Статья "Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии"
статья по химии по теме

Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии

 

 

      Что же представляют из себя межпредметные связи?

      Межпредметные связи –  это  современный  принцип  обучения  в  средней

школе.  Он  обеспечивает   взаимосвязь   предметов   естественнонаучного   и

естественно-гуманитарного  циклов  и   их   связь   с   трудовым   обучением

школьников.

      По определению Д.П. Ерыгина: “Межпредметные связи можно  рассматривать

как дидактическую систему, которая отражает  в  школьных  курсах  объективно

существующие   взаимосвязи,    обеспечивает    посредством    согласованного

взаимодействия  ее  учебных  компонентов   осуществления   целенаправленного

процесса обучения школьников”.

      Использование  межпредметных  связей  –  одна  из   наиболее   сложных

методических задач учителя химии. Она требует знания содержания  программ  и

учебников по другим предметам. Реализация межпредметных  связей  в  практике

обучения  предполагает  сотрудничество  учителя  химии  с  учителями  других

предметов.

      Учитель   химии   разрабатывает   индивидуальный    план    реализации

межпредметных связей в курсе химии. Методика  творческой  работы  учителя  в

этом плане проходит следующие этапы:

      1. Изучение программы по  химии,  ее  раздела  “Межпредметные  связи”,

программ и учебников по другим предметам,  дополнительной  научной,  научно-

популярной и методической литературы;

      2.  Поурочное  планирование  межпредметных  связей  с   использованием

курсовых и тематических планов;

      3. Разработка средств и приемов  реализации  межпредметных  связей  на

конкретных  уроках   (формулировка   межпредметных   познавательных   задач,

домашних заданий, подбор дополнительной литературы для учащихся,  подготовка

необходимых учебников и наглядных пособий по  другим  предметам,  разработка

методических приемов их использования);

      4.  Разработка  методики  подготовки  и  проведения  комплексных  форм

организации  обучения   (обобщающих   уроков   с   межпредметными   связями,

комплексных  семинаров,   экскурсий,   занятий   кружка,   факультатива   по

межпредметным темам и т.д.);

      5. Разработка приемов  контроля  и  оценки  результатов  осуществления

межпредметных связей в обучении  (вопросы  и  задания  на  выявление  умений

учащихся устанавливать межпредметные связи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon DOKLAD.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии

Выполнила:

учитель химии МОУ СОШ №4

 г.о.Кинель Самарской области

Петина Оксана Викторовна

САМАРА, 2011

Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии

      Что же представляют из себя межпредметные связи?

      Межпредметные связи –  это  современный  принцип  обучения  в  средней

школе.  Он  обеспечивает   взаимосвязь   предметов   естественнонаучного   и

естественно-гуманитарного  циклов  и   их   связь   с   трудовым   обучением

школьников.

      По определению Д.П. Ерыгина: “Межпредметные связи можно  рассматривать

как дидактическую систему, которая отражает  в  школьных  курсах  объективно

существующие   взаимосвязи,    обеспечивает    посредством    согласованного

взаимодействия  ее  учебных  компонентов   осуществления   целенаправленного

процесса обучения школьников”.

      Использование  межпредметных  связей  –  одна  из   наиболее   сложных

методических задач учителя химии. Она требует знания содержания  программ  и

учебников по другим предметам. Реализация межпредметных  связей  в  практике

обучения  предполагает  сотрудничество  учителя  химии  с  учителями  других

предметов.

