подход к определению индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида.

    В статье приведены рекомендации из практического опыта учителя по определению индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ на уроках математики в коррекционной школе VIII вида. Описана дея...

    Комплексный подход к определению индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.

    В статье приведены рекомендации из практического опыта учителя  по определению индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ на уроках математики в специальной коррекционной школе VII...

    Индивидуальный образовательный маршрут- ключевая составляющая ППМС сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

    В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья   в образовательное пространство. Организация обучения и воспитани...

    Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей в образовательном учреждении (презентация)

    Материал содержит методические рекомендации по организации индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей, основанные на опыте работы с такими детьми ....