Программа по изо 6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Комлева Ирина Авдаховна

Рабочая программа разработана для обучающихся 6 класса по предмету «Изобразительное искусство».

Рабочая программа по изобразительному искусству адаптирована для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с   Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе Примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

В соответствии с Учебным планом адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с  задержкой психического развития (вариант 7.2)., рабочая программа рассчитана на 1 часа в неделю, 34 часов в год.

Для реализации программы использован учебник из федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе на 2022-2023 учебный год - «Изобразительное искусство 6 класс» (авторы Л.А. Неменская и др.), Москва «Просвещение». Учебник входит в переработанную в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования линию УМК «Школа России».

Рабочая программа предусматривает реализацию коррекционно-развивающей работы, направленной на коррекцию дефекта психоэмоционального развития обучающихся, и предполагает:

Совершенствование движения сенсомоторного развития:

  • Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.
  • Развитие навыков каллиграфии.
  • Развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания.
  • Развитие зрительной памяти и внимания.
  • Формирование обобщенных представлений о свойствах предмета (цвет, форма, величина).
  • Развитие пространственных представлений и ориентация.
  • Развитие представлений о времени.
  • Развитие слухового внимания и памяти.
  • Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа и синтеза.

Коррекцию развития основных мыслительных операций:

  • Навыков соотносительного анализа.
  • Навыков группировки и классификации.
  • Умение работать по словесной и письменной инструкции алгоритму.
  • Умение планировать деятельность.
  • Развитие комбинаторных способностей.

Развитие различных видов мышления:

  • Развитие наглядно – образного мышления.
  • Развитие словесно – логического мышления.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально – личностной сферы.

Развитие речи, овладение техникой чтения.

Расширение представлений об окружающем мире, обогащение пассивного и активного словаря.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа по изо 6 класс46.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа - интернат № 18 Невского района Санкт-Петербурга

“Разработана и принята”

Педагогическим советом


“Утверждаю”

Директор

Протокол от 31.05.2021г. №5                 Т. В. Дорофеева Приказ от 31.05.2021г. № 127

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету: Изобразительное искусство

для 6 «А» класса

на 2021-2022 учебный год

Всего часов на учебный год: 34часа

Составитель:

Комлева Ирина Авдаховна, учитель изобразительного искусства

Санкт-Петербург 2021года

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана для обучающихся 6а класса по предмету «Изобразительное искусство».

Программа представляет собой один из возможных вариантов построения курса  изобразительного искусства в общеобразовательной школе и является адаптированной для обучающихся с задержкой психического развития.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6а класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы по «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека»  6 класс (Б. М. Неменского), Москва «Просвещение».

В соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком школы рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю (34 учебных часа в год).

Для реализации программы использован учебник из федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе на 2021-2022 учебный год по «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека» 6 класс (по редакцией Б. М.Неменского), Москва «Просвещение». Учебник входит в переработанную в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья линию УМК . Б. М. Неменский Методическое пособие 6 класс - М.: «Просвещение», МЛ. Порохневская  Поурочные планы по программе Неменского 6 класс – СПБ. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ.

Так как особенность детей с задержкой психического развития - недостаточная сформированность мыслительных операций, что обусловливает дополнительные коррекционные задачи урока, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности , на повышение познавательной активности детей, на создание условий для осмысление выполняемой учебной работы, то при составлении рабочей программы по изобразительному искусству учитывается коррекционная составляющая, которая выражается в реализации следующих направлений:

         -коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического  и целенаправленного воспитания и развития правильного воспитания формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; умение находить в изображенном существенные признаки, установить их сходство и различие;

-формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роль в духовно-нравственном развитии человека;

-овладение практическими умениями навыками в восприятии ,анализе и оценке произведений искусства;

-овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности;

-развитие способностей к выражению в творческих работах  своего отношения к окружающему миру;

-развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения;

-коррекция недостатков в мелкой моторике;

-развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических умений и навыков;

-усвоение слов, словосочетаний и фраз, на основе которых достигается овладение изобразительной грамотой;

Реализация направлений коррекционной работы предполагает использование на уроках изобразительного искусства следующие виды коррекционно-развивающей работы:

