Внеклассная работа. Методические рекомендации для подготовки химического КВНа.
методическая разработка по химии по теме

Пример проведения КВН среди учащихся старших классов по химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon him_kvn.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная работа. Методические рекомендации для подготовки химического КВНа.

 Учитель химии высшей квалификационной категории  МОУ» СОШ №2  Г.П.Терек» Балкарова Светлана Николаевна

Химию преподают в старших классах. Это- возраст повышенной активности учащихся подростков. Именно поэтому внеклассная работа по предмету очень важна, поскольку способствует развитию творческих способностейучащихся и создаёт им условия для самовыражения.

 Широкий круг внеклассной работы можно увидеть на схеме 1.

Внеклассная работа

Химическая секция НОУ «Альфа»

Элективные курсы

Участие в научно-практических  конференциях

 Подготовка и участие в предмет олимпиад олимпиадах

Школа подготовки к экзаменам

Химические или комплексные экскурсии

Предметные недели, праздники

Создание презентаций, подготовка рефератов

Кружок «Юный химик»

 Успех совместной с ребятами деятельности зависит от творческого подхода учителя к решению школьных проблем.

Понятие творчества очень глубоко и разнообразно. Элементы творчества проявляются в любой области деятельности – это игра, обязательное упражнение, интересное занятие. В такой деятельности ближайший помощник- это компьютер. Разработки внеклассных меропрятий, сделанные с помощью компьютерных программ, выглядят очень красочно и эффектно. Учащиеся с удовольствием готовят интерактивные загадки по химии, различные викторины, активно учасвуют в раличных внеклассных мероприятиях, рассказывают об ученых, великих открытиях, интересных областях применения веществ. Элементы игры и творчества нередко увлекают и старшеклассников, многие из которых с удовольствием сочиняют стихи, сценарии вечеров, оформляют газеты, выступают со своими произведениями и техническими поделками.

В творческой работе подростков проявляются такие ценнейшие человеческие качества, как трудолюбие, наблюдательность, творческая фантазия, интерес к предмету, любовь к поэзии и литературе. К творческой работе с удовольствием подключаются даже дети с посредственной успеваемостью по предмету. Творческая атмосфера положительно сказывается на самой учебной деятельности, интересах, помогает пропаганде химических знаний.

Приведу некоторые примеры творческих разработок учеников, подготовленных к химическому КВНу.

Методические рекомендации для подготовки химического КВНа.

Цель: воспитание у учащихся творческих способностей, самостоятельности, формирование познавательного интереса к химиисформировать умение проводить химический эксперимент, а также обогатить кругозор и интеллект учащихся дополнительными знаниями.

Подготовительный этап: за месяц до проведения КВН в классе вывешивается объявление, когда в «Клубе Веселых и находчивых» состоится встреча и какое домашнее задание необходимо готовить. Из подготовленных старшеклассников выбираются помощники, которые будут помогать командам девятиклассников готовиться к игре.

Домашнее задание командам:

  1. название команды
  2. эмблема
  3. плакаты
  4. приветствие
  5. вопросы для блиц-турнира капитанов
  6. придумать и инсценировать химическую сказку;

Проведение КВНа:

1.Обязательно продумывается оформление зала. Например на сцене плакаты: 1. « На нашем турнире, друзья, инертным

газом быть нельзя!»

                      2. «Думай, работай, ищи, трудно будет не пищи!» 

Девиз игры:

Химия – реакции, пробирки.

Химия – поэма вещества.

Химия – пусть на одежде дырки –

Познает основы существа

Оборудование: презентации, дополнительные материалы, карточки с заданиями ,реактивы и посуда для проведения опытов.

2.Приветствие команд

Команда «Атом». Вас приветствуем сердечно одноклассники, друзья! Вот пришла к нам в день осенний состязания пора.. Наша встреча не забыта, потрудиться надо всем. Чтоб весельем, как кристаллы засверкал наш КВН. Обещаем не сдаваться, и в раздумья не вдаваться. Перед опытным бойцом не ударим в грязь лицом!

Команда «Колба».Разрешите передать вам свой сияющий, в   воздухе летающий, химически чистый, светло-серебристый, Легкий как пух, теплый как дух, Цензурою проверенный, Вам слушать  доверенный, Хоть не очень чистый, но большой и лучистый.

Как наше солнышко Привет!

