«Химия в тестах и задачах»
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Большое значение для успешной реализации задач школьного химического образования имеет предоставление учащимся возможности изучения курсов по выбору.
Необходимость ведения развивающего курса «Химия в тестах, задачах и упражнениях» вызвана тем, что при двухчасовой учебной программе и при большом объёме новой информации на уроке нет времени на отработку и углубление умений и навыков химических знаний, которых требует стандарт образования.
Умение решать задачи и выполнять упражнения является одним из основных критериев творческого усвоения предмета, важнейшее средство для закрепления знаний, умений и навыков. Тестовые задания помогают учащимся конкретизировать материал, прочно его усвоить, позволяют объективно и качественно оценить структуру знаний и измерить уровень знаний и представлений по химии.
Технология проведения факультатива включает в себя объяснение теоретического материала, фронтальную и индивидуальную работу с тестами, упражнениями и задачами.
Предлагаемый курс выходит за рамки общеобразовательных программ, что в последующем позволит учащимся принять участие в олимпиадах и различных конкурсах по химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razviv_kurs_po_him.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 72
с углублённым изучением отдельных предметов.
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор МАОУ СОШ № 72
________________Т.Г.Сорокина Л.П.Шишкина
Рабочая программа
Дополнительного курса
«Химия в тестах и задачах»
для учащихся 8-х классов.
Составитель: учитель химии
первой категории
Н.А.Рыбина
Пояснительная записка.
Большое значение для успешной реализации задач школьного химического образования имеет предоставление учащимся возможности изучения курсов по выбору.
Необходимость ведения развивающего курса «Химия в тестах, задачах и упражнениях» вызвана тем, что при двухчасовой учебной программе и при большом объёме новой информации на уроке нет времени на отработку и углубление умений и навыков химических знаний, которых требует стандарт образования.
Умение решать задачи и выполнять упражнения является одним из основных критериев творческого усвоения предмета, важнейшее средство для закрепления знаний, умений и навыков. Тестовые задания помогают учащимся конкретизировать материал, прочно его усвоить, позволяют объективно и качественно оценить структуру знаний и измерить уровень знаний и представлений по химии.
Технология проведения факультатива включает в себя объяснение теоретического материала, фронтальную и индивидуальную работу с тестами, упражнениями и задачами.
Предлагаемый курс выходит за рамки общеобразовательных программ, что в последующем позволит учащимся принять участие в олимпиадах и различных конкурсах по химии.
Задачи курса:
- Коррекция и углубление имеющихся химических знаний, ликвидация пробелов;
- Систематизация знаний, выработка целостного взгляда на химию, выполнять тестовые задания.
- Познакомить учащихся с оптимальными методами решения основных типов расчетных задач и выработать устойчивые умения и навыки их решения.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся должны научиться решать расчетные задачи базового и углубленного уровня.
- расширить, углубить и закрепить изученный в основном курсе теоретический материал о строении и свойствах химических веществ и количественных соотношениях, описывающих их превращения.
Форма отчёта:
- зачёт по решению задач;
- выполнение итогового тестового задания.
Программа факультативного курса рассчитана на 48 часов (2 часа в неделю) для учащихся 8-х классов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Темы, предусмотренные программой. | Углубление темы. |
Тема1.Вычисления, без использования химических уравнений (7 часов) | |
Основные понятия и законы химии (моль, молярная масса, молярный объем, число частиц, массовая доля элемента) : - вычисление относительных атомной и молекулярной масс -вычисление массовых отношений -нахождение массовой доли элементов по химической формуле - вычисление количества вещества, молярной массы, молярного объема | - нахождение формулы соединения по массовым долям элементов - вычисление молярного объема реального газа - вычисления, связанные с относительной плотностью газа |
Тема2. Вычисления, связанные с использованием химических уравнений (18часов) | |
- вычисление количества вещества, вступившего или образовавшегося в химической реакции, по известному количеству исходного вещества или продукта; - вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, принявшего участие в реакции; - вычисление объема вещества по известной массе или объему другого вещества, принявшего участие в реакции; - решение задач с использованием понятия «примеси»; | - расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке; - вычисление массы продукта реакции по известной массе реагента, если известен выход продукта реакции от теоретически возможного; - вычисление массы реагента по известной массе продукта реакции, если известен выход продукта реакции от теоретически возможного; - вычисление выхода продукта реакции по известной массе реагента и известной массе продукта реакции; - решение комбинированных задач |
