Алкины
план-конспект урока химии (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Alkiny.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | Алкины. | |
Цель урока | Продолжить изучение особенностей основных классов непредельных углеводородов. | |
Задачи урока Методы и методические приёмы | 1. Изучить строение, гомологию, получение, свойства и применение алкинов, углубить знания об углеводородах. 2. Развивать навыки по составлению формул органических соединений, изомеров, правила составления и записи реакций с участием углеводородов. З. Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде. Проблемный, частично- поисковый, объяснительно- иллюстративный. | |
Тип урока Вид урока | Изучение нового, первичного закрепления и совершенствования знаний Урок-диспут | |
Структура урока | 1 Организационный момент 2. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала З. Изучение нового материала (после каждого блока репродукция и закрепление) 4. Домашнее задание 5. Этап обобщения знаний 6. Рефлексивный этап | |
1. | Доброе утро, а оно действительно доброе, так как его мы начинаем с вами с урока химии- науке о веществах и их превращениях. Сегодня нам предстоит расширить наши знания об органических веществах- тех, которые мы «носим, которые входят в состав вполне привычных для нас веществ (авторучка, все изделия из пластмасс...). Но мы с вами уже знакомы с рядом классов органических соединений, - какие уже изучили? | |
2. ответы учащихся сопровождаются дополнительными вопросами учителя: НАПРИМЕР: Назовите три гомолога для пропена (для вопроса «е»); какова общая формула алканов (для вопроса «а») и т.п. | 1. Что вы можете сказать об алканах, алкенах?- высказывания учащихся. 2. Ну а сейчас, чтобы мы настроились на рабочее состояние, попробуем почувствовать себя на месте вещества или процесса. Для этого я раздам вам «роли», которые вы должны будете отгадать (при этом встать), исходя из того, что я буду произносить об этом (роли: бутан, алкен, метан, изомеры, углерод, бутен, гомологи, алкины, алканы): а) Углеводороды, в молекуле которых все связи одинарные (алканы) б) Вещества, которые имеют одинаковый качественный и количественный состав, но отличающиеся по строению (изомеры) в) Вещество, в молекуле которого 4 атома углерода и 10 атомов водорода (бутан) г) Газ, основной компонент того, который мы используем для обогрева жилища (метан) д) Углеводороды, в молекуле которых имеется одна двойная связь (алкены) е) Вещества одного ряда, где каждый последующий отличается от предыдущего на гомологическую разницу –СН2 (гомологи) ж) Вещество, в молекуле которого 4 атома углерода и 8 атомов водорода (бутен) з) Атом, обязательный компонент органического вещества (углерод) и) Углеводороды, в молекуле которых имеется одна тройная связь (алкины) | |
3. | А вот с последним классом соединений мы хорошо знакомы? Что мы можем о них сказать, исходя из названия? Значит, что нам предстоит сегодня о них узнать?- выслушиваются мнения учащихся и совместно формулируются задачи и цель урока. А чтобы нам было легче это делать, мы разделим урок на шаги (блоки), в конце каждого шага будем подводить итоги, поэтому будьте внимательны и сосредоточены. Итак, начнём наше «восхождение» по лестнице под названием АКИНЫ: | |
Шаг 1 Номенклатура и изомерия Где встречались на практике с веществом под названием ацетилен? Здесь отрабатываются навыки по составлению формул веществ, номенклатуре, составлении формул изомеров. | 1. Формулировка учителем определения алкинов и его запись учащимися: «Углеводороды с общей формулой CnH2n-2 , в молекуле которых имеется одна тройная связь». 2. Вывод совместно с учащимися гомологического ряда по общей формуле: n≠1 n=2 C2H2 /этин, ацетилен/ n=3 C3H4 /пропин/ n=4 C4H6 /бутин/ n=5 C5H8 /пентин/ n=6 C6H10 /гексин/ 3. Как вы думаете, какие виды изомерии могут быть характерны для алканов – учащиеся высказывают своё мнение. Тогда попробуем составить все возможные изомеры для вещества следующего состава (атомы водорода расставить самостоятельно): С-С-С-С-С≡С (?) -пентин-1
С-С-С≡С (?) -3-метилбутин-1 ׀ С
