«Химия в тестах и задачах»
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Рыбина Наталья Александровна

     Большое значение для успешной реализации задач школьного химического образования имеет предоставление учащимся возможности изучения курсов по выбору.

     Необходимость ведения развивающего курса «Химия в тестах, задачах и упражнениях» вызвана тем, что при двухчасовой учебной программе и при большом объёме новой информации на уроке нет времени на отработку и углубление  умений и навыков химических знаний, которых требует стандарт образования.

     Умение решать задачи и  выполнять упражнения является одним из основных критериев творческого усвоения предмета, важнейшее средство для закрепления знаний, умений и навыков. Тестовые задания помогают учащимся конкретизировать материал, прочно его усвоить, позволяют объективно и качественно оценить структуру знаний и измерить уровень знаний и представлений по химии.

     Технология проведения факультатива включает в себя объяснение теоретического материала, фронтальную и индивидуальную работу с тестами, упражнениями и задачами.

     Предлагаемый курс выходит за рамки общеобразовательных программ, что в последующем позволит учащимся принять участие в олимпиадах и различных конкурсах по химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razviv_kurs_po_him.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 72

с углублённым изучением отдельных предметов.

                                                                           

Согласовано                                                                    Утверждаю

Зам. директора по УВР                                                  Директор МАОУ СОШ № 72

________________Т.Г.Сорокина                                  Л.П.Шишкина

Рабочая программа

Дополнительного курса

«Химия в тестах и задачах»

для учащихся 8-х классов.

                                Составитель: учитель химии

                                                             первой  категории

                                                     Н.А.Рыбина

Пояснительная записка.

     Большое значение для успешной реализации задач школьного химического образования имеет предоставление учащимся возможности изучения курсов по выбору.

     Необходимость ведения развивающего курса «Химия в тестах, задачах и упражнениях» вызвана тем, что при двухчасовой учебной программе и при большом объёме новой информации на уроке нет времени на отработку и углубление  умений и навыков химических знаний, которых требует стандарт образования.

     Умение решать задачи и  выполнять упражнения является одним из основных критериев творческого усвоения предмета, важнейшее средство для закрепления знаний, умений и навыков. Тестовые задания помогают учащимся конкретизировать материал, прочно его усвоить, позволяют объективно и качественно оценить структуру знаний и измерить уровень знаний и представлений по химии.

     Технология проведения факультатива включает в себя объяснение теоретического материала, фронтальную и индивидуальную работу с тестами, упражнениями и задачами.

     Предлагаемый курс выходит за рамки общеобразовательных программ, что в последующем позволит учащимся принять участие в олимпиадах и различных конкурсах по химии.

Задачи курса:

  1. Коррекция и углубление имеющихся химических знаний, ликвидация пробелов;
  2. Систематизация знаний, выработка целостного взгляда на химию, выполнять тестовые задания.
  3.  Познакомить учащихся с оптимальными методами решения основных типов расчетных задач и выработать устойчивые умения и навыки их решения.

Ожидаемые результаты:

- учащиеся должны научиться решать расчетные задачи базового и   углубленного уровня.

- расширить, углубить и закрепить изученный в основном курсе теоретический материал о строении и свойствах химических веществ и количественных соотношениях, описывающих их превращения.

Форма отчёта:

- зачёт по решению задач;

- выполнение итогового тестового задания.

Программа факультативного курса  рассчитана на 48 часов (2 часа в неделю) для учащихся 8-х классов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Темы, предусмотренные программой.

Углубление темы.

Тема1.Вычисления,  без использования химических уравнений (7 часов)

Основные понятия и законы химии (моль, молярная масса, молярный объем, число частиц, массовая доля элемента) :                         - вычисление относительных атомной  и молекулярной масс

-вычисление массовых отношений

-нахождение массовой доли элементов по химической формуле

- вычисление количества вещества, молярной массы, молярного объема

- нахождение формулы соединения по массовым долям элементов

- вычисление молярного объема реального газа

- вычисления, связанные с относительной плотностью газа

Тема2. Вычисления, связанные с использованием химических уравнений (18часов)

- вычисление количества вещества, вступившего или образовавшегося в химической реакции, по известному количеству исходного вещества или продукта;

- вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, принявшего участие в реакции;

- вычисление объема вещества по известной массе или объему другого вещества,  принявшего участие в реакции;

- решение задач с использованием понятия «примеси»;

- расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке;

- вычисление массы продукта реакции по известной массе реагента, если известен выход продукта реакции от теоретически возможного;

