программа "Изо"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Татьяна Олеговна Данилова

Рабочая программа «Изобразительная деятельность» составлена для учащихся 5 класса (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx65.62 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа «Изобразительная деятельность» составлена для учащихся 5 класса (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
  • В соответствии с базисным учебным планом и  АООП МКОУ Вознесенская специальная (коррекционная) школа интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Основная цель по изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

Направлениями работы является - развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей.

Основные задачи реализации программы:

  • Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства.
  • Формирование простейших эстетических ориентиров «красива», «не красиво» в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
  • Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация.
  • Использование различных изобразительных технологий.
  • Развитие способностей к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности.
  • Накопление опыта самовыражения в процессе изобразительной деятельности.

Общая характеристика предмета

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком, имеющим ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию он может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в эти виды деятельности всех без исключения детей. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию.

Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать творческие проявления, развивать его самостоятельность. Ребенок учится уважительно относиться к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка с ТМНР интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки могут использоваться в дальнейшем в трудовой деятельности.

Программа по изобразительной деятельности включает три раздела:

  • Рисование
  • Аппликация
  • Лепка.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный предмет «Изобразительная деятельность» относится к образовательной области «Искусство».

В 5 классе занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 40 минут, общее количество занятий в год – 68 часов.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Планируемые личностные результаты:

  • Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу;
  • Социально – эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • Формирование уважительного отношения к окружающим;
  • Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся мире;
  • Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына, дочки, пассажира, покупателя)
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общественных правилах;
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
  • Развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости;
  • Понимание и сопереживания чувством других людей;
  • Развитие мотивов учебной деятельности;
  • Формирование личностного смысла учения;
  • Бережное отношение к материальным ценностям.

Планируемые предметные результаты:

  • Понимать и определять части и форму предметов, листьев, цветов;
  • Уметь называть и определять цвет.
  • Уметь рисовать по трафарету и шаблону геометрические фигуры самостоятельно.
  • Рисовать геометрические фигуры от руки.
  • Уметь закрашивать не выходя за контур, без прожилок самостоятельно цветными карандашами и красками (гуашь, акварель)
  • Уметь заполнять фон акварельными красками, не закрашивая детали рисунка.
  • Уметь работать акварельными и гуашевыми красками;
  • Уметь работать красками в технике кубизм.
  • Уметь видеть геометрические фигуры в предметах, листьях, цветах;
  • Уметь рисовать листья и цветы через геометрические фигуры;
  • Умение рисовать цветы использую различные декоративно прикладные техники;
  • Уметь составлять простую композицию из листьев и цветов, следуя инструкциям учителя.
  • Уметь определять орнамент, натюрморт, пейзаж;
  • Уметь рисовать натюрморт по алгоритму с помощью учителя, выполняя последовательность эскиз, подмалевок, детализация;
  • Уметь лепить из геометрических фигур цветы и листья, составлять их в композицию.
  • Уметь заполнять пластилином фон, и составлять простую композицию из природных материалов;
  • Уметь работать с ножницами, вырезать из геометрических фигур листья и цветы.
  • Уметь по образцу составлять композицию из цветной бумаги.
  • Уметь рисовать, составлять (из цветной бумаги) орнамент,
  • Уметь определять некоторые породы деревьев, называть некоторые виды цветов;
  • Уметь оценить себя и свою деятельность;
  • Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
  • Умение работать в коллективных творческих мероприятиях при создании единой работы;

Базовые учебные действия:

  • Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения).
  • Использовать традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации.
  • Соблюдать общепринятые правила поведения на уроках, перемене.
  • Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
  • Принимает цели и произвольно включается в деятельность
  • Умение выполнять инструкции педагога;
  • Использовать по назначению учебный материал;
  • Самостоятельно переходит от        одного задания к другому в соответствии с заданным алгоритмом действия.
  • Умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
  • Выполнять задание от начала до конца;

Содержание программы

В содержание программы по изобразительному искусству входит:

  • Рисование
  • Аппликация
  • Лепка.

Рисование

  • Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, тре- угольник).
  • Дорисовывание (части предмета, отдельных деталей предмета, с использованием осевой симметрии).
  • Соблюдение последовательности действий при работе с красками (опустить кисть в баночку с водой, снять лишнюю воду с кисти, обмакнуть ворс кисти в краску, снять лишнюю краску о край баночки, рисование на листе бумаги, опустить кисть в воду и т.д.).
  • Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.
  • Рисование предмета (объекта) с натуры.
  • Рисование листьев и цветов через геометрические фигуры.
  • Рисование орнамента из листьев и цветов в полосе, круге, квадрате;
  • Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу;
  • Иллюстрация произведения, составление простого сюжета с помощью учителя;
  • Рисование объектов на поверхности листа при рисовании натюрморта, пейзажа;
  • Рисование несложного натюрморта по заданному алгоритму, вместе с учителем;
  • Рисование в технике пуантилизм, кубизм.
  • Рисование в технике кубизма натюрморта, пейзажа.
  • Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка.
  • Рисование сюжетного рисунка (по образцу с помощью учителя)
  • Рисование с использованием нетрадиционных техник (монотипия, «по -сырому», рисование с солью.

