Разработка урока по теме "Физические и химические явления" в 8 классе
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Цель урока:на основе имеющихся у обучающихся знаний о разновидностях явлений, закрепление понятий «физические» и «химические» явления, условий, признаков протекания химических реакций и ознакомление с особым типом реакции «горения».

Задачи:

·        Закрепить понятия «физические и химические явления», «условия протекания химических реакций», «признаки химических реакций»; ознакомиться с понятием «реакций горения», с условиями и признаками ее протекания.

·        Развить навыки проведения химических реакций, используя правила техники безопасности; развить логическое мышление при сопоставлении физических и химических явлений и установить их сущность; развить познавательную активность и творческие способности обучающихся при выполнении заданий.

·        Воспитать чувство коллективизма и взаимопонимания при работе в творческих группах; воспитать отношение к химии, как прикладной науке, при изучении применения ряда химических реакций.

Форма:

         Работа в разноуровневых группах постоянного состава с учетом личностных качеств обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uruk-petina_ov..doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4 г.о. Кинель

ФИЗИЧЕСКИЕ И

ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

УРОК ХИМИИ В 8 КЛАССЕ

УЧИТЕЛЬ:

Петина Оксана Викторовна


Цель урока: на основе имеющихся у обучающихся знаний о разновидностях явлений, закрепление понятий «физические» и «химические» явления, условий, признаков протекания химических реакций и ознакомление с особым типом реакции «горения».

Задачи:

  1. Закрепить понятия «физические и химические явления», «условия протекания химических реакций», «признаки химических реакций»; ознакомиться с понятием «реакций горения», с условиями и признаками ее протекания.
  2. Развить навыки проведения химических реакций, используя правила техники безопасности; развить логическое мышление при сопоставлении физических и химических явлений и установить их сущность; развить познавательную активность и творческие способности обучающихся при выполнении заданий.
  3. Воспитать чувство коллективизма и взаимопонимания при работе в творческих группах; воспитать отношение к химии, как прикладной науке, при изучении применения ряда химических реакций.

Форма:

        Работа в разноуровневых группах постоянного состава с учетом личностных качеств обучающихся.

  1. Вводная беседа

Вопрос – проблема:

Мы часто сталкиваемся с понятием «явление». А что, на ваш, взгляд означает данное слово?

СЛАЙД (фото физических и химических явлений: горение свечи, капли воды, приготовление пищи, растворение сахара)

Явление – это изменение или процесс.

Задача: познакомиться на уроке с классификацией явлений, происходящих в природе и в жизни человека.

  1. Сравнительная характеристика химических и физических явлений

Работа в группах

Лабораторная работа: «Физические и химические явления»

Оборудование и материалы:

Химический стаканчик с водой, штатив с пробирками, сухое горючее, асбестовая сетка, держатель, пробка для пробирки;

Кусочек цинка (металлического), раствор соляной кислоты (HCl), раствор сульфата меди (CuSO4), раствор гидроксида натрия (NaOH), хлорид натрия (поваренная соль) (NaCl).

Задание:

  1. Поместите в пробирку немного поваренной соли (хлорид натрия) и добавьте воды. Встряхните пробирку.
  2. Налейте в пробирку немного воды, заткните горлышко пробирки пробкой и нагрейте воду до кипения.
  3. В пробирку с кусочком металлического цинка прилейте несколько капель раствора соляной кислоты (HCl).
  4. К раствору сульфата меди (II) добавьте 2 –3 капли раствора гидроксида натрия.

Вопросы по группам (работа на 15 мин)

Выводы по работе:

  1. В первом опыте соль растворилась в воде, во втором – вода поменяла агрегатное состояние, в третьем выделился газ, а в четвертом – выпал осадок.

СЛАЙД

№ эксперимента

Описание опыта

Наблюдаемое явление

Тип явления

1

Поместите в пробирку немного поваренной соли (хлорид натрия) и добавьте воды. Встряхните пробирку.

Растворение соли в воде

2

Налейте в пробирку немного воды, заткните горлышко пробирки пробкой и нагрейте воду до кипения.

Изменение агрегатного состояния воды

3

В пробирку с кусочком металлического цинка прилейте несколько капель раствора соляной кислоты.

Выделение газа

4

К раствору сульфата меди (II) добавьте 2 –3 капли раствора гидроксида натрия.

Выпадение осадка

  1. Вещества в ходе первых экспериментов остаются сами собой. В ходе двух последних - они превращаются в другие вещества.
  2. Опыт № 1, 2 – физические явления; Опыт № 3, 4 – химические.

