Урок цветоведения. Цвет в искусстве: желтый
статья по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)
Данный материал можно использовать на уроках изобразительного искусства, а так же на занятиях дополнительного образования с обучающимися 5-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 469.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок цветоведения. Цвет в искусстве: желтый
Цели: познакомить учащихся с понятием цвета в живописи, рассмотреть желтый цвет с точки зрения искусства, учить анализировать колорит живописного полотна и понимать его смысл. Учить видеть оттенки желтого цвета, различать желтый цвет по теплохолодности.
Желтый – третий из основных цветов, наряду с красным и синим, самый светлый, яркий и контрастный. Один из древнейших: помните желтую лошадь в пещере Ляско? Ей более 17 000 лет. Он добывался довольно легко, из охристых глинистых пород, поэтому часто присутствовал и в наскальной живописи, и в более позднем искусстве Древнего мира.
Лошадь. Пещера Ляско. Франция
Как и каждый из основных цветов, желтый обладает множеством противоречивых качеств. Желтый – цвет солнца, символ золота, в Греции – цвет Аполлона, а в Китае – императора. В буддизме – это цвет самого Будды, монашеских одеяний, цвет желтого крокуса как символ отказа от всего мирского.
Но мы все помним и «желтые тюльпаны – вестники разлуки», и желтый дом, и «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве»… Удивительно, но и ревность, и супружеская неверность – это все желтый цвет.
В искусстве чаще всего желтый цвет воспринимался как аллюзия к свету, золоту, абсолютной божественной истине и власти. Именно поэтому в религиозной живописи мы чаще всего видим изображение небесного царствия с помощью золота мозаик, золотых нимбов святых, одеяний св. Петра, а потом и Папы Римского (Прокопий Чирин. Климент папа Римский).
В классической живописи мало кто из художников использовал этот цвет в чистом виде. Его трудно вписать в пространство, он выбивается из палитры своей яркостью, светлотой и контрастностью. Сложность желтого цвета в том, что при малейшей примеси других оттенков он радикально меняется. Чуть больше холодного – и это уже темный, мрачный, тускло-желтый цвет, который ассоциируется с ревностью и изменой. Не случайно уже в раннем средневековье в темно-желтых одеждах изображали Иуду, а более поздние эпохи лечебницу для душевнобольных стали называть «желтым домом».
Говоря о двойственности желтого цвета, как обычно вспомним «Учение о цвете» И.-В. Гёте: «Это ближайший к свету цвет, – пишет он, – Он всегда отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью. Желтый производит исключительно теплое и приятное впечатление. В живописи он соответствует освещенной и действенной стороне картины». Однако, отмечает Гёте дальше, при его загрязнении он приобретает негативное звучание и отрицательный символический смысл. Еще в эпоху Ренессанса замечали, что золото и лимон – желтые, но их желтизна говорит о разном. И, с одной стороны, часто, характеризуя оттенки желтого, средневековые красильщики называли «цвет согласия» или «цвет ржи», с другой – это был «цвет соломы». В него облачали простаков, шутов, ревнивцев и даже безумцев.
Очень редко в истории искусства семнадцатого-девятнадцатого веков можно увидеть открытый желтый цвет. Поскольку он выбивался, не вставал на место в перспективной картине, его требовалось приглушить, уменьшить его светоносность, добавить другой оттенок, чтобы сблизить с основной колористической гаммой. Часто получалась просто грязная живопись. Поэтому, чтобы использовать желтый, художникам требовалась известная смелость. (И.И. Шишкин. Золотая осень).
Яркий желтый в большей степени проникает в искусство тогда, когда художники от тональной живописи переходят к системе «аля прима», при которой краска наносится сразу, в один прием, без лессировок и многослойности. Активно желтым начинают пользоваться импрессионисты и постимпрессионисты. Классический пример этого – многочисленные «Соборы» К. Моне и «Подсолнухи» Ван Гога. Однако и русские мастера конца девятнадцатого столетия начинают активно пользоваться открытым цветом.
Следование этой традиции прослеживается и в искусстве новейшего времени. Однако часто в живописи художников ХХ века (П.И. Келин. Женский портрет) желтый предстает в высветленных, несколько разбеленных оттенках.