      Учитель   химии   разрабатывает   индивидуальный    план    реализации

межпредметных связей в курсе химии. Методика  творческой  работы  учителя  в

этом плане проходит следующие этапы:

      1. Изучение программы по  химии,  ее  раздела  “Межпредметные  связи”,

программ и учебников по другим предметам,  дополнительной  научной,  научно-

популярной и методической литературы;

      2.  Поурочное  планирование  межпредметных  связей  с   использованием

курсовых и тематических планов;

      3. Разработка средств и приемов  реализации  межпредметных  связей  на

конкретных  уроках   (формулировка   межпредметных   познавательных   задач,

домашних заданий, подбор дополнительной литературы для учащихся,  подготовка

необходимых учебников и наглядных пособий по  другим  предметам,  разработка

методических приемов их использования);

      4.  Разработка  методики  подготовки  и  проведения  комплексных  форм

организации  обучения   (обобщающих   уроков   с   межпредметными   связями,

комплексных  семинаров,   экскурсий,   занятий   кружка,   факультатива   по

межпредметным темам и т.д.);

      5. Разработка приемов  контроля  и  оценки  результатов  осуществления

межпредметных связей в обучении  (вопросы  и  задания  на  выявление  умений

учащихся устанавливать межпредметные связи).

      Планирование   межпредметных   связей   позволяет   учителю    успешно

реализовать    их    методологические,     образовательные,     развивающие,

воспитательные и конструктивные функции; предусмотреть всё  разнообразие  их

видов на уроках, в домашней и внеклассной работе учащихся.

      Для установления межпредметных  связей  необходимо  осуществить  отбор

материалов, то есть определить те темы химии, которые тесно переплетаются  с

темами из курсов других предметов.

      Курсовое планирование предполагает краткий  анализ  содержания  каждой

учебной темы курса с учетом внутрипредметных и межпредметных связей.

1.1 Использование межпредметных связей для формирования у учащихся основ

диалектико-материалистического мировоззрения

      Использование опорных знаний других предметов при  изучении  отдельных

тем курса химии – важнейшее средство  формирования  у  учащихся  диалектико-

материалистического  мировоззрения,  целостного  представления  о   явлениях

природы и взаимосвязи между ними.

      Решение   этой   задачи   успешно   осуществляется   при    совместной

согласованной работе учителей различных  дисциплин:  природоведения,  химии,

физики, географии, биологии,  математики,  обществоведения,  истории  и  др.

Рассмотрим  те   межпредметные   связи   курса   химии,   которые   касаются

формирования  основ   научно-материалистического   мировоззрения   учащихся.

Рассмотрим это на отдельных примерах.

      Изучению курса химии в 8 классе предшествуют  курсы  природоведения  и

ботаники, в которых учащиеся получают первоначальные представления  о  живой

и  неживой  природе.  Эти  знания  мы  считаем  опорными  при   рассмотрении

различных разделов темы: “Первоначальные химические понятия”. Так,  в  курсе

природоведения учащиеся изучали вещества: кислород, углекислый газ,  воду  и

смеси веществ, песок, глину, получили некоторые  сведения  об  использовании

угля, руды, нефти, способах разделения смесей. Для углубления  и  расширения

этих знаний предлагаем восьмиклассникам вопросы:

      1. Какие вещества, изученные вами в предыдущих  классах,  относятся  к

чистым веществам, а какие к смесям?

      2. Почему не имеют  смысла  выражения  “молекула  воздуха”,  “молекула

гранита”, “молекула нефти”?

      3. Как отделить речной песок от опилок?

      4. Почему нельзя фильтрованием выделить из раствора поваренную соль?

      Обсуждение этих вопросов позволяет приступить к  формированию  понятий

“тело”,  “вещество”  (как  один  из  основных  видов  материи).   Предлагаем

учащимся самостоятельно, используя знания из курса  физики,  природоведения,

географии  привести  примеры  тел  и  веществ,  обращаем  внимание   на   их

разнообразие, сходство и различие по свойствам. Подчеркиваем,  что  свойства

веществ проявляются в конкретных условиях при том или  ином  воздействии  на

вещество и при  взаимодействии  его  с  другими  веществами.  Отмечаем,  что

отдельные свойства веществ при изменении  условий  при  физических  условиях

могут  меняться,   но   качества   вещества   будут   оставаться   прежними.

