Мастер-класс «Весенний заигрыш: роспись птички-свистульки»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Алексеева Лариса Юрьевна

Одним из самых популярных изделий Полховского Майдана были птички - свистульки – самые старые, повсеместно и широко распространенные  игрушки, превращающихся в умелых руках в музыкальный народный инструмент. На Руси свистульки появились не позднее X века. Они представляют сбой сочетание простейшего музыкального инструмента (свистка-гудушника, свистка-сопелки).  В древности звучащие изделия служили средством общения с духами и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. В языческие времена птичка-свистулька была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. Веселый, звонкий свист и музыкальные трели деревянных соловьев всегда раздавались на всех ярмарках – сразу было понятно, куда идти за новой игрушкой или посудой. Свистулька привлекала к продавцу покупателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_vesenniy_zaigrysh_rospis_ptichki_svistulki.docx122.17 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

«Весенний заигрыш: роспись птички-свистульки»

polhov-majdanskaja-rospis

АКТУАЛЬНОСТЬ

     Люди с давних времён занимались росписью. В каменном веке были наскальные росписи, позднее украшали росписью гончарную посуду. И сейчас современные люди украшают и расписывают свою посуду, расписывают интерьерные игрушки.

Представленный мастер-класс знакомит с историей и традиционной росписью Полхов-Майданской птички-свистульки.

ЦЕЛЬ:

Знакомство с традиционным Полхов-Майданским промыслом России и выполнение росписи птички- свистульки.

ЗАДАЧИ:

-познакомить с традиционной росписью игрушки;

-научить правильному расположению рисунка;

-развить умение работать с акриловыми красками;

-расписать птичку-свистульку.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ:

-деревянная заготовка птички-свистульки;

-акриловые краски;

-кисти колонок № 1-4;

-баночка с водой;

-палитра;

-тряпочка и салфетки бумажные;

-образцы изделий;

-наглядные пособия.

Знакомство с историей росписи

Село Полховский Майдан находится на Нижегородчине. В лесной, удаленной от железнодорожного сообщения местности в середине 19 местное население стало производить токарную некрашеную деревянную посуду. Интересное наблюдение сделали эксперты: ремесла, по их мнению, активно развиваются близ монастырей. А Полховский Майдан находится недалеко от знаменитого Дивеева монастыря. В это время образуются основные приемы росписи. Получается, что развитию Полховской росписи поспособствовал кризис. В 60-е годы прошлого века артель стала Полхов-Майданской фабрикой игрушек. Еще через десятилетие в райцентре Вознесенское появляется производственно-художественное объединение «Полхов-Майданская роспись».

            Сегодня промысел живет, в основном, за счет семейной организации производственного процесса. Мужчины изготавливают токарное «белье», а женщины расписывают заготовки. И такие работы могут быть более востребованы, так как однообразие и шаблонность творчеству мастеров-кустарей присуща гораздо меньше, нежели фабричной продукции.

Мотивы и орнаменты

Основные мотивы росписи – птицы, животные, цветы (мак, роза, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись тоже встречается, в основном мастера изображают сельский пейзаж: река, домики, мельница на берегу и церквушка. И обязательно венчает и умиротворяет этот пейзаж красная заря.

Узнают полхов-майданскую роспись по красным цветкам, крупным, ярким, еще не распустившимся. Это не единственный сюжет, но он в большей степени ассоциируется с промыслом.

Полховский Майдан – роспись и ее уникальные черты:

  • в выборе цветов доминирует следующее сочетание – желтый плюс темно-синий, зеленый и холодный красный;
  • самый распространенный цветок росписи – роза, она предстает на изделиях в разных вариациях;
  • приоритетный фон для орнамента – желтый, рисунок имеет черный, четко очерченный контур.

Цвета

Яркие, нарядные, праздничные – так можно назвать цвета на похловских изделиях. Они воспевают жизнь, ее цветение, красоту каждого дня, саму радость жить и все это созерцать. Такая философия традиционна для русского творчества, она же является гимном народу, крестьянам и ремесленникам. Традиционно цвет на изделия появлялся только с помощью анилиновых красок. И наносили их на поверхность в определенном порядке: сначала желтую, которую потом перекроют алой – так и выйдет ярко-красный цвет. Или желтую, которую перекрывают синей – и вот листики стали ярко-зелеными. А отличительной чертой, завершением цветового оформления считается черный контур элементов.

       Одной из самых популярных изделий Полховского Майдана были птички - свистульки –самые старые, повсеместно и широко распространенные  игрушеки, превращающихся в умелых руках в музыкальный народный инструмент. На Руси свистульки появились не позднее X века. Они представляют сбой сочетание простейшего музыкального инструмента (свистка-гудушника, свистка-сопелки).  В древности звучащие изделия служили средством общения с духами и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. В языческие времена птичка-свистулька была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. Веселый, звонкий свист и музыкальные трели деревянных соловьев всегда раздавались на всех ярмарках – сразу было понятно, куда идти за новой игрушкой или посудой. Свистулька привлекала к продавцу покупателей.

Роспись птички-свистульки проводится в определенном порядке:

  • Если заготовка не отшлифована и не зачищена, сначала нужно выполнить эти процедуры.
  • Затем мастерица наносит на туловище, голову и подставку птички выбранный цвет.
  • Фон головы и туловища и подставки отличается, но вместе цвета должны гармонировать.
  • На туловище птички рисуются крупные ягоды или цветы.
  • На голове горошины или завитушки.
  • После того, как в цвете птичка  выполнена, нанесен черный  контур. ее ожидает этап лакировки.

Основные узоры, которые используются в Полхов-Майданской росписи

https://myslide.ru/documents_7/4d042f282cc490386f5d4b44cafc0972/img14.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие-Мастер класс. Тема:Весенний букет своими руками.

Внеклассное мероприятие для 6 классов. Выполнение работы на предложенную тему весенний букет из бумаги и работе в различных техниках; интерес к искусству и природе; решение художественных задая.Способ...

Конспект мастер - класса по программе "Художественная роспись" для обучающихся 7-10 лет "Роспись браслета в технике " Хохломская роспись"

Конспект мастер - класса содержит технологическую карту поэтапного выполнения элементов росписи для детей без специальных наыков  . Предполагается обучение детей  простым элементам  Хох...

Мастер - класс: «Сказочные весенние цветы. Подснежник»

Цель: повышение профессионального уровня и обмена опытом по технике квиллинг.Задачи:Ознакомить педагогов с работой кружка «Страна мастеров» по теме «Квиллинг»Образовательные:закреплять  и расширя...

Мастер- класс на тему; " Петриковская роспись ". Сувенир. Роспись по дереву.

Мастер- класс на тему; " Петриковская роспись "Сувенир. Роспись по дереву....

Мастер-класс по теме: "Художественная роспись ткани. Холодный батик"

В мастер-классе подробно описано поэтапное выполнение росписи ткани в технике "Холодный батик"...

План мастер-класса по теме "Точечная роспись"

Мастер-класс "Точечная роспись" был проведен для преподавателей технологии Красносельского района....

Мастер - класс на тему "Художественная роспись тканей "Холодный батик""

Мастер – класс, позволяет приобрести и узнать необходимыезнания, по выполнению росписи по ткани в технике «холодный батик».Этот мастер – класс, может быть использован педагогам...