Аппликация

  • Сборка изображения объекта из нескольких деталей.
  • Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации (заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону)
  • Разрезание бумаги ножницами (выполнение надреза, разрезание листа бумаги). Вырезание по контуру
  • Конструирование объекта из бумаги (заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой).
  • Различение разных видов бумаги среди других материалов.
  • Сгибание листа бумаги (пополам, вчетверо, по диагонали).
  • Скручивание листа бумаги.
  • Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации (заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону).
  • Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации
  • Аппликация орнамента из растительных и геометрических форм в полосе, круге, квадрате.

Лепка

  • Лепка предмета, состоящего из одной части и нескольких частей, лепка нескольких предметов (объектов)
  • Различение пластичных материалов и их свойств; различение инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами (плетение из 2-х колбасок, плетение из 3-х колбасок); проделывание отверстия в детали; расплющивание материала (на доске, между ладонями, между пальцами); скручивание колбаски, лепешки, полоски; защипывание краев детали.
  •  Соединение деталей изделия разными способами (прижатием, примазыванием, прищипыванием)
  • Оформление изделия (выполнение отпечатка, нанесение на изделие декоративного материала, дополнение изделия мелкими деталями, нанесение на изделие рисунка).
  •         Декоративная лепка изделия с нанесением орнамента (растительного, геометрического).
  • Выкладывание природного материала в орнамент по цвету и форме, на пластилиновую основу.

Календарно – тематическое планирование

Тема

Количество часов

Календарные роки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Цветик семи цветик

Повторение о цветах и оттенках. Рисование за учителем цветка, заполнение гуашью восьми лепестков

2

Теплые цвета: «Солнце»

Беседа о теплых цветах. На формате А3 рисуем солнце с большими лучами, заполняем фон акварельной краской, само солнце и лучи

закрашиваем гуашью теплых цветов.

3

Холодные цвета: «Месяц»

Беседа о холодных цветах. На формате А3 рисуем полумесяц, фон в стиле кубизма, заполняем фон и полумесяц акварельной краской, после

высыхание фломастерам фиолетовым или темно синим прорисовываем

декоративный узор сверху.

4

Повторение круг. «Ткань в

Повторение о понятии круг. Рисование круга разных размеров от

горошек»

руки. Закрашивание кругов восковыми мелками, заполнение фона

акварельными красками.

5

Повторение квадрат.

Повторение о понятии квадрат. Рисование квадрата разных

«Лоскутное одеяло»

размеров от руки. Закрашивание восковыми мелками,

заполнение фона акварельными красками.

6

Повторение треугольник.

Повторение о понятии треугольник. Рисование треугольника

Праздничные флажки.

разных размеров от руки. Закрашивание восковыми мелками,

заполнение фона акварельными красками.

7

8

Повторение овала. Каменная

Повторение о понятии овал. Рисование овала разных размеров от

кладка

руки. Закрашивание восковыми мелками, заполнение фона

акварельными красками.

9

Повторение

Повторение о понятии прямоугольник Рисование

прямоугольника. Радужная

прямоугольника разных размеров от руки. Закрашивание

лестница

восковыми мелками, заполнение фона акварельными красками.

10

11

Аппликация из

геометрических фигур.

Беседа о геометрических фигурах. Обводка шаблонов

геометрических фигур, самостоятельное вырезание, составление

«Петушок»

и приклеивание их в композицию.

12-13

Коллективная работа с

Беседа. Работа с пластилином через геометрические фигуры,

пластилином: «Птичий двор»

лепка домашних птиц.

14

15

«Осенний пейзаж» в стиле пуантилизма.

Беседа. Рисование осенних деревьев, эскиз, фон и прорисовка деталей в технике пуантилизм.

16

Два листа березы, желтый и зеленый

Беседа. Анализ образца. Практическая деятельность: рисование листьев березы через геометрические фигуры, закрашивание цветными карандашами.

17

Два листа дуба, зеленый и оранжевый

Беседа. Анализ образца. Практическая деятельность: рисование листьев дуба через геометрические фигуры, закрашивание в технике

пуантилизма

18

Лист клена.

Беседа. Анализ образца. Практическая деятельность: рисование листа клена через геометрические фигуры, закрашивание в технике кубизма

цветными карандашами.