Оттенки желтого, приближенные к оранжевому и даже красному, добавляют активности, движения, позитива, и, кстати, именно эти оттенки способствуют повышению аппетита.
Психологи, рассуждая о желтом цвете, считают, что он относится к позитивным и имеет положительное воздействие на человека, что в нем нет агрессивности красного и равнодушия синего. Кроме того, он способствует легкомысленному отношению к жизни, что в сегодняшних сложных условиях, вероятно, тоже важно. Желтый вызывает не только легкость мыслей, но и любознательность, жажду нового и потребность это новое осмыслить. Именно поэтому рекомендуют использовать желтый цвет в учебных аудиториях.
Да, помещение с желтыми стенами и занавесями кажется просторным и наполненным солнечным светом. Но через некоторое время человек здесь может почувствовать усталость и головную боль. Обилие желтого цвета быстро утомляет нервную систему, и восторженное, приподнятое настроение переходит в раздражение и немотивированную злость: желтый может раздражать не только мрачных и угрюмых, но и тех, кто стремится к покою и уединению. Повышенный тонус, поддерживаемый желтым цветом, ведет к перегрузке нашей психики, и хочется побыстрее покинуть комнату, оформленную в этом колорите. Поэтому его трудно использовать в жилых интерьерах. Чаще всего это лишь небольшие акценты, отдельные яркие пятна или, если хочется сделать желтый доминирующим цветом в оформлении комнаты, его выбеливают, делают нежным и пастельным.
Желтый цвет требует чувства меры как никакой другой, поскольку имеется важный создаваемый им зрительный эффект: этот цвет всегда останавливает, а окрашенные в желтый предметы как бы выступают, выдвигаются нам навстречу из окружающего пространства. По этой причине желтый часто используют в рекламе, в дизайне упаковок товаров и в раскраске дорожных знаков – не случайно он является предупреждающим в светофоре.
Кстати, в природе – это знак опасности. Ядовитые насекомые чаще всего имеют желтый окрас, как бы предупреждающий, что трогать их не стоит. Так что с желтым цветом необходимо быть осторожными не только художникам, но и обычным людям, обращая внимание на оттенки и оберегая себя от опасности, которая таится под знаком желтого.
Интересно, что желтый часто чтановится ведущим трендом в модной одежде. Наиболее актуальными обычно считаются шафрановые и янтарные оттенки, которые добавляют ощущение драгоценности нарядам, а также варианты «слоновой кости». Однако и в моде дизайнеры предлагают лаконичные модели без лишних деталей, поскольку желтый берет на себя очень много, притягивая взгляд. Если говорить о цветопредпочтении, то желтый выбирают чаще всего люди активные, деятельные и ориентированные на успех, а также те, кто занимается именно тем делом, которое любят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/ap.nsportal.ru/files/pictures/2015/05/14/picture-240533-1431591861.jpg)
"Цвет в искусстве.Основы цветоведения"
Знакомство на уроке с основами цветоведения. Практическая работа....
Базовые понятия о цвете. Урок цветоведения в 5 кл.
Урок цветоведения. Учитель ИЗО МБОУ «СОШ 2» г. Меленки, Владимирской обл. Сорокина А.И.Смотреть больше презентаций от Agnessa Sorokina...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/29/picture-96519-1369823550.jpg)
Презентация к уроку по декоративно-прикладному искусству "Цветы в технике Ганутель"
Презентация предназначена для выполнения практической работе на уроках технологии или кружковой работе. Пошагоавя инструкция, образцы работ в доступной форме для учащихся 5-9 классов...
Урок изобразительного искусства в 6 классе "Цветоведение. Цвет и здоровье."
Цели и задачи урока изобразительного искусства в 6 классе по теме: "Цветоведение. Цвет и здоровье": • Вспомнить основные и составные цвета, цветовой круг, тёплые и холодные цвета, цветовой контра...
Конспект урока по изобразительному искусству. Тема урока: «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета» - ритм ручьёв, деревьев), 2 класс
Конспект урока изоискусстваТема урока: «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета» - ритм ручьёв, деревьев)Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/27/picture-614589-1427476528.jpg)
Урок цветоведения. Цвет в искусстве: белый
Данный материал можно использовать на уроках изобразительного искусства, а так же на занятиях дополнительного образования с обучающимися 5-7 классов...