Подчеркиваем,  что  под   качеством   понимается   природа   вещества,   его

индивидуальность. Внешне качество  вещества  проявляется  в  его  свойствах.

Обращаем внимание на  то,  что  всякое  изменение,  превращение  (химическая

реакция) есть особый вид  движения  материи  –  химической  формы  движения.

Вещества, отличающиеся  по  составу  молекул,  по  разному  ведут  себя  при

химических реакциях.

      При изучении простых и сложных веществ предлагаем ученикам  вспомнить,

с какими из них  они  ранее  познакомились  в  курсе  природоведения,  каких

веществ в природе больше – простых или  сложных.  Обращаем  их  внимание  на

разнообразие простых и сложных веществ.

      Сообщая учащимся, что  химические  элементы  делятся  на  две  группы:

металлы и неметаллы, мы отличаем наличие в них противоположных свойств  и  в

то же время отсутствие резких границ между ними. Так формируется  понятие  о

взаимосвязях веществ.

      При рассмотрении понятия о валентности как свойстве атомов  химических

элементов,  повторяем  постоянство  состава  веществ  и  формируем   понятие

“количество”. Разъясняем, что количественные данные характеризуют  отношения

масс между элементами в сложном веществе в соотношении  с  их  валентностью,

относительной атомной и молекулярной массой, числом атомов в  молекуле  (для

веществ с молекулярным строением), а также физические  величины:  плотность,

температура кипения, замерзания  и  т.д.  Через  количественные  соотношения

входящих в состав данного вещества элементов выражается постоянство  состава

чистых веществ.

      При  изучении   первоначальных   химических   понятий   представляется

возможность развить полученные в курсе  природоведения  5  класса  знания  о

веществе, в курсе физики  7  класса  –  физических  и  химических  явлениях.

Подчеркиваем  реальность  (объективное  существование)  атомов  и   молекул,

существование веществ независимо от нашего сознания,  объективность  свойств

веществ.

      Рассматривая закон  сохранения  массы  веществ,  знакомим  учеников  с

количественной стороной химических процессов. В ходе этой  работы  обсуждаем

вопросы:

      1) Будет ли масса сульфида железа (II)  равна  массе  железа  и  серы,

вступивших в реакцию?

      2) Каковы массы кислорода и водорода, полученные при разложении  воды?

Сравните массы веществ до и после реакции.

      3) Как можно  объяснить  сохранение  массы  веществ  в  свете  атомно-

молекулярного учения?

      4) Объясните, почему масса угля и  золы,  образовавшихся  при  горении

дров, меньше массы сгоревших дров?

      5)  Какое  значение  имеет  закон   сохранения   массы   веществ   для

практического получения веществ?

      После обсуждения  этих  вопросов  делаем  вывод  о  неуничтожимости  и

несотворимости веществ (вечности материи).

      Обращаем внимание  на  характеристику  количественной  и  качественной

сторон химической реакции. Указываем, что общее для  всех  типов  химических

реакций  (разложение,  замещение,   соединение)   –   превращение   веществ:

возникновение из исходных новых веществ с новыми качествами, что и  означает

химическое движение. При это  подчеркивается,  что  масса  веществ,  которые

вступили в химическую реакцию, всегда равна массе веществ, образовавшихся  в

результате  реакции.  Из  закона  сохранения  массы  веществ  следует,   что

вещества не могут возникать из ничего или превращаться в ничто.

      Изучая тему “Кислород.  Оксиды.  Горение.”  даем  определения  понятий

“свойство” и “качество”, используя при этом знания  о  свойствах  кислорода,

полученные в курсе природоведения.

      После изучения темы “Вода. Растворы. Основания.”  предлагаем  учащимся

выполнить  самостоятельные  практические   работы.   При   этом   используем

вещества, которые изучались  в  курсе  природоведения  (“Воздух”,  “Вода”  и

др.), в курсе ботаники (“Дыхание  семян”,  “Дыхание  листьев”),  а  также  в

курсе физики. Даем задание осуществить превращения:

      C→  CO2  →H2CO3  →Na2CO3

      Практические работы  такого  характера  раскрывают  взаимосвязь  между

различными классами химических соединений, развивают  идею  о  познаваемости

мира.