 В этот день хороший такой разрешите представить вам свой привет большой! Желаем вам успехов в учебе и труде.

 Хорошей игры от души пожелаем.

 Еще раз передаем вам сердечный привет.

 Желаем услышать хороший ответ.

2. Конкурс художников.  Команды обмениваются эмблемами,
расшифровывая их.

« Атом » - активное товарищество отважных

мыслителей.

« Колба » - команда отважных,

любознательных, быстрых, активных.

 3.Разминка.

Вопросы задает ведущий командам по очереди, если команда не отвечает, то ход переходит к другой команде. Тематика вопросов может быть заранее известна в зависимости от познавательной активности учащихся. Ниже приводятся примерные вопросы.

Вопросы команде « Атом »

1.Каким индикаторам нельзя определить кислоту? (фенолфталеин).

2.Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке этой кислоты ее употребляют как лекарство?(соляная кислота)

3.Какие два элемента составляют 72% земной коры? (кремний и кислород )

4.Чем отличается сухой лед от обыкновенного ?(формулы их соотвественно:CO2 и H2O)

5.Без какого газообразного вещества растение не может развиваться? ( СО2 )

6.Какой русский химик был знаменитым композитором? (Бородин)

7.Какие два газа не ядовиты, но в них гибнут люди? (азот и углекислый газ)

8.Какую водку не пьют?(царскую)

9. Какие элементы периодической системы при нормальных условиях остаются жидкостями? (ртуть, бром).

10. Бытовое название NaНСОз(питьевая сода)

11. Можно ли с помощью воды получить огонь? (взаимодействие воды с натрием и калием)

Вопросы команде « Колба »

1.Назовите элементы, имеющие названия из трех букв (йод, бор )

2.Какая кислота называется « маслом »? (серная кислота )

3.Как получить воду из огня (Н2 + О2)

4.Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит?(CaO –негашенная известь)

5.В связи с чем получил свое название мышьяк? ( «яд» и «мышъ»-яд для мышей» )

6.Недостаток какого элемента в организме приводит к кариесу зубов? (фтор)

7.Какой элемент обладает бактерицидными свойствами? (серебро)

8.В какой капусте много йода? (морская капуста)

9.У каких двух элементов наиболее ярко выражены противоположные свойства? (фтор и рубидий)

10.Какое молоко не пьют? Почему?(известковое молоко )

11. Как снять скорлупу с яйца, не разбив ее? (опустить в концентрированную соляную кислоту).

4.Конкурс химиков-сказочников 

В настоящее время известно более108 химических элементов. История открытия некоторых известна с мельчайшими подробностями. Однако некоторые элементы «потеряли» свою историю в необратимо далеком прошлом. Ваша задача  - предложить свою версию открытия элементов. Форма повествования может быть любой: древняя легенда, научный труд, попавшее к вам в руки письмо ученого – первооткрывателя и прочее. (медь, ртуть, золото, серебро)

5.Конкурс болельщиков. Проводится в те моменты игры, когда команды готовят задания. Они могут не оцениваться жюри, либо влиять на балл команды. Это необходимо оговорить заранее.

-Первый болельщик называет химический элемент, сосед – называет следующий элемент, название которого начинается на ту же букву, на которую оканчивается предыдущий.

-Вспомнить все песни о воде.

-Назвать элементы и вещества: 

1.        Я вечный двигатель, начало всех начал
Так Фалес греческий сказал

Я не горю, я не ломаюсь, не ржавею

Но иногда я очень тяжелею

Дух боевой приобретя,

Я становлюсь свирепа и страшна,

А в общем я ведь мирное созданье

Фундамент для преобразованья   (вода )

2.        Я элемент стеснительный

В свободе затруднительно я чувствую себя

Ну, а в соединении

В химическом объединении

Я в мраморе, в жемчуге

На страхе, в класс я

Подумай, посмотри вокруг

          В фосфате поищи    (кальций)

3. Везде крылатым я зовусь

И вместе с вами в космос мчусь

 Туда к планетам в облака

 Команда «Атом» отгадай меня ( алюминий)

4. Хранят обычно в керосине,

И бегает он по воде.

В природе, помните отныне,

Свободным нет его нигде.

В солях его открыть возможно,

Желтеет пламя от него,

И получить из соли можно,

Как Дэви получил его.(натрий)

5.Известно, что горят отлично в нем сера, фосфор, углерод,

Железо, магний, энергично сгорит в нем и водород. (кослород).