СЛАЙД (заполнение 4 столбика таблицы)

Признаки химического явления:

  1. Выпадение осадка;
  2. Выделение газа;
  3. Изменение окраски;
  4. Растворение осадка;
  5. Выделение или поглощение тепла;
  6. Появление запаха.

СЛАЙД

        

Признаки химических реакций

Условные обозначения

Выделение газа

Выпадение осадка

Изменение окраски

Появление запаха

Выделение тепла

Поглощение тепла

+Q

-Q

  1. В ходе физических и химических явлений происходят изменения с веществами.

Физические явления сопровождаются изменением физического состояния вещества (его физических свойств) вследствие изменения структуры вещества (кристаллической решетки);

Химические явления  сопровождаются изменением химических свойств веществ, то есть, изменением состава вещества и перехода его в другое соединение.

  1. Химические реакции

Вспомнить:

Процесс, при котором происходит превращение одних веществ в другие, отличающихся от исходных составом и свойствами, называется химической реакцией

        Мир химических реакций чрезвычайно разнообразен. Некоторые химические реакции протекают незаметно, то есть, без внешних признаков. Есть реакции, которые протекают со взрывом или выделением света. Чтобы лучше ориентироваться в мире реакций, нужно уметь давать им характеристику. Разберем основные направления характеристики химических реакций.

СЛАЙД (схема)

Химическая реакция

Идет, течет или протекает

     Реагирующие (исходные)                                           Продукты реакции      

                  вещества

              Условия протекания реакции       Признаки реакции  

Записать:

Реагирующие вещества (исходные) – вещества, присутствующие вначале реакции.

Продукты реакции – вещества, образующиеся в ходе реакции.

Условия протекания реакции – то, что необходимо выполнить, чтобы реакция началась  и продолжала протекать.

Признаки реакции:

 Так как в результате химической реакции образуются новые вещества, обладающие другими  свойствами, не схожими со свойствами исходных веществ, то внешние качественные характеристики смеси меняются.

  1. Реакция горения, как пример химического явления

Работа в группах (на 7 мин)

Задания:

Опишите реакцию горения угля, как пример химического явления по заданным характеристикам.

Выводы:

СЛАЙД

УГЛЕРОД и КИСЛОРОД                       УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ

   ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА                              ПРОДУКТ РЕАКЦИИ

УСЛОВИЯ ПРОТЕКАНИЯ РЕАКЦИИ: ВОЗДУХ, НАГРЕВАНИЕ

ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ: ВЫДЕЛЕНИЕ ТЕПЛА

  1. В реакции участвовали углерод и кислород. Образовался оксид углерода (углекислый газ). Для этого потребовался воздух и нагревание. При горении выделяется энергия.
  2. С + О2 →СО2

СЛАЙД(определение реакции горения)

  1. Реакция горения – это процесс взаимодействия веществ с кислородом, в результате которого образуются оксиды, и выделяется энергия.

СЛАЙД (фото «работа пожарных»)

  1. Чтобы остановить пожар необходимо прекратить доступ кислорода к горящему объекту. Для этого его накрывают плотной тканью или засыпают песком.

СЛАЙД(схема «области применения реакции горения»)

  1. В результате любой реакции горения выделяется энергия. Это свойство используют в домашних условиях для обогрева и приготовления пищи.

  1. Домашнее задание
  1. Конспект
  2. Описать по плану реакцию ржавления (коррозии) железа.
  3. вопросы 1 - 6 стр. 95 – 96.

Листок учителя

Этапы

Задания группам

Выводы

I

Вопросы:

I группа:

  1. Опишите явления, наблюдаемые в ходе экспериментов.
  2. Наблюдаете ли вы какие – нибудь изменения с веществами в ходе опытов?

II группа:

  1. Как вы думаете, произошли ли какие – нибудь изменения с веществами в ходе первых двух экспериментов? Если произошли, то на каком уровне и какие конкретно?
  2. Постарайтесь объяснить увиденные изменения в опытах 3 и 4 с позиции строения вещества.

III группа:

  1. Как вы думаете, какие из проделанных опытов демонстрируют физические явления, а какие – химические?
  2. По каким признакам вы их проклассифицировали?

IV группа:

  1. Как вы думаете, какие из проделанных опытов демонстрируют физические явления, а какие – химические?
  2. На основании увиденного, пожалуйста, постарайтесь выявить общие и отличительные признаки физического и химического явления.

