Организация исследовательской деятельности учащихся на примере работы "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению"
статья по химии по теме

В статье подробно расписаны этапы подготовки и выполнения исследовательской работы по теме "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению". Данная работа оценена Дипломом II степени на X респупбликанской конференции школьников "Шаг в будущее".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon problema_kureniya.zip21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема курения:

 организация исследовательской деятельности учащихся

Единственный путь,

ведущий к знанию, -

                                                                                                                      это деятельность.

  Бернард Шоу

            Постановка проблем, решение которых лежат за пределами изучаемого курса, включение в содержание уроков интересных фактов, неожиданных сопоставлений, творческих заданий – всё это стимулирует учащихся к успешному освоению предмета. Чтобы знание становилось действенным, учащиеся должны с ни работать, т.е. применять его, искать условия и границы преемственности, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в  разных моделях и контекстах. Если внедрять в учебный процесс исследовательскую деятельность учащихся на межпредметной основе, то можно ожидать повышения уровня системности знаний и дальнейшего их развития, роста творческого потенциала.

        Хочу поделиться опытом организации исследовательской деятельности учащихся на примере работы по теме «Влияние культуры знаний на отношение к курению».

       В курсе химии изучаются вещества, входящие в состав табачного дыма, и учащиеся узнают об их вредном действии на организм человека. Почему же, несмотря на многочисленные факты, свидетельствующие о вреде курения, число курящих не уменьшается? Этот парадокс я и предлагаю исследовать учащимся.

      Из числа желающих организую рабочую группу. Это могут быть учащиеся, как разных классов, так и параллельных или одного класса. Главное условие – добровольность. Для лучшей организации и результативности рабочая группа не должна включать более 10 человек.

    Провожу с этой группой теоретические занятия, на которых определяем объект и предмет исследования, цели, вырабатываем рабочую гипотезу, ставим задачи, выбираем методы. Оговариваем сроки выполнения работы и действия участника рабочей группы на данный период. На итоговом теоретическом занятии объявляем, что объект нашего исследования – учащиеся 7-11 классов школы № 6. Предмет исследования – условия и факторы, определяющие отношение учащихся к курению. Цель – на основе эксперимента выявить изменение их отношения к курению.

    Выдвигаем гипотезу :если учащийся знает

1.состав сигаретного дыма;

2.свойства никотина;

3. о последствии курения,

то это приведёт к изменен6ию его отношения к курению.

   Ставим перед учащимися задачи:

1.Изучить литературу о распространении курения среди молодёжи разных стран.

2.Изучить литературу о вреде курения.

3. Выявить отношение к курению учащихся нашей школы.

4.Изучить культуру знаний о вреде курения среди учащихся нашей школы.

5.Провести открытый эксперимент.

6.Выявить отношение к курению у учащихся нашей школы после эксперимента.

Выбираем методы исследования:1) анкетирование; 2)эксперимент.

После теоретической подготовки учащиеся приступают к практической деятельности: работают в Интернете, библиотеках. Собранный материал вместе анализируем, систематизируем и составляем вводную часть. Данный этап учит ребят работать с информацией, развивает мышление, умение находить главное, делать выводы. Все этапы работы не должны быть затянуты во времени, а каждый их них должен иметь логическое завершение.

     Собранный и систематизированный материал показывает, что в современном обществе остро стоят проблемы, связанные с курением, и их необходимо решать не только обществу, но и каждому человеку.

    Далее группа занимается разработкой анкет для выявления масштабов курения в школе, причин, которые способствуют приобщению молодых людей к курению, влияние маркетинговых усилий табачных компаний на распространенность курения. Вопросы старались сформировать так, чтобы у исследуемых учащихся было желание ответить на них откровенно и полно. На данном этапе рабочая группа обсуждает  различные варианты, и это развивает у ее членов умение вести спор, аргументировать своё мнение.

    Следующие этапы – анкетирование и обработка анкет. Предварительно провожу инструктаж с рабочей группой, советую, как преподнести анкету, как убедить   в анонимности полученной информации. Члены группы учатся работать с аудиторией. По результатам анкетирования они составляют таблицы и делают выводы:

  1. 30% учащихся имеют привычку курить;
  2. Основной возраст, когда начинают курить, - 11-14 лет;
  3. Причиной курения часто бывает влияние кумиров;
  4. 49% учащихся не волнует, предупреждающая надпись на пачке играет;
  5. 50% не знают состав сигаретного дыма;
  6. 70% знают о свойствах никотина;
  7. 98% знают о последствиях курения.

   Анализ анкет выявляет парадокс: зная о свойствах никотина и последствиях курения, 30% учащихся курят. Рабочая группа приходит к выводу, что распространенный факт- 7 капель никотина убивает лошадь - имеет весьма отдалённую опасность, с точки зрения учащихся.Кто видел курящую лошадь или лошадь умершую от никотина? Тогда группа ставит первый открытый эксперимент на наиболее устойчивых к внешним воздействиям насекомых – тараканах ( соблюдаются все санитарно-гигиенические нормы).

   Суть первого открытого эксперимента заключается в следующем. По школьному радио или через школьную печать сообщают. Что группа исследователей приглашает всех желающих посмотреть действие табачного дыма и никотина на тараканах, и указывают время и место. Обычно набирается много зрителей, тогда один и тот же эксперимент можно ставить в одно и то же время, но в разных местах. Ещё эффективнее проделывать его для каждой возрастной группы отдельно. Результаты от этого будут только точнее.

