РАБОЧИЙ ЛИСТ Тема урока: «Роль линии в организации пространства плоскостной композиции»
рабочие листы по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

РАБОЧИЙ ЛИСТ Тема урока: «Роль линии в организации пространства плоскостной композиции»

1. Блок "Актуализация знаний" (Задание 1)
 
· Педагогическая цель: Вызвать из памяти базовые знания о линии, перевести их из пассивного в активный режим, создать "палитру выразительных средств" для дальнейшей работы.
· Тактический ход: Прием "ассоциативный ряд". Ученик не просто вспоминает виды линий, а сразу наделяет их смыслом, что формирует установку: "линия — это не штрих, а носитель характера и эмоций".
 
2. Блок "Исследовательский" (Задание 2)
 
· Педагогическая цель: Научить "читать" художественный язык на примере работ мастеров. Перейти от теории к анализу.
· Тактический ход: Прием "вопросы-ключи". Вопросы направляют анализ по трем ключевым векторам:
  · Формальный анализ (Что я вижу? Типы линий).
  · Функциональный анализ (Как это работает? Организация пространства).
  · Эмоциональный анализ (Что я чувствую? Настроение).
    Это структурирует восприятие и готовит к самоанализу в рефлексии.
 
3. Блок "Практический" (Задание 3)
 
· Педагогическая цель: Применить полученные знания в творческой деятельности, проверить понимание на практике.
· Тактический ход: Проектное задание с жесткими рамками и свободой внутри них. Темы ("Спокойствие", "Движение", "Хаос") задают четкую цель, а список возможных линий — инструментарий. Это исключает творческий ступор "с чего начать?" и позволяет сосредоточиться на решении конкретной композиционной задачи. Эскизность формата снимает страх перед ошибкой и поощряет поиск.
 
4. Блок "Рефлексивный" (Задание 4)
 
· Педагогическая цель: Развить метапредметные навыки самоанализа и критического мышления. Зафиксировать личный образовательный результат.
· Тактический ход: Прием "самоотчет". Вопросы заставляют ученика вербализовать свой творческий выбор ("Как вам удалось?..."), оценить структурную организацию работы ("Как линии организуют пространство?") и провести работу над ошибками ("Что улучшить?"). Это превращает деятельность из спонтанного рисования в осознанный поступок.
 
---
 
Сквозные принципы конструкции рабочего листа:
 
· Дидактическая спираль: Каждый блок логически вытекает из предыдущего и служит основой для следующего: Знание → Анализ → Создание → Оценка.
· Фокус на деятельностный подход: Ученик не пассивный слушатель, а исследователь, художник и критик в одном лице.
· Формирующее оценивание: Критерии прозрачны, а самооценка дает ученику право голоса в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochiy_list_7_klass_izo.docx269.02 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочий лист для ученика 7 классы учитель

Вартанян Юлия Николаевна

Тема урока: «Роль линии в организации пространства плоскостной композиции»

ФИО ученика: _________________________

Класс:_________________________

Дата:_________________________

Часть 1: Актуализация знаний. "Линия как средство выразительности"

Задание 1. Вспомним и запишем.

Какие ассоциации и чувства у вас вызывают эти типы линий?Дайте краткую характеристику каждой.

Тип линии

Её характер и ассоциации

Прямая (горизонтальная)

Спокойствие, стабильность, покой, ширь, горизонт

Прямая (вертикальная)

Прямая (наклонная)

Волнистая линия

Ломаная линия (зигзаг)

Спираль

Часть 2: Исследовательская. "Анализ произведений искусства"

Задание 2. Рассмотрите репродукции произведений искусства (будут представлены на уроке) и ответьте на вопросы.

абстрактная композиция Василия Кандинского или Пита Мондриана

;n=13

· Какие типы линий преобладают? ___________________

· Как эти линии организуют пространство листа? (Делят его, создают ритм, направляют взгляд?)