6.Конкурс капитанов: «скоростная дорожка»: - когда капитан на каждый шаг должен назвать либо название химического элемента, либо имея в руках карточку – составить формулы веществ, расставить коэффициенты, назвать типы реакций. Конкурс проводится на время.

Или можно провести Блиц-турнир капитанов. (вопросы были заранее подготовлены капитанами)

Команде «Атом »

  1. Кислота,  используемая в аккумуляторах
  2. Химический. элемент с порядковым номером 16
  3. Название солей образуемых угольной кислотой
  4. Вещество с формулой NaHSO4(название)
  5. Валентность натрия в соединениях.
  6. Распад электролитов на ионы
  7. Реактив на сульфат - ион
  8. Тип реакции взаимодействия цинка с соляной кислотой
  9. Продукт окисления серы
  10. Как хранят металлический натрий?
  11. Процесс отдачи электронов атомом
  12. Какой металлe в десятки тысяч раз дороже

золота? (радий)

  1. Какие элементы названы в честь стран?

(Рутений, Скандий, Полоний, Германий,

Галий, Франций.)

Команде « Колба »

  1. Электролит в щелочных аккумуляторах.
  1. Название средней соли серной ккислоты
  1. ещество, формула  которого КНСОз
  1. Элемент с порядковым номером 8
  1. Реакция обмена между солями и водой.
  1. Тип реакции горения водорода?
  1. Процесс присоединение электронов  атомами.
  1. Наименьшая частица вещества.
  1. Реакция на хлорид-ион
  2. Агрегатное состояние серы при нормальных условиях
  3. Бытовое название гидрокарбоната натрия
  4. Продукт реакции горения водорода.
  5. Валентность цинка  в соединениях

7.Конкурс химиков- практиков

Предлагается три задачи. Работают на столе для эксперимента.

Задача 1 Имея стеклянную трубку надо быстро получить углекислый газ (СО2 )  и распознать его.

Задача 2 Установить неизвестное вещество, которое находится в вашей пробирке. Написать реакцию.( вещество- хлорид бария)

Задача 3 Отгадай какую реакцию проводит соперник 

к «Атому» ( « превращение воды в вино»)-опыт,

Реактивы и оборудование:ф/ф, NaOH, HCI, три стакана

к «Колбе» (« извержение вулкана »)-опыт

 Реактивы и оборудование: ступка, бихромат аммония, магний, спички.

8.Подведение итогов.  Награждение команд.

Песня, которую исполняют все участники КВН  на мотив песни

 « Улыбка »

1 куплет. Я сегодня много узнал,

Меня тоже покорило это диво.

Так давайте будем изучать

Химию- ведь это так красиво

Припев. И тогда наверняка я и все мои друзья

Синтезируем из брома шоколадку,

Апельсины и « Тархун» да

И жвачку « Бублъ-гум »

Будет всем тогда нам очень очень сладко

2 куплет.. Химия- красивейший предмет

     Красочный, до умопомраченья

     Изучает свойства всех веществ,

   Получение, строенье и значенье. Припев. тот же

Литература:

1.Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и история – М.: Дрофа, 2005

2.Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учителей, учащихся и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

3.Попова Л.И.Мир веществ: Разработки внеклассных мероприятий.-11 классы-М.: Чистые пруды, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для подготовки к контрольной работе по химии.

Материал содержит рекомендации, с помощью которых можно тщательно подготовиться к важной контрольной работе....

Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовых работ по по МДК 04.01 Управление структурным подразделением организации

Методические рекомендациипо подготовке, написанию и оформлению курсовых работ по по МДК 04.01 Управление структурным подразделением организации...

Методические рекомендации по подготовке к проведению Всероссийских проверочных работ по географии

Целью проведения ВПР является оценка качества подготовки обучающихся по данному предмету на базовом уровне...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Методические рекомендации по подготовке работ к участию в областной заочной конференции по развитию технического творчества

      Методические рекомендации по подготовке работ к участию в  областной заочной  конференции по развитию технического творчества предназначены для  педагогическ...

Методическая разработка "Методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся"

В методической разработке представлены методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся....

Методические рекомендации для подготовки и проведения интерактивных форм внеклассных мероприятий по литературе

Методические рекомендации составлены с целью разъяснения преподавателям литературы особенностей подготовки и проведения интерактивных форм внеклассных мероприятий. Методические рекомендации включ...