      Исходя из превращений, осуществляемых при переходе от одних веществ  к

другим,   даем   определение   понятия   “развитие”   (переход   от   одного

качественного состояния к другому).

      Большое   научное   и   мировоззренческое   значение    имеют    темы:

Периодический  закон   и   периодическая   система   химических   элементов

Д.И. Менделеева”, “Строение атома”. Показываем, что все химические  элементы

имеют общую материальную основу: “общность элементов проявляется и том,  что

все они являются членами упорядоченной  совокупности  периодической  системы

элементов”.

      На следующих уроках развиваются знания о строении атомов, полученные в

курсе  физики  7  класса.  При  этом  изучение  проводится  так,  чтобы  оно

способствовало формированию диалектико-материалистического мировоззрения.  В

ходе урока ученики убеждаются во внутреннем противоречии в  структуре  атома

(атом как  единство  и  борьба  противоположностей):  в  его  состав  входит

положительно заряженное ядро и отрицательно заряженные  электроны.  Единство

этих   противоположностей   есть   условие    существования    атомов    как

электронейтральных частиц.

.

      Не  менее  важно  и  то,  что  межпредметные  связи  позволяют   более

целесообразно планировать изучение  материала,  экономить  время,  при  этом

знания по другим предметам конкретизируются, углубляются, обобщаются.

1.2 Пути и методы реализации межпредметных связей

      Вопрос о путях и методах реализации межпредметных связей – это один из

аспектов общей проблемы совершенствования методов  обучения.  Отбор  методов

обучения учитель производит на основе содержания  учебного  материала  и  на

подготовленности учащихся к изучению химии на уровне межпредметных связей.

      На первых этапах обучения учащихся приемам установления  межпредметных

связей  преобладает   объяснительно-иллюстративный   метод.   Учитель   весь

материал  межпредметного  содержания  объясняет  сам.   Когда   у   учащихся

сформируются умения работы с  материалом  межпредметного  содержания,  можно

применять  репродуктивный   и   частично-поисковый   методы   и   творческие

межпредметные задачи.

      Средства реализации межпредметных связей могут быть различны:

        вопросы   межпредметного   содержания:   направляющие   деятельность

школьников на воспроизведение ранее изученных  в  других  учебных  курсах  и

темах знаний и их применение при усвоении нового материала.

       межпредметные задачи, которые требуют подключения знаний из различных

предметов или составлены на материале одного  предмета,  но  используемые  с

определенной познавательной целью в преподавании  одного  другого  предмета.

Они  способствуют  более  глубокому  и  осмысленному  усвоению  программного

материла,  совершенствованию  умений  выявить  причинно-следственные   связи

между явлениями.

       домашнее задание межпредметного характера –  постановка  вопросов  на

размышление,  подготовка  сообщений,   рефератов,   изготовление   наглядных

пособий,   составление   таблиц,   схем,   кроссвордов,   требующих   знаний

межпредметного характера.

        межпредметные  наглядные  пособия  –  обобщающие   таблицы,   схемы,

диаграммы, плакаты, диаграммы модели, кодопозитивы. Они  позволяют  учащимся

наглядно увидеть  совокупность  знаний  из  разных  предметов,  раскрывающую

вопросы межпредметного содержания.

       химический эксперимент – если предметом  его  являются  биологические

объекты и химические явления, происходящие в них.

      Использование  межпредметных  связей  вызвало  появление  новых   форм

организации учебного процесса: урок с  межпредметными  связями,  комплексный

семинар, комплексная экскурсия, межпредметная экскурсия и др.

