Древние образы в народном искусстве
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Зонова Елена Викторовна

Педагогическая цель:

Познакомить учащихся с понятием «декоративно-прикладное искусство», со славянской орнаментальной символикой и её историей. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnie_obrazy_v_narodnom_iskusstve.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Древние образы в народном искусстве.

Педагогическая цель:

Познакомить учащихся с понятием «декоративно-прикладное искусство», со славянской орнаментальной символикой и её историей. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности.

Тип урока

Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты (предметные ПР):

понимать условно-символический характер народного декоративного искусства. Читать орнамент

Личностные (ЛР):

- уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

УУД Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Традиционные образы народного прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни.

Образовательные ресурсы.

В/ф «Народные промыслы». Презентация «Солярные знаки». Иллюстрации с изображением знаков-символов, с изображением орнамента на предметах быта. Учебник. Бумага, акварель.

Ход урока.

  1. Мотивация к деятельности.
  2. Актуализация знаний.

- Знаете ли вы как жили наши предки?

С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений.

Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу.

Эти явления приобрели разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.

Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов.

Так появилось декоративно – прикладное искусство.

- Что такое декоративно – прикладное искусство?

- Назовите предметы нашего быта?

- Материалы ДПИ?

  1. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

  1. Решение учебной задачи.

Декоративно–прикладное искусство – это украшение предметов быта художниками и народными умельцами. Древние люди наполняли свою жизнь предметами с символическими изображениями солнца в виде розеток и полурозеток с узорами внутри окружности; земли в виде горизонтальных линий, прямоугольников, ромбов; воды в форме вертикальных и горизонтальных линий. Такие изображения называются солярными знаками. Из этих знаков выстраивали узор. (показ таблиц со знаками, рассматривание иллюстраций в учебнике на стр.12-13).

Цвет тоже имел символическое значение:

Черный – символизировал землю;

Желтый – солнце;

Красный – жизнь.

Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы и древа жизни.

Рассматривание иллюстраций в учебнике на стр. 15-18.

Берегиня – так называли изображение женщины с поднятыми руками. Это наиболее почитаемое божество олицетворяло плодородие земли, источник жизни, урожая, тепла и защиты для крестьян.

Ее часто изображали на одежде, полотенцах, стенах жилищ, и всегда ее фигура переплеталась с изображением птиц, растений, иногда напоминала дерево.

Древо жизни – символ вечной жизни, процветающей природы и счастливого продолжения рода. Изображалось в виде разветвленного растения с причудливыми пташками на ветвях либо цветами и плодами.

Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства, был одним из древнейших образов солнца, движения солнца по небу, символом крепости крестьянской жизни.

Птицы – изображения птиц были особенно разнообразными и красивыми. С удивительными гребнями, хвостами и узорчатыми перьями. Птицы – счастье, символ весны, тепла, света.

Удивительно красивым был труд трудолюбивого крестьянина, окружавшего себя яркими, красивыми предметами и изображениями. Радостнее было терпеть тяготы труда, пережидать суровую зиму, преодолевать горести и болезни в доме, излучающем радость, тепло и добро.

  1. Закрепление знаний. Практическая работа.

Нашу жизнь можно представить в виде огромного дерева с его многочисленными ответвлениями и корнями. Сегодня вы изобразите древо жизни акварелью. Помните, при создании рисунка необходимо сохранять обобщенную форму изображения, фантазируя, украшайте свою работу.

  1. Оценка.

Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (Выставка рисунков).

  1. Итог. Рефлексия деятельности.

- Что такое ДПИ?

- Какие предметы относятся к ДПИ?

- Что относится к материалам ДПИ?

- Как в образах народного искусства отражаются представления древнего человека о жизни и быте?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древние образы в народном искусств

План урока ИЗО и презентация.  5 класс "Древние образы в народном искусстве"...

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

Методическая разработка плюс презентация к проведению урока по изобразительному искусству в 5 классе по программе Неменского "Древние корни народного искусства" (1 урок I четверти)Цели: 1. П...

Древние образы в народном искусстве

В презентации рассматривается символика формы в декоративно-прикладном искусстве...

Методическая разработка урока по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни".

Методическая азработка для 5 класса. Урок  формирует  понятия у детей о  символах древних образов. Знакомит учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. Формирует общекультурную...

Презентация к уроку по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни."

Презентация помогает расскрыть тему урока "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"...

Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве".

Данная разработка урока направлена познакомить учащихся с темой  «Древние корни народного искусства», со славянской орнаментальной символикой, ее историей.Воспитывать любовь к н...