С-С≡С-С-С (?) -пентин-2
С═С═С-С-С (?) -пентадиен-1,2 (алкадиены)
С ∕ \ С С (?) -циклопентен (циклоалкены) ׀ ׀ С ═ С | |
Шаг 2 Получение - Мы рассмотрим методы, имеющие практическое значение: | I. Для ацетилена:
2СН4 –t→ C2Н2 + 3Н2↑
СаС2 + 2Н2О → Са(ОН)2 + C2Н2↑ II. Остальные алкины получают (в основном) из дигалогеноалканов, при этом главным условием является то, чтобы атомы галогенов находились при соседних атомах углерода: НАПРИМЕР: С-С-С-С + 2КОН –спирт→ С-С≡С-С + 2КBr + 2Н2О ׀ ׀ Вr Br То есть, образуется бутин-2. А какое вещество будет образовываться, если реагенты следующие (самостоятельная работа): С-С-С-С-С + NaOH –спирт→ ??? ׀ ׀ Сl Cl
| |
Шаг 3 Свойства Учитель рассматривает свойства на примере пропина, а учащиеся должны записать реакции по аналогии для этина (если класс достаточно сильный, то возможен и обратный вариант)-кроме специфичных свойств. | Если алкины являются непредельными (ненасыщенными), то какие реакции могут быть для них характерны?- учащиеся высказывают предположения. I. Реакции присоединения (учащиеся должны назвать продукты реакции): | |
Для этина: 1. гидрирование: С≡С + Н2 → С═С 2. галогенирование: С≡С + Cl2 → С═С ׀ ׀ Cl Cl 3. гидрогалогенирование (по правилу Морковникова): С≡С + НCl → С═С ׀ Cl 4. гидратация (реакция Кучерова): С≡С + Н2О –HgSO4→ Н3С-СОН (этаналь или уксусный альдегид- альдегиды) 5. изомеризация:
3 C2Н2 –С(активир.)→ С6Н6 (бензол)
2C2Н2 –СuCl→ Н2С═СН-С≡СН (винилацетилен- сырьё для получения хлоропренового каучука) | Другие представители алкинов: 1. гидрирование: С-С≡С + Н2 → С-С═С 2. галогенирование: С-С≡С + Cl2 → C-С═С ׀ ׀ Cl Cl 3. гидрогалогенирование (по правилу Морковникова): С-С≡С + НCl → C-С═С ׀ Cl 4. гидратация (по правилу Морковникова): С-С≡С + Н2О →Н3С-С-СН3 ׀ ׀ О (пропанон, или ацетон - кетоны) | |
II. Реакции горения - а до чего сгорает большинство органических веществ?: | ||
2C2Н2 + 5О2 → 4СО2↑ + 2Н2О | Самостоятельно записать реакции горения пропина и бутина! | |
4. | Это основные свойства, которые вам необходимо знать, поэтому вашим домашним заданием является: § 13, страница 108 № 4 (а). Знать: строение и свойства алкинов как класса ацикличеких непредельных углеводородов. Уметь: записывать химические реакции, изомеры, называть вещества. | |
6. Рефлексия: заслушивание мнений и высказываний учащихся, коллективное обсуждение результатов урока. | Вопросы этапа:
| |
5. Резервное закрепление- выполнение работы у доски. | С2Н4 -4→ С2Н5ОН ↑3 СаС2 -1→ С2Н2 -2→ С6Н6 ↓5 СН3СОН |
Список литературы:
- О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарёв, В.И. Теренин; Под ред. В.И. Теренина. – 3-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2002.
- Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2008.
- Сайкс П. Механизмы реакций в органической химии. Пер. с англ. под ред. проф. Варшавского Я.М. Изд. 3-е, М., «Химия», 1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Алкины: состав, строение, изомерия, физические свойства, получение, применение"
Урок по теме непредельные УВ. содержит элементы ИКТ, игровой, здоровьесберегающей, поисково-проблемной технологий...
Алкины
Презентация к уроку "Алкины" в 10 классе. В презентации рассмотрены химические свойства алкинов,применение алкинов....
Урок "Алкины" в профильной химико-биологической группе 11 класс
Урок "Алкины" в профильной химико-биологической группе...
План-конспект урока химии в 10 классе "Алкины"
Разработка урока химии по теме "Алкины" в 10 классе с использованием электронных образовательных ресурсов....
Урок "Алкины. Ацетилен-представитель алкинов"
Краткая аннотация к уроку «Алкины. Ацетилен – представитель алкинов» Целью создания данного образовательного ресурса является повышение эффективности це...
Разработка урока "Алкины.Ацетилен-представитель алкинов"
Краткая аннотация к уроку «Алкины. Ацетилен – представитель алкинов» Целью создания данного образовательного ресурса является повышение эффективности це...
Фронтальная работа по теме "Алкины. Свойства алкинов и методы их получения."
При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп раб...