"Формирование эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства"
материал по изобразительному искусству (изо)

Филина Ольга Николаевна

Роль эстетического воспитания в формировании личности, ее всестороннем развитии трудно переоценить. Уже в древности отмечали значение красоты в жизни и деятельности человека. Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений, большую роль играет в формировании нравственности, создает условия для духовного возвышения человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_esteticheskogo_vospitaniya.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное общеобразовательное

учреждение Амурской области «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат №9 с.Ивановка»

«Формирование эстетического воспитания

на уроках изобразительного искусства»

(выступление на заседании методического объединения)

Докладчик: воспитатель

I квалификационной категории

О.Н.Филина

с.Ивановка, декабрь 2015 г.

Роль эстетического воспитания в формировании личности, ее всестороннем развитии трудно переоценить. Уже в древности отмечали значение красоты в жизни и деятельности человека. Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений, большую роль играет в формировании нравственности, создает условия для духовного возвышения человека.

 Я считаю, что в наше время тема эстетического воспитания очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно ещё и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного, и т.д. Все эти качества необходимы для всесторонне развитого человека.

Эстетическое воспитание – формирование и развитие культурных потребностей, взглядов и вкусов людей. Эстетическое воспитание, есть формирование у индивида эстетического – особой формы духовного и духовно-практического отношения к окружающей действительности. Объектом эстетических переживаний и оценок может стать как произведение искусства, так и любой эстетически значимый объект – мир вещей и изделий, человек, человеческие отношения и поступки, математические формулы и теории, трудовой процесс и его результаты, первозданная природа и городская среда и т.д. Соответственно, если средством художественного воспитания является искусство, то средством воспитания эстетического выступает как искусство, так и вся сфера практической деятельности человека, преобразованная и не преобразованная человеком природа.

Не только в обыденном сознании, Но и в педагогической практике и теории эстетического воспитания сложилась тенденция к абсолютизации возможностей искусства как средства эстетического воспитания. Социологические исследования, изучающие уровень развития эстетической культуры личности, степень приобщения ее к эстетическим ценностям, нередко ограничивают научный анализ поставленной проблемы сферой искусства: знание художественных произведений и их авторов, частоты общения с искусством, участие в художественной самодеятельности и пр. Складывается ошибочное понимание значения других культурных ценностей и процессов практической деятельности в создании утилитарных вещей и изделий, спортивной деятельности, технолого-конструкторской, дизайна и т.д. – в формировании эстетической культуры личности. При таком методическом подходе, их роль в системе эстетического воспитания принижается. Исходя из подобных представлений о месте искусства в эстетическом воспитании, следует теоретический и практический вывод о том, что формирование эстетической культуры в учебно-воспитательном процессе может успешно осуществляться лишь на занятиях по предметам художественно-эстетического цикла. Эстетическое воспитание в обществе направлено на воспитание, на всестороннее развитие личности, на формирование нового, гармонически развитого человека.

В процессе художественно - творческой деятельности совершенствуется память, особенно зрительная и музыкальная. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится в их зрительной памяти.

Между художественным и эстетическим воспитанием существует диалектическая связь: эти воспитательные процессы пересекаются в сфере искусства . эстетическое воспитание в области искусства преследует цель формирования способности эстетически переживать изображенное в художественном произведении и давать ему эстетическую оценку.

Осваивая окружающую действительность и искусство, у детей формируются знания о прекрасном. Под руководством взрослых дети осваивают основные эстетические критерии возвышенного и низменного, трагического и комического и т.д. Через произведения искусства: стихи, песни – у детей закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой: прекрасного или некрасивого, уродливого, безобразного.

Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности. Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему – сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоническое развитие чувств.

Эстетические чувства развиваются на занятиях изобразительной деятельности, особенно если учитель  учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, передавать красоту окружающей среды.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки, матрешки, веселые дымковские свистульки и другие.

Дети знакомятся с изделиями широко известных народно-художественных промыслов Художники Республики Тыва(С.М.Червонная)Агальмоталит (чонар-Даш) Гжели (художественная роспись по керамике), Хохломы, Палеха, Городца и другие. Не ограниченные жестким временем урока, дети проявляют больше творчества и фантазии при выполнении самостоятельных работ. Ярким примером этому служат выставки детского творчества, где можно увидеть множество удивительного, неожиданного и красивого в работы и поделках детей.

Формирование эстетических чувств у школьников происходит так же в процессе художественно-изобразительной деятельности. Организуя последовательно усложняющую систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства. И здесь возможны различные методы и приемы: беседа, диалог, сказка, игра и игровые приемы.