· Какое настроение создаёт эта композиция? _________________________________

2. Гравюра с изображением морского пейзажа или архитектурная графика)

Picture background

· Какие типы линий преобладают? ___________________

· Как линии передают форму и объем предметов? _________________________________

· Куда направляет ваш взгляд главная линия (или группа линий)? _________________________________

Часть 3: Практическая. "Создание композиции на заданную тему"

Цель: Создать 3 разные композиции, используя преимущественно ЛИНИЮ, чтобы передать три разных понятия.

Материалы:, черная гелевая ручка / линер / тонкий маркер.

Задание 3. Создайте три абстрактные или условно-реалистические композиции.

Композиция 1: "СПОКОЙСТВИЕ"

· Задача: Используйте линии, чтобы передать ощущение умиротворения, равновесия и гармонии.

· Какие линии вы будете использовать? (Подчеркните): Горизонтальные, вертикальные, плавные, волнистые.

· Эскиз:

Композиция 2: "ДВИЖЕНИЕ / СКОРОСТЬ"

· Задача: Передать ощущение стремительности, энергии, динамики.

· Какие линии вы будете использовать? (Подчеркните): Наклонные, ломаные, спирали, длинные стремительные.

· Эскиз:

Композиция 3: "ХАОС / НАПРЯЖЕНИЕ"

· Задача: Создать ощущение беспорядка, конфликта, смятения.

· Какие линии вы будете использовать? (Подчеркните): Короткие ломаные, пересекающиеся под разными углами, спутанные.

· Эскиз:

Часть 4: Рефлексия. "Анализ своей работы"

Задание 4. Проанализируйте свою самую удачную, на ваш взгляд, композицию.

1. Название композиции: _________________________

2. Как с помощью линий вам удалось передать заданное понятие?

3. Как линии организуют пространство вашего листа? (Создают центр, ритм, глубину?)

4. Что бы вы хотели улучшить в своей работе?

Критерии оценки:

· Теоретическая часть: Умение анализировать виды линий и их выразительность.

· Практическая часть: Точность передачи заданной темы, разнообразие и уместность использования линий, аккуратность исполнения.

· Рефлексия: Глубина анализа собственной работы, умение видеть сильные и слабые стороны.

Самооценка: Поставьте себе оценку за работу на уроке: _____ (по 5-балльной шкале).

Методические рекомендации для учителя:

1. Подготовка:

· Подберите 2-3 репродукции для Задания 2. Хорошо подойдут:

· Абстракция (Кандинский, Мондриан, Малевич) — для анализа чистой организации пространства.

· Графика или гравюра (Дюрер, Хокусай) — для анализа линии как средства создания формы и передачи настроения.

· Фотографии архитектурных сооружений или природных объектов с ярко выраженной линейной структурой.

2. Ход урока:

· Введение (5-7 мин): Беседа о линии как о первом и самом главном инструменте художника. Обсуждение, какие бывают линии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист к уроку по теме "Социальные статусы и роли"

Рабочий лист к уроку  по теме "Социальные статусы и роли" поможет организовать самостоятельную работу учащихся с текстом учебника "Обществознание 8 кл", автор - Л.Н.Боголюбов....

"Свободная линия в организации пространства" урок ИЗО в 8 классе

На примере творчества художника Андреса Амадора показать возможности свободной линии в организации пространства песчаных пляжей. Тема усложняется техникой Зинтангл - создание разных узоров в асимметри...

Рабочие листы к урокам географии 8 класса по разделу: «Географическое пространство России».

На уроках географии для обучающихся с ОВЗ, я использую рабочие листы. Они помогают детям ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно....

Рабочий лист к уроку по теме "Экономика и ее роль в жизни общества"

Основные понятия: потребности, ресурсы,  свободные блага, экономические блага, товары, услуги, альтернативная стоимость...

Рабочий лист к уроку обществознания в 8 классе на тему "Роль информации и информационных технологий в современном мире"

Рабочий лист можно использовать на уроках по данной теме, для дополнительного закрепления изученного материала....

Рабочий лист к уроку литературы в 10 классе на тему: "«Вечные темы» в романе «Отцы и дети». Роль эпилога. Авторская позиция и способы ее выражения".

Рабочий лист к уроку литературы в 10 классе на тему: "«Вечные  темы» в романе «Отцы и дети». Роль эпилога.  Авторская позиция и способы ее выражения"....