Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева.
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Обощающий урок по данной теме проводится в виде игры, с использованием элементов технологии педагогических мастерских.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_masterskaya.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме:
«ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА»
Технология: педагогическая мастерская
Учитель химии школы № 1908 Родичева Тамара Михайловна
Цели и задачи урока:
Обобщить и углубить знания учащихся о сущности ПЗ, естественной взаимосвязи с системой химических элементов.
Закрепить понятие периодичность; умение учащихся прогнозировать свойства элементов на основе их положения в периодической таблице и самоанализировать свои ответы.
Дать в обобщенном виде представление о ПЗ, как о законе природы. Показать величие ПЗ.
Раскрыть единство материального мира, переход количественных изменений в качественные.
Развивать познавательную активность учащихся постановкой задач разной сложности, созданием творческой атмосферы на уроке, различными методическими приемами.
Развивать умение концентрировать внимание на существенных вопросах, умении готовить сообщения и слушать их.
На доске слова Щипачева «Читая Менделеева.»
Индукция
«… в природе ничего другого нет-
ни здесь, ни там - в космических глубинах,
Все, от песчинок до малых планет
Из элементов состоит единых…»
Работа в группах. Учащиеся класса делятся на две-четыре команды, выбираются капитаны. В командах есть докладчики, выполнившие домашнее задание. Приглашается жюри из трех старшеклассников.
I.Разминка команд.
1. Назвать элементы, которые начинаются на «А» (актиний, аргон..), и заканчиваются на «А» (сера, сурьма…).
- Из букв: Б, Л, М. Р, О,Х. Составьте название элементов (хлор, бром….).
- Мз слогов: маг, Лит, дий, ра, ний, ий составьте название элементов (литий, радий, магний).
- Задание представителям от команд (по одному от команды).
Составить названия элементов из букв слова ПРОТАКТИНИЙ (актиний, титан, натрий). Разминка закончена.
II. Разбор вопросов по плану. Отвечают представители команд.
- Какова предыстория открытия ПЗ?
- В чем заключались недостатки до менделеевских классификаций?
- Каким образом Менделеев пришел к открытию закона? Что положил в основу классификации элементов? Почему именно атомную массу? Его формулировка.
- Почему закон называется периодическим?
- Современная формулировка ПЗ. В чем физический смысл его? В чем причина периодичности?
- Каков физический смысл порядкового номера элемента, номера периода, номера группы?
- Как изменяется характер химических свойств элементов в периодах и подгруппах?
III. задание. Составление кластера
Вставьте в текст, написанный на экране пропущенные слова.
- в периоде заряд ядра атомов элементов … (увеличивается).
- число электронов на внешнем электронном уровне …. (увеличивается).
- поэтому в периоде притяжение электронов наружного слоя к ядру …(возрастает).
- значит, способность элементов отдавать электроны …. (уменьшается).
- а принимать …. (увеличивается).
- Таким образом, металлические свойства элементов в периоде… (убывают).
- а металлические…. (возрастают).
IV. Конкурс капитанов. Афиширование.
Охарактеризовать элементы, стоящие в ПСХЭ под следующими номерами: 12,15 и т.д. по плану. Отвечают капитаны.
V. каверзные вопросы. Разрыв.
Команде №1:
- Что общего и в чем разница у электронов обозначаемых 1S и 2S; 2S и 2P: 1S и 2P?
- Что такое лантаноиды и актиноиды?
- Написать состав атома элемента №17.
- Назовите элемент, имеющий следующую электронную формулу:
1S2S2P.
Команде №2:
1. Почему все элементы побочных подгрупп похожи друг на друга?
2. Почему у большинства элементов ПСХЭ относительные атомные массы выражаются дробными числами?
- Написать состав атома элемента №21.
- Охарактеризуйте свойства элемента и его положение в ПСХЭ, если его электронная конфигурация следующая: 1S2S2P.
Обобщение.
VI. «Игра»- читаю предложения, в которых заключен ответ на вопрос. Если правильно - тишина, нет - поднять руку.
- Атомная масса элементов изменяется периодически (-),
- Периодически изменяется заряд ядра атома (-),
- Линейно изменяется заряд ядра атома (+),
- Линейно изменяется число электронов на внешнем энергетическом уровне атома (-),
- Линейно изменяется атомная масса элемента (+),
- Периодически изменяется заряд ядра атома (-),
- Написать формулы высших оксидов и гидроксидов элементов: 1команде – II периода. 2 команде – III- го периода и указать изменение их химического характера.
VII. Домашнее задание- рефераты. Творческое домашнее задание.
- Значение ПЗ.
- Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева.
Заключение. Полет на воздушном шаре 1887г. Клин. Рефлексия.
Инсценировка (3-х учащихся класса).
…На лугу, на окраине Клина,
до зари собирался народ,
чтоб затмения видеть картину
и воздушного шара полет.
Хоть недолго затменье бывает,
Много тайн для людей осветит.
Вот проходит минута, другая…
Все готово! А шар не летит!!!
Тяга мала! Не поднять этот груз.
Вы остаетесь, один поднимусь.
Аэронавт: Ветер опасен, случится беда.
Менделеев: Я отступать не привык никогда,
Аэронавт: Вы крупный ученый…
Менделеев: Время не ждет.
Видите всюду собрался народ.
Веру в науку нельзя подрывать.
Шар над землей начинает влетать.
Голоса из толпы. Смотрите! Смотрите! Старик полетел.
Один полетел! До чего же он смел!
Взлететь на шаре к небосводу
Чтоб провести эксперимент.
Объять законом всю Природу-
Тут Смелость - важный Элемент.
Весь мир большой
От «А» до «Я»,
Земля и небо,
Ты и я,
Трава, песок и снегопад,
И ядер атомных распад,
И солнца свет,
И блеск луны
В таблице той, заключены.
И сложность в ней,
И простота,
Вселенной нашей красота.
И в каждой клетке и везде:
Что? Почему? Зачем? И Где?
Итог работы: оценка работы учащихся на уроке учителем.
Краткая рецензия.
Данный урок организован по технологии педагогических мастерских и тесно переплетается с технологией дебатов, РКМЧП.
Мастерская представляет комплекс знаний, вопросов, выполняя которые учащиеся 8 класса лучше усвоят материал темы: «ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"
Внеклассное мероприятие раскрывает историю создания периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева. Информация изложена в стихотворной форме, которая способствует быстрому запоминанию м...
Приложение к внеклассному мероприятию "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"
Открытию закона предшествовала длительная и напряженная научная работа Д.И. Менделеева в течение 15 лет, а дальнейшему его углублению было отдано еще 25 лет....
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
Обобщение материала по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева" 11 класс...
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
ЦЕЛИ.Обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала, стимулировать познавательную активность учащихся, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и чётко ф...
«Общая характеристика химических элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»
Материал для учителей, работающих по программе О.С.Габриеляна...
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
В презентации отражены история открытия ПЗ, структура ПС, закономерности изменения радиуса атома, электроотрицательности, окислительно-восстановительных свойств атомов элементов по периодам и группам....
Разработки уроков для реализации МТО при изучении тем «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс).
Представлены методические разработки уроков химии в 11 классе (технология МТО) по следующим темам: «Важнейшие химические понятия и законы» (2 ч), «Периодический закон и п...