19

Лист рябины

Беседа. Анализ образца. Практическая деятельность: рисование

листьев рябины через геометрические фигуры, заполнение фона в стиле

кубизм закрашивание акварелью, листья рябины закрашиваем

восковыми мелками

20

«Веточки рябины»

Беседа. Практическая деятельность: фон по сырому акварелью неба, веточка рябины гуашью

21-22

Аппликация: «Осенний натюрморт из листьев»

Беседа. Анализ образца; разбор пошагового алгоритма выполнения аппликации; на цветной бумаги рисуют листья изученных деревьев,

вырезают, составляют в композицию и приклеивают детали

23

24

Осенний натюрморт из листьев

Беседа. Практическая деятельность: разбор пошагового алгоритма рисование натюрморта, рисование на формате А3 эскиза, фон акварелью, листья и стакан гуашью.

25-26

Объемная аппликация:

«Осеннее дерево»

Беседа. Анализ образца; разбор пошагового алгоритма аппликации; листья деревьев выполняем через сминание желтого и оранжевого

цвета

27

Цветы: «Ромашки»

Беседа. Анализ цветка, рисование через геометрические фигуры.

Восковые мелки, акварель

28

Цветы: «Васильки»

Беседа. Анализ цветка, рисование через геометрические фигуры.

Цветные карандаши.

29

Цветы: «Одуванчики»

Беседа. Анализ цветка, рисование через геометрические фигуры

одуванчиков белого и желтого. Цветные карандаши.

30

Цветы: «Колокольчики»

Беседа. Анализ цветка, рисование через геометрические фигуры.

Восковые мелки, акварель.

31

Цветы: «Маки»

Беседа. Анализ цветка, рисование через геометрические фигуры.

32

Цветы: «Подсолнухи»

Беседа. Анализ цветка, рисование через геометрические фигуры.

Формат А3, работа над фоном акварелью, подсолнухи гуашью.

33-34

Аппликация: «Веточка черемухи»

Беседа. Анализ образца; разбор пошагового алгоритма аппликации; фон голубого цвета, цветки черемухи выполняем через сминание

белого цвета

35-36

Натюрморт: «Букет сирени с фруктами»

Беседа. Практическая деятельность: разбор пошагового алгоритма рисование натюрморта, рисование на формате А3 эскиза, фон акварелью, листья, стакан и фрукты гуашью, цветки сирени в техники пуантилизма

37

Объемная аппликация:

«Цветы в стакане»

Беседа. Анализ образца; разбор пошагового алгоритма аппликации;

работа с многослойной салфеткой, рисование по шаблону, вырезание, и составление композиции

38

39

Коллективная работа: «Букет снежинок»

Беседа. Анализ образца; разбор пошагового алгоритма работы; цветной фон, выполнение снежинки из белой бумаги и составление в коллективную композицию.

40

«Букет цветов»

Беседа. Практическая деятельность: разбор пошагового алгоритма

рисования, рисование на формате А3, выполнение эскиза карандашом,

фон и детализация выполнятся гуашью

41

42

Пластилиновый букет

Беседа. Практическая деятельность: разбор пошагового алгоритма

лепки.

43

Букет цветов в стиле кубизма

Беседа. Практическая деятельность: разбор пошагового алгоритма рисования, рисование на формате А3, выполнение эскиза в стиле

кубизм, фон акварелью, цветы гуашью

44

45

Пейзаж: «Поле одуванчиков»

Беседа. Практическая деятельность: разбор пошагового алгоритма рисования, рисование на формате А3, выполнение эскиза, фон

акварелью, детализация гуашью

46

Пейзаж: «Поле одуванчиков», аппликация

Беседа. Практическая деятельность: разбор пошагового алгоритма аппликации, на формате А3, выполнение эскиза, фон акварелью, листья из цветной бумаги, одуванчики из ваты.

47

48

Коллективное панно цветов.

Беседа. Практическая деятельность: рисование каждым из участников

на квадратном формате цветка и составление его в общую композицию

49

Пейзаж: «Цветочный луг»

Беседа. Практическая деятельность: разбор пошагового алгоритма выполнение пейзажа, на формате А3, выполнение эскиза, фон

акварелью, цветы выполняются гуашью

50

51

Пластилиновый лужок

Беседа. Практическая деятельность: разбор пошагового алгоритма

работы с пластилином, лепка через геометрические фигуры цветов и

заполнение в коллективную работу.

52

Орнамент повторяющийся в полосе. Ромашки

Беседа. Практическая деятельность: разбор пошагового алгоритма рисование орнамента, рисование с помощью шаблона круга, восковые

мелки, акварель.

53

Орнамент чередующийся в полосе. Ромашка, василек

Беседа. Практическая деятельность: разбор пошагового алгоритма рисование орнамента, рисование с помощью шаблона круга, акварель,

гуашь.

54

Аппликация чередующийся орнамент в полосе.

