Урок "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Черновол Светлана Евгеньевна

Обычный урок для 8 кл.,по программе к учебнику Н.Е.Кузнецовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-kisloty.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Кислоты.

Цели: 

Образовательные:

Обобщение и развитие знаний учащихся о кислотах при знакомстве с физическими свойствами, классификацией  и химическими свойствами этих соединений.  

 

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, умение логически мыслить,

находить и объяснять причинно-следственные связи, прогнозировать

МЕТОД: Беседа.

ТИП УРОКА: Комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. химическое оборудование: штатив, пробирки,
  2. химические реактивы: индикаторы (лакмус, метиловый оранжевый,                                  фенолфталеин) ,растворы соляной, серной кислот, растворы гидроксида натрия, сульфата меди (II),
  3. мультивидеопроектор,
  4.  презентация «Кислоты».

ПЛАН УРОКА

     

1. Организационный момент

2. Объяснение нового материала

3. Организационный момент, запись домашнего задания.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент

2. Объяснение нового материала

( Слайд №1) На слайде вы видите формулы веществ. Распределите их по классам и назовите.

ВОПРОС: Все ли вещества вам удалось распределить? ( Проверка: ученики говорят, как они распределили вещества.)

ВОПРОС: Что общего между формулами  веществ, которые мы не смогли распределить?

                  ( Ответ:  на первом месте стоит водород.). (Слайд №2)

Правильно. Эти вещества образуют класс кислот. Давайте попробуем дать определение. ВОПРОС: Что такое кислота?

Давайте составим определение кислоты. ( Кислоты - это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.

Атомы водорода способны замещаться на металл. (Слайд№3)

  1. Классификация кислот: (Слайд№4)

Давайте выберем классификацию, чем отличаются кислоты? (одни кислоты содержат кислород, другие кислоты не содержат кислород)

По наличию кислорода:              Кислоты

                      Бескислородные                     Кислородсодержащие

                    HBr HCl H2S                             HNO3  H2SO4  H3PO4

( Одни кислоты содержат 1-водород, 2-водорода, есть кислота, которая содержит 3-водорода). ( Слайд №4)

По количеству водорода: одноосновные   HCl, HNO3, HI

                                            двухосновные   H2S, H2SO4, H2CO3

                                             трехосновные   H3PO4

     Дополнительно: по  летучести: летучие- HCl, H2S

                                               нелетучие- H2SO4 ,H3PO4

                      по агрегатному состоянию: твердые- HBO3, H3PO4

                                                                     жидкие- HCl, H2SO4

                     по растворимости, устойчивости, силе.

(Слайд № 5) Кислоты в повседневной жизни.

  1. Способы получения кислот:

      (Слайд № 6)

Получение кислот

водород

неметалл

кислота

бескислородные

Кислотный оксид

H2 + Cl2         2HCl   р.с.      H2 + S         H2S  р.с.

H2O

кислота

SO3 + H2O        H2SO4   р.с.

соль

кислота

Другая соль

Другая  кислота

2NaCl + H2SO4          Na2SO4 + 2HCl  р.о.

 

  1. Физические свойства кислот:

Кислоты могут быть твердые, жидкие(разное агрегатное состояние),бесцветные, белые,  коричневые (цвет разнообразный). Растворы имеют кислый вкус(яблочная , лимонная,  щавелевая), разъедают растительные и животные ткани.(!).

  1. Химические свойства кислот:

1.Кислоты окрашивают индикатор. ( Слайд №7)

ВОПРОС:  Что такое индикатор? Какие индикаторы вы знаете?

(Ответ: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый).

ОПЫТ

     Л/Р: К растворам кислот добавляем индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый. Наблюдаем окраску, записываем. Задание на  дом- закончить схему «Индикаторы».

       2.Растворы кислот взаимодействуют с металлами, стоящими в

        ряду напряжений  до водорода, с выделением   водорода.

        Исключение азотная кислота (водород не выделяется). (Слайд № 8)

ОПЫТ

              Взаимодействие цинка с соляной кислотой

              Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2   р.з. 

           

        3. Кислоты реагируют с основными оксидами. (Слайд №9)

              CaO + H2SO4 = CaSO4 + H2O   р.о.

              CaO + 2HСl = CaCl2 + H2O р.о.  

       4. Кислоты реагируют с основаниями. (Слайд № 10)

              ВОПРОС: Как называется эта реакция?

ОПЫТ

              2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O   р.о.        .

              Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O      р.о.

      5. Кислоты взаимодействуют с солями.

                   HNO3

                   HCl              

                         H2SO4       H3PO4         H2SO3       H2CO3      H2SiO3 

         

                  Каждая предыдущая   кислота вытесняет последующую.

               

Na2SO3 + 2HCl = 2NaCl + H2SO3     р.о.

      6. Нестойкие кислоты разлагаются. (Слайд №11)

   

3.Организационный момент, запись домашнего задания.

 (Слайд №12)  Д/з

        Оценки за урок!