"Геометрические иллюзии"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс)

Сидорова Наталья Евгеньевна

Сценарий заседания интеллектуального кафе «Геометрические иллюзии»

 

Цель: Познакомить учащихся с иллюзорными свойствами изображений на  различных примерах, способствовать формированию представлений об оптических обманах зрения и иллюзиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по черчению 880.49 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие элективного курса «В мире графики и черчения"

Сценарий заседания интеллектуального кафе «Геометрические иллюзии»

Цель: Познакомить учащихся с иллюзорными свойствами изображений на  различных примерах, способствовать формированию представлений об оптических обманах зрения и иллюзиях.  

Задачи :

1. Обучающая – выполнить несколько конкурсных заданий, требующие нестандартного пространственного мышления, формирование потребности в самообразовании, углубление знаний по предмету изобразительного искусства и черчения.

 2. Развивающая – развивать и совершенствовать навыки и умения анализировать изображения. Развить кругозор,  личную инициативу, склонность к фантазии, эмоциональную отзывчивость, обеспечить     возможность переживания радости творчества.

 3. Воспитывающая – воспитывать эстетический вкус, коммуникативную культуру (умение работать в группах), самостоятельность, активность, повышение мотивации обучения путём использования инновационных технологий, повысить интерес к  черчению, дизайнерскому искусству.

Тип урока:

комбинированный в форме телеконференциии.

Вид

урока:

         формирования новых знаний.

Структура и содержание этапов урока

Методы и формы


I. Организационный момент– 1-2 мин.


Приветствие.

 II. Мотивационное начало. Выход на тему урока – 5 мин.


III. Проверка домашнего задания– 10 мин.

Фронтальный опрос с элементами 
эвристической беседы.

Организация частично-поисковой работы.

Индивидуальная творческая работа по группам (показ презентаций).


IV.  Работа с ключевыми деталями нового материала — 15 мин.


Работа в группах, фронтальная работа, организация частично-поисковой деятельности.


V. Подведение итогов – 5-10 мин.


Рефлексия.


VI. Домашнее задание – 3 мин.


Творческая работа.


Подготовка к занятию.
Учащиеся: 
1.Разделиться на две группы.
2
. Подготовить презентации по темам (задание индивидуальное каждой группе).
Учитель:
1. Компьютерная презентация.
2. Проектор.
3. Таблицы для учащихся.

Оборудование:

1.Ученик – тетради, ручки, инструменты, простые карандаши.

2.Учитель – план, доска, мел, рисунки, карточки-задания, мультимедийная доска, проектор, магнитофон.

Девиз занятия:  Лучше один раз увидеть.

Ход занятия.

     I.   Организационная часть (приготовить рабочее место, создать благоприятную атмосферу).

  1. Мотивационное начало. Выход на тему занятия.

 Учитель: Добрый день. (Класс поделён на несколько группы за отдельными столами). Сегодня, я приглашаю Вас в мир обманов нашего восприятия, ведь многое оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе самые неожиданные открытия, нужно только  присмотреться.

Девиз  занятия. Лучше один раз увидеть!

     Часто «ошибочные» видимые образы очень убедительны, и человек, как правило, не может их «откорректировать» по своему желанию, даже если прекрасно осведомлен о том, что он должен был бы видеть, если бы зрение его не обманывало. Мы с вами поговорим об необычных свойствах изображений и узнаем, какие бывают обманы зрения.

  • А как по-другому ещё называют обман зрения? (иллюзии).

Тема нашего занятия. «Геометрические иллюзии»

Вступительное слово учителя.

  Учитель. 

       Прежде, чем озвучить план нашего занятия, я хотела бы вам рассказать  притчу.

     Один бедный старик делал ножи для чистки картофеля и продавал их на рынке в маленьком городке. Рынок насытился, и ножи перестали покупать. Старик обратился за помощью к художнику. Художник покрасил нож, сделал его нарядней. Несколько ножей удалось продать, но не более того. Старик обратился к другому художнику. Тот изменил форму ножа, сделал его удобнее и, отказавшись от декора, покрасил нож в цвет картофельных очисток. Обновлённое изделие  привлекло внимание покупателей. Ножи нравились, их охотно  покупали, к ним привыкли. Спрос на  ножи возрос. Замысел дизайнера был точен.

