Алкины
план-конспект урока химии (9 класс) на тему

Руднев Алексей Николаевич
Общая характеристика класса алкины. Конструкция урока такова, что есть возможность его использования как в 9 так и в 10 общеобразовательных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Alkiny.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Алкины.

Цель урока

Продолжить изучение особенностей основных классов непредельных углеводородов.

Задачи урока

Методы и методические приёмы

1. Изучить строение, гомологию, получение, свойства и применение алкинов, углубить знания об углеводородах.

2. Развивать навыки по составлению формул органических соединений, изомеров, правила составления и записи реакций с участием углеводородов.

З. Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

Проблемный, частично- поисковый, объяснительно- иллюстративный.

Тип урока

Вид урока

Изучение нового, первичного закрепления и совершенствования знаний

Урок-диспут

Структура урока

1 Организационный момент

2. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового

материала

З. Изучение нового материала (после каждого блока репродукция и закрепление)

4. Домашнее задание

5. Этап обобщения знаний

6. Рефлексивный этап

1.

Доброе утро, а оно действительно доброе, так как его мы начинаем с вами с урока химии- науке о веществах и их превращениях. Сегодня нам предстоит расширить наши знания об органических веществах- тех, которые мы «носим, которые входят в состав вполне привычных для нас веществ (авторучка, все изделия из пластмасс...). Но мы с вами уже знакомы с рядом классов органических соединений, - какие уже изучили?

2.

ответы учащихся сопровождаются дополнительными вопросами учителя:

НАПРИМЕР: Назовите три гомолога для пропена (для вопроса «е»); какова общая формула алканов (для вопроса «а») и т.п.

1. Что вы можете сказать об алканах, алкенах?- высказывания учащихся.

2. Ну а сейчас, чтобы мы настроились на рабочее состояние, попробуем почувствовать себя на месте вещества или процесса. Для этого я раздам вам «роли», которые вы должны будете отгадать (при этом встать), исходя из того, что я буду произносить об этом (роли: бутан, алкен, метан, изомеры, углерод, бутен, гомологи, алкины, алканы):

а) Углеводороды, в молекуле которых все связи одинарные (алканы)

б) Вещества, которые имеют одинаковый качественный и количественный состав, но отличающиеся по строению (изомеры)

в) Вещество, в молекуле которого 4 атома углерода и 10 атомов водорода (бутан)

г) Газ, основной компонент того, который мы используем для обогрева жилища (метан)

д) Углеводороды, в молекуле которых имеется одна двойная связь (алкены)

е) Вещества одного ряда, где каждый последующий отличается от предыдущего на гомологическую разницу –СН2 (гомологи)

ж) Вещество, в молекуле которого 4 атома углерода и 8 атомов водорода (бутен)

з) Атом, обязательный компонент органического вещества (углерод)

и) Углеводороды, в молекуле которых имеется одна тройная связь (алкины)

3.

А вот с последним классом соединений мы хорошо знакомы? Что мы можем о них сказать, исходя из названия? Значит, что нам предстоит сегодня о них узнать?- выслушиваются мнения учащихся и совместно формулируются задачи и цель урока. А чтобы нам было легче это делать, мы разделим урок на шаги (блоки), в конце каждого шага будем подводить итоги, поэтому будьте внимательны и сосредоточены. Итак, начнём наше «восхождение» по лестнице под названием АКИНЫ:

Шаг 1

Номенклатура и изомерия

Где встречались на практике с веществом под названием ацетилен?

Здесь отрабатываются навыки по составлению формул веществ, номенклатуре, составлении формул изомеров.

1. Формулировка учителем определения алкинов и его запись учащимися: «Углеводороды с общей формулой CnH2n-2 , в молекуле которых имеется одна тройная связь».

2. Вывод совместно с учащимися гомологического ряда по общей формуле:

n≠1

n=2  C2H2   /этин, ацетилен/

n=3  C3H4   /пропин/

n=4  C4H6   /бутин/

n=5  C5H8   /пентин/

n=6  C6H10 /гексин/

3. Как вы думаете, какие виды изомерии могут быть характерны для алканов – учащиеся высказывают своё мнение.

Тогда попробуем составить все возможные изомеры для вещества следующего состава (атомы водорода расставить самостоятельно):

С-С-С-С-С≡С (?)   -пентин-1

  • Изомерия углеродного скелета:

С-С-С≡С (?)      -3-метилбутин-1

     ‌‌‌‌ ‌׀

     С

  • Изомерия положения кратных связей:

С-С≡С-С-С (?)       -пентин-2

  • Межклассовая изомерия (таутомерия):

С═С═С-С-С (?)   -пентадиен-1,2 (алкадиены)

     

        С

      ∕    \

   С      С   (?)   -циклопентен (циклоалкены)

    ׀       ׀

   С  ═ С  

Шаг 2

Получение

- Мы рассмотрим методы, имеющие практическое значение:

I. Для ацетилена:

  • Из метана, то есть основного компонента природного газа:

2СН4 –t→ C2Н2 + 3Н2

  • Карбидный способ (Вопрос классу: вам знакомо вещество карбид кальция, где вы встречались с ним, как из него можно получить этин?):

СаС2 + 2Н2О → Са(ОН)2 + C2Н2

II. Остальные алкины получают (в основном) из дигалогеноалканов, при этом главным условием является то, чтобы атомы галогенов находились при соседних атомах углерода:

НАПРИМЕР:

С-С-С-С + 2КОН –спирт→ С-С≡С-С + 2КBr + 2Н2О

     ׀    ׀

    Вr   Br

То есть, образуется бутин-2.

