Коллегам
видеоурок по изобразительному искусству (изо)

Азиева Юлия Андреевна

Предварительный просмотр:

И в десять лет, и в семь, и в пять

                                                        Все дети любят рисовать.

                                                        И каждый смело нарисует

                                                        Всё, что его интересует.

                                                        Всё вызывает интерес:

                                                        Далёкий космос, ближний лес,

                                                        Цветы, машины, сказки, пляски…

                                                        Всё нарисуем: были б краски,

                                                        Да лист бумаги на столе,

                                                        Да мир в семье и на земле.

                                                                                        В. Берестов

        1.Аннотация

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Надо принимать всех детей так, будто они потенциальные художники. В этих условиях одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.

Мы хотим, чтобы дети рисовали смело, красиво, свободно и с удовольствием. В этом нам помогают занятия с использованием нетрадиционных методов и приёмов изобразительной деятельности.

Большие возможности для формирования творческих и изобразительных способностей предоставляют занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. При этом анализ педагогического опыта показывает, что не все педагоги осознают значимость проблемы развития творческой личности дошкольника, не владеют приёмами использования нетрадиционных техник рисования и поэтому не могут научить детей этим техникам. Потому что: во-первых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными; во-вторых, педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах; в-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в педагогике искусства свою историю, хотя известны много лет; в-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умений и способностей.

Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию, и недостаточной теоретической и методической разработкой проблемы использования нетрадиционных техник рисования.

Недостаточная разработанность данной проблемы определила выбор темы исследования: использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительному искусству в старшем дошкольном возрасте.

Методическая разработка рекомендована педагогам дополнительного образования по изобразительной деятельности, руководителям кружковой работы, а также воспитателям дошкольных организаций.

2.Введение

«Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир».

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве и сотворчестве.

Принимая во внимание вышеизложенные факты, определим актуальность данной работы. Актуальность данной разработки в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.

Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает её включённость в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.

Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста. Поэтому рассматриваемые техники, вводятся в практику дошкольного художественного образования с целью актуализации и развития их творческих возможностей как сущностной характеристики педагогической деятельности.

Новизной и отличительной особенностью разработки по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно, развивают речь.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий. Все занятия в программе носят творческий характер. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой разработке, развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник.

Таким образом, педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования творческих и изобразительных способностей предоставляют занятия с использованием нетрадиционных техник рисования.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определило выбор темы исследования: использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в старшем возрасте.

Перед данной работой была поставлена цель: разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования изобразительного творчества дошкольников.
  2.  Изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста.
  3. Рассмотреть педагогические условия для реализации нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительному искусству.
  4. Разработать и реализовать комплекс занятий для детей дошкольной группы по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования.
  5. Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  6. Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  7. Развивать художественно – творческие способности детей.

3.Основная часть. Нетрадиционные техники рисования для развития творческой личности ребенка.

Художественно - творческая деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Данная разработка воплощает новый подход к художественно - творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи, что очень важно для детей логопедической группы. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В. А.Сухомлинский.

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности в том числе и изобразительной. По мнению педагогов и психологов, (таких как Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. Детство можно рассматривать как период становления физиологических, психических функций. И рисование здесь выступает как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Большинство специалистов – психологов и педагогов сходятся во мнении: детское рисование– это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку также необходимо, как и разговаривать.

Л. С. Выготский называл рисование «графической речью». Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Изобразительная деятельность приносит маленькому ребенку большую радость.

В начале своей педагогической практики мы, как и многие педагоги, в основном придерживались стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. И порой, сами того не желая, ограничивали проявление творческих способностей учащихся. Традиционных подходов часто недостаточно для развития творчества у современных детей.

Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве, и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребёнка, его потребностями, способностями.

3.1. Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей

Методическая разработка рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование.

Методика организации работы детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики:

  • систематичность;
  • последовательность;
  • доступность;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Качество детских работ зависит от:

  • грамотного методического руководства со стороны взрослых;
  • уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.);
  • степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;
  • развития у ребенка таких качеств как настойчивость, целеустремленность, внимательность, любознательность, взаимопомощь.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию можно использовать нетрадиционные способы изображения. Что же они дают детям?

Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей.

Использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы ребенок справился с работой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию. А в процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.

Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Каждая из существующих нетрадиционных техник – это маленькая игра. В каждой есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить, как способы создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра.

3.2. Виды нетрадиционных техник рисования

Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

А вот техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.

Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (листики, пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)

Техника «Рисование мозаичными мазками» - пробуждает фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа.

Интересная техника «Рисование по сырому листу» - происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.

Можно использовать технику «Рисование углём» - уголь позволяет получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии.

Такой вид рисования как «Смешение красок на листе» - позволяет развить фантазию, творческий подход к изображению, смелость.

Есть ещё интересный нетрадиционный приём «Набрызг». Это очень непростая техника. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения.

Не менее интересный способ рисования одноразовыми вилками. Этот способ подходит при изображении различных предметов и явлений природы: солнца, облаков, дождя, снега, елок, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, травы, поля).

Еще один из интересных, но сложных по технике выполнения метод рисования с помощью легких: это выдувание и рисование мыльными пузырями, когда пузыри отпечатываются на листе бумаги необыкновенными и удивительными узорами, причудливыми рисунками.

Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.

3.3. Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности.

Познакомившись с нетрадиционными методиками рисования, я решила использовать их в своей работе, так как опыт работы показывает, что занятий по разработанным Т.С.Комаровой и Т.Г.Казаковой методикам явно недостаточно для выработки у детей необходимых навыков и умений свободного рисования. Ведь не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования. Ведь изначально дети любят рисовать, а на чём и чем у каждого ребенка есть огромный выбор, а уж фантазии у современных детей более чем достаточно.

Мы выбрали такие нетрадиционные техники рисования, как рисование тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми и отпечатай (листья деревьев и растений, поролон, крышки, пробки), выдувание из трубочки, рисование одноразовыми вилочками. Составили перспективное планирование для дошкольной группы, это позволило нам учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечить систематичность и последовательность в работе. Поэтому свою работу начали от простого к сложному, а методики рисования, которые мы используем, являются наиболее доступными для детей старшего дошкольного возраста.

Практическое занятие: сначала рисовали ладошкой. Нарисовали коллективную работу – весёлое, доброе солнышко. Каждый ребёнок прикладывал к листу бумаги свои ладошки, которые сначала обмакивали в жёлтую краску, а потом прикладывали их по кругу. Получились весёлые лучики, затем нарисовали личико и солнышко готово. Дети испытали огромное удовольствие от коллективной работы. В основном все наши работы были коллективными.

Как таковой цели использовать нетрадиционные методы в обучении детей рисованию не было. Но попробовав и увидев результат наших работ, решили продолжать использовать эти методики рисования и дальше. Нами был составлен перспективный план занятий по нетрадиционному рисованию, который начали внедрять в своей работе. Продумывая каждое занятие, подбирали тот материал, в котором изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Конечно, перед тем как рисовать какой-либо предмет или явление, ребёнок должен хорошо представлять, что это и как оно выглядит. Для этого рисование всегда начинается с рассказа о явлении или предмета, который нужно изобразить, далее объясняется техника рисования, обязательно проводится физкультминутки, а в конце занятия – анализ работы детей.

Другой интересный вариант рисования, который мы используем – метод тычка. Для этого метода достаточно взять ватную палочку или жёсткую кисть. Что мы делаем? Опускаем ватную палочку или жёсткую кисть в краску (дети этим методом уже владеют очень хорошо) и точными движениями делаем тычки по альбомному листу. Палочки или кисть будут оставлять чёткий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом с помощью ватной палочки рисовали мимозу и мишку (см. приложение №1).