  Учитель.  Почему люди стали часто покупать ножи? Как вы думаете?

(Люди не замечали и выбрасывали, случайно, вместе с очистками, так как они были окрашены в цвет картофельных очисток.)

 К сожалению, наш глаз не точный прибор в мире, поэтому и ему свойственно ошибаться. Эти ошибки называют оптическими иллюзиями. То, что человеку свойственно при   определённых обстоятельствах поддаваться  обманам зрения, не следует рассматривать как  физический  недостаток. Художники или люди обладающие, творческим воображением, видят  в изображениях гораздо больше.    Художники встречаются с целым рядом оптических   обманов.  Часто художники, дизайнеры, фотографы пользуются особенностями зрительных механизмов и используют в своих творениях зрительные обманы или иллюзии.

Чтобы перейти к знакомству с такими иллюзиями, давайте перейдём к станции  «Обмани себя» просмотрим видео.   (Просмотр видео).                                              

        Не стоит забывать, что оптические иллюзии сопровождают нас в течение всей жизни. Поэтому знание основных видов, причин и возможных последствий воздействия на человека  необходимо каждому из нас.

Природу иллюзии нельзя изучать однобоко. Обманы зрения представляют собой живой интерес для художника, физиолога, врача, психолога, философа, наконец, для каждого любознательного  человека. Обман зрения можно   наблюдать  при любых условиях, без каких-либо приспособлений. Причина обмана объяснима. Зрительный аппарат человека – сложно устроенная система со вполне определенным пределом функциональных возможностей. В нее входит: глаза, нервные клетки, по которым сигнал передается от глаза к мозгу, и часть мозга, отвечающая за зрительное восприятие. В связи с этим выделяют три основные иллюзии:

1) глаза так воспринимают идущий от предмета свет, что в мозг приходит ошибочная информация;

2) при нарушении передачи информационных сигналов нервам происходит сбои, что приводит к ошибочному восприятию;

  1. мозг не всегда правильно реагирует на сигналы, приходящие от глаз. Даже если человек живет без розовых очков, он не всегда сможет реально оценить увиденную ситуацию. Зная особенности зрения, человек может анализировать получаемую картинку, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение полностью реально.

 

 Изучение нового материала.

 При выполнении чертежей, технических рисунков, надписей вам полезно знать об оптических иллюзиях и о зависимости восприятия определённого сочетания линий от нашего психологического настроя.

Геометрические иллюзии создают огромные возможности для художников, фотографов, модельеров. Однако инженерам и математикам приходится быть осторожными с чертежами и подкреплять «очевидное».

И так, мы с вами узнаем секреты:  геометрических иллюзий

1. Некоторые виды оптических иллюзий. (1слайд)

Визуальные парадоксы и каламбуры уже не первое столетие очаровывают и захватывают людей, уводя в мир игры. Исследования феномена оптических иллюзий началось еще в конце XIX века, но до сих пор профессионалы не могут объяснить, как многие из них "работают"...

В переводе с латыни слово "иллюзия" означает "ошибка, заблуждение". Это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы. Во второй половине 19 — начале 20 веков было создано множество тестовых изображений, демонстрирующих наличие значительных ошибок в оценке размеров и формы геометрических фигур. В основе этих зрительных иллюзий лежит то обстоятельство, что на формирование видимого образа данного объекта всегда в большей или меньшей мере влияют объекты, располагающиеся по соседству с ним в поле зрения. Иными словами, наше зрительное впечатление о величине и форме объекта зависит от контекста, в котором он рассматривается. Это свойство нашего зрения было замечено очень давно. В частности, было обнаружено, что на воспринимаемую длину, кривизну и ориентацию линий большое влияние оказывают размеры фигур, в которые они включены, а также наличие прилегающих или пересекающих линий. Многие из придуманных в то время геометрических зрительных иллюзий стали классическими.

2. Неправильное восприятие величины предмета. (2слайд) Две равные линии, ограниченные на концах в одном случае сходящимися, а в другом — расходящимися углами, воспринимаются как неодинаковые по величине: линия со сходящимися углами кажется меньшей, а линия с расходящимися углами — большей.