- вычисление массы реагента по известной массе продукта реакции, если известен выход продукта реакции от теоретически возможного;

- вычисление выхода продукта реакции по известной массе реагента и известной массе продукта реакции;

- решение комбинированных задач

Тема 3. Состав и приготовление водных растворов  (12часов)

-вычисление массовой доли растворенного вещества;

- молярной концентрации растворенного вещества;

- расчеты, связанные с растворимостью  веществ в воде (в т.ч. и кристаллогидратов),  коэффициентом  растворимости;

- вычисление концентрации растворов при их разбавлении или концентрировании;

-вычисление итоговой концентрации раствора при смешивании растворов разной концентрации;

- осуществление перехода одних форм выражения состава раствора к другим

Тема 4.   Решение комбинированных задач, олимпиадных задач (8 часов)

         Тема 5. Решение задач с элементами качественного анализа  (2часа)

Итоговый контроль  (1час)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятий

Кол-во часов

Методы решения задач

Дата

Тема 1. Вычисления, без использования химических уравнений 7 ч.

1

Вычисление относительной атомной массы и относительной молекулярной массы.

Вычисление массовых отношений.

1 час

Решение задач алгебраическим методом

2-3

Нахождение массовой доли элементов по химической формуле;

нахождение формулы соединения по массовым долям элементов

2часа

4

Вычисление количества вещества, молярной массы, молярного объема

1 час

5

вычисление молярного объема реального газа

1 часа

6

Вычисления, связанные с относительной плотностью газа

1 час

7

Зачетное занятие по теме «Основные понятия и законы химии»

1час

Тема 2. Вычисления, связанные с использованием  уравнений химических реакций  18 ч.

8.

Вычисление количества вещества, вступившего или образовавшегося в химической реакции, по известному количеству исходного вещества или продукта.

1 час

Решение задач методом пропорций и алгебраическим методом

9.

Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, принявшего участие в реакции.

1 час

10.

Вычисление объема вещества по известной массе или объему другого вещества,  принявшего участие в реакции.

1час

11-12

Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

2часа

13.

Вычисление массы продукта реакции по известной массе реагента, если известен выход продукта реакции от теоретически возможного.

1 час

14.

Вычисление массы реагента по известной массе продукта реакции, если известен выход продукта реакции от теоретически возможного.

1 часа

Решение задач методом пропорций и алгебраическим методом

15.

Вычисление выхода продукта реакции по известной массе реагента и известной массе продукта реакции.

1часа

16-17

Решение задач с использованием понятия «примеси».

2часа

18-24

Решение комбинированных и олимпиадных задач.

7часа

25

Зачетное решение задач с использованием химических уравнений

1часа

Тема 3. Состав и приготовление водных растворов 12ч.

26

Вычисление массовой доли растворенного вещества;

- молярной концентрации растворенного вещества;

1час

Решение задач алгебраическим методом, с помощью «Правила креста»

27-28

Расчеты, связанные с растворимостью  веществ в воде (в т.ч. и кристаллогидратов),  коэффициентом  растворимости;

2часа

29-31

Вычисление концентрации растворов при их разбавлении или концентрировании;

3 часа

32-34

Вычисление итоговой концентрации раствора при смешивании растворов разной концентрации

3 часа

35-36

Осуществление перехода одних форм выражения состава раствора к другим

2 часа

37

Зачётное решение задач по способам приготовления растворов заданного состава

1 часа

38-45

Тема 4.   Решение комбинированных задач, олимпиадных     задач       8ч.

Решение задач методом пропорций и алгебраическим методом

46-47                          

Тема 5.  Решение задач с элементами качественного анализа   2ч.

48

Итоговый зачет

1час

ЛИТЕРАТУРА

2. Габриелян О.С., Решетов П. В., Остроумов И.Г. Задачи по химии и способы их решения 8-9 класс. М., Дрофа,2004,- 160 с.

3. Крестинин А.Н. Задачи по химии. Нет ничего проще. М., Издательский дом Генжер, 1997, - 92 с.

4. Лидин Р.А., Молочко В.А. Химия для абитуриентов. М.: Химия, 1993

5.лидин Р.А., Якимова Е.Е., ВотиноваН.А. Химия 10-11 классы. Учебное пособие. М.Дрофа 1999, - 157с.

6. Магдесиева Н.Н., Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. М., Просвещение, 1986, - 159 с.

7. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М., Новая волна, 2002.

8. Химия. 1С репетитор.

9. Шамова М.О. Учимся решать расчётные задачи по химии: технология и алгоритмы решения. М., «Школа-Пресс», 2001.- 96 с.