Так же используется в работе с детьми техника «Прижми и отпечатай». Рисуем пробками, листочками деревьев, крышками, поролоном. Применение таких помощников в рисовании очень нравится детям. Ведь так быстро можно нарисовать шарик, божью коровку, - стоит только раскрасить верхнюю часть пробки и отпечатать её на лист. Получившийся ровный круг дополняется воображением ребёнка. Таким методом рисования можно нарисовать гусеницу. Так же закрашиваем верхнюю часть пробки зелёным цветом. Делаем несколько отпечатков идущих друг за другом, дорисовываем кисточкой глазки, лапки – вот и готова гусеница перебирающая лапками (приложение №1).

В технике «Прижми и отпечатай» было проведено открытое занятие «Осенний листопад» (приложение №3). Дети с удовольствием раскрашивали изнаночную сторону листочков и отпечатывали их на листе бумаги, создавая удивительный ковер из осенних листьев.

Еще одна техника, которую мы использовали – раздувание кляксы выдуванием через трубочку. Этим методом мы рисовали салют. Капельку краски сверху раздуваем через трубочку, получается красивая звездочка, главное подносить трубочку ближе к листу бумаги иначе лучи получатся неровные (приложение № 1). Если подуть на каплю с боку – получатся ветви деревьев, трава или кусты.

Мы считаем, что техники рисования ладошкой, тычком, пробками, поролоном, выдувание из трубочки, рисование вилочками позволяют сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:

  1. Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
  2. Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости.
  3. Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей.
  4. Развивается мышление, речь, воображение.
  5. Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов.
  6. Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции.
  7. Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

4.Заключение

Работа по данной методической разработке даёт положительную динамику в развитии у детей навыков рисования. Использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость цвета, некоторые его оттенки. В рисовании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями. Об этом свидетельствуют результаты проводимой диагностики, которая показывает положительную динамику. Дети, уже в первый год знакомства с нетрадиционными техниками, научились проявлять творческую активность в соответствии с требованиями к возрасту, умело пользоваться материалами и инструментами.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что выбранные нетрадиционные методы и приёмы помогают решать поставленные нами задачи. А выполнение поставленной цели подтверждает, что нетрадиционные техники успешно помогают в развитии у дошкольников навыков рисования.

Главное в нашей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Самая большая для нас радость, когда мы слышим детский вопрос: «А мы будем еще так рисовать?». Значит, ребенку понравился процесс рисования, и он хочет продолжения этой деятельности.

Цель данной работы была: разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте, среди которых: техника рисования тычком, прижми и отпечатай, рисование ладошкой, выдувание из трубочки, рисование вилочками и т.д.

Решению задач данной работы послужило изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Сравнительный анализ данных, позволяет сделать вывод, что уровень творчества детей старшего дошкольного возраста под влиянием

Использования нетрадиционных техник рисования в целом показывает позитивные результаты. У большинства детей в течение года в процессе систематической непосредственно организованной, совместной, индивидуальной деятельности значительно повышается уровень развития по изобразительной деятельности. Диагностика показала существенные изменения в структуре художественного творчества у детей дошкольного возраста. Применение современных педтехнологий – нетрадиционных техник дают возможность детям различать нетрадиционные изобразительные техники. Знать основные закономерности линейной перспективы (линия горизонта, изменение размеров при удалении). Самостоятельно создать сюжет и проявить желание разнообразить средства художественной выразительности и изобразительности, дать эстетическую оценку наблюдаемым предметам, явлениям, эмоционально воспринимать красоту природы, картин. Владеть техниками работы, различать произведения изобразительного искусства, выделяя средства выразительности, цветовой гаммы, понимать единство содержания языка художественного образа.

Использование разных форм педагогической работы с детьми ведет к повышению, сохранению и обогащению эмоционально – чувственного познания окружающего мира и развитию творческого потенциала старших дошкольников.

Предложен перспективный план (см. приложение №2) с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности.

По предложенной теме разработан мастер – класс для педагогов «Нетрадиционные методы обучения детей рисованию» (см. приложение №4), в котором были рассмотрены такие техники нетрадиционного рисования, как «прижми и отпечатай», раздувание кляксы выдуванием через трубочку, рисование одноразовыми вилочками.

Необходимо продолжать работу, направленную на развитие познавательных процессов, интереса к рисованию, повышать уровень работоспособности детей в художественном творчестве.