  • Совершенствование движения сенсомоторного развития:
  • Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.
  • Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
  • Развитие зрительного восприятия и узнавания.
  • Развитие зрительной памяти и внимания.
  • Формирование обобщенных представлений о свойствах предмета (цвет, форма, величина)
  • Развитие пространственных представлений и ориентация.
  • Развитие представлений о времени.
  • Умение планировать деятельность.
  • Развитие комбинаторных способностей.
  • Развитие различных видов мышления:
  • Развитие наглядно – образного мышления.
  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально – личностной сферы.
  • Расширение представлений об окружающем мире, обогащение пассивного и  активного словаря.

Планируемые результаты

Личностные:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к прошлому и настоящему Отечества; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;формирование ответственного отношения и мотивации к учению: интереса к познанию, приобретению новых знаний и умений,
  • любознательности, готовности и способности обучающихся к саморазвитию (целенаправленной познавательной деятельности, умению планировать желаемый результат, осуществлять самоконтроль в процессе познания, сопоставлять полученный результат с запланированным), определения собственных профессиональных предпочтений с учетом ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, основываясь на уважительном отношении к труду и опыте участия в социально значимом труде;
  •  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, религии, традициям, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐмвзаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем: овладение умениями понимать вербальное и невербальное поведение партнеров по общению, умениями строить межличностные взаимодействия на основе эмпатии, использовать паралингвистические и лингвистические средства межличностного  взаимодействия;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении: желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать своих партнеров по общению, нацеленность на результативность общения;
  • формирование у обучающихся с ЗПР осознания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение ими правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры: развитие опыта экологически ориентированной деятельности в практических ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, формирование основ практической деятельности эстетического характера.

Требования к метапредметным результат

Метапредметные:

Регулятивные УУД

 • действиями планирования (осознавать учебную задачу; ставить цель освоения раздела учебной дисциплины; определять возможные и выбирать наиболее рациональные способы выполнения учебных действий, строить алгоритмы реализации учебных действий);

• действиями по организации учебной деятельности (организовывать свое рабочее место; планировать и соблюдать режим работы; выполнять и контролировать подготовку домашних заданий);

Познавательные УУД

  • способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
  • (конспектировать заданный учебный материал; подбирать необходимый справочный материал из доступных источников;
  • проводить наблюдение, на основе задания педагога;
  •  использовать разнообразные мнестические приемы для запоминания учебной информации;
  • выделять сущностные характеристики в изучаемом учебном материале;
  •  проводить классификацию учебного материала по заданным педагогом параметрам;
  • устанавливать аналогии на изученном материале;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал;
  • адекватно использовать усвоенные понятия для описания и формулирования значимых характеристик различных явлений);

Коммуникативные УУД

  • Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
  • критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать        вербальные        и        невербальные        средства        в        соответствии        с коммуникативной задачей;
  • оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
  • Формирование        и        развитие        компетентности        в        области        использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;
  • оперировать данными при решении задачи;
  • выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся с ЗПР как одного из способов познания жизни и средства организации общения, развития наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления;
  • развитие самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры, ее видов, жанров и стилей: фольклорное художественное творчество, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
  • приобретение опыта создания художественного произведений в разных видах и жанрах искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно- прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках, в различных видах визуально пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия произведений искусства; формирование положительного отношения к традициям художественной культуры.

Содержание

Сюжет и содержание в произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Натюрморт. Изображение природы и жанр пейзажа. Анималистическое искусство. Изображение головы человека и жанр портрета. Образ человека в истории бытового жанра. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт композиционного творчества. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества. Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй — намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, третий — даёт инструментарий для его практической реализации, четвёртый — содержит виды и жанры художественной деятельности, в которых школьник может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каждом уроке. Поэтому распределение часов в программе условно, оно лишь расставляет акценты, но не абсолютизирует необходимость уложить данную тему в заявленные часы, так как на практике в каждой теме пересекаются все стороны искусства. В комплексе все блоки направлены на решение задач общего художественного образования и воспитания.

Тема 1: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 ч.)

Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своём восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведения искусства через сопереживание его образному содержанию.

1.1. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. (1 ч.)

        1.2 Художественные материалы. (1 ч.)

        1.3 Рисунок основа изобразительного творчества.  (1 ч.)

        1.4 Линия и её выразительные возможности. (1 ч.)

        1.5 Пятно как средство выражения. Ритм пятен. (1 ч.)

1.6 Цвет. Основы цветоведения. (1 ч.)

        1.7 Цвет в произведениях живописи. (1 ч.)

        1.8 Объёмное изображение в скульптуре. (1 ч.)

Тема 2: «Мир наших вещей. Натюрморт» (7 ч.)

История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры.

Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определённое время, и как творческая лаборатория художника.

Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.

Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объём, свет).

        2.1 Реальность и фантазия в творчестве художника (1 ч.)  

        2.2 Изображение предметного мира – натюрморт.   (1 ч.)

        2.3 Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.  (1 ч.)

2.4 Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.  (1 ч.)

        2.5 Освещение. Свет и тень.  (1 ч.)

        2.6 Натюрморт в графике.  (1 ч.)

        2.7 Цвет в натюрморте.  (1 ч.)

Тема 3: «Вглядываясь в человека» (10 ч.)

Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.

Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объём, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.

человека – главная тема в искусства.  

        3.1 Образ человека –главная тема в искусстве. (1 ч.)

        3.2 Конструкция головы человека и её основные пропорции.   (1 ч.)

3.3 Портрет в скульптуре.   (1 ч.)

        3.4 Графический портретный рисунок.   (1 ч.)

        3.6 Сатирические образы человека.   (1 ч.)

        3.7 Образные возможности освещения в портрете.   (1 ч.)

        3.8 Роль цвета в портрете.   (2 ч.)

        3.9 Великие портретисты прошлого.  (1 ч.)

        3.10 Портрет в изобразительном искусстве 20 века.  (1 ч.)

Тема 4: «Человек и пространство пейзаж» (9 ч.)

Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра.

Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта.

Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.

        4.1 Жанры в изобразительном искусстве.   (1 ч.)

4.2 Изображение пространства.   (1 ч.)

        4.3 Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.  (1 ч.)

        4.4 Пейзаж- большой мир.   (1 ч.)

        4.5 Пейзаж настроения. Природа и художник.   (1 ч.)

        4.6 Пейзаж в русской живописи.   (1 ч.)

        4.7 Пейзаж в графике.    (1 ч.)

        4.8 Городской пейзаж.    (1 ч.)

           4.9Выразительныеивозможности изобразительного искусства (1ч)

Поурочно-тематическое планирование

урока

Тема

Количество

часов

1

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

1

2

Художественные материалы.

1

3

 Рисунок основа изобразительного творчества.  

1

4

Линия и её выразительные возможности.

1

5

Пятно как средство выражения. Ритм пятен

1

6

Цвет. Основы цветоведения.

1

7

 Цвет в произведениях живописи

1

8

Объёмное изображение в скульптуре.

1

9

Реальность и фантазия в творчестве художника  

1

10

 Изображение предметного мира – натюрморт.  

1

11

 Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.  

1

12

 Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.  

1

13

 Освещение. Свет и тень.  

1

14

 Натюрморт в графике.  

1

15

Цвет в натюрморте.

1

16

Образ человека –главная тема в искусстве.

1

17

 Конструкция головы человека и её основные пропорции.  

1

18

Портрет в скульптуре.  

1

19

Графический портретный рисунок.  

1

20

Сатирические образы человека.  

1

21

Образные возможности освещения в портрете.  

1

22

Образ человека –главная тема в искусстве.

1

23

Роль цвета в портрете.  

1

24

Роль цвета в портрете.  

1

25

Великие портретисты прошлого.  

1

26

Портрет в изобразительном искусстве 20 века.  

1

27

Жанры в изобразительном искусстве.  

1

28

Изображение пространства.  

1

29

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.  

1

30

Пейзаж- большой мир.  

1

31

Пейзаж настроения. Природа и художник.  

1

32

Пейзаж в русской живописи.  

1

33

Пейзаж в графике.    

1

34

Городской пейзаж.    

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...