Статья по теме "Стилизация деревьев на уроках ИЗО в школе"
статья по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)

Павленкова Людмила Александровна

Что такое стилизация? Способы стилизации объектов, в том числе деревьев. Реалистичное и стилизованное дерево. Мировое древо как пример стилизации дерева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stilizatsiya_derevev_statya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Стилизация деревьев на уроках ИЗО в школе.

Для того, чтобы заниматься стилизацией деревьев с детьми, нужно разобраться с самим понятием стилизации. В различных источниках нам говорится о том, что стилизация – это намеренное упрощение формы для придания ей декоративности. Лично я объясняю детям это понятие таким образом: стилизация – это когда мы изображаем предмет не так, как он выглядит в жизни, не реалистично. Мы изменяем его по-своему, при этом так, чтобы предмет оставался самим собой, чтобы все-таки было понятно, что мы изобразили. В качестве примера я привожу всеми любимые мультфильмы, ведь там мы как раз видим стилизацию в полной мере. Стилизовать можно любой объект – предмет, растение, животное и даже человека!

Каким же образом можно стилизовать предметы? Художник их или упрощает, или усложняет, или оживляет, он заостряет внимание на самых важных деталях объекта, а несущественные опускает. Для стилизации объектов мы можем использовать, например, жирную обводку, покрывать предметы различными узорами, раскрашивать их в необычные цвета, немного менять их форму (делать ее более угловатой или, наоборот, более округлой).

Чаще всего творческие люди берут вдохновение для творчества из природы. Поэтому стилизация дерева является привычной работой для художника. Стилизация деревьев – один из приемов, который художник использует для того, чтобы выделить или создать контраст между задним и передним планом. Как же он этого добивается? Дело в том, что деревья играют в рисунках не главную роль, а служат фоном. Поэтому стилизованный задний план создает резкий контраст переднему, на котором изображены главные герои. Обычно в иллюстрациях сочетается декоративность и реалистичность. Например, стилизация дерева будет явной, а вот главный герой картины будет выглядеть реалистично. Но ведь художники создают не только иллюстрации. Многие рисуют стилизованные картины, которые становятся эскизами для прикладного творчества. Например, изображением на керамической вазе. Стилизацию любят детские художники, а также иллюстраторы и мультипликаторы. Перед этими людьми стоит задача - сделать рисунок ярким, понятным и при этом использовать минимум изобразительных средств. Поэтому художники стилизуют изображаемые предметы, делая их проще и интересней, заставляя зрителей фантазировать, смотреть на объекты под другим углом. Современное искусство отдает предпочтение символической и стилизованной живописи. Ведь она открывает перед художником множество возможностей. Зачем реалистично копировать природу, если лучше фотоаппарата с этой задачей все равно никто не справится. Художник же должен пропускать идею через призму фантазии и показывать не существующую реальность, а свое видение, создавать свой, фантастический мир, который было бы интересно рассматривать и погружаться в него.

Но, прежде чем стилизовать деревья, необходимо вспомнить, повторить, как мы изображаем деревья реалистично, какие они имеют конструктивные особенности. Сначала мы рисуем ствол, от него растут ветки. Немало важно и о чем часто забывают школьники, это то, что сначала от ствола растут толстые ветки, а от них более тонкие и так далее, ветки постепенно становятся тоньше и тоньше. Также необходимо напомнить, что ветки в большинстве своем растут вверх, к солнцу. Дерево покрывает кора и фактуру коры можно использовать для дальнейшей стилизации. При стилизации мы должны не забывать о структуре дерева, оно должно сохранить хотя бы некоторые конструктивные элементы.

Какие качества мы разовьем у детей, стилизуя природные объекты, в частности, деревья?

Во-первых, это способность анализировать конструктивные особенности природного объекта, наблюдательность, расширение кругозора. Во-вторых, творческое воображение; фантазию. Также мы развиваем мелкую моторику руки в процессе рисования, аккуратность, самостоятельность, способность воплощать свои идеи. Ну и конечно, воспитываем эстетическую отзывчивость на прекрасное в природе и окружающей действительности.

Как пример стилизации дерева можно использовать образ мифологического Мирового древа, посмотреть примеры, как его изображали разные народы, познакомить с его историей, способами и особенностями изображения. Приведу пример небольшого рассказа учителя о Мировом древе:

«Образ Мирового дерева может быть разнообразен, но всегда можно распознать три уровня. Нижний мир – это обиталище змея, повелителя подземного царства. Верхний мир – это небо. Там царство света, солнца, небесных вод. Средний – это земля. На ней живут люди и животные. Мировое дерево отображает мир.

Позднее образ Мирового древа стал присутствовать в различных текстах, например в сказках. У Пушкина А.С.: “У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том. И днем и ночью кот ученый, все ходит по цепи кругом”. Златая цепь похожая на змея, опоясывает весь мир и охраняет его. Кот связан с подземным миром. Дуб и есть сказочное отображение Мирового древа, вмещающего мир сказок .