В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

5.Список литературы:

  1. «Воспитатель» - №5 2009 г.
  2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2007 г.
  3. «Дошкольное воспитание» - №4 1993 г.
  4. «Дошкольное воспитание» - №2 1996 г.
  5. «Дошкольное воспитание» - № 2 2004 г.
  6. «Дошкольное воспитание» - №8 2005 г.
  7. «Дошкольное воспитание» - №6 2007 г.
  8. «Дошкольное воспитание» - №7 2007 г.
  9. Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
  10. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» - М-С 2011 г.
  11. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - П., 1981 г.
  12. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.
  13. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
  14. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.
  15. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
  16. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».
  17. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.

Оглавление.

  1. Аннотация ____________________________________________________________1
  2. Введение ______________________________________________________________2
  3. Основная часть. Нетрадиционные техники рисования для развития творческой личности ребенка___________________________________________ 4
  1. Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей _________________________________________ 5
  2. Виды нетрадиционных техник рисования __________________________ 6
  3. Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности __________ 7
  1. Заключение __________________________________________________________ 9
  2. Список использованной литературы ___________________________________ 11
  3. Оглавление __________________________________________________________ 12
  4. Приложения _________________________________________________________ 14

Приложение № 1. Детские рисунки с использованием нетрадиционных техник рисования ______________________________________________________________ 14

Приложение № 2. Перспективное планирование нетрадиционных методов рисования в дошкольной группе __________________________________________ 15

Приложение № 3. Конспект открытого занятия «Осенний листопад» _________ 16

Приложение № 4. Мастер-класс для педагогов дополнительного образования по теме «Нетрадиционные методы обучения детей рисованию» _________________ 17

Приложение № 2

Перспективное планирование «Нетрадиционные методы рисования в дошкольной группе»

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

«Ветка рябины» (ватные палочки)

«Жёлтое солнышко» (ладошка)

Учить детей рисовать ветку с ягодами, используя ватные палочки, располагая рисунок на всем листе.

Учить детей печатать ладошкой  лучики солнышка, дорисовывать лицо кисточкой.

Октябрь

«Осенний листопад» (печатание листьями)

«Осеннее дерево» (тычок кистью).

Учить детей печатать листьями на листе бумаги, смешивать красную и желтую гуашь для получения оранжевого цвета.

Учить детей рисовать листья на дереве тычком кистью. Учить различать и называть деревья и листья.

Ноябрь

«Цыпленок»

(тычок кистью).

«Котенок»

(тычок кистью)

Продолжать учить детей рисовать предмет, состоящий из двух кругов. Учить передавать особенности предмета тычком полусухой кистью.

Продолжать учить детей передавать особенности предмета, используя тычок полусухой кисти.

Декабрь

«Рыбка»

(ватные палочки)

«Снеговик»

(тычок кистью).

Продолжать знакомить детей с техникой рисования ватными палочками. Закреплять умение дополнять изображение с помощью кисточки.

Закреплять умение детей передавать особенности предмета тычком полусухой кистью.

Январь

«Салют» (выдувание через трубочку).

«Снежная баба» (оттиск скомканной бумагой).

Учить детей изображать салют выдуванием сверху через трубочку, разбрызгивая кляксу.

Учить детей передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск скомканной бумаги.

Февраль

«Укрась медвежонка» (ватные палочки)

«Синица»

(тычок кистью).

Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, кистью.

Продолжать учить детей передавать особенности предмета тычком кистью, завершая работу кистью.

Март

«Ваза с цветами» (тычок кистью)

«Ветка мимозы» (ватные палочки).

Продолжать учить детей изображать цветы тычком кистью. Учить закрашивать вазу, не заходя за контур.

Продолжать учить детей рисовать мимозу ватными палочками и кистью.

Апрель

«Разноцветные яички»

(ватные палочки)

«Дерево»

(тычок кистью).

Продолжать учить детей рисовать предметы овальной формы, передавая характерную форму яйца. Продолжать учить методом тычка рисовать контур ватной палочкой с гуашью, украшать изделие.

Учить детей рисовать по представлению большое дерево на всем листе бумаги. Закреплять умение рисовать крону разными способами.