     Для эксперимента готовят «курительный аппарат» (резиновая груша, соединённая со стеклянной трубкой, на конце которой находится резиновая трубочка, в которой помещается сигарета). В семь колб, одинаковой вместимостью помещают одинаковую массу еды(хлеба), одинаковую массу воды(вату, смоченную водой). В каждую колбу помещают по 5 тараканов. Первую колбу закрывают пробкой, она - контрольная. Во вторую нагнетают дым сигареты без фильтра, в третью нагнетают дым сигареты с фильтром. В четвёртую помечают вату с никотином от сигареты с фильтром, в пятую вату с никотином от сигареты без фильтра. В шестую и седьмую нагнетают дымом сигареты с фильтром и без фильтра и накрывают колбами такого же объема. Колбы соединяют клейкой лентой. Таким образом, создают тараканам одинаковое пространство обитания, одну и ту же питательную среду, но разные условия.

    Учащиеся могут наблюдать, что происходит с исследуемыми насекомыми. По результатам первого эксперимента составляют таблицы и делают выводы.

   Самые легко приспосабливающиеся к условиям обитания и внешним воздействиям насекомые – тараканы – могут находиться в замкнутом пространстве с объемом воздуха 500 мл 12 дней. Если этот воздух вытеснить дымом сигареты без фильтра или сигареты с фильтром, продолжительность жизни тараканов снижается до 2 минут. Практически жизнь в среде дыма без воздуха не существует. Содержание никотина в среде обитания снижает продолжительность жизни в 3 раза. В воздухе, состоящем на 50% из дыма, продолжительность жизни тараканов сокращается в 4 раза. Это свидетельствует о том, что пассивное курение опасно для организма.

    Для усилия воздействия на слушателей рабочая группа выдувает смолистые вещества с резиновой груши на фильтровальную бумагу, и дают понюхать учащимся. Таблицы с результатами вывешивают для всеобщего обозрения.

   Второй открытый эксперимент имеет ту же технологию, но проводится на озёрных рыбах – гольянах. В четыре колбы вместимостью 1000 мл с речной водой помещают три гольяна. Первые две колбы контрольные. В третью и четвертую колбы опускают вату с никотином от сигареты с фильтром и без фильтра. Все 4 колбы находятся в одинаковых условиях: естественное освещение, температура окружающей среды, отсутствие корма.

   Результаты второго эксперимента оформляют в виде таблицы и делают на их основании выводы.

№ колбы

Продолжительность жизни гольянов

1

2

3

4

34 дня, далее не наблюдали

34 дня, далее не наблюдали

7 часов

7 часов 10 мин.

   Сравнивая характер движения гольянов в чистой воде и в воде с никотином  , можно отметить, что в воде с никотином первые 10 мин гольяны ведут себя более активнее. Затем их движения замедляются, они собираются ближе к поверхности, часто высовывают головы из воды, а через некоторое время ложатся на бок.   Через 7 часов рыбы погибают. Содержание в среде обитания озёрных рыб снижает продолжительность их жизни.

 Третий эксперимент – действие никотина на семена гороха. Рабочая группа высаживает в три рассадника по пять семян гороха на глубину 0,5 см. поливку проводят в одно и то же время одинаковым объемом воды. Первый рассадник поливают обыкновенной водой, второй и третий – водой, в которую на 10 мин опускают вату с никотином от сигареты с фильтром и без фильтра.

Результаты эксперимента оформляют в виде таблицы и делают выводы.

№ рассадника

Время всхожести гороха

1

2

3

8 дней

Не взошел

Не взошел

  Под воздействием никотина семена гороха не развиваются. Никотин, содержащийся в воде для полива, убивает зародыши семян.

  После того как все эксперименты закончены, оформлены в виде таблиц и доведены до сведения всех учащихся, рабочая группа проводит анкетирование с целью выяснения        отношения к курению после эксперимента.

   На основании наглядного эксперимента 70% исследуемых учащихся ответили, что недостаточно знают о действии различных ингредиентов табачного дыма на живой организм, 95% учащихся не стали, бы пробовать курить, 98,8% не стали бы курить совсем, если бы раньше видели своими глазами результаты подобных экспериментов.

   Это свидетельствует о том, сто наглядный эксперимент может произвести достаточно сильное впечатление на ребят и сформировать у них отрицательное отношение к курению.

   По окончании работы члены группы готовят её стендовую и слайдовую защиту к школьной научно-практической конференции.

   Учащиеся прослушали её с большим интересом.  Они убедились 6 курение – небезопасное занятие. Проблема борьбы с курением приобрела международный характер. Регулярно проходят конференции Всемирной организации здравоохранения. Создан комитет экспертов по курению и его влиянию на здоровье. Среди мер организационного характера, направленных на борьбу с курением, отмечаем:

  1. Запрещение рекламы табачных изделий;
  2. Предупреждающие надписи с указанием вредных       компонентов табака и табачного дыма;
  3. Запрет продажи табачных изделий несовершеннолетним;
  4. Разъяснительная работа о вреде курения;
  5. Сокращение площадей выращивания табака;
  6. Запрещение курения и общественных и на рабочих местах.

     Однако данное исследование подтверждает, что курение глубоко укоренилось среди молодёжи. В школе из 112 исследуемых учащихся регулярно курят 30%. Имея теоретические знания о вреде курения, учащиеся видят его опасность для здоровья лишь в отдалённой перспективе.  Поэтому любые рекомендации, при условии их позитивного восприятия учащимися, будут способствовать положительному результату в этом случае, если подросток приложит к этому свои условия.

    Рабочая группа подтвердила выдвинутую гипотезу, что к изменению отношения к курению может привести только высокая культура знаний о нём.

    Значимость подобных работ заключается в том, что они несут позитивный воспитательный характер.