Конспект-урока "Пейзаж"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо)

Михайлова Анна Сергеевна

конспект урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.peyzazh.doc56 КБ
Office presentation icon ocharovanerusskogopeyzazha.ppt276 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

ФИО учителя: Тамбасова Н.Н.

ФИО студента-практиканта: Михайлова Анна Сергеевна

Предмет: искусство

Тема: Изображение пейзажа с ярко выраженным настроением.

Класс: 8 - Б

Вид занятия: рисование по памяти и представлению

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Создать условия для развития творческого воображения, через изображение пейзажа в графике.

Задачи: 1. Ознакомить учащихся с особенностями работы в графике;

  1. Развивать графические умения, используя в творческой работе линию, штрих, пятно;
  2. Воспитывать любовь к искусству графики и природе.

Оборудование для учителя: проектор, доска, наглядные пособия (работы выполненные учениками и художниками графиками, иллюстрации из книг), презентация.

Оборудование для учащихся: эскиз с композицией пейзажа, карандаши (разной мягкости), ластик.

План урока

Этапы урока

Содержание этапов урока

  1. Организационный

момент (1 мин.).

Здравствуйте! Меня зовут, Анна Сергеевна и сегодняшний урок буду вести я. Сегодня на уроке вам понадобятся ваши наброски с композиционным решением пейзажа, а также карандаши разной мягкости и ластик.  

  1. Вступительная беседа (14 мин).

Давайте вспомним материал прошлого урока. Для начала повторим, что такое графика? кто знает?

Графика – это вид изобразительного искусства, включающий рисунок.

Правильно.

А кто мне скажет, что такое пейзаж? Пейзаж  фр.- местность, страна) – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

Хорошо.

Итак, сегодня мы продолжаем знакомство с жанром пейзажной графики, а так же постараемся выразить состояние природы графическими материалами уже в вашем пейзаже.

Главной задачей пейзажной графики является передача ощущения простора, величия природы и её красоты. Она сочетает в себе все технические аспекты: перспективу, свет, цвет, передачу объёмов и фактур (одновременно показ на конкретном пейзаже выполненный художником).

С давних пор природа была не только источником вдохновения для многих художников, но и самой лучшей обучающей средой, наблюдая и анализируя которую они создавали великие произведения искусства.

Жанр пейзажа не только говорит о бесконечном многообразии и красоте природы в разное время года, в различных климатических условиях (ветер, дождь, вьюга, гроза), при солнечном и лунном освещении, но и передаёт чувства и настроение (показ на пейзажах выполненных студентами). Сравните пейзажи Левитана «Осень» и «Вечер. Закат» с пейзажами Дениса Чернова «Лето» и «Туман» вы увидите, что в основе любого из них – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что самое главное – это индивидуальность художника. Он рисует не всегда так, как в натуре, а передаёт своё внутреннее состояние, потому что у каждого художника свои любимые тоновые и цветовые сочетания, приёмы, техники, художественные материалы, индивидуальное отношение к тону и цвету.

Ребята, кто мне ответит, каким же образом в пейзаже передаётся настроение?

- тоном, цветом, пятном, штриховкой и т.д.

Всё верно, молодцы.

Сегодня мы с вами обратим внимание на нанесение штриховки и сделаем несколько упражнений. Но сначала, кто мне скажет, какие основные виды штриховки существуют?

Штриховка бывает: линейной, крестовой, барашек, перекрёстной, хаотичной, корзинкой (одновременно указывая на ту или иную штриховку).

Штриховка на первый взгляд кажется простой, но однако правильная штриховка сама по себе простой не бывает, её отрабатывают годами и она может стать личным почерком мастера. Ведь штриховка – это не простое черкание, а последовательное накладывание штрихов рисующего материала на основании определённой плоскости и тона, при этом надо ещё следить за равномерностью покрытия штрихов.  

      3. Упражнение по штриховке и передаче плановости (15 мин.).

Итак, для начала давайте выполним несколько упражнений. 1. Как штрихом передать настроение.

а) Поверхность неба, облако.

Солнечная знойная или морозная погода: небо гладкое, светлое и чистое. Иногда с перистыми облаками: имеют волокнистую структуру или напоминают хлопья. Находятся на больших высотах.

Пасмурная туманная или снежная погода: создаётся с помощью растушевки; облака с закруглёнными выступами, налагающиеся друг на друга.

Дождливая погода: вертикальные штрихи создают эффект дождя (длинные штрихи - сильный дождь, короткие штришки – мелкий дождик). Облака слоисто-дождевые: очень плотные с кружевными контурами, тёмные и занимают большое пространство в небе.

б) Поверхность земли (трава, земля, камни, вода и дерево).

Обратите внимание, что приближенный план (передний) воспроизводиться более чётко и точно, в то время как детали удалённых планов теряются  в глубине, а их контуры различаются с трудом.

 (показ и пример на работах художников)

2. А сейчас я покажу, как можно передать многоплановость ландшафта. И для этого нам нужно нарисовать горы.

Горы на первом плане заштрихуем перекрёстной штриховкой, частыми линиями. Горы на втором плане заштрихуем крестовой штриховкой. Наиболее удалённые горы заштрихуем редкими и тонкими штрихами под небольшим углом. Небо можно заштриховать прямой горизонтальной штриховкой (педагогический рисунок).  

      4. Объяснение задания (10 мин.)

А теперь давайте посмотрим, как правильно передавать перспективные явления в композиции пейзажа на академических работах студентов педколледжа.