V группа:

  1. Проанализировав результаты опытов, определите принадлежность каждого явления к физическому или химическому.
  2. Как вы думаете, какова внутренняя сущность физического  и химического явления?

           Какие изменения происходят с веществами в ходе этих процессов?

  1. В первых двух опытах не произошло внешнего изменения с веществами, в третьем выделился газ, а в четвертом – выпал осадок.
  2. Вещества в ходе первых экспериментов остаются сами собой. В ходе двух последних - они превращаются в другие вещества.
  3. Опыт № 1, 2 – физические явления; Опыт № 3, 4 – химические.

Признаки химического явления:

  1. Выпадение осадка;
  2. Выделение газа;
  3. Изменение окраски;
  4. Растворение осадка;
  5. Выделение или поглощение тепла;
  6. Появление запаха.
  1. В ходе физических и химических явлений происходят изменения с веществами.

Физические явления сопровождаются изменением физического состояния вещества (его физических свойств) вследствие изменения структуры вещества (кристаллической решетки);

Химические явления  сопровождаются изменением химических свойств веществ, то есть, изменением состава вещества и перехода его в другое соединение.

         

II

Вопросы:

I группа:

  1. Какие вещества вступают во взаимодействие друг с другом?
  2. Какие вещества выделяются в результате данной реакции?
  3. Вспомните, что необходимо сделать, чтобы уголь начал гореть.
  4. По каким признакам мы определяем, что процесс горения идет?

II группа:

  1. Назовите исходные вещества данной реакции (что с чем взаимодействует).
  2. Назовите продукты реакции (какие вещества образуются).
  3. Вспомните, какие условия необходимо создать, чтобы реакция горения началась.
  4. Перечислите признаки данной химической реакции.

III группа:

  1. Назовите исходные вещества реакции горения угля.
  2. Назовите продукты реакции горения.
  3. Перечислите условия реакции горения угля.
  4. Перечислите признаки реакции.

IV группа:        

  1. Назовите исходные вещества реакции горения угля. Попробуйте записать их формулы.
  2. Назовите продукты реакции горения и составьте их формулы, если известно, что в результате реакции образуется оксид.
  3. Назовите признаки реакции горения угля. Что объединяет, на ваш взгляд все реакции горения?
  4. Назовите условия данной реакции и сопоставьте их с условиями других реакций горения, известных вам.

V группа:

  1. Напишите формулы исходных веществ для данной реакции, если они все простые вещества.
  2. Составьте формулы продуктов реакции. Какой класс веществ, на ваш взгляд, должен образоваться в результате реакции горения?
  3. Какое обязательное условие необходимо для реакции горения. Как знание его помогает при тушении пожаров?
  4. Какой признак любой реакции горения используют в народном хозяйстве?

5. В реакции участвовали углерод и кислород. Образовался оксид углерода (углекислый газ). Для этого потребовался воздух и нагревание. При горении выделяется энергия.

  1. С + О2 →СО2
  2.  Реакция горения – это процесс взаимодействия веществ с кислородом, в результате которого образуются оксиды и выделяется энергия.
  3. Чтобы остановить пожар необходимо прекратить доступ кислорода к горящему объекту. Для этого его накрывают плотной тканью или засыпают песком.
  4. В результате любой реакции горения выделяется энергия. Это свойство используют в домашних условиях для обогрева и приготовления пищи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков по физике. Раздел "Световые явления" 8 класс

Далеко не все дети, учащиеся в одном классе, одинаково воспринимают материал, я использую технологию разноуроовневой дифференциации заданий.Не боюсь повториться, поскольку все новое - это хорошо забыт...

Урок химии "Физические и химические явления"

Методическая разработка урока....

Урок-исследование "Физические и химические явления"

Урок-исследование "Физические и химические явления", 8 класс...

Конспект урока химии "Физические и химические явления" 8 класс (УМК Рудзитис Г.Е.)

Конспект урока представлен  в форме технологической карты   в свете  требований ФГОС второго поколения. Содержит разделы: деятельность учителя, деятельность учащихся, УУД, ресуры. Проек...

Разработка урока по теме "Скорость. химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 11 класса.         Изучение темы «Учение о скорости химической реакции....

Урок химии "Физические и химические явления" 8 класс

Урок химии "Физические и химические явления" в 8 классе. Урок с с использованием местного материала. Проблемным вопросом к уроку является разрушение моста через реку Камелик. Через практичес...