      Уроки с межпредметным содержанием могут быть  следующих  видов:  урок-

лекция;   урок-семинар;   урок-конференция;   урок-ролевая    игра;    урок-

консультация и др.

       уроки межпредметного обобщения или тематические  задания  –  проблема

педагогики  и  методики  как  соединить  знания  с   практической   полезной

деятельностью. Научить применять знания.

      Суть  тематического  планирования  заключается  в  следующем:  группам

учащихся  дается   задание   разработать   рекомендации   по   использованию

удобрений, веществ,  реакций  относительно  данной  местности.  Эти  задания

имеют МПС и готовятся совместно с учителями биологии,  географии,  черчения,

рисования – это бинарные уроки.

      Ход проведения: группа из 4-6 человек выбирает  руководителя  проекта,

специалистов   (биолог,    агроном,    чертежников,    художник-оформитель),

определяет задания каждому  ученику.  Группы  собираются  и  отчитываются  о

работе.

      Каждой группе дается  своеобразное  домашнее  задание,  которое  будет

завершено защитой  своих  работ.  Вначале  такого  урока  –  краткая  беседа

учителя,  в   ходе   которой   ставится   цель,   представляются   учащиеся,

определяется порядок защиты. Затем идут выступление групп – в виде  краткого

отчета о проделанной работе  (демонстрация  рисунков,  таблиц).  Далее  идет

обсуждение выступлений; учитель продумывает  со  своими  коллегами  трудовое

задание. Обязательно прослеживается связь с окружающей средой.

      По этим урокам можно сделать вывод:

      1. Все уроки связаны педагогической логикой.

      2. Строго выполняется учителем тема по программе.

      3. Включено обязательно решение задач.

      4. Главное достоинство – ученики учатся учиться по указанию учителя.

      5. Но самое главное – все задания выполняются самостоятельно.

     

Таким образом, использование межпредметных связей  является  одним  из

важнейших  способов   совершенствования   учебно-воспитательного   процесса.

Рассмотрение отдельных разделов химии во взаимосвязи с другими предметами

обеспечивает лучшее понимание вопросов, помогает творчески мыслить. Все  это

позволяет использовать  проблемный  подход  в  обучении,  который  считается

более эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция школьных предметов естественно математического цикла на примере школьного курса физики.

методическая разработка программы по интеграции естественно-математических предметов на уроках физики...

Рабочая программа к курсу А. Е. Гуревича "Введение в естественно-научные предметы. Химия.Физика." 5-6 класс

Аннотация к рабочей программе по предмету «Введение в естественнонаучные предметы. Химия. Физика.» 5-6 класс 1.Место предмета в структуре основной образовательной программы школы.Данн...

Проектная работа слушателей курсов "Формирование развивающей образовательной среды по предмету "Химия" в условиях реализации ФГОС ОО"

—В проекте представлен методический материал к уроку химии в 8 класса по теме «Химические уравнения», составленный  с учетом требований ФГОС ОО.Методический материал к данному уроку в...

Календарно-тематическое планирование по предмету «Химия» 11 класс (одночасовой курс)

Календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебно-методического комплекта:Габриелян О. С. Химия. 11класс. Учебник. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2016 гГабриелян О.С., Сладков С....

Календарно-тематическое планирование по предмету «Химия» 10 класс (одночасовой курс)

Календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебно-методического комплекта:Габриелян, О.С. Химия 10. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. н...

Связь школьного предмета биологии с повседневной жизнью школьника

На моей странице будут опубликованы некоторые занятия, которые я проводила со своими учащимися.Надеюсь, что опубликованные мной материалы пригодятся Вам  в профессиональной деятельности....

Программа факультативного курса "СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ С КРАТНОЙ С=С СВЯЗЬЮ В КУРСЕ ХИМИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ" 10 класс

Данная разработка представляет собой курс факультативных занятий «Методы конструирования кратной С=С связи: промышленные и лабораторные способы получения алкенов» для учащихся 10 классов о...