Май

«Бабочка»

(ватные палочки)

«Весенний дождик» (рисование вилкой).

Учить украшать предмет яркими цветами и узорами. Развивать творчество, воображение.

Учить рисовать вилкой дождь, облака, траву, передавать состояние природы.

Приложение 3.

Конспект открытого занятия «Осенний листопад». Возраст обучающихся 5 – 6 лет.

Цель: учить детей печатать осенними листьями на листе бумаги.

Задачи:

        - совершенствовать умение рисовать гуашью, наносить её на осенние листья и делать отпечатки на бумаге,

        - развивать умение подбирать осенние листья с различных деревьев и кустарников для выполнения будущего рисунка,

        - воспитывать аккуратность, развивать воображение и фантазию детей на занятии.

Материал: листья березы и липы, кисти, гуашь, бумага, баночки для мытья кистей, салфетки. Ход занятия:

1.Вводная часть

Дети сидят за столами.

Вводное слово педагога: Сегодня мы будем рисовать осенний ковер. Посмотрите, дети, у каждого из вас на столе лежат разные листочки. Этими  осенними листочками можно нарисовать красивый осенний ковер. Вот посмотрите, какой осенний ковер нарисовала я (рисунок на доске), он весь состоит из осенних листочков. Скажите, какого цвета эти листочки? (красного, желтого, оранжевого и зеленого). Ребята, скажите, а на каких деревьях растут эти листочки? (Береза, липа, клен).

        - А сейчас я расскажу вам, как сделать такой красивый ковер.

        1.Выбираем три листика. Обмакиваем кисточку в красную краску и покрываем оборотную сторону листика.

2.Осторожно берем листик и прикладываем окрашенной стороной к листу бумаги. Сверху прикрываем салфеткой и плотно прижимаем ладошкой.

3.Поднимаем салфетку и листик, на бумаге остается красный отпечаток листика – его точная копия. Остальные листики печатаем также.

        4. Теперь возьмем другие листочки, закрасим их в теплые цвета осени - желтый, оранжевый, зеленый и продолжим печатать на своем листе бумаги, создавая красивую композицию. Листики можно расположить по углам, в центре, вверху, внизу, наклоняя их влево и вправо.

        5. Дорисовываем коричневым фломастером черенки у ваших листиков.

-А теперь вы начинаете рисовать свой ковер. Ребята, работайте аккуратно, берите поменьше краски на кисточку.

2. Практическая деятельность детей

(Работа детей)

        - А сейчас мы с вами отдохнем.

Физкультминутка

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели. (Руки вверх.)

Дунул ветер – полетели. (Махи руками.)

И на землю дружно сели. (Приседание.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Махи руками над головой)

Закружились, полетели (Покружиться.)

И на землю снова сели. (Сесть за столы.)

        -Ребята, мы хорошо отдохнули, давайте продолжим нашу работу.

3.Итог занятия

        -Ребята, что вы делали сегодня? (Мы научились печатать листиками).

        - Какие замечательные рисунки у вас вышли, молодцы!

Приложение № 4.

Мастер-класс для педагогов дополнительного образования по теме «Нетрадиционные методы обучения детей рисованию».

Тема: «Нетрадиционные методы обучения детей рисованию».

Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных методах рисования.

Задачи:

- познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным методам рисования;

- научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании;

- повысить уровень мастерства педагогов.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, технологические карты.

Материалы для практической деятельности: бумага, цветной картон, гуашь разного цвета, баночки, кисти для рисования, тарелочки, одноразовые вилки, пекинская капуста или листья деревьев, трубочка для коктейля, трубочки от шариковых ручек, шариковые ручки, фломастеры, кусочки поролона, стаканы с водой, компьютер.

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования.

Практическая часть.

Я предлагаю познакомиться Вам, уважаемые коллеги, с некоторыми методами нетрадиционного рисования, которые предлагаются детям дошкольного возраста.