Беседа. Практическая деятельность: разбор пошагового алгоритма аппликации орнамента, рисование с помощью шаблона круга,

вырезание, составление орнамента

55

Орнамент в круге из цветов

Беседа. Практическая деятельность: разбор пошагового алгоритма

рисование орнамента в круге, цветные карандаши

56

Орнамент в квадрате из

цветов

Беседа. Практическая деятельность: разбор пошагового алгоритма рисование орнамента в квадрате, цветные карандаши

57

58

Плоскостная пластилиновая

работа: «Подсолнухи» из зерен

Беседа. Практическая деятельность: разбор пошагового алгоритма работы с пластилином, «намазывание»пластилина на фона, заполнение контура рисунка различными видами круп.

59

Пейзаж в кубизме, под Гогена

Беседа. Практическая деятельность: разбор пошагового алгоритма

работы с пейзажем, эскиз карандашом в стиле кубизм, заполнение фона и детализация гуашью.

60

Коллективная работа:

«Гирлянда из цветов»

Беседа. Практическая деятельность: разбор пошагового алгоритма работы, выполнение каждым участником объемных цветов и

собирание их в коллективную работу.

61

62

Коллективная работа: «Венок

из пластилина»

Беседа. Практическая деятельность: разбор пошагового алгоритма работы с пластилином

63

Коллективная работа:

«Объемные розы»

Беседа. Практическая деятельность: разбор пошагового алгоритма работы, выполнение каждым участником своего этапа работы и собирание их в большой цветок

64

65

Панно из зерен: «Деревня на холме»

Беседа. Практическая деятельность: разбор пошагового алгоритма работы, рисование эскиза, заполнение фона клеем, выкладывание контура рисунка различными видами круп.

66

Декоративное рисование из геометрического узор:

«Солнечный подсолнух»

Беседа. Практическая деятельность: разбор пошагового алгоритма работы, рисование эскиза солнца, закрашивание его акварельными красками, и по высохшему рисунку выполняем геометрический узор.

67

Иллюстрация:

«Дюймовочки»

Беседа. Практическая деятельность: чтение эпизода из «Дюймовочки», просмотр иллюстраций художников к произведению, выбор и разбор пошагового алгоритма выполнения работы, рисование эскиза, фон и

детализация акварель и гуашь.

68

Свободное рисование

Беседа. Свободное рисование по изученным темам.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Изобразительная деятельность» предполагает наличие:

печатных пособий:

  • таблицы по цветоведению, построению орнамента; таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
  • схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

информационно-коммуникативных средств:

  • мультимедийные обучающие художественные программы;
  • общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности технических средств обучения;

экранно-звуковых пособий:

  • аудиозаписи музыки к литературным произведениям;
  • проекционное оборудование;
  • видеофильмы и презентации памятников архитектуры и художественных музеев;
  • видеофильмы и презентации видов и жанров изобразительного искусства; твор чества отдельных художников;

учебно-практического оборудования:

  • трафареты геометрических фигур, разных размеров;
  • шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;
  • краски акварельные, гуашевые;
  • бумага А3, А4;
  • бумага (цветная, цветной картон, папиросная, цветной ватман и др.),
  • карандаши (простые, цветные),
  • мелки (пастель, восковые и др.),
  • фломастеры, маркеры,
  • кисти беличьи № 5, 10,
  • стеки;
  • ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.);
  • рамки для оформления работ;
  • тренажеры (прозрачные папки) для выработки навыков рисования;
  • шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки
  • натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы)
  • готовых изделий и операций по их изготовлению;
  • репродукции картин;
  • альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с со- держанием учебной программы;
  • рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания,
  • наклеивания, рисования
  • клей карандаш, клей ПВА,
  • пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина),

моделей и натурального ряда:

  • муляжи фруктов и овощей (комплект);
  • гербарии;
  • изделия декоративно –прикладного искусства и народных промыслов;
  • гипсовые геометрические тела;
  • гипсовые орнаменты;
  • изделия из глины;
  • модель фигуры человека, животных, птиц, рыб;
  • керамические изделия;
  • предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз);
  • световой стол для рисования песком (световой стол, песок).

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (утв. Приказом МО РФ № 1598, от 19.12.2014 г.).
  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения- ми).Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
  3. ФГОС федеральный государственный образовательный стандарт.
  4. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М., 2002.
  5. Аппликация в детском саду. В помощь воспитателям и родителям Малышева А.Н , Ермолаева Н.В.
  6. http://karapysik.ru/applikatsii-iz-geometricheskih-figur3/
  7. http://www.mam-club.org/аппликации-из-геометрических-фигур/
  8. http://www.maam.ru/kartinki/detskie/Аппликации%20из%20геометрических%20фи гур
  9. http://www.liveinternet.ru/users/5006877/post315783426/
  10. http://www.chudopredki.ru/9145-applikaciya-iz-figur-idei-i-podrobnye-foto.html