В первых двух случаях неправильное восприятие величины линий обусловлено тем, что они воспринимаются не изолированно, а как части более сложного целого.

Эти виды иллюзий объясняются общим законом, по которому восприятие целого обусловливает характерные особенности восприятия его частей: линия, входящая в состав большей фигуры, будет восприниматься как большая, и наоборот.

Иллюзия с кружками объясняется действием закона контраста, по которому предмет воспринимается как больший или меньший в зависимости от величины окружающих предметов: предмет будет казаться больше своей действительной величины на фоне мелких предметов, и наоборот.

3. Искажение формы предметов.(3слайд) Параллельные линии будут восприниматься как непараллельные, если их рассматривать на фоне взаимно пересекающихся косых линий. Круг теряет свою правильную форму, если его рассматривать на фоне кривых линий .

Этот вид иллюзий находит свое объяснение в том законе восприятия, по которому резко выраженные особенности фона влияют на восприятие расположенных на этом фоне предметов.

4. Иллюзии геометрической перспективы. (4слайд) Одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся на известном удалении друг от друга, при этом ближе расположенный предмет кажется меньше, а далекий — больше своей действительной величины.

(оба прямоугольника имеют одинаковую форму и размер)

Хорошим примером оптической иллюзии может послужить также комната Эймса, созданная психологом и офтальмологом Адельбертом Эймс.Она вызывает трехмерную оптическую иллюзию: так человек, стоящий в одном углу этой комнаты, кажется великаном, а в другом углу – карликом. Весь секрет – это использование законов перспективы. Так из-за квадратов на полу комнаты создается иллюзия, что комната Эймса имеет правильную прямоугольную форму. В реальности дальняя стена расположена наискосок.

Эти иллюзии объясняются тем законом восприятия, по которому величина предметов оценивается не по действительным размерам, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.

5. Переоценка вертикальных линий. (5 слайд) Из двух линий одинакового размера вертикальная всегда воспринимается зрительно, как значительно большая по сравнению с горизонтальной. В связи с этой иллюзией высота предметов кажется нам больше ее действительной величины.

Эта иллюзия настолько постоянна и закономерна, что ее приходится учитывать во многих практических действиях, например при расчете высоты зданий , при установлении определенных размеров печатного шрифта и т.д. Цифры 3 и 8 мы видим  состоящими  из равных половин только потому, что в действительности верхние половинки этих цифр сделаны меньшими по сравнению с нижними. Если цифры перевернуть, мы увидим, что их верхние и нижние половинки не равны.

  (какая из женщин толще?)

6. Иллюзии восприятия цвета (6 слайд)

Проанализировав опубликованные отчеты дорожных служб, можно прийти к выводу, что большинство аварий происходит на перекрестках. В сумерки количество происшествий резко возрастает. На любом перекрестке есть светофор. В вечерние часы из-за понижения освещенности происходит перераспределение основной нагрузки с колбочек (цвет) на палочки (свет), так как они более чувствительны. Пик аварий приходится как раз на то время, когда одни из чувствительных клеток не включились, а другие уже не работают.  Не редко происходят ночные аварии. Водитель, который едет по трассе, внезапно увидев огни светофора из-за “ передозировки” информации может принять его за обычный фонарь (увидит огни белым). Поэтому для светофоров подбирают специальный режим задержки, чтобы глаза успели привыкнуть к цвету (Типичный светофор для городского участка с плотным движением дает зеленый свет в течение 50 секунд, желтый – 5 секунд и красный – 25 секунд). Если долго смотреть на яркие источники зрительной информации, так же возникает цветовая иллюзия.

7. Движущиеся иллюзии (7слайд)

  • Неподвижное изображение кажется движущимся.
  • Если смотреть на одинаковые движущиеся мячи вы увидите, что они разного размера.
  • Одно и то же вращающееся изображение может вращаться в разные стороны, или даже совершать колебательные движения.

Некоторые иллюзии возникают в связи с переработкой поступающей информации. Человек иногда видит мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким хотел бы его увидеть, поддаваясь сформированным привычкам, потаенным мечтам или страстным желаниям..