Для начала нужно разбить рисунок на два-три перспективных плана (передний, средний, задний). Сравнивая их между собой, будет легче решать тональную задачу рисунка. Во время работы учитываются определённые законы воздушной перспективы такие как: 1. Чёткость предметов по мере удаления от зрителя ослабевает. Чем дальше от зрителя находится предмет, тем более расплывчатыми становятся его очертания. 2. Сила тоновых отношений      - контрастов (разница между светом и тенью) по мере удаления от зрителя ослабевает. 3. По мере удаления предмета от зрителя насыщенность, яркость его цвета ослабевает (показ на работах студентов). Одновременно с передачей явлений воздушной перспективы нужно следить за техникой работы. Рисуя предметы на первом плане, нужно нажимать карандашом на бумагу в полную силу, форма предметов прорисовывается очень чётко и со всеми деталями; на втором плане прорисовывать предметы более мягко и обобщённо, а на дальнем – изображать их лёгким прикосновением карандаша к бумаге. Таким образом, можно добиться передачи воздушной перспективы. Нужно учитывать, что хотя передний план и должен быть решён наиболее сильными тоновыми контрастами, однако злоупотреблять этим не следует, иначе будет нарушена общая тональность рисунка.

Рисуя пейзаж и моделируя форму крон деревьев светотенью, не следует особенно вдаваться в мелкие детали. Вполне достаточно выявить основные массы.

А сейчас скажите, как можно передать настроение?

- формой, тоном, штрихом и т.д.

Например как вы будете изображать ветер? дождь? метель?

Хорошо!

Сейчас вам нужно пользуясь графическими материалами и полученными знаниями передать настроение вашего пейзажа.

При этом помните, что оцениваться будет ваше творчество, последовательность выполнения работы, а так же аккуратность.

Обратите внимание на доску, здесь вывешены работы детей и студентов педколледжа.

Почувствуйте себя настоящими художниками, которые чувствуют и видят красоту природы, какой бы она не была.

А сейчас приступайте к тоновому решению своей композиции.

  1. Самостоятельная

работа (32 мин.)

Во время самостоятельной работы ученикам должна быть оказана как фронтальная, так и индивидуальная помощь, а также учителем ведётся контроль организации рабочего места и правильности выполнения приёмов работы; контролируется объём и качество выполнения. Работа ведётся под классическую музыку «Времена года».

  1. Физкультминутка (в промежутке сам. раб. 3 мин.).
  • Руки на поясе. На вдохе медленно присесть, на выдохе медленно выпрямиться.
  • Глубоко вдохнуть, поднимаемся на носках, поднять прямые руки через стороны вверх, возвращаемся в исходное положение. Выдох.
  • Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.
  • Исходное положение – сидя. Круговые движения глаз по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
  • Руки выпрямлены над головой, пальцы в замок. На вдохе прогибаемся назад и плавно опускаем руки перед собой.
  • Сжимание и разжимание пальцев рук.

 (Все упражнения повторяются по 5-6 раз.)

Теперь можете продолжать работу.  

  1. Подведение   итогов

(анализ работ 5 мин.)

- домашнее задание.

          После окончания работы, нескольким ученикам предлагается самостоятельно проанализировать свою композицию пейзажа-настроения: какое настроение в этой работе, с помощью каких средств, приёмов этого достиг автор?

Урок подходит к концу. Давайте подведём итог: что нового узнали? чему научились? Надеюсь, вы унесёте с этого занятия много нового и будете применять полученные знания в дальнейшем. Всем спасибо за урок, можете быть свободны. До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Очарование русского пейзажа «В очаровании русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна…» Заболоцкий Н.

Слайд 2

По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. --- Мчатся тучи, вьются тучи Невидимкою луна Освещает снег летучий. Мутно небо, ночь мутна; Еду, еду в чистом поле, Колокольчик динь – динь – динь. Страшно, страшно по – неволе Средь неведомых равнин.

Слайд 3

Как передать в пейзаже впечатление, пространство, настроение, состояние природы? Как пробудить у зрителя чувства восторга, любви к природе? СОСТОЯНИЕ ПРИРОДЫ НАСТРОЕНИЕ В ПЕЙЗАЖЕ ВРЕМЕНА ГОДА

Слайд 4

Мир в красках НЕТ, НЕ ПЕЙЗАЖ ВЛЕЧЁТ МЕНЯ, НЕ КРАСКИ ЖАДНЫЙ ВЗОР ПОДМЕТИТ, А ТО, ЧТО В ЭТИХ КРАСКАХ СВЕТИТ: ЛЮБОВЬ И РАДОСТЬ БЫТИЯ! И. А. БУНИН

Слайд 5

СОСТОЯНИЕ ПРИРОДЫ А.Пластов. Полдень И. Шишкин. Туманное утро

Слайд 6

СОСТОЯНИЕ ПРИРОДЫ А. Курнаков. Цветут подснежники. И. Левитан. Март

Слайд 7

НАСТРОЕНИЕ В ПЕЙЗАЖЕ К. Коровин. Весна

Слайд 8

НАСТРОЕНИЕ В ПЕЙЗАЖЕ Ф. Васильев. Мокрый луг В. Поленов. Заросший пруд

Слайд 9

Времена года К. Юон. Мартовское солнце

Слайд 10

Времена года. И. Левитан. Золотая осень

Слайд 11

Анализ выполненного пейзажа: Соответствие рисунка содержанию стихотворения; Соблюдение закономерностей линейной перспективы; Яркость переданного настроения; Соблюдение закономерностей воздушной перспективы; Оригинальность.