Древо Жизни в Древнем Китае, растущее в центре мира, это лестница, по которой поднимаются и опускаются не только Солнце и Луна, но также владыки и мудрецы, т.е. те которые являются посредниками между небом и землей. У египтян из Древа вырастает женщина, которая сама и является Древом.

Наши предки, славяне, полагали, что это береза или дуб, а возможно, яблоня. В сказках описывается яблоня с золотыми листьями и плодами (молодильными яблоками), дающими молодость. Оно растет в центре мира – на острове, посреди океана, на камне Алатыре. А “на море, на Окияне, на острове Буяне, стоит дуб могуч…”. У славян Древо было дорогой, которая соединяла Навь (мир духов), Явь (мир людей) и Правь(мир богов).

Во всех религиях мира мы встречаем образ Мирового Древа — символ перекрестка миров, оси мироздания, своеобразную точку начала отсчета координат. Помните сказочное место, куда отправляется главный герой?  Правильно, за тридевять земель в тридевятое государство: три «нижних мира», три «срединных» мира (один из них наш), три «верхних» мира.

Самое известное нам сейчас (но не единственное) Мировое Древо - это скандинавский ясень Иггдрасиль. Само название древа – Иггдрасиль – буквально переводится фразой «конь Игга», конь Одина. Это делает акцент на том, что и сам Один – тоже шаман, путешествующий из мира в мир, вверх и вниз. Дерево – это дорога, путь, по которому можно перемещаться между мирами. По преданиям, само Древо – это ясень-исполин (ещё есть версия, что тис). Он – основа, он – стержень, и все девять миров соединяются в гармоничную систему благодаря ему. Растёт гигантский ясень на трёх корнях, каждый из них идёт в один из миров – Асгард (владения асов), Нифльхейм (земля инеистых великанов), Ётунхейм. Под каждым из корней течёт источник, Урд – у его подножия живут три известные норны, источник мудрости – оберегаемый великаном Мимиром (однако за отданный глаз великан позволил Одину напиться).

У тюрков Мировое Древо — Байтерек. Байтерек, растет у истока Мировой Реки, корнями удерживает землю, а кроной подпирает небо. Древо прорастает через три мира: подземный, земной и небесный. В кроне дерева живет священная птица, из яйца которой вылупляется Солнце, которое затем прогладывает дракон, живущий у корней.

В эрзянской религии (мордва) Мировое Древо — Эчке Тумо, на котором живет священная утка, из яйца которой вылупился наш мир.

В индийских Ведах говорится: «Вверх корнями, вниз ветвями, стоит вечное дерево Ашваттха. Оно называется "бессмертное", в нём покоятся все миры, и никто не может его превозмочь».

Обязательными для Мирового Древа будут следующие «атрибуты»: в корнях дерева обитает Мировой Змей (Дракон) и бьет волшебный источник, в кроне дерева гнездится мифическая птица, а вокруг ствола дерева бродят разные звери. Змей (Дракон) и Птица обычно не ладят, стараясь навредить друг другу, но эти силы всегда равны.

Таким образом, Мировое Дерево — это нечто своеобразный  портал в пространстве, который является точкой пересечения разных миров, мира нашей реальности, мира предков (мир мертвых или мир прошлого), мир богов (верхний мир, мир света или будущего).»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Современные музыкальные направления на уроке музыки в школе".

Статья на тему о введении в урок музыки в  общеобразовательной школе современных музыкальных направлений....

Статья "Формирование коммуникативных навыков на уроках СБО в школе VIII вида".

Статья "Формирование коммуникативных навыков на уроке СБО в школе VIII вида предназначена для педагогов, работающих с детьми с нарушением интеллекта. В ней рассматриваются способы и методы формир...

статья "Личностно-ориентированные технологии на уроках технологии в школе"

 Каждый предмет, изучаемый в школе важен и нужен. Не исключение и предмет – технология. В современное время, когда у молодежи новые интересы и принципы, важно со школьной скамьи прив...

Статья "ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ УРОКОВ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ

Статья отражает влияние уроков музыкального искусства в школе на психическое состояние учащихся, их духовную сущность и здоровье в целом. В ней представлены основные виды деятельности учащихся на урок...

Статья «Лично-ориентированные технологии на уроках технологии в школе»

   Хочу сказать, что в своей педагогической деятельности большое внимание уделяю практике, развитию в учащихся трудолюбия и уважения к труду, стремление деятельно улучшать собственную...

Написать статью для раздела "Урок в современной школе-2019", статья размышление о современном образовательном процессе.

Одной из задач учителя в современной школе, на мой взгляд, является не только формирование у учащихся, знаний и навыков по своему предмету, но и формирование общей картины окружающего мира. На сегодня...

Статья "Современный подход к проведению уроков в коррекционной школе в рамках введения ФГОС"

Статья " Современный подход к проведению уроков в коррекционной школе в рамках введения ФГОС"...