Тема 3. Состав и приготовление водных растворов (12часов) | |
-вычисление массовой доли растворенного вещества; - молярной концентрации растворенного вещества; | - расчеты, связанные с растворимостью веществ в воде (в т.ч. и кристаллогидратов), коэффициентом растворимости; - вычисление концентрации растворов при их разбавлении или концентрировании; -вычисление итоговой концентрации раствора при смешивании растворов разной концентрации; - осуществление перехода одних форм выражения состава раствора к другим |
Тема 4. Решение комбинированных задач, олимпиадных задач (8 часов) | |
Тема 5. Решение задач с элементами качественного анализа (2часа) | |
Итоговый контроль (1час) |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Методы решения задач | Дата |
Тема 1. Вычисления, без использования химических уравнений 7 ч. | ||||
1 | Вычисление относительной атомной массы и относительной молекулярной массы. Вычисление массовых отношений. | 1 час | Решение задач алгебраическим методом | |
2-3 | Нахождение массовой доли элементов по химической формуле; нахождение формулы соединения по массовым долям элементов | 2часа | ||
4 | Вычисление количества вещества, молярной массы, молярного объема | 1 час | ||
5 | вычисление молярного объема реального газа | 1 часа | ||
6 | Вычисления, связанные с относительной плотностью газа | 1 час | ||
7 | Зачетное занятие по теме «Основные понятия и законы химии» | 1час | ||
Тема 2. Вычисления, связанные с использованием уравнений химических реакций 18 ч. | ||||
8. | Вычисление количества вещества, вступившего или образовавшегося в химической реакции, по известному количеству исходного вещества или продукта. | 1 час | Решение задач методом пропорций и алгебраическим методом | |
9. | Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, принявшего участие в реакции. | 1 час | ||
10. | Вычисление объема вещества по известной массе или объему другого вещества, принявшего участие в реакции. | 1час | ||
11-12 | Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. | 2часа | ||
13. | Вычисление массы продукта реакции по известной массе реагента, если известен выход продукта реакции от теоретически возможного. | 1 час | ||
14. | Вычисление массы реагента по известной массе продукта реакции, если известен выход продукта реакции от теоретически возможного. | 1 часа | Решение задач методом пропорций и алгебраическим методом | |
15. | Вычисление выхода продукта реакции по известной массе реагента и известной массе продукта реакции. | 1часа | ||
16-17 | Решение задач с использованием понятия «примеси». | 2часа | ||
18-24 | Решение комбинированных и олимпиадных задач. | 7часа | ||
25 | Зачетное решение задач с использованием химических уравнений | 1часа | ||
Тема 3. Состав и приготовление водных растворов 12ч. | ||||
26 | Вычисление массовой доли растворенного вещества; - молярной концентрации растворенного вещества; | 1час | Решение задач алгебраическим методом, с помощью «Правила креста» | |
27-28 | Расчеты, связанные с растворимостью веществ в воде (в т.ч. и кристаллогидратов), коэффициентом растворимости; | 2часа | ||
29-31 | Вычисление концентрации растворов при их разбавлении или концентрировании; | 3 часа | ||
32-34 | Вычисление итоговой концентрации раствора при смешивании растворов разной концентрации | 3 часа | ||
35-36 | Осуществление перехода одних форм выражения состава раствора к другим | 2 часа | ||
37 | Зачётное решение задач по способам приготовления растворов заданного состава | 1 часа | ||
38-45 | Тема 4. Решение комбинированных задач, олимпиадных задач 8ч. | Решение задач методом пропорций и алгебраическим методом | ||
46-47 | Тема 5. Решение задач с элементами качественного анализа 2ч. | |||
48 | Итоговый зачет | 1час |
ЛИТЕРАТУРА
2. Габриелян О.С., Решетов П. В., Остроумов И.Г. Задачи по химии и способы их решения 8-9 класс. М., Дрофа,2004,- 160 с.
3. Крестинин А.Н. Задачи по химии. Нет ничего проще. М., Издательский дом Генжер, 1997, - 92 с.
4. Лидин Р.А., Молочко В.А. Химия для абитуриентов. М.: Химия, 1993
5.лидин Р.А., Якимова Е.Е., ВотиноваН.А. Химия 10-11 классы. Учебное пособие. М.Дрофа 1999, - 157с.
6. Магдесиева Н.Н., Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. М., Просвещение, 1986, - 159 с.
7. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М., Новая волна, 2002.
8. Химия. 1С репетитор.
9. Шамова М.О. Учимся решать расчётные задачи по химии: технология и алгоритмы решения. М., «Школа-Пресс», 2001.- 96 с.