Способствуя созданию радостной атмосферы общения детей с народным искусством, я не забываю  о ступеньках эстетического познания. Без назиданий обучаю различать художественные особенности вещей разных промыслов, сравнивать, узнавать. Создаю условия для эстетических переживаний красоты родной природы, которая является вечным источником творчества. Стараюсь разнообразить зачин для решения той или иной задачи познания. Это и игра в «опознание» вещи; конкурс – «разобрать» вещи по промыслам, «путешествие» по местам народных промыслов (старинных и современных) с целью показать народную архитектуру; старинную одежду, вещи - созданные давно-давно. Природу, просторы родных полей, лесов; людей, которые и сегодня живут в ладу с природой, на земле, которую любят и на которой трудятся.

Сохранить эмоциональную, живую атмосферу на уроке при ознакомлении с картиной – также одна из важнейших задач учителя. Сказка и игровые приемы и в этом случае помогают не погасить эмоциональную жизнь ребенка, вызвать богатый спектр ассоциаций, помогающий проникнуться идеей произведения, понять образ.

В итоге, в процессе эстетического восприятия искусства и действительности формируется эмоционально-ценностное отношение учащихся к жизни и искусству, которое у каждого имеет свою, индивидуально-неповторимую эмоциональную окраску и форму выражения.

Урок изобразительного искусства – это особый урок. И требования к нему особые – он должен строиться по законам искусства. Отсюда и вытекает ряд его особенностей. Прежде всего, урок искусства должен решать задачи нравственно-эстетического воспитания. Потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно-образную форму, является сущностью самого искусства.

Урок искусства немыслим также без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных живых диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Именно тогда процесс восприятия искусства приобретает на уроке желанную форму осуществляясь « в единстве мысли и чувства».

Моя задача,- научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. По-новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшийся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, дать при этом ребенку почувствовать особое очарование красоты природы. Стараюсь подвести детей к тому, чтобы они были деятельны в своей жизни, т.е. могли не только любоваться красотой, но и беречь её, а на доброту не только откликались, а сами творили добро. Только тогда эти понятия «красота» и «доброта» станут стержневыми в эстетическом воспитании ребенка.

Формируя у детей культуру восприятия через искусство, я создаю тем самым реальные предпосылки для широты эстетического воспитания. Неотъемлемой частью такого воспитания является любовь к Родине, - это емкое, многогранное понятие. Постигать это великое чувство начинаем с того, что обучаю  детей наблюдать, всматриваться в окружающий мир природы. Все начинается с самого малого. Уметь любоваться хрупкой красотой цветка, веселой змейкой ручейка. Всего, конечно, не перечислить.

От урока к уроку я раскрываю перед детьми широкую панораму образов, многие из которых берут свое начало в глубокой древности и простираются в сегодняшний день.

На уроках, изучая пейзаж родной земли, образы деревьев, древнерусских городов, образ русского человека, я связываю  этот материал с великим чувством любви к Родине. Это чувство зарождается на эмоционально-нравственной основе, поэтому через искусство должно формироваться глубокое эмоциональное отношение к ценностям нашей художественной культуры.

Таким образом, эстетическое воспитание, т.е. воспитание понимания прекрасного и стремления активно создавать его и воплощать в действительность, имеет своей целью, и расширить знания детей, и сформировать мир их чувств, и развить и утвердить гуманистическое, человечное отношение к людям, к жизни.

И в заключении:  основная цель моей работы заключалась в том, чтобы показать, как решаются вопросы эстетического воспитания средствами ИЗО. Изучение, постижение сути изобразительного искусства ставит задачу воспитания нравственности. Высокие нравственные цели – это рельсы эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание должно исходить из естественной радости человека в красоте и пробуждать в нем общее стремление и привычку, общее стремление к искусству. И только тогда, когда у ребенка  уже образовались радость и привычная склонность к эстетическому творчеству, только после этого может идти речь об обучении технике эстетического творчества.

Список литературы

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей М., 1992 г.
  2. Бореев Ю. Эстетика М., 1988 г.
  3. Веремьев А.А, Эстетическое и художественное воспитание: сущность и взаимосвязи / Ж. «Искусство и образование» №3, 2002 г.
  4. Волков Н.Н. Восприятие живописи и культуры. – Л., 1971 г.
  5. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства – М., Изд. «Просвещение» 1991 г.
  6. Крутецкий В.А. Психология М., Изд. «Просвещение» 1980 г.
  7. Полунина В.Н. Одолень – трава // Эстетическое воспитание детей – М., 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы над темой:"Эстетическое воспитание на уроках изобразительного искусства"

МОУ «Шерагульская  средняя  общеобразовательная  школа» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕна  урокахизобразительного  искусстваобобщение  опыта  работы Автор :...

Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства

      Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков.       Ребенку интересен мир, но ...

Формирование патриотического воспитания на занятиях изобразительного искусства." Афганская война глазами детей".

Формирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства."Афганская война глазами детей"....

Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства.

В настоящее время в условиях демократизации и гуманизации образования становится особенно ощутимым неудовлетворительный уровень культуры, гуманитарной и гуманистической подготовки учащихся. Современно...