А какое вещество будет образовываться, если реагенты следующие (самостоятельная работа):

С-С-С-С-С + NaOH –спирт→ ???

        ׀    ׀

       Сl   Cl

 

Шаг 3

Свойства

Учитель рассматривает свойства на примере пропина, а учащиеся должны записать реакции по аналогии для этина (если класс достаточно сильный, то возможен и обратный вариант)-кроме специфичных свойств.

Если алкины являются непредельными (ненасыщенными), то какие реакции могут быть для них характерны?- учащиеся высказывают предположения.

I. Реакции присоединения (учащиеся должны назвать продукты реакции):

Для этина:

1. гидрирование:

С≡С + Н2 → С═С

2. галогенирование:

С≡С + Cl2 → С═С

                        ׀     ׀

                       Cl   Cl

3. гидрогалогенирование (по правилу Морковникова):

С≡С + НCl → С═С

                               ׀

                              Cl

4. гидратация (реакция Кучерова):

С≡С + Н2О –HgSO4→ Н3С-СОН (этаналь или уксусный альдегид- альдегиды)

5. изомеризация:

  • Тримеризация:

3 C2Н2 –С(активир.) С6Н6  (бензол)

  • Димеризация:

2C2Н2 –СuCl→ Н2С═СН-С≡СН                   (винилацетилен- сырьё для получения хлоропренового каучука)

Другие представители алкинов:

1. гидрирование:

С-С≡С + Н2 → С-С═С

2. галогенирование:

С-С≡С + Cl2 → C-С═С

                                ׀    ׀

                               Cl   Cl

3. гидрогалогенирование (по правилу Морковникова):

С-С≡С + НCl → C-С═С

                                 ׀    

                                Cl  

4. гидратация (по правилу Морковникова):

С-С≡С + Н2О →Н3С-С-СН3

                                    ׀ ׀  

                                    О  (пропанон, или ацетон - кетоны)

II. Реакции горения - а до чего сгорает большинство органических веществ?:

2C2Н2 + 5О2 → 4СО2↑ + 2Н2О

Самостоятельно записать реакции горения пропина и бутина!

4.

Это основные свойства, которые вам необходимо знать, поэтому вашим домашним заданием является:

§ 13, страница 108 № 4 (а).

Знать: строение и свойства алкинов как класса ацикличеких непредельных углеводородов.

Уметь: записывать химические реакции, изомеры, называть вещества.

6. Рефлексия:

заслушивание мнений и высказываний учащихся, коллективное обсуждение результатов урока.

Вопросы этапа:

  1. Сегодня на уроке Я узнал(а)…
  2. Для меня самым сложным на уроке было…
  3. Я сам(сама) могу сделать….
  4. Урок мне понравился/нет, так как…
  5. Кто может утвердительно ответить на вопрос: «Я могу самостоятельно изучать химию без помощи учителя!»

5. Резервное закрепление- выполнение работы у доски.

                  С2Н4 -4→  С2Н5ОН                

                    ↑3

СаС2 -1→ С2Н2 -2→ С6Н6

                     ↓5

                  СН3СОН

Список литературы:

  1. О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарёв, В.И. Теренин; Под ред. В.И. Теренина. – 3-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2002.
  2. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Сайкс П. Механизмы реакций в органической химии. Пер. с англ. под ред. проф. Варшавского Я.М. Изд. 3-е, М., «Химия», 1977.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Алкины: состав, строение, изомерия, физические свойства, получение, применение"

Урок по теме непредельные УВ. содержит элементы ИКТ, игровой, здоровьесберегающей, поисково-проблемной технологий...

Алкины

Презентация к уроку "Алкины" в 10 классе. В презентации рассмотрены химические свойства алкинов,применение алкинов....

Урок "Алкины" в профильной химико-биологической группе 11 класс

Урок "Алкины" в профильной химико-биологической группе...

План-конспект урока химии в 10 классе "Алкины"

Разработка урока химии по теме "Алкины" в 10 классе с использованием электронных образовательных ресурсов....

Урок "Алкины. Ацетилен-представитель алкинов"

Краткая аннотация к уроку «Алкины. Ацетилен – представитель алкинов»         Целью создания данного образовательного ресурса является повышение эффективности це...

Разработка урока "Алкины.Ацетилен-представитель алкинов"

Краткая аннотация к уроку «Алкины. Ацетилен – представитель алкинов»         Целью создания данного образовательного ресурса является повышение эффективности це...

Фронтальная работа по теме "Алкины. Свойства алкинов и методы их получения."

При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп раб...