Восприятие работает очень избирательно, когда дело доходит до значимых, слишком важных для нас событий. Например, человеческое лицо воспринимается по-особому. Негатив снимка лица практически не опознается, кажется совершенно неинформативным. Если геометрические объекты, в зависимости от того, как ложатся тени, могут казаться как выпуклыми, так и вогнутыми, то человеческое лицо выпукло всегда (даже маску невозможно увидеть вогнутой). Дело, видимо, в том, что человеческое лицо слишком значимо, его невозможно воспринимать в необычном ракурсе.

Большое влияние на избирательность восприятия оказывает эмоциональное отношение к тому, что воспринимается. При безразличном отношении к предмету он или вовсе не замечается, или восприятие его носит поверхностный характер; при наличии же интереса или эмоционального отношения к предмету он легко становится объектом восприятия.

Существенную роль в восприятии играет прошлый опыт человека. Он оказывает сильнейшее влияние не только на то, что именно, но и на то, как воспринимает данный человек.

Геометрические иллюзии создают огромные возможности для художников, фотографов, модельеров. Однако инженерам и математикам приходится быть осторожными с чертежами и подкреплять «очевидное».

 8. Оптические иллюзии, встречающиеся в творчестве художников.(8 слайд)

«Следящие», или «указующие» картины. Наиболее известная в живописи иллюзия относится к "следящим" или "указующим" картинам. Как бы вы не смотрели на изображение, все равно лицо и палец будут обращены к вам. Этот прием широко использовался в плакатном искусстве – хорошо известны плакаты времен гражданской и Великой Отечественной войны, персонажи которых смотрят прямо в глаза зрителя.  

9. «Загадочные», или «двойственные» изображения. Этот прием построен  на иллюзии восприятия, когда изображение неожиданно «проступает» среди нагромождения случайных элементов.

Характерной особенностью восприятий у человека является их осмысленность. Воспринимая предметы и явления действительности, человек истолковывает их в соответствии с полученными ранее знаниями и своим практическим опытом.

Опора узнавания на отдельные признаки или на отдельные части объектов легко может вести к ошибкам восприятия. В некоторых случаях, например, при создании иллюзий,  возникает необходимость сделать так, чтобы объект нельзя было узнать. Задача заключается в том, чтобы при полной сохранности вещи так изменить ее восприятие, чтобы она утратила свои характерные особенности. Обычно это достигается окраской некоторых частей предмета в цвет, очень близкий к цвету фона, на котором предмет находится. При такой окраске части предмета, которые по цвету приближаются к фону, сливаются с ним, а остальные его части уже не образуют формы данного предмета. Большое значение имеет также нанесение на поверхность предмета таких линий (косых или радиальных), которые меняют его форму, превращая, например, симметричную фигуру в косую и несимметричную, что затрудняет ее узнавание.    

9. Исследование  иллюзии зрительного восприятия.

«Редактор  одного из предыдущих изданий моей книги, получив из цинкографии оттиск этого клише, счел клише недоделанным и готовился было уже возвратить его в мастерскую, чтобы счистить серые пятна на пересечении белых полос, когда я, случайно войдя в комнату, объяснил ему, в чем дело. На пересечениях всех белых полос, за исключением того пересечения, на котором вы фиксируете взгляд в данный момент, видны маленькие серые пятна» - так писал в своей книге «Занимательная физика» Я. И. Перельман о силе воздействия на людей некотрых иллюзий.

Способность нашу поддаваться зрительным обманом вовсе не следует рассматривать только как недостаток зрения. Она имеет и свою весьма выгодную сторону, о которой часто забывают. Дело в том, что, если бы глаз наш был неспособен поддаваться никаким обманам, не существовало бы живописи, и мы лишены были бы всех наслаждений изобразительных искусств. Художники широко пользуются этими недостатками зрения. В своих знаменитых «Письмах о разных физических материалах» гениальный ученый XVIII века Эйлер писал:

« На сей обманчивости все живописное художество основано. Ежели бы мы привыкли судить о вещах по самой истине, что бы сие искусство (т.е. художество) не могло иметь места, равно как когда мы бы мы были слепы. Всуе художник истощил бы всё свое искусство на смешение цветов; мы бы сказали: вот на сей доске красное пятно; вот голубое, здесь черное и там несколько беловатых линий, все находятся на одной поверхности, и не видно на ней никакого в расстоянии различия, и не можно было бы изобразить ни единого предмета. Что бы на картине не написано было, так бы вам казалось, как письмо на бумаге... При сем совершенстве не были бы мы сожаления достойны, лишены будучи удовольствия, которое приносит нам ежедневно столь приятное и полезное художество?»