- Для выполнения практической работы предлагаю создать творческую группу из четырёх человек. Пожалуйста, желающие! (ВЫХОДЯТ)

- Спасибо, что Вы приняли мое приглашение. Предлагаю Вам придумать название нашей творческой группе (ПРИДУМЫВАЮТ НАЗВАНИЕ)

К АУДИТОРИИ:

- Уважаемые коллеги, прошу Вас ответить на вопрос: Используете ли Вы в своей практике нетрадиционные методы рисования с детьми? С какой целью? Нравится ли Вам эта работа? Спасибо за ваши ответы.

1. Сегодня мы познакомимся с некоторыми методами нетрадиционного рисования и попробуем сочетать их в одной работе. Одним из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является печать листьями. Я предлагаю взять для работы листья пекинской капусты или листья деревьев (образцы рисунков).

Берется лист пекинской капусты, гуашь, разведенная до консистенции сметаны, кисть для рисования или поролон и бумага. Намазывается гуашью та сторона капустного листа, где лучше видны прожилки. Затем лист капусты переворачивается и кладется на чистый лист бумаги, придавливается ладонью и, затем, снимается. Остается удивительный отпечаток.

Все необходимые материалы для работы есть перед Вами.

- Чтобы выбрать цвет, Вы должны определиться с темой.

- Темой работы нашей творческой группы будет: «Времена года: весна».

Для выполнения этой работы у нас есть все необходимые материалы. Можете приступить к работе. Практическая деятельность педагогов.

- Как вы думаете, какие трудности могут возникнуть при использовании данной техники при работе с детьми? (если гуашь развести неправильно, то она будет плохо ложиться) .

2. Следующий способ рисования: РАЗДУВАНИЕ кляксы (образцы рисунков).

Для этого нам необходимы следующие материалы: гуашь, трубочка от шариковой ручки, пипетка. Способ получения изображения: ставим каплю краски на бумагу и раздуваем её. Можно использовать два способа выдувания: сверху и снизу. (Образец) Комментарии о результатах:

- Если выдувание сверху, то капля разбрызгивается в стороны, получается клякса. Если же выдувание идёт снизу, как будто толкаете каплю вперёд, то получаются разводы.

- Вид выдувания будет зависеть от того, что Вы хотите изобразить. Предлагаю вам приступить к работе.

3. Не менее интересный способ рисования одноразовыми вилками. (Образцы рисунков).

- Этот способ подходит при изображении различных предметов и явлений природы: солнца, облаков, дождя, снега, елок и т. д., а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, травы и т. д.)

- Для использования этого метода нам понадобятся: мисочка с гуашью, разведенной до консистенции сметаны, одноразовые вилки, салфетки.

Для получения изображения: набираем гуашь на вилку и рисуем, чертим полосы на бумаге или кончиками вилки, или всей вилкой. Для изменения цвета берутся другие мисочки.

Этим способом я предлагаю завершить ваши пейзажи.  

- Практическую работу нашей творческой группы мы завершим вернисажем «Времена года: весна». (ВЫВЕШИВАЕМ РАБОТЫ).

К АУДИТОРИИ:

- Уважаемые коллеги, прошу Вас ответить на вопрос:

- Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес? Почему?

- Где вы можете их использовать?

- С какими не представленными способами Вы хотели бы познакомиться?

        - Спасибо за ответы!

        - Уважаемые коллеги, спасибо Вам за ваш интерес к моему опыту, активное участие вмастер - классе, за чудесные картины. За участие в творческой группе позвольте Вас поблагодарить за хорошие работы, за внимание и старательность в освоении нетрадиционных методов рисования. Спасибо всем за созданные вами «шедевры». (АППЛОДИСМЕНТЫ).

- Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выписка из решения коллегии Протокола № 3 коллегии 2021 ШНРО и ШФНСУ

Выписка из решения коллегии Протокола № 3 коллегии 2021 ШНРО и ШФНСУ...

Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 Анализ работы ДДТ

Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 Анализ работы ДДТ...

Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 ШИБЦ

Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 ШИБЦ...

Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 ТР СШ1 СШ2

Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 ТР СШ1 СШ2...

Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 школьная медиация

Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 школьная медиация...

Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 наставничество

Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 наставничество...

Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 Консультационный центр дс1

Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 Консультационный центр дс1...