 Нами  были рассмотрены особенности зрительного аппарата, благодаря которым возникают оптические иллюзии. Было выяснено, что виною их возникновения являются не только особенности глаза, но и головного мозга.

Практическая работа:

 решение занимательных задач на визуальные ассоциации.  

 Учитель: Переходим к закреплению материала.  Мои вопросы и задания, а ваши ответы. Будьте внимательны, задания имеют занимательный характер, не поддавайтесь иллюзиям, включайте своё размышление.

Учитель:   

 Задание №1. Определите, на каком столе шашек больше

всего. По возможности дайте точные цифры.

Задание №2.

Задание №3

Чтобы хорошо читать чертежи и разбираться в них, надо научиться представлять по заданным проекциям спроецированный предмет.    

1.  Вы сделали фотоснимок, проявили пленку, получили негатив и с него фотокарточку.

Чем является негатив: проекцией или оригиналом?

Задание:

Эти предметы очень хорошо вам знакомы, но на чертеже выглядят непривычно.

 
Какой это предмет?

Какой это предмет?

    Как поделена высота у треугольников ?

  • Что вы видите? Что здесь, изображено?

  • А, здесь, что мы видим ? (старуха и молодая женщина)

- Какие изображения даны здесь?

 

Вопрос. На урок изобразительного искусства учитель принес предмет и поставил его на видное место. Контур этого предмета для всех учеников был одним и тем же.

 (Ученики выполняют задания, делятся своими эмоциями).

Обобщающий опрос (Рефлексия):

Учитель:

- Что нового вы узнали на нашем заседании?

- Как вы думаете пригодятся ли вам знания полученные на сегодняшнем уроке? Если да, то почему?

- Как вы думаете, может ли умение понимать иллюзии помочь в изучении других предметов или в повседневной жизни?

- А представителям каких профессий нужно знать об оптических иллюзиях?

- У вас на столе лежат смайлики (весёлый, грустный, спокойный), нужно выбрать тот, который соответствует вашему настроению сегодняшнего урока.

  1.  Домашнее задание:  Попробуй создать свою двойственную картинку. Это задание нужно выполнить на альбомных листах, графическими материалами. Попытаться самостоятельно создать оптическую иллюзию в фотографиях.
  2. Итог. Ну, вот и подошло наше заседание к завершению, я  надеюсь, что вам не было скучно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока на тему" Определение арифметической и геометрической прогрессий. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий"

В технологии УДЕ (укрупненная дидактическая единица) при обучении математике одним из основных элементов является совместное и одновременное изучение родственных разделов. Арифметическая и геометричес...

Открытый урок алгебры в 9 классе. Тема: Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.

Открытый урок алгебры в 9 классе.  Тема: Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.Цели: 1.  Расширить и углубить знания о прогрессиях, продолжить форм...

Презентация к уроку алгебры в 9 классе по теме "Геометрическая прогрессия. Формула n-го члена геометрической прогрессии"

Презентация содержит подробный план урока, историческую справку, тренировочные задания и задания для первичного контроля знаний....

Геометрические иллюзии, или всегда ли мы видим то, что видим

Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наукРегиональная общественная организация «Омский совет ректоров»Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации«Русс...

презентация по геометрии "Геометрические иллюзии"

используется материал, как на уроках, так и во внеклассной работе на математических вечерах, кругосветках....

"Геометрические иллюзии"

В презентации рассматриваются оптико–геометрические иллюзии — зрительные иллюзии, за счет которых происходит искажение пространственных соотношений признаков воспринимаемых объек...

"Геометрические иллюзии"

Сценарий заседания интеллектуального кафе «Геометрические иллюзии» Цель: Познакомить учащихся с иллюзорными свойствами изображений на  различных примерах, способствовать формиров...